2. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik - 2011 g. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy sta-tistiki - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-15.htm, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus.
3. Education at a Glance 2012: OECD Indicators. - Rezhim dostupa: http:// dx.doi.org/10.1787/eag-2012-en, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. angl.
4. Gorodnichenko Y. Returns to Schooling in Russia and Ukraine: A semiparametiric Approach of Cross-Country Comparative Analysis / Y. Gorodnichenko, K. S. Peter. - University of Bonn, Institute for the Study of Labor (IZA) // Discussion Paper. - 2004. - № 1325.
5. Martin Carnoy The economic returns to higher education in the BRIC countries and their implications for higher education expansion. basic research program working papers series: education / Martin Carnoy, Prashant Loyalka, Gregory Androushchak, Anna Proudnikova. - Rezhim dostupa: wp brp 02/edu/2012, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. angl.
6. Toutkoushian R. K. A conceptual analysis of state support for higher education: appropriations versus needed - based financial aid. Indiana University / R. K. Toutkoushian, M. N. Shafiq. -June. 2009. - Rezhim dostupa: http://ssrn.com/ abstract=1337470, svobodnyy. - Zagl.s ekrana. - Yaz. angl.
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Клыканова Виктория Александровна, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: klykanova@mail.ru
В статье дается определение термину «финансовый контроль», проведен анализ формирования нормативной базы системы государственного финансового контроля в РФ и представлены основные элементы данной системы. Также автором определяется роль контрольно-счетной палаты в государственном финансовом контроле на уровне субъекта, приводится описание ее основных задач и функций, а также анализируется результативность деятельности Контрольно-счетной палаты Астраханской области.
Ключевые слова: финансовый контроль, система государственного контроля, инструменты государственного финансового контроля, виды контроля, Контрольно-счетная палата.
CONTROL AND ACCOUNTING CHAMBER OF ASTRAKHAN REGION AS AN INSTRUMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION
Klykanova Viktoria A., undergraduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: klykanova@mail.ru
The article defines the term "financial control", an analysis of the legislation in the area of public financial control in the Russian Federation and the main elements of the system. The authors define the role of the Accounts Chamber of the system of state financial control at the regional level, a description of its main tasks and functions, and examines the effectiveness of the activities Control and Accounts Chamber of the Astrakhan region.
Keywords: financial control, state control, the instruments of state financial control, controls, Control and Accounts Chamber of the Astrakhan region
На современном этапе развития системы финансово-экономического управления в бюджетной сфере все большую актуальность приобретает государственный финансовый контроль. Главной задачей исследований в данной области является повышение эффективности мероприятий по финансовому контролю в условиях интенсивного изменения нормативно-законодательной базы и экономических условий в Российской Федерации.
Финансовый контроль - это совокупность действий (операций) по проверке финансовых и связанных с ними аспектов деятельности хозяйствующего субъекта с применением специфических форм и методов его организации с целью обеспечения законности и целесообразности проводимой деятельности.
Таким образом, в процессе финансового контроля не только проводится проверка соблюдения установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности, а также экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий в процессе реализации основных целей деятельности субъекта хозяйствования.
Резкий переход с плановой экономики к рыночной привел к отсутствию единой и четкой концепции формирования системы финансового контроля в Российской Федерации, что в свою очередь негативно сказалось на эффективности организации системы государственного и негосударственного финансового контроля.
Первым этапом в формировании нормативной базы государственного финансового контроля по праву можно считать Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Данным указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль исполнения федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организации денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ [6].
Целью данного документа являлось определение приоритетных направлений контроля в условиях нестабильной банковской платежной системы.
Следующим этапом является принятие Бюджетного кодекса в целях оптимизации функционирования бюджетной системы РФ. Раздел Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный контроль» определил основной понятийный аппарат финансового контроля, привел основную классификацию его видов, определил область и формы финансового контроля (рис.).
Рис. Элементы системы государственного финансового контроля Российской Федерации
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит контрольно-счетным палатам субъектов РФ, например, Контрольно-счетная плата Астраханской области.
Контрольно-счетная палата Астраханской области в соответствии с Законом Астраханской области от 7 сентября 2011 г. № 57/2011-03 «О Контрольно-счетной палате Астраханской области» является постоянно действующим органом государственного финансового контроля Астраханской области и осуществляет свои полномочия с 1 января 2012 г.
Контрольно-счетная палата Астраханской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Астраханской области, образуется Думой Астраханской области и ей подотчетна.
Основной деятельностью контрольно-бюджетной палаты является организация и осуществление контроля своевременного исполнения доходных и расходных статей областного бюджета и территориальных внебюджетных фондов, контроль эффективности и целесообразности расходования областных государственных средств и использования областной собственности. Контрольно-бюджетная палата осуществляла также экспертно-аналитическую деятельность, которая выражалась в подготовке заключений на проекты областного бюджета, бюджетов территориальных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. Проведение финансовой экспертизы проектов областных Законов, а также нормативных актов Государственной думы Астраханской области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой [3]:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Астраханской области, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Астраханской области;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Астраханской области.
Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия палаты с правоохранительными органами. Основными направлениями сотрудничества палаты с правоохранительными органами являются:
• обмен представляющей взаимный интерес информацией о событиях и фактах, в которых усматриваются признаки хищения средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также государственного имущества области;
• проведение в пределах своей компетенции мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений, имеющих место согласно информации одной из сторон соглашения;
• взаимное оказание правовой и экспертной помощи.
Структура Контрольно-счетной палаты включает Руководство Контрольно-счетной палаты, 3 аудиторских направления, сводную инспекцию по контролю исполнения бюджета Астраханской области и бюджета территориального внебюджетного фонда, отдел по контролю управления и распоряжением имуществом Астраханской области, административно-хозяйственный отдел.
Аудиторское направление № 1 осуществляет функции по контролю расходов на общегосударственные вопросы, образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, спорт и средства массовой информации.
Аудиторское направление № 2 осуществляет контроль расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды и реализацию областной адресной инвестиционной программы.
Аудиторское направление № 3 реализует мероприятия по контролю доходов областного бюджета, состояния государственного долга, предоставление бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов общего характера.
За 2012 г. данным органом осуществлялись следующие контрольные мероприятии [5]:
• контроль исполнения бюджета Астраханской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС);
• экспертизу проектов законов о бюджетах Астраханской области и проектов законов о бюджетах территориального фонда ОМС;
• внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Астраханской области и годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
• контроль законности и результативности использования средств бюджета Астраханской области, бюджета территориального фонда ОМС;
• контроль соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Астраханской области;
• оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
• финансово-экономическую экспертизу проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области;
• разработку и подготовку предложений по совершенствованию бюджетного процесса;
• контроль законности и результативности использования межбюджетных трансфертов (в рамках проверки использования средств, выделенных главным распорядителям средств областного бюджета);
• подготовку информации о ходе исполнения бюджета Астраханской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
• контроль хода реализации долгосрочных программ (в рамках контрольных мероприятий);
• мониторинг исполнения бюджета Астраханской области (мониторинг доходной части, анализ ежеквартальной информации об исполнении бюджета);
• анализ социально-экономической ситуации в Астраханской области (в рамках работы с прогнозом социально-экономического развития области);
• участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции (в рамках информационного обмена с правоохранительными органами).
В рамках контрольной деятельности реализовывались формы контроля, представленные в таблице.
Таблица
Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты Астраханской области за 2012 г.
Вид контрольной деятельности Реализуемые мероприятия
Контрольные мероприятия Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2011 г.
Проверка реализации Программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 гг.
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности службы строительного и жилищного надзора Астраханской области
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности ГКУ АО «Детско-юношеская спортивная школа № 2»
Проверка полноты финансирования и целевого использования средств, предусмотренных в областном бюджете на оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг
Проверка реализации отраслевой долгосрочной целевой программы «Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2011-2015 годы»
Проверка реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы»
Проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности агентства связи и массовых коммуникаций Астраханской области
Проверка реализации областной целевой программы «Дети Астраханской области на 2011-2012 годы»
Проверка реализации комплексной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 годы»
Аналитические мероприятия Проверка формирования доходов бюджета Астраханской области, получаемых в виде арендной или иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества
Анализ эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Астраханской области
Анализ эффективности использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку сельхозпроизводителей Астраханской области
Проверка реализации программы предоставления/ возврата бюджетных кредитов
Экспертно-аналитическая деятельность Контроль формирования и исполнения бюджета Астраханской области
Контроль формирования и исполнения бюджета территориального фонда ОМС Астраханской области
Финансово-экономическая экспертиза проектов законов Астраханской области и проектов постановлений Думы Астраханской области
Проведение мониторингов Мониторинг доходной части бюджета Астраханской области
Мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти Астраханской области
В процессе реализации вышеперечисленных мероприятий было проверено 4245395 тыс. руб. бюджетных средств, выявлены финансовые нарушения по использованию бюджетных средств в размере 81472 тыс. руб., в том числе: неправомерное и сверхнормативное расходование бюджетных средств - 5,15 %; нецелевое использование бюджетных средств - 0,24 %; неэффективное использование бюджетных средств и имущества - 1,20 %; прочие нарушения - 94,41 %.
Также при проверке бюджетной отчетности были выявлены нарушения на сумму 2360852 тыс.руб., 2 % из которых - нарушение бюджетного законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации являются эффективным инструментом государственного финансового контроля. Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово-хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.
Список литературы
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. - 1991. -№ 1. - 120 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
3. Закон Астраханской области «О Контрольно-счетной палате Астраханской области от 7 сентября 2011 года № 57/2011-0З» // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
4. Закон Астраханской области «О бюджетном процессе в Астраханской области от 7 июля 2008 года № 39/2008-ОЗ» // Справочная информационная система «Консультант». - 2013.
5. Регламент Контрольно-счетной палаты Астраханской области : официальный сайт Контрольно-счетной палаты Астраханской области. - Режим доступа: http://ksp-ao.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Курмаева Л. В. Совершенствование системы финансового контроля / Л. В. Курмаева // МИР. - 2011. - № 1 (9).
7. Мешалкина Р. Е. Проблемы государственного финансового контроля на современном этапе его развития / Р. Е. Мешалкина // Учет и контроль. - 2008. - № 1.
8. Сафрыгин Ю. В. Государственный аудит как система управления социально-экномической сферой / Ю. В. Сафрыгин, О. К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 2 (27).
References
1. Limskaya deklaratsiya rukovodyashchikh printsipov kontrolya // Kontrolling. - 1991. -№ 1. - 120 s.
2. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii // Spravochnaya informatsionnaya sistema «Konsultant». - 2013.
3. Zakon Astrakhanskoy oblasti «O Kontrolno-schetnoy palate Astrakhanskoy oblasti ot 7 sentyabrya 2011 goda № 57/2011-OZ» // Spravochnaya informatsionnaya sistema «Konsultant». - 2013.
4. Zakon Astrakhanskoy oblasti «O byudzhetnom protsesse v Astrakhanskoy oblasti ot 7 iyu-lya 2008 goda № 39/2008-0Z» // Spravochnaya informatsionnaya sistema «Konsultant». - 2013.
5. Reglament Kontrolno-schetnoy palaty Astrakhanskoy oblasti : ofitsialnyy sayt Kontrolno-schetnoy palaty Astrakhanskoy oblasti. - Rezhim dostupa: http://ksp-ao.ru, svobodnyy. - Zagl. s ek-rana. - Yaz. rus.
6. Kurmaeva L. V. Sovershenstvovanie sistemy finansovogo kontrolya / L. V. Kurmaeva // MIR. - 2011. - № 1 (9).
7. Meshalkina R. Ye. Problemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya na sovremennom etape ego razvitiya / R. Ye. Meshalkina // Uchet i kontrol. - 2008. - № 1.
8. Safrygin Yu. V. Gosudarstvennyy audit kak sistema upravleniya sotsialno-eknomicheskoy sferoy / Yu. V. Safrygin, O. K. Mineva // Kaspiyskiy region: politika, ekono-mika, kultura. - 2011. -№ 2 (27).
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Мироненко Лариса Вячеславовна, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: larisa-beli@mail.ru
Практическая деятельность всех бюджетных учреждений в настоящее время периодически подвергается финансовому контролю со стороны государства. В целях повышения его эффективности все больше организаций внедряют систему внутреннего контроля. Данная статья раскрывает основные функции и задачи стоящие перед системой внутреннего контроля в бюджетных учреждениях, структуру и этапы построения данной системы.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, элементы системы, бюджетные организации, мониторинг использования бюджетных средств
THE INTERNAL FINANCIAL CONTROL SYSTEM AS A FACTOR OF EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS IN ORGANIZATIONS
Mironenko Larisa V., undergraduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: larisa-beli@mail.ru
The practical activities of all public institutions are now subject to periodic financial control by the state. In order to improve its efficiency, more organizations are adopting a system of internal controls. This article reveals the main functions and tasks facing the system of internal control in the budgetary institutions, the structure and steps in the construction of the system.
Keywords: internal financial control system elements, government organizations, to monitor the use of budget funds
Рыночная экономика не только трансформировала существующие способы и методы финансового контроля, но и способствовала появлению новых, не используемых ранее в бюджетной сфере. Среди таких методов можно выделить независимый аудит, внешний аудит, внутренний аудит, аудит эффективности и др. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свое значение, а главное - теряют эффективность. Практическая деятель-