Научная статья на тему 'Контроль в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов: поиск эффективных способов'

Контроль в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов: поиск эффективных способов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / TEACHER TRAINING / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER / ELEMENTARY EDUCATION / ASSESSMENT OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS / ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

В статье рассмотрены апробированные способы проведения текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации при модульном построении содержания изучаемой дисциплины, основанном на системно-деятельностной основе. На примере изучения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона» описаны специфика проведения, содержание заданий и подходы к оценке результатов обучения. Учебная конференция, деловая игра, составление и презентация интеллект-карт, создание коллективного творческого электронного продукта представлены как эффективные способы контроля в процессе подготовки будущих учителей начальных классов. Контроль как компонент профессиональной подготовки педагога должен учитывать образовательные потребности и личностные особенности современных студентов, использовать возможности изменившейся информационно-образовательной среды, обеспечить овладение будущими учителями способами осуществления контроля, которые они смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment in the course of vocational training of future elementary school teachers: strive for effective ways

The study reviews the approved ways of conducting the ongoing and interim monitoring, midterm examination of students in the modular training of a subject in regard to a systemand activity-based approach. By a case study of a course in Research Activity in Educational Institutions of the Region, the author describes the specific nature of assignments and their content as well as the approaches to assessing the academic achievements. Training conference, business game, mind maps, the creation of a collective creative electronic product are presented in the article as effective ways to monitor the student progress in the course of training of future elementary school teachers. Assessment as a component of the teacher’s vocational training should take into account the educational needs and personal features of modern students, take advantage of the possibilities of the changed informational and educational environment, provide mastering the assessment techniques which future teachers can apply in their professional activity.

Текст научной работы на тему «Контроль в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов: поиск эффективных способов»

УДК 378.146:37.011.31+373.3 Арасланова Анастасия Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета

КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.14 Araslanova Anastasia Aleksandrovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Theory and Techniques of Preschool and Primary Education Department, Surgut State Pedagogical University

THE ASSESSMENT IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS: STRIVE FOR EFFECTIVE WAYS

Аннотация:

В статье рассмотрены апробированные способы проведения текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации при модульном построении содержания изучаемой дисциплины, основанном на системно-деятельностной основе. На примере изучения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона» описаны специфика проведения, содержание заданий и подходы к оценке результатов обучения. Учебная конференция, деловая игра, составление и презентация интеллект-карт, создание коллективного творческого электронного продукта представлены как эффективные способы контроля в процессе подготовки будущих учителей начальных классов. Контроль как компонент про-фессиональной подготовки педагога должен учитывать образовательные потребности и личностные особенности современных студентов, использовать возможности изменившейся информационно-образовательной среды, обеспечить овладение будущими учителями способами осуществления контроля, которые они смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

подготовка учителя, учитель начальных классов, начальное образование, контроль в обучении, дея-тельностный подход.

Summary:

The study reviews the approved ways of conducting the ongoing and interim monitoring, midterm examination of students in the modular training of a subject in regard to a system- and activity-based approach. By a case study of a course in Research Activity in Educational Institutions of the Region, the author describes the specific nature of assignments and their content as well as the approaches to assessing the academic achievements. Training conference, business game, mind maps, the creation of a collective creative electronic product are presented in the article as effective ways to monitor the student progress in the course of training of future elementary school teachers. Assessment as a component of the teacher's vocational training should take into account the educational needs and personal features of modern students, take advantage of the possibilities of the changed informational and educational environment, provide mastering the assessment techniques which future teachers can apply in their professional activity.

Keywords:

teacher training, elementary school teacher, elementary education, assessment of academic achievements, activity-based approach.

Контроль за результатами обучения в вузе выступает в качестве значимого компонента учебной деятельности, позволяет преподавателю своевременно получить обратную связь, скорректировать свою деятельность, обеспечить результативность профессиональной подготовки будущего специалиста. Проблема организации контроля в обучении уже достаточно давно находится в фокусе внимания отечественных исследователей (В.С. Аванесов, Б.Г. Ананьев, М.Е. Брейгина, И.Н. Гулидов, К.М. Хоруженко и др.). Отдельного внимания среди исследований данной проблемы заслуживают работы ученых, которые исследовали модульно-рейтинговую систему обучения (Е.П. Бакай, М.В. Галковская, Н.М. Мкртчян, М.А. Чошанова, П.А. Юцявичене). Некоторые авторы указывают на низкую эффективность достаточно популярных в современной вузовской педагогике форм контроля. Так, В.П. Беспалько, А.О. Татур [1] доказали, что традиционные формы контроля, направленные на выявление уровня обученности, не всегда бывают объективными, валидными и надежными. При изучении вопроса о совершенствовании контроля деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога С.Н. Дегтярев выявил существующую в педагогической практике недооценку форм контроля с использованием современных информационных средств при позитивном к ним отношении со стороны всех субъектов образовательного процесса [2].

Затруднения при использовании широко применяемых традиционных форм контроля в вузе обусловлены тем, что современных студентов отличают достаточно высокая ИКТ-компе-тентность и потребность в достижении успеха в разнообразных образовательных ситуациях.

Обучающиеся активно применяют в своей повседневной жизни информационные технологии, умеют не только быстро находить необходимую информацию, но и грамотно ее структурировать. Они осуществляют активную познавательную деятельность только в условиях ситуации успеха, своеобразного эмоционального комфорта и проявляют пассивность в обучении - в ситуации боязни неудач. В настоящее время аксиомой является факт, что репродуктивные методы контроля не только подавляют познавательный интерес обучающихся, но и нерезультативны.

Модульное построение содержания изучаемой дисциплины, основанное на системно-деятель-ностной основе, предполагает выделение «основных понятий учебной дисциплины, включающих изучаемые студентами определенные явления, крупные темы, группу взаимосвязанных понятий и в целом представляющих собой логически завершенную единицу учебного материала; определение конкретных типов задач и заданий, с помощью которых данные единицы учебного материала будут осваиваться обучающимися в рамках образовательного процесса» [3, с. 13], актуализирует проблему отбора содержания и форм контроля в соответствии с обозначенными требованиями.

Именно в процессе подготовки будущего учителя овладение действием контроля занимает значимое место - студентов важно включать в те виды деятельности, которые в последующем станут частью их профессиональной грамотности, «компетенции, формируемые на занятиях в педагогическом вузе, становятся источником профессионального роста будущего учителя начальных классов только в том случае, если они становятся объектом структурированного анализа» [4, с. 10]. Важно обращать обучающихся «к практической ситуации, для решения которой необходимы не только теоретический ретроспективный анализ, но и умения целеполагания, прогнозирования и контроля» [5, с. 355].

Использование разнообразных, продуктивных форм контроля является обязательным условием реализации деятельностного подхода как в процессе подготовки будущего учителя, так и в профессиональной деятельности педагога начальной школы, ведь «новое целеполагание в системе российского образования обострило и без того существующие дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя и высветило причины объективного и субъективного характера, требующие немедленного разрешения» [6, с. 35].

Значимое место в процессе формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов принадлежит самостоятельной работе студентов, в основе которой, по мнению Я. Бойко, «лежат его самостоятельность, потребность и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачи и находить подход к их решению». Вместе с тем организация самостоятельной работы студентов актуализирует проблему поиска эффективных способов ее контроля [7, с. 19].

Таким образом, проблема поиска эффективных способов контроля за результатами обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов заключается в приведении в соответствие форм, средств, методов контроля за результатами обучения студентов с их образовательными потребностями, личностными особенностями, спецификой изменившейся информационно-образовательной среды, требованиями к профессиональной культуре педагога. Современные фонды оценочных средств должны, с одной стороны, обеспечить проверку уровня владения обучающихся необходимыми компетенциями, а с другой стороны, широко использовать возможности современных информационных технологий, которыми обучающиеся владеют на достаточно высоком уровне. Задания, используемые в фондах оценочных средств, должны не только обеспечивать дифференциацию по уровню обученности, но и создавать ситуации выбора как самих заданий, так и средств презентации полученного образовательного продукта.

Рассмотрим возможность реализации приведенных требований к текущему контролю и промежуточной аттестации на примере дисциплины «Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона», которая относится к базовой части цикла дисциплин и осваивается обучающимися в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование (направленность: Начальное образование), квалификация "бакалавр"». Целью изучения данной дисциплины является формирование готовности организовывать научно-исследовательскую деятельность в образовательных организациях региона. В качестве задач выступают: формирование знаний об особенностях научно-исследовательской работы в образовательных организациях региона и умений проектировать научно-исследовательскую работу. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование двух компетенций: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) и способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Таким образом, в результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций:

знать:

- теоретические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях,

- теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

уметь:

- определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования в образовательном учреждении,

- определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, осуществлять ее планирование;

владеть:

- способами организации научно-исследовательской деятельности,

- способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

иметь опыт:

- анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона,

- проектирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Формами текущего контроля при изучении данной учебной дисциплины наряду со ставшими уже традиционными и широко применяемыми коллоквиумами и тестовыми заданиями выступают: учебная конференция, деловая игра, составление и презентация интеллект-карт.

Так, учебная конференция по теме «Педагогическое исследование и научно-исследовательская работа» позволяет проверить сформированность способности к анализу исследовательской работы в образовательных организациях региона, а именно знание сущности понятия «педагогическое исследование», видов педагогических исследований и их функций, умение выделять проблемы в организации научно-исследовательской работы в образовательных организациях региона и владение способами анализа научно-исследовательской работы.

Содержательный элемент оценочного средства представлен следующим заданием.

Подготовить доклад об особенностях организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Тема доклада уточняется индивидуально и формулируется самостоятельно. Содержание доклада раскрывает особенности научно-исследовательской работы в конкретном отдельно взятом учреждении региона. Материал для доклада рекомендуется взять на сайте образовательного учреждения, в самом образовательном учреждении, в методических и научных публикациях. При подготовке конференции составляется программа конференции, отражающая многообразие научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях региона.

Требования к подготовке выступления:

1. В докладе раскрываются основные положения вопроса. Ответ должен быть структурирован, выстроен в логической последовательности, важно, чтобы присутствовала четкая аргументация. Необходимо представить:

1) актуальность избранной образовательным учреждением проблемы;

2) пример конкретного педагогического исследования, проводимого в образовательном учреждении ХМАО Тюменской области;

3) анализ - насколько рассматриваемое исследование соответствует требованиям к такого рода работам? Какие значимые результаты получены сегодня? Какие проблемы возникли?

2. Время выступления - не более 7 минут.

Обучающиеся знакомятся с критериями оценки их деятельности согласно модульно-рей-тинговой технологии. Оцениваются не только содержание, структура и форма представления доклада, но и степень участия каждого в обсуждении.

Деловая игра как форма текущего контроля позволяет проверить сформированность способности будущих педагогов осуществлять планирование и организацию педагогических исследований в образовательных учреждениях, а именно знание особенностей организации руководства научно-исследовательской работой в образовательных учреждениях и знание условий для их организации, а также умения определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях.

Обучающиеся получают задание: Подготовить деловую игру на тему «Планирование и организация педагогических исследований в образовательном учреждении». Индивидуальное задание выполняют три студента, которые выступят в роли организаторов круглого стола в отдельно взятом образовательном учреждении. Роли распределяются следующим образом: руководитель (директор, заведующая), организатор научно-исследовательской работы -специально приглашенный кандидат наук, заместитель руководителя по научной работе. Остальные студенты в ходе проведения деловой игры выступают в роли педагогов, имеющих собственные предпочтения в науке и свои наработки. Предлагаемый перечень вопросов, обсуждаемых на круглом столе, выглядит следующим образом и может быть уточнен:

1. Что такое научно-исследовательская работа и как организовать ее в образовательном учреждении?

2. Определяем тему нашей научно-исследовательской работы. Как сделать так, чтобы сошлись интересы всех участников?

3. Составляем перспективный план.

Организация работы круглого стола предполагает активное участие всех в обсуждении вопросов и выработку приоритетных направлений дальнейшей работы. При оценке результатов учитываются знание содержания учебного материала, умение применять знание в нестандартной ситуации, самостоятельность суждений и актерское мастерство.

Интерес у обучающихся вызывает составление и презентация интеллект-карт, работа с которыми позволяет также эффективно осуществить рубежный контроль результатов обучения. В рамках изучения учебной дисциплины «Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона» интеллект-карта составляется по результатам изучения модуля «Практические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона». Цель оценивания - проверить сформированность готовности анализировать продукты научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, а именно знание сущности понятий «передовой педагогический опыт», «проектная деятельность в образовательном учреждении», «учебно-исследовательская деятельность обучающихся»; умение использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях и проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся; владение технологией разработки проекта и критериями анализа передового педагогического опыта.

Выполнение задания включает в себя работу с учебной и справочной литературой, анализ деятельности конкретных образовательных учреждений и разработку интеллект-карты с использованием онлайн-сервисов.

Все студенты группы разбиваются на три группы. Каждой из групп дается задание, связанное с систематизацией, обобщением материала по одной из тем. Темы для составления интеллект-карт могут быть следующие: «Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона», «Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона», «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся». Для составления интеллект-карты рекомендуется использовать один из трех бесплатных и простых в использовании инструментов -Bubbl.us, Coggle.it и Popplet.com. Составленные интеллект-карты защищаются публично, при этом оцениваются полнота представленной информации, логичность, доказательность, владение терминами и понятиями, самостоятельность суждений.

При проведении промежуточной аттестации необходимо выявить сформированность профессиональной готовности бакалавров к анализу организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона: знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях и теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; умение анализировать научно-исследовательскую работу и владение способами анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Согласно учебному плану формой промежуточной аттестации выступает экзамен, состоящий из двух заданий. Выполняя первое задание, обучающиеся в течение 15 минут представляют письменный ответ на вопрос, предполагающий не только изложение теории профессиональным грамотным языком, с использованием соответствующей системы понятий и терминов, но и представление критического анализа и сопоставление имеющихся в науке точек зрения о способах организации научно-исследовательской работы, иллюстрацию теоретических положений практическими примерами, обоснование собственной точки зрения.

Второе задание экзаменационной работы готовится на протяжении всего изучения учебной дисциплины и состоит из нескольких этапов. Будущие учителя, начиная изучать дисциплину, получают следующее задание.

В выбранном образовательном учреждении региона проанализировать особенности организации научно-исследовательской работы.

Этапы подготовки и выполнения задания:

1. На основе разработанной на практическом занятии структуры анализа научно-исследовательской работы проанализировать научно-исследовательскую работу в выбранном самостоятельно образовательном учреждении, расположенном на территории ХМАО -Югры и Тюменской области.

2. Работа каждого обучающегося включается в единый продукт (сайт, сервер, закладка, электронный учебник, макет сборника) группы. Вид творческого электронного продукта, который будет в результате создан группой, выбирается в ходе обсуждения всеми членами группы.

3. Публичная защита включает в себя:

a) презентацию созданного продукта (3 минуты),

b) выступление каждого обучающегося (2 минуты). 4. Обсуждение результатов работы (10 минут).

Примерная структура анализа научно-исследовательской работы в отдельно взятом образовательном учреждении, разработанная обучающимися и являющаяся планом анализа для каждого:

- Тема научно-исследовательской работы.

- Цель, задачи, проблема, гипотеза.

- Уровень экспериментальной площадки (городская, федеральная, окружная).

- Партнеры.

- Целевая аудитория: на кого рассчитана научно-исследовательская работа, кто потребитель услуги, для кого результаты?

- Планируемые результаты.

- Средства, методы организации научно-исследовательской работы.

- На каком этапе реализации в настоящее время находится научно-исследовательская работа.

- Какие конкретные результаты достигнуты сегодня? Как осуществляется распространение результатов? Где презентовали (либо планируют презентовать) результаты?

- Уровень разработанности проблемы: имеется ли возможность практического использования результатов исследования, есть ли примеры внедрения результатов в учебно-воспитательный процесс?

- Исполнители программы.

Таким образом, в результате изучения учебной дисциплины в каждой учебной группе появляется уникальный творческий электронный продукт (сайт, электронный учебник, сборник, презентация), в создании которого принимает участие каждый будущий педагог. Как показывает опыт, электронная оболочка изменяется год от года и каждый последующий курс представляет более совершенный, современный и качественный результат. Публичная защита продукта всегда проходит достаточно интересно: обучающиеся не только показывают высокий уровень усвоения учебного материала и владения составляющими профессиональных компетенций, но и испытывают гордость от того, что их результат действительно значим. По традиции в начале изучения учебной дисциплины происходит знакомство с творческим электронным продуктом, созданным предшествующими группами, что обеспечивает мотивацию к поиску новых электронных ресурсов, которые максимально обеспечивают достижение целей промежуточной аттестации.

Описанные в статье способы контроля апробированы на протяжении трех лет. При каждом применении они изменяются и совершенствуются. Безусловно, предложенный перечень не является полным, но, как показала практическая деятельность, при данном подходе, обусловленном поиском продуктивных, современных способов контроля, создаются равнозначные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, обучающиеся включены в активный поиск информации, способов ее структурирования, визуализации и презентации аудитории, происходит формирование значимых профессиональных компетенций, обеспечивается реализация деятельностного подхода в подготовке будущих учителей.

Ссылки:

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие. М., 1989. 144 с. ; Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22-31.

2. Дегтярев С.Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 228-232.

3. Абрамовских Н.В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2017. № S10. С. 6-13. URL: http://e-koncept.ru/2017/470122.htm (дата обращения: 28.05.2018).

4. Алексеева О.В. Формирование профессиональной рефлексии у будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Там же. 2015. № S17. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2015/75231.htm (дата обращения: 28.05.2018).

5. Ротова Н.А. Развитие коммуникативной компетенции будущего педагога начальной школы посредством кейс-технологии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. Ульяновск, 2017. С. 354-357.

6. Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2013. № S6. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2013/13558.htm (дата обращения: 28.05.2018).

7. Бойко Я. Оргаыза^я самостмноТ роботи студенпв у вищих педагопчних навчальних закладах // Рщна школа. 2009. No. 10. С. 19-23.

References:

Abramovskikh, NV 2017, 'Implementation of the system- and activity-based approach in the university vocational training of future teachers', Kontsept: nauch.-metod. elektron. zhurn., No. S10, pp. 6-13, viewed 28 May 2018, <http://e-kon-cept.ru/2017/470122.htm>, (in Russian).

Alekseeva, OV 2015, 'The development of the professional reflection in future primary school teachers', Kontsept: nauch.-metod. elektron. zhurn., No. S17, pp. 6-10, viewed 28 May 2018, <http://e-koncept.ru/2015/75231.htm>, (in Russian).

Bespalko, VP & Tatur, YuG 1989, System-relevant techniques in training specialists, manual, Moscow, 144 p., (in Russian).

Boyko, Ya 2009, 'The arrangement of students' individual work in teachers' training universities', Nachal'naya shkola, No. 10, pp. 19-23, (in Ukrainian).

Degtyarev, SN 2015, 'Improvement of the control and assessment activity as a component of teacher's training', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, No. 8, pp. 228-232, (in Russian).

Rotova, NA 2017, 'The development of the communicative competence in future primary school teacher through case technology', Aktual'nyye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii: materialy nauch.-prakt. konf. (zaoch.) s mezhdunar. uchastiyem, Ulyanovsk, pp. 354-357, (in Russian).

Sinebryukhova, VL 2013, 'Didactic difficulties of monitoring and estimating teacher's activity when implementing the Federal State Educational Standard of Primary General Education', Kontsept: nauch.-metod. elektron. zhurn., No. S6, pp. 31-35, viewed 28 May 2018, <http://e-koncept.ru/2013/13558.htm>, (in Russian).

Tatur, YuG 2010, 'How to measure and evaluate academic achievements objectively', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, No. 5, pp. 22-31, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.