Научная статья на тему 'Контроль в системе местного самоуправления в России: становление и развитие'

Контроль в системе местного самоуправления в России: становление и развитие Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / народовластие / демократия / местное самоуправления / система местного самоуправления / публичная власть / контроль / Constitution of the Russian Federation / democracy / democracy / local government / local government system / public power / control.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Михайлович Будаев

Конституционное определение России в качестве демократического правового государства актуализирует исследование проблем организации публичной власти, в том числе на местном уровне. Контроль в системе местного самоуправления — один из аспектов проявления власти. В настоящее временя не выработан единый подход к пониманию контроля в местном самоуправлении. В современном государстве модель контроля в системе местного самоуправления очерчена конституционными рамками, границами. Предлагается авторское определение контроля в системе местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control in the system of local self-government in Russia: formation and development

The constitutional definition of Russia as a democratic legal state actualizes the study of problems of organizing public power, including at the local level. Control in the local government system is one of the aspects of the manifestation of power. At present, a unified approach to understanding control in local self-government has not been developed. In a modern state, the model of control in the system of local self-government is outlined by constitutional frameworks and boundaries. The author's definition of control in the local government system is proposed.

Текст научной работы на тему «Контроль в системе местного самоуправления в России: становление и развитие»

Закон и право. 2023. № 11. С. 55-62. Law and legislation. 2023;(11):55-62.

Научная статья УДК 342.553

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-55-62 NIION: 1997-0063-1 1/23-632

EDN: https://elibrary.ru/EDXKYV MOSURED: 77/27-001-2023-11-832

Контроль в системе местного самоуправления в России: становление и развитие

Андрей Михайлович Будаев

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия, ambudaev@msal.ru

Аннотация. Конституционное определение России в качестве демократического правового государства актуализирует исследование проблем организации публичной власти, в том числе на местном уровне. Контроль в системе местного самоуправления — один из аспектов проявления власти. В настоящее временя не выработан единый подход к пониманию контроля в местном самоуправлении. В современном государстве модель контроля в системе местного самоуправления очерчена конституционными рамками, границами. Предлагается авторское определение контроля в системе местного самоуправления.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, народовластие, демократия, местное самоуправления, система местного самоуправления, публичная власть, контроль.

Для цитирования: Будаев A.M. Контроль в системе местного самоуправления в России: становление и развитие // Закон и право. 2023. № 11. С. 55—62. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-55-62 EDN: https://elibrary.ru/EDXKYV

Original article

Control in the system of local self-government in Russia: formation and development

Andrey M. Budaev

Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL),

Moscow, Russia, ambudaev@msal.ru

Abstract. The constitutional definition of Russia as a democratic legal state actualizes the study of problems of organizing public power, including at the local level. Control in the local government system is one of the aspects of the manifestation of power. At present, a unified approach to understanding control in local self-government has not been developed. In a modern state, the model of control in the system of local self-government is outlined by constitutional frameworks and boundaries. The author's definition of control in the local government system is proposed.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, democracy, democracy, local government, local government system, public power, control.

For citation: Budaev A.M. Control in the system of local self-government in Russia: formation and development // Закон и право. 2023. № 11. С. 55—62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-55-62 EDN: https://elibrary.ru/EDXKYV

I I ля того чтобы глубже понять природу и I I сущность контроля в системе местного

С_Ц самоуправления как института муници-

[альной публичной власти, необходимо, преж-

© Будаев А.М. М., 2023.

де всего, остановиться на некоторых теоретических аспектах власти.

Конституционное определение России в качестве демократического правового государства актуализирует исследование проблем организации публичной власти, в том числе на местном

LAW & LEGISLATION • 11-2023

уровне. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечиваемого разными средствами, включая и свойственный власти механизм принуждения.

С принятием Конституции РФ в 1993 г. начался новый этап совершенствования народовластия в России с учетом демократических принципов организации власти, стремления к признанию и реальному осуществлению прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «публичная власть» впервые было использовано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми», в котором было отмечено, что понятие «органы власти» само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муници-пальной1.

Публичный характер муниципальной власти неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ и в других своих решениях, в частности, в Постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»2, в Постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе»

1 Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.

2 Постановлении Конституционного Суда РФ от

24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

в связи с жалобой заявителей А. Г. Злобина и Ю.А. Хнаева»3 и др.

Муниципальная власть с учетом содержания и смысла правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации, — это обобщенное понятие, которое характеризует осуществляемую на территории муниципального образования публичную власть с целью непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также решения иных, предусмотренных законом и уставом муниципального образования вопросов, включая осуществление отдельных государственных полномочий.

Муниципальная власть — это также власть особого рода, она не является буквальным продолжением государственной власти на местах, и вместе с этим имеет ряд признаков, присущих государственной власти, к которым можно отнести наличие системы публичных институтов; наличие аппарата, осуществляющего властные функции; непрерывность реализации во времени и универсальный характер; наличие законодательной основы, правовой характер; территориальная юрисдикция, т.е. распространение обязательности ее решений на любых субъектов, находящихся на соответствующей территории; возможность обращения для обеспечения своих действий и решений к государственному аппарату принуждения; собственная экономическая основа, включающая возможность принудительных финансовых изъятий (местных налогов) и наличие централизованного фонда финансовых ресурсов (местного бюджета).

Необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление и государственную власть объединяет общая основа — власть народа, т.е. и государственная власть, и муниципальная власть — это формы публичной власти, власти народа. Как и государственная власть, так и муниципальная власть обес -печивает подчинение себе не только субъектов муниципально-правовых отношений, но и иных субъектов, находящихся на ее территории.

В то же время муниципальная власть имеет и ряд признаков, отличающих ее от государ-

3 Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобой заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1374.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

ственной власти. К ним относятся следующие: отсутствие строгой иерархии и соподчиненнос-ти органов местного самоуправления различных муниципальных образований; негосударствен -ная природа органов местного самоуправления, невхождение их в систему органов государственной власти; наличие установленного законом круга вопросов, относящихся к их ведению, но не относящихся к ведению государства, — вопросов местного значения; наличие собственной ресурсной базы (которую государство не вправе присваивать).

Власть — это уникальный, многофакторный, многоаспектный социокультурный феномен. Власть многогранна, многослойна, многомерна. Исследование каждого ее проявления требует особого подхода и своего понятийного инструментария, что нашло отражение в научной литературе. Формы и методы осуществления власти многочисленны: принуждение и слежение, насилие, наказание и поощрение, принятие решений, контроль и управление, соперничество и сотрудничество [8].

Таким образом, контроль в системе местного самоуправления — один из аспектов проявления власти; кроме того, контроль в системе местного самоуправления зарождается как один из видов социального контроля в социальном управлении. Первоначально, в неформализованном виде — контроль в первобытной самоуправляющейся общине (догосударственный период).

Здесь можно проследить преемственность и связь данной формы контроля с контролем, который осуществляется в современных общинах коренных малочисленных народов — самобытных моделях местного самоуправления, формирующихся на территории России. Далее, контроль начинает развиваться уже в условиях формирования институтов государств Древнего мира — контроль в древнегреческих и древнеримских городах-полисах, позднее — в средневековых городах-коммунах (цеховой контроль).

Современные формы контроля в системе местного самоуправления формируются со второй половины XVIII — XIX вв., когда на фоне промышленной революции происходит переход к новым общественно-политическим и социально-экономическим отношениям на базе практического конституционализма.

Теория разделения властей, происхождение которой связывают с именем Шарля Монтескье, по сути, сформировалась исходя из объективной необходимости обеспечить безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, ус-

тановить состояние взаимного контроля ветвей власти, сбалансированности социальных сил в обществе.

Значительный интерес к проблеме контроля, контрольной деятельности проявили в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс. Общетеоретическое исследование контрольной деятельности, осуществленное в рамках классовой теории марксизма, было неразрывно связано с исследованием понятия «государственная власть».

В дальнейшем В. И. Ленин, основываясь на сформулированных классиками марксизма выводах, указал на необходимость жесткого повсеместного контроля в условиях социалистического государства. Такая позиция была обусловлена, как известно, историческими условиями [4, с. 5].

В настоящее время не выработан единый подход к пониманию контроля в местном самоуправлении, существуют различные точки зрения, исследуются лишь отдельные направления реализации контроля в местном самоуправлении без его комплексного изучения.

Так, П.А. Бышков полагает, что контроль в системе органов местного самоуправления приводит, прежде всего, к изменению технологии принятия управленческих решений, но в то же время обусловливает корректировку публично-властной деятельности. Осуществление контроля должно сводиться к целенаправленному наблюдению за надлежащим выполнением управленческих решений. Контроль является важным инструментом утверждения устойчивого правового порядка и конституционного государства, в основе которого лежит реализация демократических принципов баланса интересов власти и общества [2, с. 44—45].

В. В. Чуманова подчеркивает, что контроль как функция власти и управления состоит в том, чтобы установить соответствие фактического состояния управляемого объекта заданному состоянию с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль является важным функциональным элементом любой системы власти и управления, в том числе и местного самоуправления. Он позволяет проверять эффективность исполнения законов, нормативных правовых актов, принимаемых решений, проверять состояние дел в различных сферах деятельности, в том числе и стиль работы органов и должностных лиц местного самоуправления. При помощи контроля обеспечивается принцип обратной связи в управлении, дисциплина, ответственность за порученное дело. Контроль помогает добиться правильного понимания подконтрольными органа-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

ми и должностными лицами своих задач, их точной ориентации в стратегических и текущих делах, в выборе методов и форм достижения поставленных целей, развивает инициативу исполнителей, заставляет их активнее искать резервы, творчески подходить к делу [10, с. 5].

Можно согласиться с предложенными точками зрения лишь отчасти, так как авторы ограничивают сферу реализации контроля в местном самоуправлении фактически деятельностью органов и должностных лиц в процессе принятия и реализации ими управленческих решений.

Другая группа авторов рассматривает только аспекты государственного контроля за местным самоуправлением, что, на наш взгляд, также не позволяет сформулировать полноценного понятия контроля в системе местного самоуправления. В Российской Федерации основополагающие начала осуществления контроля за деятельностью местного самоуправления положены в основу всего федерального законодательство в данной сфере.

Во-первых, регулирование контроля осуществляется Конституцией или федеральными законами.

Во-вторых, контролировать можно только соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

И, в-третьих, степень вмешательства должна быть соразмерна защищаемым публичным интересам [1, с. 258—260].

Е.С. Шугрина замечает, что в решениях Конституционного Суда РФ сформулированы важные позиции, имеющие большое значения для понимания сути государственного контроля за местным самоуправлением.

Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П подчеркивалось, что органы государственной власти (в том числе территориальные органы государственной власти) и их должностные лица могут действовать только в сфере компетенции органов государственной власти и не могут ущемлять самостоятельность местного самоуправления, его органов и вторгаться в их компетенцию. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П было уточнено, что органы государственной власти не могут вмешиваться в решение вопросов местного значения [11, с. 308].

Дополнительно приведем мнение В.И. Васильева, который раскрывает понятие контроля в местном самоуправлении в двух аспектах: внешний контроль в местном самоуправлении и внутренний контроль в местном самоуправлении.

Под внешним контролем следует понимать деятельность органов государственной власти по контролю за соответствием принимаемых муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) и законодательству субъектов РФ, а также соблюдением органами местного самоуправления действующего законодательства как при решении вопросов местного значения, так и в процессе реализации отдельных государственных полномочий и использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Внутренний контроль в местном самоуправлении — это контроль самих органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями. Они контролируют соответствие деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления [6, с. 673—674].

Для того чтобы сформулировать понятие контроля в системе местного самоуправления и раскрыть сущность данного явления, необходимо прежде всего понимать, каков характер контроля, во имя чего и кем он осуществляется, т.е. в данном случае необходимо определить, кто в системе местного самоуправления обладает властными полномочиями по осуществлению контроля, на достижение каких целей направлен контроль и каким образом он реализуется.

Здесь стоит вновь обратиться к трудам В.И. Ленина, который неоднократно подчеркивал, что контроль без власти есть пустейшая фраза, характеризуя данную деятельность в классово организованном обществе: «Подходя к выяснению понятия «контроль», а также вопроса о том, когда и кто будет осуществлять этот контроль, нужно ни на минуту не упускать из виду классовый характер современного государства, которое является лишь организацией классового господства» [4, с. 239—240].

Следовательно, в определении контроля в системе местного самоуправления обязательно должен присутствовать властный компонент. Для подтверждения данного тезиса приведем мнения ряда авторов, которые учитывают эту особенность, хотя и не раскрывают в полной мере категорию именно контроля в местном самоуправления, рассматривая лишь отдельные фрагменты данного явления.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

Важную идею формулирует Г.Н. Комкова о том, что общественный контроль в демократическом государстве означает эффективное реагирование народа на отклонение государства и его органов от установленного в Конституции страны пути развития и устранения обнаруженных несоответствий. Народ как единственный источник власти, контролируя созданные им органы публичной власти, должен иметь полное и объективное представление об их реальных результатах деятельности, методах и способах их достижения [3, с. 148—151].

О подобном контроле со стороны населения пишет и В.В. Комарова, указывая, что каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальной власти в муниципальных образованиях требует постоянно действующих органов публичной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами народовластия в России [9, с. 43].

Необходимо понимать, что в современном государстве модель контроля в системе местного самоуправления очерчена конституционными рамками, границами.

Ключевыми характеристиками конституционной модели контроля в системе местного народовластия становятся:

■ конституционное признание (закрепление) народовластия;

■ конституционное закрепление местного самоуправления;

■ конституционное закрепление единства системы публичной власти (связь местного самоуправления и государства).

Таким образом, в современном понимании природа контроля в системе местного самоуправления основывается и неразрывно связана с:

■ особенностями публичной власти вообще и местного самоуправления как ее особой формы;

■ особенностями функций контроля и особенностями их осуществления на разных уровнях публичной власти;

■ конституционной природой народовластия и местного самоуправления.

Раскрывая сущность контроля в системе местного самоуправления, надо помнить, что раскрыть сущность какого-либо общественно значимого явления — значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, поче-

му общество не может существовать и развиваться без него.

Содержание сущности контроля в системе местного самоуправления вытекает из его природы, суть которой составляет единство государственных и самоуправленческих начал.

В связи с этим выделим наиболее важные характеристики, присущие именно контролю в системе местного самоуправления на современном этапе развития.

Первая особенность — это комплексный характер данного контроля, сочетание государственных и местных, муниципальных начал, включая непосредственное участие местного населения, при его осуществлении. Без подобного сочетания, объединения усилий и государства, и местного самоуправления невозможно достичь целей развития системы местного самоуправления.

При этом важно понимать, что государство как один из ведущих субъектов, воздействуя на каждую систему местного самоуправления через механизм контроля, преследует цель обеспечить законность на всей территории страны, соблюдение прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от места его проживания, единство начал функционирования всех институтов публичной власти. Пределы данного вмешательства государства имеют соответствующие необходимые гарантии — конституционное закрепление самостоятельности местного самоуправления в пределах их полномочий, законодательное закрепление компетенции местного самоуправления и самих органов государственной власти.

В свою очередь, местное самоуправление, обладая необходимым объемом самостоятельности при решении собственных вопросов организации жизнедеятельности, вправе использовать разнообразные способы и приемы достижения наилучшего результата и осуществлять в последующем контроль за целесообразностью и степенью реализации принятых решений.

Второй особенностью выступает обязательный учет территориальной организации системы местного самоуправления, в пределах которой осуществляется контроль. Территориальная организация муниципального образования, которая включает наделение конкретного муниципального образования определенным статусом — это та особенность, та характеристика, которая будет подчеркивать своеобразие, особенность, отличие контроля в системе местного самоуправления от государственного контроля или муниципального контроля.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023

Например, при осуществлении контроля в системе местного самоуправления, формируемой в границах городов федерального значения, приоритетным, доминирующим будет государственный контроль субъекта Российской Федерации с учетом особенностей организации местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. В системах местного самоуправления, формируемых в границах сельских поселений, большее значение приобретает непосредственный контроль жителей муниципальных образований, в особенности в тех муниципалитетах, где в силу малочисленности населения полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан.

В свою очередь, государственный контроль является надтерриториальным и осуществляется по всей территории страны, вне зависимости от статуса муниципального образования. Это, например, проявляется при осуществлении государственного контроля соответствующими инспекциями. Так, государственная инспекция безопасности дорожного движения осуществляет контроль и надзор за безопасностью дорожного движения по всей территории страны4.

Одновременно с этим и муниципальный контроль, который осуществляется в границах конкретного муниципального образования, по сути, носит универсальный характер, так как реализуется в тех сферах, которые имеют общее содержания для всех муниципальных образований: например, муниципальный контроль в сфере землепользования5.

Третья особенность контроля в системе местного самоуправления, по сути, отражает особенность современной российской модели местного самоуправления — это обязательный учет исторических и местных традиций при осуществлении данного контроля. При безусловном единстве на всей территории страны фундаментальных основ любой публичной деятельности, таких, как незыблемость основ конституцион-

4 Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 19.02.2021) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

5 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 14.07.2022) // http:// www.consultant.ru/

ного строя, верховенство и прямое действие Конституции России, приоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное действие, проживание на одной территории мно -гочисленных наций, народностей, этносов, безусловно, влечет за собой необходимость корректировки при реализации контроля в каждом конкретном муниципальном образовании.

Например, в муниципальных образованиях, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, федеральные органы государственной власти вправе устанавливать ответственность органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных наро-дов6; органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых являются местом проживания представителей российского казачества, могут наделяться отдельными полномочиями по контролю за выполнением представителями казачьих обществ взятых на себя обязательств7.

Заметим, что цели развития любой системы местного самоуправления находятся в системном единстве с целями осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой целенаправленную деятельность различных субъектов по различным направлениям. Общая цель местного самоуправления при всем разнообразии его субъектов предопределяет некоторую целостность и упорядоченность их деятельности, необходимость их взаимосвязи, структурированности. Такой целью является улучшение благополучия населения муниципального образования, создание условий, необходимых для нормального и достойного проживания всех граждан.

Цели контроля наиболее конкретно выражаются в задачах контроля, которые могут быть частными и общими. Частные задачи решаются при помощи контроля, распространяющегося на какую-либо из сторон объекта. Общие задачи,

6 Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // http:// www.consultant.ru/

7 Устав Краснодарского края от 12.11.1993 // Кубанские новости. 1994. 5 янв.;

Закон Краснодарского края «О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае» от 05.11.2002 № 539-К3 (ред. от 06.02.2015) // Информационный бюллетень ЗСК. 2002. № 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

более сложные, решаются при помощи контроля, распространяющегося на все стороны деятельности контролируемых объектов.

К частным задачам контроля в системе местного самоуправления можно отнести следующие:

■ проверку соответствия, организации деятельности проверяемых сотрудников (органов, организаций, структурных подразделений) требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Основной формой практического решения подобной задачи является проведение всестороннего анализа различных сторон деятельности проверяемых (контролируемых) объектов с целью изучения и оценки полноты соблюдения и выполнения ими требований законодательных актов и иных нормативных правовых документов;

■ выявление недостатков в деятельности, а также причин и условий, способствовавших их возникновению, оценка фактического положения дел и разработка мер, направленных на устранение недостатков.

При решении указанной задачи субъект контроля на основе всестороннего анализа деятельности контролируемых объектов изучает и вскрывает причины и условия недочетов в деятельности подразделений и сотрудников. Результаты работы обобщаются, обсуждаются на совещаниях и могут доводиться до руководителей в виде планов по устранению недостатков.

К общим задачам при осуществлении контроля в системе местного самоуправления относятся изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы органов и должностных лиц муниципальных образований, общественных и частных инициатив, наилучших муниципальных практик.

Процесс решения данной задачи обеспечивается посредством изучения и анализа состояния работы в этой области деятельности. Обобщение и распространение новых форм и методов работы обеспечивается подготовкой обзоров информации. В этих целях также проводятся научно-практические конференции, семинары, сборы. Наряду с данными мероприятиями уже традиционной стала подготовка общероссийскими ассоциациями местного самоуправления ежегодных докладов о состоянии местного самоуправления

в Российской Федерации, перспективах его развития и предложениях по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также ежегодных докладов Министерства юстиции России о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации за истекший год [7, с. 41—43]8.

Подводя итог проведенному исследованию, предложим авторское определение контроля в системе местного самоуправления, под которым следует понимать установленные Конституцией РФ, международными правовыми актами, федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами способы (методы) осуществления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан и их объединений, направленной на обеспечение стабильного функционирование и развитие муниципального образования, выявление и устранение, корректировку негативных явлений в организации местного самоуправления в целях достижения высокого уровня социально-экономического развития муниципального образования и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Список источников

1. Братановский С.Н., Остапец О.Г. Муниципальное право: Учебник. М.: КНОРУС, 2022. 274 с.

2. Бышков П.А. Муниципальный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2018. 554 с.

3. Комкова Т.Н. Общественный контроль как действенная форма народовластия в России // Народовластие и права человека: Матер. IV Меж-дунар. науч.-практ. конф., проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-

8 Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления: Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2020 году, перспективах его развития и предложениях по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2020. 306 с.;

Министерство юстиции Российской Федерации. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации за 2020 год // URL: https://minjust.gov.ru/ uploaded/files/monitoring-msu-202111.docx (Дата обращения: 30.06.2023)

LAW & LEGISLATION • 11-2023

Кавказским институтом — филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 19 — 22 октября 2012 г. / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М.: РАП, 2012.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 32. М., 1969. 605 с.

5. Мецаев Б.К. Юридическая природа контрольной деятельности (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 26 с.

6. Муниципальное право России: Учебник / В.И. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 676 с.

7. Новиков A.B. Контроль в социально-политической системе современного российского общества. М.: Совр. экономика и право, 2005. 407 с.

8. Овчинников И.И. Муниципальная власть (теоретико-правовые аспекты). М.: Консалтбан-кир, 2016. 162 с.

9. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе публичной власти: Учеб. пособие для магистратуры / Под ред. А.М. Осаве-люка. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 184 с.

10. Чуманова В.В. Контроль и надзор в обеспечении функционирования местного самоуправления: Монография. Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2007. 149 с.

11. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 576 с.

References

1. Bratanovsky S.N., Ostapets O.G. Municipal law: Textbook. M.: KNORUS, 2022. 274 p.

2. Byshkov P.A. Municipal control in the Russian Federation: problems of theory and practice: Dis. ... dr. legal sci. M, 2018. 554 p.

3. Komkova G.N. Public control as an effective form of democracy in Russia // Democracy and human rights: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference held by the Russian Academy of Justice jointly with the North Caucasus Institute — a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation on October 19 — 22, 2012 / Ed. N.V. Vitruk and L.A. Nudnenko. M.: RAP, 2012.

4. Lenin V.I. Full collection op. T. 32. M., 1969. 605 p.

5. Metsaev B.K. Legal nature of control activities (theoretical and legal aspect): Abstract. dis. ... cand. legal sci. M., 2004. 26 p.

6. Municipal law of Russia: Textbook / V.I. Va-siliev. 2nd ed., revised. and additional. M.: Justits-inform, 2012. 676 p.

7. NovikovA. V. Control in the socio-political system of modern Russian society. M.: Modern economics and law, 2005. 407 p.

8. Ovchinnikov I.I. Municipal power (theoretical and legal aspects). M.: Publishing house «Consult-banker», 2016. 162 p.

9. Distinction between subjects of jurisdiction and powers in the system of public authority: Textbook for master's programs / Ed. A.M. Osavelyuk. Moscow: Norma: INFRA-M, 2021. 184 p.

10. Chumanova V. V. Control and supervision in ensuring the functioning of local self-government: Monograph. Chelyabinsk: Publishing house Polygraph-Master LLC, 2007. 149 p.

11. Shugrina E.S. Municipal law: Textbook. M.: Norma: INFRA-M, 2014. 576 p.

Информация об авторе

Будаев А.М. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Статья поступила в редакцию 02.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Budaev A.M. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of constitutional and municipal law

The article was submitted 02.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.