https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.23
Латыпов Линар Наильевич
КОНЦЕПТ "БЕССМЕРТИЕ" В ФОКУСЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Осмыслить феномен "смерти" и спасительное понятие "бессмертия" в той или иной форме рационального углубления пытается каждый человек. Почему практически во всех вероучениях человечества и многих философских традициях провозглашается "бессмертие" души человека? Экзистенциальная философия в рассмотрении вопросов эсхатологического характера фокусируется, прежде всего, на жизненной важности индивидуального нахождения ответа на данный, самый сложный вопрос человеческой жизни: Является смерть концом бытия человека или нет? Есть ли продолжение индивидуального бытия после смерти? Каково содержание понятий "Смерть" и "Бессмертие"?
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972018/12-1/23.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 1. C. 107-111. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Алхасов А. А. Макс Шелер об иерархии ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55). Ч. 2. C. 13-15.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 790 с.
3. Дильтей В. Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах / пер. с нем. Г. А. Котляра и С. О. Гес-сена; под ред. Н. О. Лосского и Э. Л. Радлова // Новые идеи в философии. СПб.: Образование, 1912. Сб. 1. С. 119-181.
4. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.
5. «Евросеть» привлекут к ответственности за слово «о...ть» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/ 2007/01/29/euroset/ (дата обращения: 10.09.2018).
6. История философии. Запад - Россия - Восток: в 4-х кн. / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995. Кн. 1. Философия древности и средневековья. 480 с.
7. Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/pages/rezultati_raboti_v_reklame (дата обращения: 13.09.2018).
8. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. 1471 с.
9. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
10. О рекламе безалкогольного пива [Электронный ресурс]: письмо ФАС России от 15.06.2016 № СП/40322/16. URL: https://www.navcrussia.ru/upload/iblock/fb8/pismo-fas-rossii-ot-15-iyunya-2016-g.-n-sp_40322_16-o-reklame-bezalk.-piva.pdf (дата обращения: 14.09.2018).
11. Троицкий К. Е. Переоценка ценностей в аксиологической мысли М. Вебера // Вопросы философии. 2013. № 4. С. 154-162.
12. Ученова В. В. Философия рекламы. М.: Гела-принт, 2003. 208 с.
13. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
AXIOLOGICAL GUIDELINES OF ADVERTISING IN THE INFORMATION SOCIETY
Kuz'min Vasilii Valer'evich
Mari State University, Yoshkar-Ola [email protected]
The article analyses axiological guidelines and ethics of advertising in the information society. The purpose of the work is to identify the influence of advertising on the formation of the value criteria of a person in the post-industrial society. The characteristic of the modern forms of advertising interaction as an element of global communication, affecting the socio-cultural values of people and their social attitudes, is presented. The author poses the problem of the ethical correctness of advertising in the context of the widespread use of information and communication technologies.
Key words and phrases: axiology; values; advertising; information society; ethics; communicant; recipient.
УДК 101.1 Дата поступления рукописи: 16.07.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.23
Осмыслить феномен «смерти» и спасительное понятие «бессмертия» в той или иной форме рационального углубления пытается каждый человек. Почему практически во всех вероучениях человечества и многих философских традициях провозглашается «бессмертие» души человека? Экзистенциальная философия в рассмотрении вопросов эсхатологического характера фокусируется, прежде всего, на жизненной важности индивидуального нахождения ответа на данный, самый сложный вопрос человеческой жизни: Является смерть концом бытия человека или нет? Есть ли продолжение индивидуального бытия после смерти? Каково содержание понятий «Смерть» и «Бессмертие»?
Ключевые слова и фразы: экзистенция; экзистенциальная философия; онтология; бытие; пространство; время; феномен; телесность; бессмертие.
Латыпов Линар Наильевич, к. филол. н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет latypov_1955@Ьк гы
КОНЦЕПТ «БЕССМЕРТИЕ» В ФОКУСЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Вопрос «смертности» человека занимает умы людей с глубокой древности, с момента зарождения самого общества, как такового, вопрос «бессмертия» и возможности вечной жизни в той или иной форме не уступает первому в долголетии. Мифы и верования древнейших цивилизаций посвящены объяснению идеи «бессмертия души», та же идея в несколько измененной форме является центральной для всех мировых религий, великие философы на протяжении истории человечества размышляют о жизни и смерти, о существовании загробной
жизни, смерти духовной и т.д. На современном этапе общественного развития вопросы «смертности» и «бессмертия» человека получают качественно иной вектор изучения. В связи с развитием науки и технологий, появлением новых отраслей знаний, изучением энергии и атомарных процессов живой природы концепты «жизнь» и «смерть» приобретают новую смысловую нагрузку, появляется все больше интерпретаций данных явлений. Расширяя представления о концепте «смерть», мы одновременно получаем новые смыслы понятия «бессмертие», интерпретируя данный феномен с целого ряда различных позиций. В таких условиях актуальность изучения феномена «бессмертие» в ключе философского анализа не вызывает сомнений.
Тема жизни и смерти человека, а также его бытийственности и экзистенции характерна для творческих и философских идей представителей экзистенциальной философии - Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдегге-ра и др. Школа экзистенциализма рассматривает эти вопросы с позиции внутреннего мира человека, его человечности, однако в данной работе, соблюдая принцип «от человека», нами предпринята попытка выявить онтологические характеристики бессмертия как явления. Целью нашего исследования является изучение онтологии бессмертия с необходимостью дальнейшего наложения выявленных характеристик на экзистенциальные конструкты. Параллельное изучение и наложение концептов с целью получения нового знания в определённой исследованием области является уникальным и представляется научной новизной работы. Подобный подход к изучению темы, на взгляд автора, также представляется прогрессивным, а объединение достижений научного развития в русле данного вопроса с метафизическим философским анализом столь значимых вопросов, как «смерть» и «бессмертие», может иметь важную практическую значимость для философии и науки в целом.
Достаточно ли верить в бессмертие души для достижения экзистенциально значимого успокоения разума и, соответственно, осмысленного и уравновешенного принятия феномена «смерти»? Возможно ли дать осмысленный, не принятый на веру ответ на поставленный вопрос? Поскольку данный вопрос касается не только человека, но и всего мироздания в целом, в его конкретной предметности согласимся с астрофизиками С. Хокингом и Л. Млодиновым, что «Вселенная постижима, потому что ею управляют научные законы, то есть ее поведение можно смоделировать» [12, с. 99]. Таким образом, происходящие во Вселенной процессы могут быть смоделированы, т.е. может быть выработана некая модель осознания поставленного вопроса. «Мы создаем модели в науке, а также создаем их в повседневной жизни. Моделезависимый реализм применим не только к научным моделям, но и к сознательным и подсознательным мысленным моделям, которые все мы создаем, чтобы интерпретировать и понять повседневность» [Там же, с. 53]. Собственно, применяемая в исследовании модель есть определенный 'ad hoc' подход к рациональной интерпретации того или иного явления в максимально возможной глубине.
В «Новейшем философском словаре» выделяются следующие наиболее употребительные подходы к раскрытию понятия бессмертия (иммортализма): «личное бессмертие» как «действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти»; «метафизическое бессмертие» как «существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом»; «идеальное бессмертие» как «достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни»; «реинкарнация или переселение душ» как «перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы и т.д.» [7, с. 100].
Наличие многообразия подходов к осмыслению и трактовке данной проблемы невольно приводит к мысли, что сама многосложность вопроса ставит под сомнение плодотворность попыток нахождения однозначного, а, тем более, эмпирически выверенного ответа. Представляется, что данный вопрос может быть наиболее глубоко осмыслен при целостном, так называемом, холистическом подходе, когда постулируется несомненная целостная взаимосвязанность всех природных процессов в общей синергетике мироздания, с гипотетическим толкованием дискретных проявлений составных частей. Рассматривая проблему бессмертия в рамках холистического подхода, мы стремимся синтезировать все имеющиеся смысловые коннотации феномена, выбирая в качестве базового основания онтологический момент. В онтологическом ключе «бы-тийственность» феномена «бессмертие» рассматривается в контексте пересечения теологического, философского и социального понимания. В связи с этим целесообразно рассмотреть развитие философской концепции бессмертия в ее исторической перспективе.
Благодатной почвой для первых ростков классической онтологии явилась древнегреческая философская мысль. Как указывает Бертран Рассел, философия и наука, которые первоначально не существовали раздельно, были одновременно рождены в Древней Греции в начале VI века до нашей эры [16, p. 3], а онтология, как неотъемлемая часть современной философии, в значительной степени выросла из философии древних греков, которые при отсутствии высоко-технологичного оборудования, компьютеров и Интернета были способны на уровне интеллектуальной интуиции и логического мышления выявить экзистенциально значимые аспекты сути мироздания и - неотъемлемо - места в нем человека. Философия древних греков, даже в части естествознания, была демократично доступна многим, поскольку ядром её являлось восприятие мира как Целого, повинующегося общим законам развития. В этом плане следует отметить и древневосточные духовные и философские учения, придерживающиеся холистического и онтологического подхода к изучению многоплановости проблем жизни человека. Однако, в отличие от древнегреческих учений, развивавшихся далее, восточные философские воззрения явились менее продуктивными в контексте поиска истинных первознаний об окружающем мире и мироздании в целом, поэтому древневосточная философская мысль остановилась на форме философских интуиций.
Несмотря на это, сами древние греки в своих научных традициях почерпнули многое из восточных учений [10, с. 516]. Так, нельзя игнорировать и то, что Ветхий завет и Новый завет создавались в пространстве Востока. "Ex Oriente Lux" («Свет с Востока»), - ёмко обобщали римляне, указывая и на роль Востока как родины всех пророков человечества и древнейших философских традиций, и именно «отсюда начинается основная часть историй цивилизаций» [Там же, с. 274]. Референции к восточной (в широком понимании ореола «Восток») имморталистской философской традиции представляются онтологически продуктивными.
Экзистенциально-онтологический подход к анализу имморталистских проблем предлагает определенную линию логических размышлений, призванную создать в индивидуальном сознании интеллектуальное условие для дальнейшего самостоятельного осознания сути постмортального бытия. При помощи предлагаемого экзистенциально-онтологического подхода индивидуум призван интенционально выработать необходимый содержательный объем и качество осознания данного вопроса. В чем-то данный подход перекликается с сократовской «майевти-кой» - повивальным искусством, помогающим человеку самостоятельно «родить» истину. Соборно (коллективно) принять наличие постмортального бытия возможно через веру, многовековую и многоконфессиональную догматику эсхатологической части вероучений. Но осознать суть постмортального бытия представляется возможным только индивидуально, поскольку нет ничего более личного, чем акт прекращения процесса экзистенции («жизни»), а также в силу того, что постигнутое знание всегда есть результат индивидуального мышления.
Цель данной работы - не убедить читателя в «бессмертии», а вооружить эффективным инструментарием самостоятельного «промысливания» имморталистской проблемы на основе определенной гипотезы. Согласимся с академиком В. И. Вернадским, указавшим на то, что «при гипотезе принимается во внимание какой-нибудь один или несколько важных признаков явления и на основании только их строится представление о явлении, без внимания к другим его сторонам» [1, с. 51]. По этой причине работа не претендует на истину, а лишь предлагает определенный путь к нахождению индивидуумом собственного ответа на этот сложнейший и индивидуальнейший вопрос жизни человека.
В экзистенциально-онтологическом подходе мышление имморталистской проблематики основывается на трех основных онтологических категориях: «бытие», «существование» («экзистенция»), «сущность». В данной работе предлагается оперировать указанными тремя, по своей сути едиными, онтологическими категориями, опираясь на изложенные Гегелем мысли в работе «Наука логики». Поскольку каждая из названных онтологических категорий ни в экзистенциальной философии, ни в дискурсе священных писаний не имеет однозначного толкования, их семантическое использование в данной работе сугубо «рабочее», предлагаемое гипотетически для анализа названного вопроса в рамках данной работы. Более того представляется целесообразным при анализе этого вопроса применять метод «феноменологической редукции», предложенный немецким философом Эдмундом Гуссерлем. «Феноменологическая редукция» при рассмотрении онтологически сущностных проблем выводит за пределы фокуса внимания (осознания) все несущественные для конкретной рассматриваемой проблемы вопросы. Причем, согласно наблюдениям Гуссерля, сама интенция сознания направляет процесс мышления в необходимое русло, поскольку сознание всегда интенционально [15, p. 108].
По Гегелю, движение онтологической мысли вперед «есть возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало» [2, с. 127]. «Начало» - «чистое бытие» [Там же]. «Чистое бытие не должно означать ничего другого, кроме бытия вообще; бытие - и ничего больше, бытие без всякого дальнейшего определения и наполнения» [Там же, с. 126]. Чистое «бытие» есть понятие «бытия» до феноменологизации «наличного бытия». Понятие «наличное бытие» коррелирует с сущностной первоосновой («наличное сущее»).
В контексте нашего онтологического анализа, сквозь призму феноменологической редукции, развитие Вселенной можно представить в трёх взаимосвязанных и единых в существе стадиях: «чистого бытия» -«наличного бытия» - «экзистенции».
Принимая данную гипотезу за аксиому, попытаемся гипотетически сопоставить экзистенциально-онтологические категории «бытие» («чистое бытие», «наличное бытие») и «экзистенция» («существование») и предполагаемые учеными этапы развития Вселенной: от первоначальной стадии «Сингулярности» и произошедшего примерно 13,7 млрд лет назад «Большого взрыва». Значительное количество современных ученых поддерживают гипотезу возникновения Вселенной в результате «Большого взрыва». Сам термин «Большой взрыв» был в 1949 году придуман кембриджским астрофизиком Фредом Хойлом (1915-2001). В дальнейшем измерения содержания во Вселенной гелия и космического микроволнового фонового излучения «стали убедительным свидетельством в пользу сценария Большого взрыва как правдоподобного описания ранней Вселенной» [12, с. 146].
Термин «сингулярность» весьма условен. Понятие «космологической сингулярности» введено в научный оборот С. Хокингом как точка отсчета, к которой приходишь при анализе развития расширяющейся Вселенной. Попросту говоря, при прокручивании ленты записи развития Вселенной вспять упираешься в гипотетическую точку «сингулярности», в миг «Большого взрыва». Обращаем внимание, что один из основных приверженцев теории сингулярности профессор Оксфордского университета британский физик Роджер Пенроуз использует термин «сингулярность большого взрыва» [8, с. 263], уточняя о какой сингулярности идет речь.
В 1922 году русский физик Александр Фридман в статье в физическом журнале „Zeitschrift für Physik" сделал предсказание о «расширяющейся Вселенной», и «если принять решение Фридмана полностью, то единое целое Вселенной возникло в некий момент в виде точки с бесконечной плотностью вещества» [4, с. 201]. Сингулярность обозначает «особое сингулярное состояние, в котором вся гигантская масса Вселенной и вся
её энергия были сосредоточены в одной точке» [5, с. 130]. В миг Большого взрыва «поперечник Вселенной... составлял одну миллиардную триллионной триллионной доли сантиметра. Начало Вселенной было квантовым событием» [12, с. 150]. В то же время «в настоящее время нет полностью удовлетворительного общего понятия сингулярной границы» [9, с. 307].
Оформление контуров первых элементарных частиц началось во время так называемой стадии План-ковского времени (от 0 до 10-43 сек.). Один из создателей квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Эрвин Шрёденгер отмечает, что «когда мы переходим к элементарным частицам, составляющим материю, смысл считать их состоящими из некоторого материала, по-видимому, пропадает. Они, так сказать, есть чистая форма и ничего более; при последовательных наблюдениях появляется только эта форма, и не единой частицы материала» [Цит. по: 3, с. 25]. Отметим, что названная «чистая форма» может быть сопоставлена с гегелевским понятием «бытие» - не имеющее пространственно-временную форму данности, но обладающее самой «бытийностью».
Примерно 300000 лет спустя после мига Большого взрыва энергия стала конденсироваться в ядра атомов. Отметим, что, по замечанию Нобелевского лауреата В. Гейзенберга, «неделимой элементарной частице современной физики присуще свойство занимать пространство не в большей мере, чем, скажем, свойство цвета и твердости. По существу, она является не материальным образованием во времени и пространстве, а только символом, введение которого придаёт законам природы особенно простую форму.» [Там же, с. 49]. Таким образом, понятие «атом», как объем элементарных частиц, представляет собой весьма абстрактную единицу бытия Вселенной.
Модель строения атома, предложенная Э. Резерфордом, гласит, что теоретически атом состоит из атомного ядра и электронов. Модель Резерфорда часто называют планетарной, поскольку «ядерная модель атома Резерфорда внешне очень напоминает солнечную систему: в центре системы находится "солнце" - ядро, а вокруг него по орбитам движутся "планеты" - электроны» [14, с. 299]. Ядро атома несет в себе более чем 99,9% массы атома, состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов. В науке атомы классифицируются по количеству протонов и нейтронов в ядре. Количество протонов Ъ соответствует порядковому номеру атома в периодической системе элементов Д. И. Менделеева и указывает на принадлежность к определенному химическому элементу. Тем самым, в рамках нашего исследования, атомарная стадия развития мироздания гипотетически сопоставима с «наличным бытием».
Когда же атомы начинают сцепляться в молекулы, а молекулы, образуя великое многообразие молекулярных структур, формировать материю, а материя образовываться в объекты вселенной, начинается онтологически сопоставимая стадия «экзистенциализации бытия», т.е. реальной «экзистенции» звезд, планет и объектов мироздания.
Гипотетическая онтологическая модель сопоставления этапов развития Вселенной представляется следующим образом: «чистое бытие» (сингулярность) - «бытие» (расширяющаяся энергия) - «наличное бытие» (элементарные частицы, атомы, молекулы, вещество) - «экзистенция» (объекты).
Тем самым, применяя экзистенциально-онтологическую терминологию к космологии, чистая энергия расширяющейся Вселенной «бытийна». Она является «бытийным» субстратом Вселенной. Бытие энергии «обналичивается» (в «наличное бытие») в атомы, и далее в молекулы. Атомы потенциально материальны, таким образом, обладают «наличным бытием». Однако они не представляют собой экзистенциально-очерченный объект мироздания с материальным содержанием и сущностным качеством. Они лишь готовы к экзистенциализации в конкретную материальную форму вещества.
Согласно мыслям Вернера Гейзенберга, изложенным в работе «Философские проблемы атомной физики», «по теории относительности масса и энергия в сущности одно и то же, и поэтому можно сказать, что все элементарные частицы состоят из энергии. Таким образом, энергию можно считать основной субстанцией, первоматерией. Фактически она обладает существенным свойством, принадлежащим понятию субстанции: она сохраняется» [3, с. 35]. Даже если согласиться с теорией «вечной вселенной» (напр. Фреда Хойла), то у «бытия» нет ни начала, ни конца, оно вне времени. «Бытие» не перестаёт быть в виде энергии («закон сохранения энергии»), в то время как экзистенция, как материализация энергии, возникает и исчезает. «Соединилось, и разъединилось, и вновь ушло, откуда пришло: в землю - земля, дыханье - в небо. Что тут страшного? Ничего», - замечает древнегреческий философ Эпихарм [11, с. 262].
То, что экзистенциально соединяется, так же экзистенциально и разъединяется, но, при этом, бытийно остается в наличии (в виде энергии). В смысле «бытийности» ни один объект мироздания не исчезает из пространства Вселенной, поскольку «бытие» континуально по своей сути. Прекращается «экзистенция», экзистенциализация бытия, но не «бытие». «Бытие» есть чистая энергия. В нашем рассуждении отметим, что, тем самым, если согласиться с указанной мыслью Гейзенберга, что энергия - это «конечная причина всех изменений и может превращаться в материю», не исключается, что она безостановочно является и причиной становления нынешних экзистенциальных и дальнейших постэкзистенциальных изменений всего мироздания, включая человека как неотъемлемую часть носителя энергии атомов, молекул, вещества.
При рациональном поиске ответа на так называемый вопрос «бессмертия» он наиболее полно раскрывается онтологически, т.е. углубленным осмыслением понятий «бытие» и «экзистенция». В пространстве этих понятий слово «смерть» номинирует понятие «прекращение экзистенции». «Экзистенция» есть процесс становления, актуализации бытия в конкретное существование. «Смерть» есть прекращение пространственно-временного процесса экзистенциализации, т.е. становления «бытия» в жизнь, но не приостановление
«бытия» (что невозможно). Не будет ли корректнее ставить вопрос не о «бессмертности» человека, а о пост-мортальном продолжении бытия человека? «Бессмертие - это бессмертие бытия», потому что оно является «подлинным бытием», «гетерогенным», «высшей реальностью» [6, с. 309].
По сути, это возвращение в состояние первоначального «бытия» в виде энергии. К слову, в работе «Изречение Анаксимандра» Хайдеггер разбирает известные слова Анаксимандра: «Откуда вещи берут свое происхождение, туда же должны они сойти по необходимости». Приведем вновь мысль Гегеля: «Движение вперед есть возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало» [2, с. 127]. Прекращение «бытия» в принципе невозможно, как в силу универсальной беспредметности бытия и отсутствия определенного материального оформления, так и сохранения «бытия» («наличного бытия») как энергии. Гейзенберг указывает, что «энергия - это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому вообще все вещи. Одновременно энергия является движущим началом. Энергия есть субстанция, и её общее количество не меняется» [3, с. 31].
Таким образом, рассматривая онтологическую основу феномена «бессмертие», мы, путем объединения теорий и трактовок, приходим к выводу о необходимости наложения онтологического понятия «бытийствен-ность» на экзистенциальный конструкт «экзистенция». Реализовав изначальную цель исследования с помощью объединения двух концептуальных характеристик, мы получаем новое знание в виде уникального подхода к феномену бессмертия - понимания бессмертия бытия как продолжения существования энергии. В рамках современного синергийного подхода, находящего широкое распространение как в естественнонаучных, так и в социально-гуманитарных исследованиях, можно говорить лишь о реализации концепции «постмор-тального бытия», апеллируя к физическим категориям, в частности, рассматривая такое явление, как энергия.
Список источников
1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2009. 576 с.
2. Гегель Г. Наука логики: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
3. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики / пер. с англ.; предисл. Н. Ф. Овчинникова; вступ. ст. И. В. Кузнецова. Изд-е 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 192 с.
4. Горелик Г. Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации. М.: АСТ; CORPUS, 2013. 334 с.
5. Закгейм А. Ю. Системность - симметрия - эволюция в физике, химии, биологии: учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 208 с.
6. Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. Изд-е 5-е, перераб. и доп. М.: Наука, 1980. 380 с.
7. Новейший философский словарь. Изд-е 3-е, испр. Мн.: Книжный дом, 2001. 1280 с.
8. Общая теория относительности / пер. с англ.; под ред. С. Хокинга, В. Израэля. М.: Мир, 1983. 455 с.
9. Уолд Р. М Общая теория относительности / пер. с англ.; под ред. И. Л. Бухбиндера, С. В. Червона. М.: РУДН, 2008. 693 с.
10. Фернандес-Арместо Ф. Цивилизации / пер. с англ. Д. Арсеньева, О. Колесникова. М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2009.764 с.
11. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. I. 576 с.
12. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / пер. с англ. М. Кононова; под ред. Г. Бурбы. СПб.: ТИД «Амфора», 2013. 208 с.
13. Шрёденгер Э. Наука и гуманизм. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 64 с.
14. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Курс физики: в 3-х т. М.: Высшая школа, 1967. Т. 3. 553 с.
15. Husserl E. Ideas. General introduction to pure phenomenology. N. Y.: Collier Books, 1961. 446 р.
16. Russell B. A history of western philosophy. N. Y.: Simon and Schuster, 1945. 895 p.
"IMMORTALITY" CONCEPT IN THE FOCUS OF EXISTENTIAL-ONTOLOGICAL ANALYSIS
Lapytov Linar Nail'evich, Ph. D. in Philology Kazan (Volga Region) Federal University latypovl955@bk. ru
Every person is trying to comprehend the phenomenon of "death" and the saving notion of "immortality" in one form of rational deepening or another. Why is "immortality" of the human soul proclaimed practically in all the creeds of mankind and many philosophical traditions? Existential philosophy, in examining the issues of eschatological character, focuses primarily on the vital importance of finding an answer to the most difficult question of human life: Is death the end of a human being or not? Is there continuation of individual existence after death? What is the content of the notions "Death" and "Immortality"?
Key words and phrases: existence; existential philosophy; ontology; being; space; time; phenomenon; corporeality; immortality.