Научная статья на тему 'Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов'

Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
601
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ГЕРОИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ / ЗАЧИН / МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПОХА / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ЭВЕНКИ / ЭВЕНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дьяконова Мария Петровна

В статье предпринимается попытка анализа взаимосвязи жанра мифа и эпоса эвенков и эвенов. Методы. Представление о древней мифологической эпохе, сформированное в повествованиях о творении мира, находит отражение в сказаниях северных тунгусов. Результаты. В зачине эвенкийских героических сказаний мифологическая эпоха рисуется как начало расцвета земли. Выводы. Зачин некоторых эвенских сказаний также содержит формулировку мифологического времени, в иных зачинах предстает как эпоха золотого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 398.221(=512.212)(=512.211)

Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов

© 2017 Дьяконова М. П.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН,

Якутск, Россия; e-mail: dmp76@bk.ru

РЕЗЮМЕ. В статье предпринимается попытка анализа взаимосвязи жанра мифа и эпоса эвенков и эвенов. Методы. Представление о древней мифологической эпохе, сформированное в повествованиях о творении мира, находит отражение в сказаниях северных тунгусов. Результаты. В зачине эвенкийских героических сказаний мифологическая эпоха рисуется как начало расцвета земли. Выводы. Зачин некоторых эвенских сказаний также содержит формулировку мифологического времени, в иных зачинах предстает как эпоха золотого времени.

Ключевые слова: миф, героическое сказание, зачин, мифологическая эпоха, мифологическое время, эвенки, эвены.

Формат цитирования: Дьяконова М. П. Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 45-51.

Mythological Era in Evenks' and Evens' Epics

© 2017 Mariya P. Dyakonova

Institute of Humanities and Indigenous Peoples of the North, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Yakutsk, Russia; e-mail: dmp76@bk.ru

ABSTRACT. The author of the article makes an attempt of the analysis of the relationship between Evenks' and Evens' genre of myth and epos. Methods. The idea of the ancient mythological era, formed in the narratives about the creation of the world, is reflected in Northern Tungus' legends. Results. In the beginning of the Evenks' epics the mythological era is drawn as the blossom beginning. Conclusions. The beginning of some Evenks' tales also contains the wording of mythological time, in the other ones it appears to be the Golden era.

Keywords: myth, epic, beginning, mythological era, mythological time, Evenks, Evens.

For citation: Dyakonova M. P. Mythological Era in Evenks' and Evens' Epics. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 45-51. (In Russian)

Общественные и гуманитарные науки ••• 1

Social and Humanitarian Sciences

Введение

Для этнографов, историков и филологов является аксиомой положение, что миф - это «древнейший способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности» [10, с. 23], а также это «первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры - литературы, искусства, религии и, в известной

мере, философии и даже науки» [9]. В. Я. Пропп, исследуя героический эпос с целью показать связь эпоса с мифологией, по этому поводу отмечает, что эпос возникает на почве мифологии [13]. Е. М. Мелетинский, рассматривая проблемы генезиса героического эпоса, пользовался материалами как эпоса, так и мифологических повествований [11].

Исследователь эвенского фольклора Ж. К. Лебедева, говоря о жанрообразовании, пишет, что «древнейший жанр - благопожела-ния, вышедший из недр обрядовой поэзии и функционально сопровождавший обряд, вошел в состав эпической традиции, но не подвергся жанровой трансформации и существует в этой традиции как самостоятельная фольклорная единица, играя в ней сюжетооб-разующую роль» [15, с. 25].

Эвенкийская концепция сотворения мира изложена эвенками в цикле мифов о творениях божества Сэвэки и его брата Харги [4, с. 214; 3]. Религиозные воззрения, отраженные в мифах северных тунгусов, представляют в конечном итоге результат интеллектуальной деятельности по моделированию мира.

Материалы и методы исследования

В мифах творения родственных этносов сформировалось представление о трехчаст-ной модели мира, имеющей вертикальную ориентацию. С точки зрения идеи, заложенной в мифах творения, все сюжеты составляют единое коллективное представление эвенков и эвенов о творении мира. Существующие у северных тунгусов циклы мифов о творении мира имеют единую основу. Общие черты проявляются в образах творцов, их функциях, в сюжетах и др.

В мифах творения северных тунгусов существуют свои национальные формулы обозначения мифологической эпохи и мифологического времени. Обобщающим термином мифической эпохи у эвенков является термин «нимцакан бщэШн - время нимцакана», у эвенов - «всиди тэлэц - время древнего повествования, время древнего рассказа».

Начало событий первотворения сконцентрировано на формулировке «появление земли» с ее последующими этапами развития. У эвенков: 1) Когда земли еще не было, была только вода (Дулин Буга, дуннэ ачин бицкин); 2) Когда земля только появилась (Дулин Буга элэкэс овдяракин); 3) Когда Средняя земля возродилась, появилась [окончательно] (Дулин дуннэ (Буга) оскечэн). У эвенов: 1) Когда была одна вода (Эрэли якта ачча бисин, эйду мв); 2) Земля только сотворилась (Тер элэкэс балдаддакан); 3) Когда на земле еще ничего живого не было (Титэл всиду мут тврэунэт як-та хогнари ачча бисин).

В результате творения мира божеством Сэвэки возникает мир, состоящий из верхнего мира Угу буга, среднего мира - Дулин буга (Дулин дуннэ - Средняя земля) и нижнего мира - Хэргу буга. По мифам эвенков, средняя земля Дулин дуннэ является одновременно средним миром Дулин буга. Они заканчиваются актом сотворения среднего мира-земли и возникновением трехчастной модели мира, где на средней земле суждено жить сотворенному человеку. Однако, как уже говорилось выше, в мифах творения человек не является главным персонажем, человек-герой появляется лишь в героических сказаниях эвенков и эвенов.

Как и в фольклоре других народов, эвенкийский миф является одной из основ формирования героических сказаний. Эвенкийские героические сказания имеют четкую структуру и состоят из зачина, сюжета и эпилога. Структурные части сказаний эвенков имеют традиционные термины-обозначения: 1) зачин называли «нимцакан тэкэнин» - «корень нимуакана» (начало); 2) сюжет, основное содержание сказания - «нимцакан кэцтырэн» -«позвоночник сказания»; 3) эпилог, конец сказания - «нимцакан муданин» - «конец сказания» [1, с. 46]. Зачины, определяемые эвенками как нимцакан тэкэнин (основание сказания), указывают на то, что происходящие в сказаниях события относятся к глубокой древности [7, с. 12].

Зачин рисует состояние мира, состояние земли на момент развертывания событий в сказаниях. Зачин нимцакана представляет «пространственно-временной фон, на котором развертываются события в героических нимцаканах, является временем мифической эпохи первотворения» [2, с. 62]. Как пишет А. Н. Мыреева, в основе зачина заложен «миф о первотворении, превратившийся в традиционную эпическую формулу, где описывается одновременное возникновение трех миров» [12, с. 32]. Исследователем фольклора эвенков М. П. Яковлевой выделено несколько типов зачина в героических сказаниях эвенков. Первый тип - зачин, выраженный концептом места рождения героя; второй - концептом времени, третий тип обозначен как комбинаторный, включающий концепты места и времени рождения героя [16, с. 515].

Результаты и их обсуждение

В эвенкийских зачинах фиксируется начальное время, в котором начинает жить и действовать человек как главный герой сказаний. Зачин героических сказаний эвенков обязательно содержит формулировку о состоянии средней земли, зафиксированную в мифах первотворения: «Дулин дуннэ (Буга) оскечэн» — «[когда] Средняя земля возродилась, появилась [окончательно]». Картина мира, содержащаяся в зачинах сказаний, тра-диционна - мир предстает как только что сотворенный: земля величиной с коврик под седло оленя, море - с блюдечко, небо - с перевернутый вверх дном берестяной хагачан-чуман (берестяная посуда) и т. д.:

«Дулин буга элэксэкэн мойка метадика-нин нэптэргэдецэсин,/Лам-булдяр биласэкел-дикэн беликивдяцасин,/Угу буга элэксэн серу-калдикан серувдяцахин, /Дулин буга дулка-киндун, /Эгдер яне даптудун/Бивэндечэ-оскендечэ Дулин буга соницин,/Гэрбин бими -мойка бэюн наннадин далкалакан./Токи нюцудин тирэвкэлкэн, угэлкэн/Гэрбин бими -Эмукин оскечэ Умусликэн сонинц» - «Когда Средняя земля величиной со шкурку годовалого олененка разворачивалась, /Когда море-океан с блюдечко льдинкой лишь было, /Когда верхнее небо только лишь радугой сверкать начинало, /В центре Средней земли, /Устье большой таежной реки, /Жил да поживал Средней земли сонинг, /Имя его было Дикого оленя-мойки покрытие чума имевший, Бедренными костями лося прижатое покрытие чума, /Одиноким родившийся Одинокий Умусликэн-сонинг» [7, с. 242].

Основной функцией эпического зачина является соотнесение эпических событий с ранним временем и определение этого времени как эпохи первотворения, когда возникли три мира. Трехчленная картина мира предстает в зачине сказания «Торгандун средней земли - Дулин буга Торгандунин»:

«Билир-билир /Илан сивир /Мойикан сер-гачинин сериЫлдывнал оскедечэл уhу. /Тадук одакин эр дундэр энин /Тэнинэдын тэлгэн-дерэкин, /Няцняр ами Нагачан тувэктынин билкикинмудяча» - «Давным-давно /Три мира появились /Подобно прислушивающимся ушам годовалого дикого оленя. /Когда средняя матушка-земля /Расстилалась как меховой коврик, /Верхний мир-батюшка виднелся как донышко /берестяного короба» [6, с. 30].

В содержание зачина включается краткая характеристика человека - главного героя сказаний. Традиционно это человек, ничего не знающий о своем происхождении, - первый человек на средней земле Дулин Дуннэ, поэтому он одинокий герой:

«Билир, билир дуннэ улапкун кумалантин гаравдачагачин, тэнинэ гаравдачагачин би-дерэкин, дюлкан уранкай оскедечэ. Утэн дючи бичэ. Эр бэе «эни» гунэри, энин ачин бичэ, «ами» гунэри, амин ачин бичэ. Ацадякан оскечэ. (Нимцакан тэкэнин)» - «В древности, в древности, когда земля как мокрый кумалан брошенной была, как коврик под седло оленя брошенной была, имеющий жилище-утэн урадкай появился. Жилищем у него утэн был. У этого человека называемой матерью, матери не было, называемого отцом отца не было. Сиротой рос. (Пояснение сказителя: «Это часть - основа сказания»)» [7, с. 218].

Можно привести множество примеров, где зачин рисует только что созданную землю, на которой живет первый на земле человек-одиночка. Персонаж-человек может быть и одинокой женщиной:

«Дуннэ тэнинэдин одяракин, /Няцняцин хагачанду кумтэптэки дявавчадяракин, /Нюцурмок-атыркан Дулин Бугаду оскедечэн. /Дулин бугаду оскедяча, /Болкикта моцин элэкэс болголтодёрокин, /Сэнкирэн элэкэс сэрбэргэдерэн, /Аямамат адуларакин, /Няхамдаткан моцин нялбургадяран. /Де нуцан бихэмдэ янэ бираду оскедерэн» - «Когда земля как коврик меховой под седло оленя становилась /Небо над ней подобно берестяному хагачану перевернутому было, /Старушка Нюнгурмок на Средней земле жила, /На середине земли жила, /Когда стланик впервые шишками своими покрывался, /Когда сэнкирэ лишь начинал веточками густеть, /Когда внимательно землю свою осматривала она - /Молодые растения еще эластичны и мягки были. /И вот она на берегу большой реки жила» [7, с. 234].

Вся земная растительность только появляется, земля расцветает. На ней образуются горы, хребты, реки, зверя еще мало, и живет на земле человек, и кроме него на земле лю-дей-урангкаев нет: «Билир-билир /Дуннэ дула-какиндун ио бими. /Чукагачин эдэкэс юдецэхин, оскеча, /Урэ бими элэкэс кира-гинуачин томторгодеуохин, /Урацкай ачин биуэхин, /Тар тэликэкун бэйцэ дёгор бицэхин.

/Хэгдщэ ирэктэ ачин бицэхин, /Эр бэе бими оскедечан». «Давным-давно, /Когда на средней земле дерево деревом будучи, /Лишь с траву величиной появилось, рождалось, /Гора горой, будучи лишь острие свое высовывала, /Когда еще урангкая не было, /Когда и зверя-то мало было, Этот человек, появившись, рос» [7, с. 213].

В некоторых сказаниях первыми и одинокими людьми на земле являются три девушки: «Билир-билир /Дулин дуннэ оёдун, /Няцня бими чуцурэн /Чуцурэгэчин бал-дидяцахин, /Оскечэл бичэл, /Умун утук утук-энду /Ахал бимил илан бичэл» - «Давным-давно, /На поверхности Средней земли, /Когда центр земли как пуповина зарождался, /Появившись, были в одном старом утэне, /Три женщины жили» [7, с. 207].

Картина мира, фиксируемая в зачине героических сказаний эвенков, является описанием состояния мира, сформированного как итог творения его творцом Сэвэки. Таким образом, модель мира, сформированная в мифах первотворения, получает развитие в героических сказаниях эвенков.

Эпос эвенов, в отличие от эпоса эвенков, исследован мало. Ему посвящено единственное теоретическое исследование Ж. К. Лебедевой «Архаический эпос эвенов» [8]. В нем автор осветила ключевые вопросы архаического эпоса эвенов: древнейшие основы, явившиеся базой формирования эпоса; сюже-тику; поэтические особенности и традиции сказительства эвенских нимкаланов. Однако в работе не уделено специального внимания зачину в эвенских сказаниях.

Как пишет автор, архаический эпос эвенов «по внутренней структуре - это сплав элементов мифа, архаической волшебной сказки, эпоса» [8, с. 19]. Для эвенского эпоса характерно сочетание ритмико-поэтической и прозаической форм. Повествовательная часть «состоит из трех компонентов: зачина, развертывания содержания (как отдельных эпизодов сказания, так и сказания в целом), концовки» [8, с. 8-9]. Специфичными чертами эвенского эпоса являются следующие: вступительная и заключительная части лаконичны, пространные описания отсутствуют. В краткой характеристике зачинов автор подчеркивает следующие черты: несоответствие зачина основной повествовательной части; зачин имеет традиционно-мифологическую

формулу абсолютного одиночества героя (одиночества брата и сестры). Герой эвенского эпоса, как и эвенкийского, - одинокий человек живет на земле и не ведает ничего о своем происхождении [8, с. 22-23]: «В старину жил человек по имени Омчэничэн, он не знал, от кого он родился, откуда появился. У него был брат...» [8, с. 144].

Судя по опубликованным сказаниям эвенов, зачин как самостоятельная структурная часть имеет свою специфику. Однако в эвенском зачине обнаруживаются и традиционные элементы, свойственные зачину в эвенкийских героических сказаниях. Наиболее отчетливо они отмечены в нимкане о трех братьях «Иркэнмэл, Мэтэлэ, Ойиндьэ» [5]. Вступительная часть нимкана представляет собой оригинальную форму, в которой дано описание земли бассейнов трех рек, где живут три брата, описывается их общее жилище. Начало сказания резюмируется такими словами: «Эрэл илар бэйэл тввр элэкэс бал-даддакан бичэл (тиекэрэп тввр)» - «Эти три человека жили, когда земля теперешняя только нарождалась (современная земля)» [5, с. 8]. Начало указанного сказания можно считать формой эвенского зачина. Эти братья являются первыми людьми на земле, давшими начало трем этносам: «Иркэнмэл-бэй ^онин-ган, иав бутумэн этутти, иав бутумэн оори - тиэкэрэп ньууч. вйиндьэ - мэниньун аран этутти - ньока. Мэтэлэ - иав-да эти этуттэ, иав-да эти hаар, тиэк манудди -тиэкэрэп эвэн» [5, с. 31] - «Иркэнмэл - богатырь всех богатырей, все, что есть, могущий одолеть, все, что есть, могущий сделать - теперешний русский, Ойинде - только себя еле могущий кормить - якут. Мэтэлэ - ничего не могущий, ничего не знающий, вот теперь исчезающий - теперешний эвен.» [5, с. 9].

Рассмотрим вступительную часть сказания (т. е. зачин) «Пять девушек», записанного от Д. М. Осениной. В зачине кратко даются следующие сведения: характеристика места рождения и жизни пяти сестер: <...> окат налдидун вриучир, Ытлэ киргиндун вриучир... <...> они жили на месте слияния двух рек, на высокой части места слияния; описание жилища как жилища древнего типа: эгден кэркэтэ дюлкар..., ... у них была большая, просторная юрта.; характеризуется тип хозяйства (полудикое оленеводство с множеством оленей): Эрэк асаткар орантан двр окату милтэрэкэн милтэрэучир. / Эрэк

^явур ^дукун эсэмикэн олдантан hупчэ, тачикан Ыя оран дяпкан эти hаврa. У этих девушек оленей было полным-полно по долинам двух рек. /Оленей до того много было, что все их бока облысели (от протирания друг от друга) [14, с. 79]; дана краткая характеристика каждой сестры с именем собственным и они одиноки.: Эрэк тунуан асаткар-дук экэнтэн Нэрук гэрбэн, /эрэк Нэрук hэрдэлин Тосань гэрбэн, тадук Ьякан гэрб-энь, / тадук Ьэрэп гэрбэн, Ьэрэп Нэрдэлин Нэргэтэн Чимчэп гэрбэ. Из этих пяти девушек, самую старшую сестру звали Нэрук, /после Нэрук шла Тосань, затем Хякан, затем Хэрэп, /после Хэрэп самая младшая Чимчэп [14, с. 80].

Заключение

Таким образом, если сравнить вступление в эвенском эпосе с зачином эвенкийских героических сказаний, то видно, что структура их совпадает. Вступление к эвенским сказаниям включает в себя характеристику (описание ландшафта), места рождения и жизни героя (и почти всегда концепт места содержит указание на реку (реки), как у эвенков); описание жилища как жилища древнего типа; характеристику героя как одинокого человека; не всегда, но имеется характеристика времени рождения и жизни героя, связанная с мифологической эпохой появления средней земли.

Следует подчеркнуть, что зачин в эвенских сказаниях структурно сформирован с точки зрения его идеи и замысла. Зачин эвенского эпоса имеет свое художественно-поэтическое оформление как поэтическая формула в языковой эпической культуре, отличающееся от эвенкийского. В отличие от эвенкийского эпоса формула мифологического времени, сформированная в мифах творения эвенов, не получила своего дальнейшего развития в сказаниях.

Мифологическая модель мира в эвенском эпосе «хорошо разработана и носит традиционный характер», мир разделен на верхний, средний и нижний [8, с. 21]. Средний мир (земля) рисуется как реальный, имеет «тот вид, какой имеет земля и теперь». Как подчеркивает Ж. К. Лебедева, изображение верхнего мира особенно, и это одна из художественно-поэтических традиций эвенской Литература

1. Варламова Г. И. Женская исполнительская традиция эвенков. Новосибирск: Наука, 2008. 230 с.

эпики: «В верхнем мире реки наполнены молоком, на их берегах - золотые россыпи камней, возвышаются золотые и серебряные дома» [8, с. 22]. Так, в одном из сказаний (текст опубликован только на русском языке) девица-птица Чипитор живет в верхнем мире, ее отцом является кагана-царь. В начале сказания отсутствует прямое указание на то, что героиня живет в верхнем мире, это выясняется далее из текста: «Живет птичка ослепительной красоты с золотыми перьями, живет, питаясь червячками» - в приложении к работе Ж. К. Лебедевой [8, с. 107-119]. Особенность традиции изображения верхнего мира иногда переносится на изображение среднего мира, что подтверждается и новыми публикациями - в сказаниях, записанных от Д. М. Осениной: Бэкэчэн hуланя мэцэн ораталкан, hуланя мэцэн нвчэлкэн отлака-ган-да, /нивэкэгэн-дэ, як биси ^рбаг, бэкэчэн hуланя мэцэн. / Мэцэнь дасапча hятакаган-да ян-да. / Тарак Ылаки мудандулан элбум дю илачтан./ Элбум дю бисни, таду дюду дер бэй бисни. /Эрэк акатмар Иркэнмэл гэрбэн, нвдмэр бими Ойинде гэрбэн. Кустарники ольхи, карликовой березы, с травой из красного золота, /с цветами из красного золота, всё есть зелень, всё красное золото. /Золотом покрытые тальники и всякое. /Там в конце верховья юрта стоит. /Юрта есть, в той юрте два человека есть. /Старшего имя Иркэнмэл, а младшего имя Ойинде [14, с. 119].

Таким образом, можно сказать, что зачин эвенских героических сказаний структурно сформирован, и ему определено свое место -он является вступительной частью (началом сказаний). В сказании Д. М. Осениной «Семь стерхов» мифологическая эпоха подразумевает неопределенное время, когда на средней земле все было не так, как сейчас: растительность на земле покрыта золотом.

Представление о древней мифологической эпохе, сформированное в мифологических повествованиях творения мира, находит отражение и в сказаниях северных тунгусов. В эвенкийских героических сказаниях мифологическая эпоха рисуется как начало расцвета земли. В эвенских сказаниях эпоха пра-времени предстает как идеальное золотое время на земле.

2. Варламова Г. И. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. Якутск: Северовед, 1996. 134 с.

3. Варламова Г. И., Дьяконова М. П. Образы Сэвэки и Хэвки в мировоззрении и фольклоре эвенков и эвенов // Религиоведение. 2013. № 2. С. 15-20.

4. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этногра-фические очерки (ХУШ-начало ХХ в.). Л.: Наука, 1969. 304 с.

5. Данилов Е. А. Иркэнмэл, Ойинде, Мэтэлэ // Иркэнмэл, бйиндьэ, Мэтэлэ / сост. А. А. Данилова. Якутск: Розовая чайка, 1991. 48 с. (на русском и эвенском языках)

6. Дулин буга Торгандунин = Торгандун среднего мира / сост. А. Н. Мыреева. Новосибирск: Наука, 2013. 856 с.

7. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / сост. Г. М. Василевич. Л.: Наука, 1966. 400 с.

8. Лебедева Ж. К. Архаический эпос эвенов. Новосибирск: Наука, 1981. 158 с.

9. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm [дата обращения: 21.02.2017]

10. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. С. 23-41.

1. Varlamova G.I. Zhenskaya ispolnitel'skaya traditsiya evenkov [Evenk Women's performing traditions]. Novosibirsk: Science, 2008. 230 p. (In Russian)

2. Varlamova G.I. Epicheskiye traditsii v even-kiyskom folklore [Epic traditions in the Evenks' folklore]. Yakutsk: Severoved, 1996. 134 p. (In Russian)

3. Varlamova G. I., Dyakonova M. P. Obrazy Seveki i Khevki v mirovozzrenii i folklore evenkov i evenov [Seveka's and Hevka's Images in the Evenks' and Evens' worldview and folklore]. Religious studies. 2013. No. 2. Pp. 15-20. (In Russian)

4. Vasilevich G. M. Evenki. Istoriko-etnogra-ficheskiye ocherki (XVIII-nachalo XX vv.) [Historical and ethnographic essays (the 18th-the beginning of the 20th century)]. Leningrad, Nauka Publ., 1969. 304 p. (In Russian)

5. Danilov E. A. Irkenmel, Oyinde, Metele / comp. by Danilova A. A. Yakutsk: Rozovaya Chayka Publ., 1991. 48 p. (in Russian and in the Even language)

6. Torgandun srednego mira [Torgandun of the Middle World] / comp. by Myreeva A. N. Novosibirsk: Nauka, 2013. 856 p. (in Russian and in the Even language)

7. Evenks' Historical folklore. Tales and legends / comp. by Vasilevich G. M. Leningrad, Nauka, 1966. 400 p. (in Russian)

8. Lebedeva Zh. K. Arkhaicheskiy epos evenov [Evens' Archaic epos]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1981. 158 p. (in Russian)

9. Meletinsky E. M. Mif i dvadtsatyi vek [Myth and the 20th century]. Electronic resource. Access

11. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и исторические памятники. М.: Изд-во вост. лит., 2004. 462 с.

12. Мыреева А. Н. Эвенкийские героические сказания / сост. А. Н. Мыреева. Новосибирск: Наука, 1990. С. 72-86.

13. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. 603 с.

14. Эвенские нимканы Дарьи Михайловны Осениной / сост. А. Лаврилье, Д. Матич, Х. М. Захарова. Verlag der Kulturstiftung Sibirien SEC Publications. 2013.

15. Эвенский фольклор. Научный отчет / исп. А. А. Данилова, Ж. К. Лебедева. Якутск, 1989. Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН. Ф. № 5, оп. № 14, ед. хр. № 174.

16.Яковлева М. П. Традиционный зачин в сказаниях эвенков и эпосе калмыков // Материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного монголоведения и алтаистики», посвященной 75- летию со дня рождения и 55-летию научно-педагогической деятельности профессора В. И.Рассадина (г. Элиста, 10-13 ноября 2014 г.). Элиста: Изд-во КАлмГУ, 2014. С. 513-516.

mode: http://www.ruthenia.ru/folklore/me-

letinsky1.htm [accessed 21.02.2017]

10. Meletinsky E. M. Mif i istoricheskaya poet-ika fol'klora // Fol'klor. Poeticheskaya sistema [Myth and historical poetics of folklore. In: Folklore. Poetic System]. Moscow, Nauka, 1977. Pp. 23-41. (in Russian)

11. Meletinsky E. M. Proiskhozhdenie ge-roicheskogo eposa: rannie formy i istoricheskie pa-myatniki [The Origin of the heroic epic: early forms and historical monuments]. Moscow, 2004. 462 p. (in Russian)

12. Myreeva A. N. Evenks' epics. Comp. by Myreeva A. N. Novosibirsk, Nauka, 1990. Pp 7286. (in Russian)

13. Propp V. Ya. Russkiy geroicheskiy epos [Russian heroic epos]. Leningrad, LSU Publ., 1958. 603 p. (in Russian)

14. The Evens' nimkans of Darya Mikhaylovna Osenina. Comp. by A. Lavrile, D. Matich, Kh. M Zakharova. Verlag der Kulturstiftung Sibirien SEC Publications. 2013 (in Russian)

15. Evens' folklore. Scientific report. Made by Danilova A. A., Lebedeva Zh. K. Yakutsk, 1989. F. 5, inv. 14, dep. unit no. 174. (in Russian)

15. Yakovleva M. P. Traditsionnyi zachin v skazani-yakh evenkov i epose kalmykov [Traditional beginning in the Evenks' legends and Kalmyks' epos]. Proceedings of the International scientific conference "Actual problems of modern Mongolian and Altaic Studies", dedicated to professor V. I. Rassadin 75th anniversary and 55th anniversary of his scientific and pedagogical

References

activity (Elista, 10-13, November, 2014). Elista: KalmSU Publ., 2014. Pp. 513-516. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Дьяконова Мария Петровна, кандидат филологических наук, младший научный сотрудник сектора эвенской филологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского Отделения РАН, Якутск, Россия; e-mail: dmp76@bk.ru

Принята в печать 05.07.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Mariya P. Dyakonova, Ph. D. (Philology), junior researcher, Sector of Evens' Philology, Institute of Humanities and Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia; e-mail: dmp76@bk.ru

Received 05.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.