Научная статья на тему 'Контроллинг стратегического планирования муниципального образования'

Контроллинг стратегического планирования муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / стратегическое планирование / прогнозирование / контроллинг / мониторинг / программа / показатели / эффективность / municipality / strategic planning / forecasting / controlling / monitoring / program / indicators / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленков Михаил Николаевич, Парамонов Александр Васильевич, Павленков Иван Михайлович

Развитие территории муниципального образования направлено на рациональное и эффективное использование в будущем ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на создание комфортных условий для граждан, проживающих на данной территории. Стратегическое планирование позволяет обосновать цели и направления развития муниципального образования. В условиях широкого использования цифровых технологий необходимо внедрять в менеджменте современные методы и инструменты, так как применяемые сегодня методы и инструменты не дают должного результата. Применение инструментов контроллинга позволяет значительно повысить эффективность и обоснованность принимаемых стратегических решений, что обеспечивает качество более высокого уровня публичное государственное и муниципальное управление. В статье рассмотрены основные положения по совершенствованию механизма стратегического планирования, используя методологию контроллинга. Совершенствование стратегического планирования является актуальной задачей перспективного развития муниципального образования. Разработана технология, реализующая механизм создания системы контроллинга стратегического планирования муниципального образования. Механизм реализует идеологию хранилища всех данных, вырабатывает цели и критерии, обеспечивает эффективную реализацию функций, осуществляет анализ и оценку показателей развития, синтезирует проекты управленческих решений при реализации стратегического управления муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING THE STRATEGIC PLANNING OF THE MUNICIPALITY

The development of the municipal territory is aimed at the rational and efficient use of limited material, labor and financial resources in the future, and at creating comfortable conditions for citizens living in this territory. Strategic planning allows you to justify the goals and directions of development of a municipality. In the context of the widespread use of digital technologies, it is necessary to introduce modern methods and tools in management, since the methods and tools used today do not give the desired result. The use of controlling tools can significantly increase the efficiency and validity of strategic decisions, which ensures a higher level of quality in public state and municipal management. The article discusses the main provisions for improving the strategic planning mechanism using the controlling methodology. Improving strategic planning is an urgent task for the long-term development of a municipality. A technology has been developed that implements a mechanism for creating a control system for strategic planning of a municipality. The mechanism implements the ideology of the repository of all data, develops goals and criteria, ensures the effective implementation of functions, analyzes and evaluates development indicators, synthesizes draft management decisions in the implementation of strategic management of the municipality.

Текст научной работы на тему «Контроллинг стратегического планирования муниципального образования»

Контроллинг стратегического планирования муниципального образования

Павленков Михаил Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Дзержинский филиал E-mail: kaf-fin-df@yandex.ru

Парамонов Александр Васильевич,

кандидат экономических наук, доцент, Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: paramonov-nn@mail.ru

Павленков Иван Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Дзержинский филиал

E-mail: ivandz83@mail.ru

Развитие территории муниципального образования направлено на рациональное и эффективное использование в будущем ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на создание комфортных условий для граждан, проживающих на данной территории. Стратегическое планирование позволяет обосновать цели и направления развития муниципального образования. В условиях широкого использования цифровых технологий необходимо внедрять в менеджменте современные методы и инструменты, так как применяемые сегодня методы и инструменты не дают должного результата. Применение инструментов контроллинга позволяет значительно повысить эффективность и обоснованность принимаемых стратегических решений, что обеспечивает качество более высокого уровня публичное государственное и муниципальное управление.

В статье рассмотрены основные положения по совершенствованию механизма стратегического планирования, используя методологию контроллинга. Совершенствование стратегического планирования является актуальной задачей перспективного развития муниципального образования. Разработана технология, реализующая механизм создания системы контроллинга стратегического планирования муниципального образования. Механизм реализует идеологию хранилища всех данных, вырабатывает цели и критерии, обеспечивает эффективную реализацию функций, осуществляет анализ и оценку показателей развития, синтезирует проекты управленческих решений при реализации стратегического управления муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, стратегическое планирование, прогнозирование, контроллинг, мониторинг, программа, показатели, эффективность.

Комфортные условия для граждан является важнейшей задачей развития муниципального образования [1,10, 12], а для этого необходимо совершенствовать механизмы стратегического управления, поэтому разработка контроллинга стратегического планирования является актуальной задачей муниципального образования.

Реализация механизма контроллинга стратегического управления направлена на: координацию процессов; определение целей; выбор направлений; технологию разработки Программы; обоснование мероприятий; оценку показателей; корректировку планов и мероприятий.

Основная часть

Разработана технология контроллинга стратегического управления муниципального образования, общая схема которой приведена на рисунке.

в

БЛОК 8. Оценка выполнения мероприятий

БЛОК 9. Оценка эффективности программы

Рис. Схема технологии контроллинга стратегического управления муниципального образования.

Блок первый. Организация информационной базы. Создание информационной базы является необходимым условием эффективного функционирования контроллинга, так как в системе контроллинга используется большие объемы информации, которая должна поддерживать эффективное взаи-

модеиствие органов власти всех уровней с гражданами города и бизнесом [3].

Информационная база должна создаваться в виде электронных хранилищ, где будут храниться данные:

- текущего состояния муниципального образования;

- ретроспективные данные;

- прогнозная информация о развитии.

Все данные должны храниться в едином формате для удобства пользователей. Работа пользователей с интегрированной базой позволит значительно повысить эффективность стратегического управления [2, 4, 8].

Информатизация системы контроллинга включает:

- построение архитектуры;

- унификация носителей и технологии передачи данных;

- подготовка аналитики;

- поддержка базы методов и инструментов;

- обеспечение защиты информации;

- поддержка методических материалов. Информационная база содержит достоверную

информацию, что позволяет своевременно и качественно разрабатывать управленческие решения в зависимости от принятых целей развития муниципального образования.

Блок второй. Анализ внутренних показателей и внешних факторов. Для анализа факторов внешней среды используется STEP-анализ.

Результаты STEP-анализа используются для оценки конкурентных возможностей муниципального образования.

Для анализа показателей внутренней среды муниципального образования используется SWOT-анализ.

Блок третий. Разработка стратегии. На выбор стратегии развития муниципального образования влияет множество факторов: социальных, экономических, экологических, трудовых и др.

Задачей эффективного управления стратегическим развитием является: выявить проблему; обосновать направления развития; сформировать базовые стратегии; использовать современные механизмы управления; реализовывать стратегию на практике [3, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14].

При разработке стратегии необходимо учитывать динамику развития муниципального образования и результаты применения STEP и SWOT-анализов.

Стратегии реализуются на основе конкретных программ, а так же мероприятий, поэтому необходимо выявить приоритеты и главные направления развития, учитывая потребности и наличие ресурсов муниципального образования.

Стратегия развития на долгосрочный период включает генеральные цели, несколько частных стратегий, механизмы и принципы достижения целей органами муниципального управления.

Разрабатываемая стратегия должна быть согласована с региональной стратегией и стратегией страны в целом.

Блок четвертый. Прогнозирование. На пред-прогнозном этапе наиболее затратным являются временные и трудовые затраты, так как конечный результат зависит от полноты и качества исходных данных и разрабатываться прогнозный диагноз.

Процесс прогнозирование основан на экстраполяции прошлого на будущее, поэтому формализовано его можно представить в виде: G(H, Т) £ и,

где й - оператор преобразования (прогнозирования) информации;

Н - исходная информация; Т - время прогнозирования; и - прогнозные показатели.

На основе обработанных данных показателей формируются динамические ряды с помощью выбранного метода или нескольких методов. В классическом подходе к задаче прогнозирования определяется оптимистичный вариант развития, наиболее вероятный (базовый) вариант и пессимистичный вариант.

Разработанный вариант прогноза подлежит обязательной оценке точности и обоснованности.

Разработанный механизм прогнозирования позволит повысить качество управления, в первую качество планирования за счет внедрения современных управленческих технологий.

Блок пятый. Инвестиционное планирование. Для роста конкурентоспособности территорий муниципальных образований необходима привлекательная инвестиционная политика, которая должна вписываться в региональную инвестиционную политику.

Для оценки инвестиционной привлекательности существуют различные методики, учитывающие специфику конкретной экономической системы, для которых разрабатываются инвестиционные программы.

Целью таких программ является привлечение инвестиций в развитие территории муниципального образования.

Инвестиционная программа позволяет инвестору иметь информацию об инвестируемых объектах.

Оценка инвестиционной привлекательности должна учитывать все инвестиционные проекты, их финансовую обеспеченность, а так же отраслевые, региональные и муниципальные требования и особенности.

На каждом уровне рассчитывается интегральный критерий и оцениваются инвестиционные риски, что позволяет оценить рейтинги проектов и сформировать инвестиционную программу.

Блок шестой. Формирование программы. Программа включает комплекс взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих реализацию функций и целей развития территории муниципального образования, учитывающий государственные и региональные интересы.

Принципы формирования Программ:

- соответствие целям и показателям (индикаторам);

- полный охват всех сфер муниципального образования;

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

- измеримость результатов;

- наличие полномочий у участников реализации Программы;

- регулярная оценка эффективности реализации Программы;

- возможность корректировки Программы. При этом нужно учитывать:

- особую значимость Программы для социальной сферы, природопользования и экологической безопасности;

- временные ограничения на решение проблем и ограниченность ресурсов;

- межотраслевую согласованность мероприятий (заданий.

Этапы разработки проекта Программы и ее утверждения:

Этап 1. Разработка концепции проекта Программы.

Этап 2.Утверждение концепции. Этап 3. Проект Программы: Этап 4. Утверждение Программы. Разделы Программы:

Раздел 1. Паспорт: основные сведения о параметрах Программы.

Раздел 2. Характеристика соответствующей сферы развития, потенциал развития, существующие проблемы реализации Программы.

Раздел 3. Перечень мероприятий, финансирование, ответственные исполнители, бюджетные подпрограммы, годы реализации Программы.

Раздел 4. Перечень количественных и качественных показателей и целевых индикаторов и показателей с распределением значений по годам.

Раздел 5. Методика (представляет алгоритм) оценки эффективности программы.

Раздел 6. Результаты реализации Программы. Блок седьмой. Мониторинг Программы. Мониторинг обеспечивает управление обратной связью и позволяет:

- получать информацию о выполнении показателей программ и мероприятий;

- выполнить корректировку показателей;

- оценить качество реализации планов. Контроллинг стратегического управления разрабатывает коррекцию стратегии развития, утвержденных Программ и разработанных мероприятий, используя результаты мониторинга, а именно:

- показателей Программы;

- индикаторов;

- достижения целей;

- выполнения Программы;

- мероприятий.

Результаты мониторинга являются основой при принятии решений и внесения корректировок в стратегические цели.

В контроллинге мониторинг является инстру-Е ментом для получения информации о реализации оь планов и мероприятий.

~ Блок восьмой. Оценка выполнения меро-сэ приятий. Данные мониторинга используются для £ оценки принятых решений по развитию территории ^ муниципального образования и для разработки

организационно-экономических мер по выполнению запланированных показателей и мероприятий.

Показатель выполнения мероприятий (П) можно рассчитать по формуле:

Р = (Кв + Кр + Кс) / К,

где:

К = Кв + Кр + Кс + Кб + Кн;

К - общее количество запланированных мероприятий; Кв - количество выполненных мероприятий; Кг - количество мероприятий, которые выполняются по графику;

Кс - количество мероприятий, которые выполняются с незначительным отставанием от графика;

Кб - количество мероприятий, выполнение которых отстает значительно от графика;

Кн - количество не выполненных мероприятий по графику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание данного показателя позволяет выявить причины значительного отставания от графика и не выполнения плановых мероприятий и принимать необходимые меры к виновникам.

Блок девятый. Оценка эффективности Программы.

Эффективность выполнения Программы определяется на основе показателя эффективности каждой подпрограммы. Показатель определяется как отношение фактических затрат на полученные нефинансовые результаты к запланированным затратам по формуле:

Qi = (VI х □) / аУ1,

где: I - индекс подпрограммы ¡е1;

I - множество подпрограмм;

01 - показатель эффективности;

VI - объем фактического финансирования;

и - показатель результативности;

аУ1 - запланированный объем финансирования всех

подпрограмм.

Результативность - это показатель достижения планового уровня нефинансовых результатов и определяется на основе плановых и отчетных целевых показателей как отношение фактического результата к плановому значению по формуле:

Е1 = аРу х Sij,

где у - индекс показателя подпрограммы уеЛ;

Л - количество показателей подпрограммы 1е1;

Ру -вес показателя подпрограммы;

S¡j - отношение достигнутых показателей к плановым.

Значение Р¡у рассчитывается по следующей формуле:

Ру = 1 / Л,

Значение Бу рассчитывается по следующей формуле:

Бу = йу / Яу,

где йу - достигнутое значение показателя у; Яу - плановое значение показателя у.

По показателю эффективности оценивается уровень эффективности выполнения подпрограмм. В зависимости от особенностей муниципального образования можно предложить три уровня: низ-

кий ^ < 0,75), средний (0,75 <= Qi < 0,95), высокий ^ > 0,95).

Результаты используются при формировании бюджета, но при этом следует учитывать:

- продолжение реализации программы;

- изменение финансирования;

- прекращение досрочное реализации программы.

Заключение

Разработан механизм создания контроллинга системы стратегического планирования муниципального образования. Механизм реализует идеологию хранилища всех данных, вырабатывает цели и критерии, обеспечивает эффективную реализацию функций, осуществляет анализ и оценку показателей развития, синтезирует проекты управленческих решений при реализации стратегического управления муниципального образования.

Реализация механизма контроллинга стратегического управления обеспечивает: координацию процессов; определение целей; выбор направлений; технологию разработки Программы; разработку мероприятий; своевременную оценку показателей; внесение изменений в планы и их корректировку.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2007. 525 с.

2. Байдаков С.Л. Стейкхолдеры территории и ее миссия: компромисс или синергия // Инновации в менеджменте. 2015. № 2 (4). С. 24-31.

3. Байдаков С.Л. Контроллинг в системе стратегического и оперативного управления мегаполисом. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 176 с.

4. Байдаков С. Л., Озеров Г.М., Савельев О.Ю. Многофункциональный центр предоставления государственных услуг: модель, назначение и принципы организации. Опыт Центрального административного округа г. Москвы М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2013. 200 с.

5. Белоусов Д.Р. О развитии кризиса российской экономики. // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 21-38.

6. Воронин П.М. Механизм создания системы стратегического контроллинга в управлении сферой твердых коммунальных отходов муниципального образования // Контроллинг. 2016. № 4. С. 28-38.

7. Гершун Г., Горский М. Технология сбалансированного управления. М.: ЗАО «Олимп. Бизнес», 2006. 416 с.

8. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. 738 с.

9. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.

10. Маркварт Э. Реформирование и развитие муниципального хозяйства. Концептуальные подходы. М.: НП OST-EVRO-МУНИЦИПАЛ, 2003. 41 с.

11. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. 567 с.

12. Павленков М. Н., Лабазова Е.В. Методологические основы стратегического планирования городского округа. Н. Новгород - Дзержинск: НИУ РАНХ и ГС, 2012. 222 с.

13. Рохчин В. Е., Егоров И.И., Знаменская К.Л. Система стратегического планирования социально-экономического развития регионов России: теоретико-методологический аспект. СПб.: ИРЭ РАН, 2005. 168 с.

14. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

CONTROLLING THE STRATEGIC PLANNING OF THE MUNICIPALITY

Pavlenkov M.N., Paramonov A.V., Pavlenkov I.M.

Nizhny Novgorod State University named after. N.I. Lobachevsky, Dzerzhinsky branch; Nizhny Novgorod Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration; Russian Academy of National Economy and Public Administration, Dzerzhinsky branch The development of the municipal territory is aimed at the rational and efficient use of limited material, labor and financial resources in the future, and at creating comfortable conditions for citizens living in this territory. Strategic planning allows you to justify the goals and directions of development of a municipality. In the context of the widespread use of digital technologies, it is necessary to introduce modern methods and tools in management, since the methods and tools used today do not give the desired result. The use of controlling tools can significantly increase the efficiency and validity of strategic decisions, which ensures a higher level of quality in public state and municipal management.

The article discusses the main provisions for improving the strategic planning mechanism using the controlling methodology. Improving strategic planning is an urgent task for the long-term development of a municipality.

A technology has been developed that implements a mechanism for creating a control system for strategic planning of a municipality. The mechanism implements the ideology of the repository of all data, develops goals and criteria, ensures the effective implementation of functions, analyzes and evaluates development indicators, synthesizes draft management decisions in the implementation of strategic management of the municipality.

Keywords: municipality, strategic planning, forecasting, controlling, monitoring, program, indicators, efficiency.

References

1. Atamanchuk G.V. System of state and municipal management: Textbook. M.: Publishing house RAGS, 2007. 525 p.

2. Baidakov S.L. Stakeholders of the territory and its mission: compromise or synergy // Innovations in management. 2015. No. 2 (4). pp. 24-31.

3. Baydakov S.L. Controlling in the system of strategic and operational management of a metropolis. M.: Publishing house of MSTU im. N.E. Bauman, 2010. 176 p.

4. Baydakov S. L., Ozerov G.M., Savelyev O. Yu. Multifunctional center for the provision of public services: model, purpose and principles of organization. Experience of the Central Administrative District of Moscow M.: Olympus Business CJSC, 2013. 200 p.

5. Belousov D.R. On the development of the crisis in the Russian economy. // Forecasting problems. 2010. No. 1. P. 21-38.

6. Voronin P.M. The mechanism for creating a strategic controlling system in the management of municipal solid waste // Controlling. 2016. No. 4. P. 28-38.

7. Gershun G., Gorsky M. Balanced control technology. M.: JSC "Olympus" Business", 2006. 416 p.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

8. Drury K. Introduction to management and production accounting. M.: Audit, UNITY, 2002. 738 p.

9. Lvov D.S. Economics of Development. M.: Exam, 2002. 512 p.

10. [10]. Markwart E. Reform and development of the municipal economy. Conceptual approaches. M.: NP OST-EVRO-MUNIC-IPAL, 2003. 41 p.

11. Mintzberg G., Quinn J.B., Ghoshal S. Strategic process. St. Petersburg: Peter, 2001. 567 p.

12. Pavlenkov M. N., Labazova E.V. Methodological foundations of strategic planning of the urban district. N. Novgorod - Dzer-

zhinsk: National Research University of Russian Academy of Economy and State University, 2012. 222 p.

13. [13]. Rokhchin V.E., Egorov I.I., Znamenskaya K.L. System of strategic planning of socio-economic development of Russian regions: theoretical and methodological aspect. St. Petersburg: IRE RAS, 2005. 168 p.

14. [14]. Strategic management / Ed. A.N. Petrova. St. Petersburg: Peter, 2005. 496 p.

Q.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.