НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
10.17805^ри.2018.4.22
Контртеррористическая деятельность западнобалканских стран (на примере Албании)
А. Димитровска
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
В статье на основе значительного количества албанских источников, ряд из которых впервые вводятся в российский научный оборот, проанализированы методы и инструменты противодействия терроризму и экстремизму на Балканах. Конкретным казусом исследования выбрана Албания. В силу социально-экономического (слабая экономика, высокий уровень безработицы, значительный мусульманский сегмент, широкое распространение радикальных форм ислама) и геополитического положения она является наиболее подверженной из стран региона проникновению лиц, включенных в международные террористические организации. В то же время эта страна занимает первые позиции в оценках ре-крутинга боевиков, которые едут воевать в конфликтных зонах на Ближнем Востоке. Начиная с 2012 г. руководство страны осуществляет меры контртеррористической направленности. На институциональном уровне это выражается в принятии комплекса документов, в том числе национальных стратегий, в ужесточении наказаний за наемничество, а также в создании соответствующих структур. В настоящее время в Албании действует Антитеррористическое управление государственной полиции, работает Национальный координатор по борьбе с экстремизмом. В контртеррористическую деятельность включены также прокуратура и суды по тяжким преступлениям, Государственная разведывательная служба Албании (SHlSH). Однако не наказание и жесткое пресечение террористической деятельности являются приоритетом государственной политики. Тирана уверена в эффективности религиозного образования и социальных программ, направленных в том числе на реабилитацию вернувшихся из горячих точек боевиков. Автор критикует такую позицию.
Содержатся рекомендации по развитию взаимодействия с организациями, имеющими богатый опыт контртеррористической деятельности, в частности, речь идет о выстраивании связей с Антитеррористическим центром стран СНГ.
Ключевые слова: Западные Балканы; Албания; международный терроризм; контртеррористическая деятельность; противодействие экстремизму
ВВЕДЕНИЕ
Терроризм не имеет ни моральных, ни политических, ни географических ограничений. Он давно уже стал глобальной раковой опухолью, которая поражает прежде всего слабые государственные организмы. На территории Западных Балкан наиболее уязвимыми для этой угрозы зонами являются Албания, Босния и Герцеговина
и криминальное новообразование — Республика Косово. Именно эти страны используются террористическими и экстремистскими организациями в качестве базы активной вербовки и подготовки боевиков для участия в вооруженных конфликтах далеко за пределами региона — в Ираке, Ливии, Сирии, на Украине. Еще большую опасность представляют вернувшиеся из зон боевых действий «солдаты удачи», которые занимаются рекрутингом новых бойцов и формируют в своих странах «спящие» террористические ячейки.
Страны Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория и частично признанное Косово), не будучи членами Европейского союза, тем не менее плотно вписаны в европейскую повестку дня. От безопасности этого региона в значительной степени зависит стабильность всей Европы. Поэтому контртеррористической деятельности стран региона уделяется повышенное внимание. Для противодействия терроризму и экстремизму начиная с 2012 г. правительства западно-балканских стран разрабатывают национальные стратегии, включающие как репрессивные меры, так и превентивный набор инструментов по борьбе с терроризмом. В разработке актуальных существующим угрозам и вызовам нормативных документов и практических мер принимают участие силовые и разведывательные ведомства стран региона, Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Североатлантического альянса; эксперты разных уровней, местные исламские религиозные общины, некоммерческие организации и другие заинтересованные стороны. В статье на примере Албании показано, как планируется и осуществляется контртеррористическая деятельность.
В силу комплекса исторических, культурно-религиозных, политических, социально-экономических и геополитических причин страны Западных Балкан являются особо уязвимой зоной мировой политики, поскольку контроль за проникновением в регион радикальных элементов довольно слабый. В результате «регион превращается в важный стратегический узел международного терроризма, который имеет региональную специфику» (Пономарева, Димитровска, 2018: 38).
Прежде всего террористическая угроза становится реальностью в экономически слабых странах с высоким уровнем безработицы среди молодежи, имеющих значительный сегмент мусульманского населения, отличающихся широким распространением радикальных форм ислама, прежде всего ваххабизма, а также в силу названных причин являющихся зоной рекрутинга боевиков для участия в «горячих точках». В ряду балканских стран, занимающих первые места по уровню охвата сетью международного терроризма, находятся Албания, Босния и Герцеговина и самопровозглашенная Республика Косово. Правящие круги этих стран, в разной степени связанные с ячейками международного терроризма (Пономарева, 2018: 113), но стремящиеся как можно быстрее стать членами Европейского союза, вынуждены реагировать на требования Брюсселя и обеспечивать (пусть даже формально) безопасность южных рубежей ЕС.
СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛБАНСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Согласно данным Албанского института международных исследований, на март 2015 г. 144 гражданина Албании отправились в Сирию и Ирак. 79 из них мужчины, 13 женщин и 31 ребенок (!). В зоне боевых действий погибли 26 албанцев. 73 человека по-прежнему находятся в Сирии и Ираке, 23 из которых являются комбатантами (это
означает, что остальные — женщины и дети). 40 человек вернулись в страну, но никто не столкнулся с преследованием (Assessment ... : Электронный ресурс). Очевидно, что данные цифры — лишь вершина айсберга, который может легко пустить на политическое дно не одну балканскую страну. Правительство Албании отреагировало на рост террористической угрозы следующим образом.
В 2015 г. была утверждена Национальная стратегия по борьбе с насильственным экстремизмом (Albanian ... : Электронный ресурс). В 2016 г. была учреждена должность Национального координатора по борьбе с экстремизмом с полномочиями осуществления надзора за реализацией национальной стратегии (Response ... , 2016: Электронный ресурс). План действий по ее осуществлению принимается раз в два года и предполагает использование в борьбе с экстремизмом и терроризмом как жестких, так и «мягких» мер (An Action Plan ... : Электронный ресурс). В последнем случае речь идет о создании условий для реабилитации и реинтеграции вернувшихся боевиков.
Специфика албанской контртеррористической деятельности заключается в том, что возвращающиеся наемники фактически не попадают под законное преследование, как, например, в Белоруссии или России, где наемничество карается очень строго. Здесь они являются лишь объектом наблюдения со стороны спецслужб. При этом в законодательстве республики предусмотрена уголовная ответственность за различные преступления, связанные с терроризмом. В частности, за участие в военных действиях в чужой стране закон предусматривают до восьми лет лишения свободы (Country Reports ... : Электронный ресурс). В 2016 г. девять обвиняемых были признаны виновными в преступлениях, связанных с терроризмом, и приговорены к тюремным срокам от 7 до 18 лет. Впоследствии Апелляционный суд снизил сроки пяти обвиняемым. Что же касается возвращающихся в страну комбатантов, то по самому факту наемничества судебные преследования не ведутся (там же).
Расследование и судебное преследование по делам, связанным с терроризмом, подпадают под мандат Антитеррористического управления государственной полиции, Прокуратуры по тяжким преступлениям и Суда по тяжким преступлениям (Albania's Anti-Terrorism Steps: Электронный ресурс). Государственная разведывательная служба Албании SHISH, Национальный координатор по борьбе с насильственным экстремизмом при кабинете премьер-министра и органы полиции муниципального уровня также формально включены в контртеррористическую деятельность.
Однако не карательные, а воспитательные меры являются приоритетом государственной политики в отношении экс-боевиков, наемников и экстремистов. Ключевое место отводится религиозному образованию и социальным программам, направленным на маргинальные слои населения, в том числе на семьи возвращающихся наемников. Кроме того, разрабатываются программы для оказания услуг по психологической поддержке жертвам насилия, а также для укрепления устойчивости общин путем поощрения культурной и религиозной терпимости, более широкого гражданского участия и полицейской деятельности на уровне общин (Димитровска, 2018: 248).
Поражение запрещенного в России Исламского государства рассматривается как потенциальный триггер для возвращения не только боевиков, но и албанских женщин и детей, которые сопровождали наемников в Сирию и Ирак (Пономарева, Ди-митровска, 2018: 45). Большинство боевиков занимались преступной деятельностью и до отъезда на войну (криминал, грабежи, контрабанда, торговля наркотиками, ору-
жием и др.). Совершенно очевидно, что по возвращении они станут одним из каналов связи между организованной преступностью и террористическими структурами (Assessment ... : Электронный ресурс). Несмотря на такую очевидную угрозу, организация мониторинга, а также программы реабилитации и реинтеграции рассматриваются правительством как лучшая защита!
Отдельного внимания заслуживает рост радикализации среди заключенных. Ответом на это стали жесткая изоляция экстремистских и радикализированных элементов и ограничение доступа в тюрьмы для имамов. Хотя, как показывает практика других стран, изоляция и запреты в этом вопросе не только не решают, но усугубляют проблему.
В ноябре 2017 г. Министерство юстиции и Национальный координатор по борьбе с насильственным экстремизмом Албании подписали с ОБСЕ Меморандум о взаимопонимании, направленный на реализацию проекта «Предотвращение и противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму» (VERLT). На первом этапе проект, финансируемый Австрией, Германией и Швецией, направлен на поддержку Албании в деле создания прочной основы для эффективных и основанных на соблюдении прав человека мер по предотвращению и противодействию радикализации в тюрьмах и службах пробации/надзора (Memorandum ... , 2017: Электронный ресурс). В частности, внимание предполагается сосредоточить на сфере образования и религиозного воспитания. Например, Министерство образования в январе 2017 г. представило новую учебную программу, целью которой является повышение религиозной терпимости и маргинализации экстремистской риторики посредством религиозного образования (Semi-Annual report ... : Электронный ресурс).
Однако образовательные и иные превентивные программы невыполнимы в силу финансовой недостаточности. У Албании денег нет, а Еврокомиссия в начале 2017 г. выделила всего 334 845 евро на финансирование всего одного проекта по предотвращению распространения экстремизма среди уязвимых групп, которые легко подвергаются радикализации (Civil ... : Электронный ресурс). Общая цель проекта, осуществлявшегося с 20 января 2017 г. по 20 сентября 2018 г. Албанским Хельсинкским комитетом в сотрудничестве с Хельсинкскими комитетами по правам человека Нидерландов, Норвегии и Сербии, заключается в расширении возможностей организаций гражданского общества, НКО и служб безопасности в борьбе с насильственным экстремизмом и радикализацией в Албании. Основное внимание было уделено подготовке кадров для создания профессионального потенциала местных НКО и наращиванию потенциала сотрудников в албанской тюремной системе для решения проблемы экстремизма при соблюдении международных стандартов в области прав человека.
ОБСЕ также частично финансирует инициативу в области полицейской деятельности в общинах и помогает создавать советы местной безопасности в наиболее проблемных областях, где активизировался процесс радикализации (Assessment . : Электронный ресурс). Все эти меры тем не менее не могут решить главную проблему — замедления темпов радикализации молодежи и возвращения наемников к нормальной жизни.
Между тем министр обороны Албании Мими Кодели 23 июня 2016 г. заявил, что НАТО приняла решение открыть в Тиране Центр по исследованию феномена иностранных боевиков-террористов и борьбе с экстремизмом. Это делается якобы с целью содействовать предотвращению и пресечению попыток присоединения местного
населения к террористическим группировкам в Сирии и Ираке. Центр будет обучать людей из стран-членов и стран — партнеров НАТО «понимать причины радикализации своих граждан» и находить способы предотвратить данное явление (Mejdini, 2016: Электронный ресурс).
Пока политики разрабатывают стратегии и строят планы по реабилитации экстремистов, силовики занимаются реальным обеспечением безопасности. В ноябре 2016 г. была проведена скоординированная региональная контртеррористическая операция. В Косово были арестованы 19 человек, в Албании — 4 человека. Они готовили синхронные нападения в балканских странах, включая атаку во время футбольного матча чемпионата мира по футболу Албании и Израиля, который должен был состояться в Шкодере 12 ноября 2016 г. Все они признали связь с ИГИЛ (РоПаа ... : Электронный ресурс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная с 2012 г., когда первые добровольцы из региона отправились воевать в зоны конфликта в Сирии и Ираке, подход западнобалканских стран к борьбе с террористической угрозой, а также противодействию насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму, серьезным образом изменился. Правительства стран региона, стремясь вступить в ЕС, активно поддерживают усилия мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом. Конкретно это выражается в формировании национальных стратегий и планов действий как по борьбе с терроризмом, так и по противодействию насильственному экстремизму и радикализации населения. Обязательными становятся изменения в национальных законодательствах, предусматривающие криминализацию причастности своих граждан к иностранным вооруженным формированиям, в том числе прямое участие в паравоенных структурах, вербовку, финансирование или организацию военных действий в другой стране.
Более того, региональные государства в сотрудничестве с международными структурами, а иногда и при их финансовой поддержке — с одной стороны, и с местными исламскими религиозными общинами, экспертным сообществом, НКО и другими заинтересованными сторонами — с другой, разрабатывают и реализуют программы по реабилитации, реинтеграции и дерадикализации вернувшихся боевиков и членов их семьей. Данные программы рассчитаны на примирение бывших радикалов и обычных граждан в тюремной системе, школах, вузах и других организациях. Также активизирована разработка программ по контрпропаганде радикализма и экстремизма. Все страны региона стремятся к усилению институтов уголовного правосудия при неизменном верховенстве права.
Параллельно все западнобалканские страны активно развивают сотрудничество с международными и региональными полицейскими, разведывательными и судебными службами. Хотя региональное сотрудничество структур безопасности заключается в основном в обмене данными, контакты между разведками становятся более продуктивным. Кроме того, региональные разведслужбы осуществляют тесное взаимодействие с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, Интерпол, Европол и другие, а также со службами безопасности США, некоторых стран ЕС и Турции. Тем не менее этого явно недостаточно.
Удивляет отсутствие понимания балканских властей необходимости установить тесное взаимодействие с российскими, белорусскими, казахстанскими и иными струк-
турами, занимающимися на постсоветском пространстве противодействием терроризму и имеющими колоссальный опыт в этой сфере. Достаточно назвать такую организацию, как Антитеррористический центр стран — членов СНГ, который аккумулирует не только огромный массив информации из самых разных источников, но и разрабатывает эффективные меры контрпропаганды радикализма, меры противодействия и предотвращения террористической деятельности. Настоятельно рекомендуем государственным чиновникам балканских стран подумать над перспективами сотрудничества с эффективными субъектами контртеррористической деятельности. Только все вместе мы сможем победить глобальную трехголовую гидру — угрозу радикализма, экстремизма и терроризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Димитровска, А. (2018) Противодействие экстремизму и радикализму: опыт стран Западных Балкан // Пономарева, Е. Г. Балканский рубеж России. Время собирать камни. М. : Книжный мир. 320 с. С. 245-269.
Пономарева, Е. Г. (2018) Албанский фактор дестабилизации Западных Балкан: сценарный подход // Вестник МГИМО — Университета. №2. С. 99-124.
Пономарева, Е. Г., Димитровска, А. (2018) Балканский узел международного терроризма // Обозреватель — Observer. №5. С. 37-51.
Albanian National Strategy on Countering Violent Extremism — 2017 [Электронный ресурс] // Regional cooperation Council. URL: http://www.rcc.int/p-cve/docs/2/albanian-national-strategy-on-countering-violent-extremism (дата обращения: 10.08.2018).
Albania's Anti-Terrorism Steps Report [Электронный ресурс] // Ministria е Puneve Тё Jashtme URL: http://www.qbz.gov.al/botime/fletore_zyrtare/2013/PDF-2013/142-2013.pdf (дата обращения: 10.08.2018).
An Action Plan for 2017-2019 was adopted in October 2017 [Электронный ресурс] // Albanian Embassy in Netherlands. URL: http://www.ambasadat.gov.al/netherlands/en/speech-minister-bushati-leiden-university-europa-institute-security-and-enlargement-%E2%80%93-foreign-policy (дата обращения: 09.08.2018).
Assessment of risks on national security / the capacity of state and society to react: Violent Extremism and Religious Radicalization in Albania [Электронный ресурс] // Albanian Institute for International studies. URL: http://www.aiis-albania.org/sites/default/flles/Violent%20Extremism %20and%20%20Religious%20Radicalization%20in%20Albania.pdf (дата обращения: 09.08.2018).
Civil Society Countering Violent Extremism in Albania [Электронный ресурс] // Netherlands Helsinki Committee. URL: https://www.nhc.nl/themes/building-up-rule-of-law/prison-reform-pro-bation/civil-society-countering-violent-extremism-albania/ (дата обращения: 10.08.2018).
Country Reports on Terrorism 2016 — Albania [Электронный ресурс] // Bureau of counterter-rorism and countering violent extremism. U. S. Department of State. URL: https://www.state.gov/)/ ct/rls/crt/2016/272231.htm#Albania (дата обращения: 10.08.2018).
Mejdini, F. (2016) Albania to Host NATO Centre on Foreign Fighters [Электронный ресурс] // Balkanlnsight. URL: http://www.balkaninsight.com/en/article/albania-will-host-nato-center-on-foreign-terrorist-fighters-06-23-2016 (дата обращения: 10.08.2018).
Memorandum of Understanding Signed for VERLT project (2017) [Электронный ресурс] // Albanian Daily News. 13 November. URL: http://www.albaniannews.com/index.php?idm=16632 &mod=2 (дата обращения: 10.08.2018).
Policia e Kosovёs parandalon sulme ekstremiste [Электронный ресурс] // ZERI. URL: http://zeri.info/aktuale/117261/policia-e-kosoves-parandalon-sulme-ekstremiste/ (дата обращения: 10.08.2018).
Response to Report by Head of the OSCE Presence in Albania — Statement to the PC (2016) [Электронный ресурс] // U. S. Mission to the OSC. 24 November. URL: https://osce.usmission.gov/
response-to-report-by-head-of-the-osce-presence-in-albania-statement-to-the-pc/ (дата обращения: 10.08.2018).
Semi-Annual report on the project «Understanding Civic and Faith-Based Education in Albania 2017» [Электронный ресурс] // Institute for Democracy and Mediation (IDM). URL: http://idmal-bania.org/wp-content/uploads/2017/07/2017-SEMI-ANNUAL-REP0RT-CIVIC-EDUCATI0N-PROJECT.pdf (дата обращения: 09.08.2018).
Дата поступления: 03.09.2018 г.
WESTERN BALKAN COUNTRIES' COUNTERTERRORISM EFFORTS (CASE STUDY: ALBANIA)
A. Dimitrovska Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
The article is based on a significant number of Albanian sources of information, some of which are being introduced for the first time in the Russian scientific circulation. It analyzes the methods and instruments of countering terrorism and combating extremism in the Balkan region. As a specific case study the author chose Albania. Due to its social and economic (weak economy, high unemployment rate, significant Muslim population, widespread support of radical forms of Islam), and geopolitical situation, it is the most vulnerable country in the region in terms of members of international terrorist organizations' infiltration. At the same time, Albania is among the countries having the highest number of recruited foreign fighters in the Middle East war zones.
Since 2012, the country's authorities have started introducing a number of counter-terrorism measures. At the institutional level, this is reflected in the adoption of a set of documents, including national strategies, in the increase of penalties for mercenary activities, and in setting up appropriate state structures as well. In Albania, there currently operate the Albanian State Police Counter-Terrorism Office and the National Coordinator for Combating Extremism. The counter-terrorism activity also includes the efforts of the Prosecutor's office, the Court for Major Crimes, and the Albanian State Intelligence Service (SHISH). However, the priority of the government policy in this regard is not the penalty or hard-line suppression of terrorism. Tirana is confident in the effectiveness ofreligious education and social programs, including those aimed at the rehabilitation of the militants who have returned from flashpoints. The author criticizes this viewpoint.
The article contains recommendations for establishing cooperation with organizations having considerable experience in counter-terrorism activities, in particular, establishing cooperation channels with the Anti-Terrorism Center of the Commonwealth of Independent States.
Keywords: Western Balkans; Albania; international terrorism; counter-terrorism activities; countering extremism
REFERENCES
Dimitrovska, A. Protivodejstvie ekstremizmu i radikalizmu: opy4 stran Zapadny'x Balkan. In: Ponomareva, E. G. Balkanskij rubezh Rossii. Vremya sobirat' kamni. Moscow, Book world. 320 p. Pp. 245-269. (In Russ.).
Ponomareva, E. G. (2018) Albanskij faktor destabilizacii Zapadny'x Balkan: scenarny'j podxod. Bulletin of MGIMO University, no. 2, pp. 99-124. (In Russ.).
Ponomareva, E. G. and Dimitrovska, A. (2018) Balkanskij uzel mezhdunarodnogo terrorizma. Observer, no. 5, pp. 37-51. (In Russ.).
Albanian National Strategy on Countering Violent Extremism — 2017. Regional cooperation Council, [online] Available at: http://www.rcc.int/p-cve/docs/2/albanian-national-strategy-on-countering-violent-extremism (accessed 10.08.2018).
Albania's Anti-Terrorism Steps Report. Ministria е Puneve Тё Jashtme. [online] Available at: http://www.qbz.gov.al/botime/fletore_zyrtare/2013/PDF-2013/142-2013.pdf (accessed 10.08.2018).
An Action Plan for 2017-2019 was adopted in October 2017. Albanian Embassy in Netherlands. [online] Available at: http://www.ambasadat.gov.al/netherlands/en/speech-minister-bu-shati-leiden-university-europa-institute-security-and-enlargement-%E2%80%93-foreign-policy (accessed 09.08.2018).
Assessment of risks on national security / the capacity of state and society to react: Violent Extremism and Religious Radicalization in Albania. Albanian Institute for International studies. [online] Available at: http://www.aiis-albania.org/sites/default/files/Violent%20Extremism%20and %20%20Religious%20Radicalization%20in%20Albania.pdf (accessed 09.08.2018).
Civil Society Countering Violent Extremism in Albania. Netherlands Helsinki Committee. [online] Available at: https://www.nhc.nl/themes/building-up-rule-of-law/prison-reform-probation/ci-vil-society-countering-violent-extremism-albania/ (accessed 10.08.2018).
Country Reports on Terrorism 2016 — Albania. Bureau of counterterrorism and countering violent extremism.. U. S. Department of State. [online] Available at: https://www.state.gov/jZct/rls/ crt/2016/272231.htm#Albania (accessed 10.08.2018).
Mejdini, F. Albania to Host NATO Centre on Foreign Fighters. BalkanInsight. [online] Available at: http://www.balkaninsight.com/en/article/albania-will-host-nato-center-on-foreign-terrorist-fighters-06-23-2016 (accessed 10.08.2018). (In Russ.).
Memorandum of Understanding Signed for VERLT project (2017). Albanian Daily News. 13 November. [online] Available at: http://www.albaniannews.com/index.php?idm=16632&mod=2 (accessed 10.08.2018).
Policia e Kosovёs parandalon sulme ekstremiste. ZЁRL [online] Available at: http://zeri.info/ aktuale/117261/policia-e-kosoves-parandalon-sulme-ekstremiste/ (accessed 10.08.2018).
Response to Report by Head of the OSCE Presence in Albania — Statement to the PC. U. S. Mission to the OSC. 2016. 24 November. [online] Available at: https://osce.usmission.gov/response-to-report-by-head-of-the-osce-presence-in-albania-statement-to-the-pc/ (accessed 10.08.2018).
Semi-Annual report on the project «Understanding Civic and Faith-Based Education in Albania 2017». Institute for Democracy and Mediation (IDM). [online] Available at: http://idmalba-nia.org/wp-content/uploads/2017/07/2017-SEMI-ANNUAL-REPORT-CIVIC-EDUCATION-PROJECT.pdf (accessed 09.08.2018).
Submission date: 03.09.2018.
Димитровска Ана — аспирант кафедры мировых политических процессов Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Адрес: 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76, каб. 3026. Тел.: +7 (495) 434-94-14. Эл. адрес: ana_afro05@hotmail.com. Научный руководитель — д-р полит. наук, проф. Е. Г. Пономарева.
Dimitrovska Ana, Post-graduate Student, Department of World Political Processes, Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Postal address: 76, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation, 119454. Tel.: +7 (495) 434-94-14. E-mail: ana_afro05@hotmail.com. Scientific adviser — E. G. Ponomaryova, Doctor of Political Science, Professor.