МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Контроль уровня сформированности иноязычной компетенции обучающихся высших учебных
заведений
Оксана Леонидовна Мохова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры Лингвистика Российский университет транспорта Москва, Россия [email protected] 0000-0003-1796-495Х
Олег Игоревич Башеров
Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и речевой коммуникации Московский международный университет Старший преподаватель
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина Москва, Россия [email protected] 0000-0001-5823-0448
Ольга Александровна Санникова
Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и речевой коммуникации Московский международный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0003-4125-5213
Валентина Юрьевна Терёшина
Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и речевой коммуникации Московский международный университет Москва, Россия [email protected] 0000-0002-8235-3701
Поступила в редакцию 10.09.2022 Принята 21.10.2022 Опубликована 15.11.2022
© 10.25726/50211-1392-0251-и
Аннотация
Проблема подготовки студентов вузов в системе МИД является многомерным и многоаспектным, о чем свидетельствует активизация научных поисков в плоскости формирование нового поколения офицеров: ответственных, самостоятельных, инициативных, гибких, способных к анализу экономически-политической ситуации, принятия целесообразных решений, а также способных творчески решать профессиональные и жизненные задачи. Значительное количество ученых изучали психолого-педагогические аспекты изучения иностранного языка и развития иноязычных способностей студентов неязыковых вузов, а именно: методы активизации учебно-познавательной активности будущих
офицеров в процессе изучения иностранного языка; развитие иноязычных способностей будущего профессионала; формирование самооценки студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку; педагогические условия интенсивного обучения иностранному языку у курсантов; психологические условия повышения эффективности обучения иностранному языку в вузах системы МИД, подготовку будущих переводчиков средствами информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях МИД, методику обучения профессионально ориентированного аудирования студентов неязыковых вузов; профессиональной компетентности переводчиков. В основном иноязычная компетентность в научных исследованиях рассматривается как сформированность умений и навыков обучающихся высших учебных заведений МИД, что проявляется в четырех основных видах речи -говорении, аудировании, чтении и письме. Это предполагает наличие у курсантов языковых знаний -фонетических, грамматических, лексических и навыков оперирования ими, представленных мотивационным, операционным и рефлексивным компонентами.
Ключевые слова
будущие профессионалы, неязыковой вуз, английский язык, вузы МИД, развитие.
Введение
Характерным признаком современного общества являются быстрые изменения во всех сферах жизни, которые способствуют развитию науки и техники, экономическому потенциалу государства, культуры и образовательного пространства (Нестерова, 2016). При таких условиях возникает необходимость в подготовке компетентных специалистов, которые способны и готовы применять свои знания, умения, навыки и собственный профессиональный опыт во время выполнения поставленных задач (Гнездилова, 2019). Переосмысление подходов к обучению происходит с изменением роли преподавателя и студента в нем, поскольку для педагогики главной целью становится развитие личности и сама личность, а основной задачей образовательной системы - создание благоприятных условий для его личностного роста и саморазвития (Поддубная, 2020). Студент (курсант, слушатель) рассматривается как субъект обучения, привлекаются его знания и опыт, умения и навыки превращаются в компетентности, а целью деятельности педагога становится стимулирование осмысления учебной деятельности, оказания помощи в осуществлении индивидуального саморазвития (Малкова, 2016). Таким образом, процесс обучения приобретает личное значение для студента (курсанта, слушателя), что побуждает ученых обращаться к компетентностному подходу (КП), который, в отличие от традиционного обучения, не сосредотачивается на запоминании большого количества информации и готовых выводов и воспроизведения умений и навыков по образцу, а направлен на объяснение явлений действительности, их сущности, причин и взаимосвязей (Поддубная, 2022). Использование КП и его влияние на результат образования рассматривается как способность будущего специалиста действовать в различных ситуациях, самостоятельно решать профессиональные задачи определенного класса на основе использования реальных знаний, умений, навыков и социального опыта, элементом которого является и собственный опыт (Гнездилова, 2021). Таким образом, компетентностно ориентированное образование ставит акцент на формировании способности и готовности специалиста мобилизовать необходимые для решения задач профессиональной и социальной деятельности системно организованные знания, умения и навыки, способности и психические качества (Васкина, 2021).
Как видим, значительное внимание уделено совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров, раскрыто содержание и структуру профессиональной компетентности и обоснованы педагогические условия ее формирования, но без внимания остался вопрос о формировании ИПК будущих работников МИД (СНВ) в системе высшего образования (Смирнова, 2016). Актуальным остается исследование теоретических основ педагогического моделирования по формированию ИПК, поскольку в научных исследованиях нет четкого концептуального определения и осознания специфики и сущности ИПК будущих профессионалов в широком смысле - как интегративного профессионального образования личности (Бикбулатова, 2022).
Учитывая это, считаем целесообразным предоставить уточненное определение ИПК будущих профессионалов (Меркулова, 2016). В рамках статьи мы рассматриваем это явление как интегративное профессиональное образование, которое является совокупностью языковых знаний, иноязычных речевых навыков и умений, опыта их применения в иноязычной среде и содержит профессионально важные качества офицера, что отражают способность функционировать в иноязычной среде и готовность к выполнению задач при проведении совместных боевых действий (операций) с подразделениями ЕАЭС и интерпола.
Опираясь на сущностные характеристики профессиональной компетентности, в структуре ИПК будущих профессионалов мы выделили следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционный и субъектный.
Во время формирующего этапа эксперимента, который проходил в 2019-2022 годах с целью проверки результативности разработанной профессионально ориентированной модели формирования иноязычной компетенции (ИПК) будущих работников МИД (СНВ) в процессе последипломного обучения приняли участие 120 слушателей Московского университета МИД. В обучающих выборок не вошло 20 первых по рейтингу слушателей и 20 последних.
Не привлекались к эксперименту будущие СНВ, имеющие высокие показатели сформированности компонентов ИПК, а также высокие способности к изучению иностранных языков. Не вошли в группы формовочного этапа эксперимента будущие СНВ, которые не изучают или н е изучали английский язык в системе языковой подготовки университетов и академий МИД.
Материалы и методы исследования
Подготовка будущих СНВ в ЭГ проводилась по экспериментальной программе, которая предусматривала обеспечение необходимых психолого-педагогических и организационных условий применения профессионально ориентированной модели формирования ИПК будущих СНВ с использованием авторской методики. В исследуемых ЭГ формирования ИПК осуществлялось в пр оцессе изучения курса иностранной профессиональной терминологии (в аудитарни под руководством преподавателя) и во время освоения дистанционного курса «Английский язык для будущих магистров» (электронное самообучение). При этопп объем упебной нагрузки будущвх СНВ под руководством преподавателя не увеличиванся. Уровень сформированности ИПК будущих СНС вв был критерием при делении на группы.
В начале Кнриироющесо этапа эксперимента был проведен сравнительным анализ унпешности будущих СНВ КГ и ЭГ перед реализацией разработанной модели с использованием технологии смешанного обучения ртмбл.с).
После завершение формовочного этапа экнперимента была осуществлена повторная диагностика сформированности ИПК будущих СНВ с целью сравнения результатов и проверки чезулнтативности разрм(ЗотанноС модеои формирокания ИПК бодущкх СНВ. Для проведи гипотезы исследооания после завиршения этсоеримента быои пноикализированы полученные результатк по каждому критерию.
Таким обоазои, форморующий стая эоспеиимента был вачат с диагностирования сформированности ИПК будущих СНВ в начале эксперимента для получения исходных данных сформированности этого качества в ЭГ и КГ (табл.1). Затем полученные результаты были использованы для определения рез^уль^таэтивиости разработанной профессионально ориентированной модели формирования ИПК.
Таблица 1. Сравнительный анализ сформированности ИПК будущих СНВ в ЭГ и КГ в начале
формирующе го этапа эксперимента.
Показатели ЭГ ( * ± КГ( * ± t- Процент различия
tкритерий {критерий между гру п пами по
Стьюдента) Стьюдента) интер 13 альным
оцениванием (%)
Модифицированный опросник локус-контроля О. Ксенофонтовой 69,5±3,4 70,1 ± 3,2 17
Опросник Потребности в достижениях» Ю. Орлова 72, 7± 2,4 74,0± 2,2 44
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 40± 4 41,2± 4,1 26
Тест для определения индивидуальных способностей к 45,3± 3 45,1± 3,1 6
изучению иностранных языков
Стандартизированный языковой 63,5± 2,5 63,7± 2,3 8
тест в соответствии со стандартом МИД
Опросник «Диагностика рефлексии» А. Карпова 64,8± 2,4 64,8± 2,4 0
Интегральный показатель сформированности ИПК 62,5± 2,8 62,6± 2,7 0
Примечание. * р < 0,05
Стоит обратить внимание на процент различия между оценками групп по значению интервального оценивания разброса данных несущественен либо сводится к 0. Такой показатель свидетельствует, что перед началом формирующего этапа эксперимента будущие СНВ ЭГ и КГ групп имеют одинаковый уровень сформированности интегрального показателя ИПК (ЭГ - 62,5 ± 2,8; КГ - 62,6 ± 2,7 при р < 0,05).
Диагностический инструментарий включал: модифицированный опросник локус-контроля В. Ксенофонтовой, опросник Потребности в достижениях» Ю. Орлова; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест для определения индивидуальных способностей к изучению иностранных языков», стандартизированный языковой тест в соответствии со стандартом МИД; опросник «Диагностика рефлексии» А. Карпова, анкетирование для выяснения мотивов изучения иностранного языка.
Оценивание качества подготовки будущих СНВ по названным методикам проводилось путем определения среднего уровня сформированности ИПК группы (математического ожидания подготовки группы - X ), который показывает процент сформированности ИПК, полученный группой будущих СНВ в среднем от общего необходимого уровня подготовки (стандарта).
Интервальная оценка показателей математического ожидания х проводилось по ¿-критерию Стьюдента. У-критерий Стьюдента ? в рассчитывается из таблицы значений ¿-критерия Стьюдента. Для этого было необходимо знать количество будущих СНВ и доверительную вероятность. В нашем случае в формовочном эксперименте количество будущих СНВ (п) составило в ЭГ и КГ по 60 человек
Результаты и обсуждение
Доверительная вероятность оценки х составляет 0,05 (р < 0,05), ее рассчитывали по формуле
(1).
С помощью опросника "Локус-контроля" по А. Ксенофонтовой была определена его сформированность в будущих СНВ после проведения формирующего этапа эксперимента. Анализ полученных данных позволяет обнаружить сдвиг смысловых характеристик локус-контроля в различных сферах деятельности и самореализации испытуемых, а также различия их проявления в КГ и в ЭГ группах до и после разработанной профессионально ориентированной модели с применением технологии смешанного обучения (табл. 2; 3).
X - V < а < X + V;
V = ts ^,
8 № (1) где V-зн ачение интервального оценивания возможного разброса данных. Во вр е мя формирующего этапа эксперимента ¿-критерий Стьюдента составил 2,00 (^ =2,00).
Таблица 2. Оценка ресультатов сформированное™ локус контроля испытуемых в ЭГ и КГ на
этапе формирующего эксперимента.
Показатели Формирующий этап (X±t - Процент различия между
критерий Стьюдента ) группами по интервальному
оцениванию (%)
ЭГ КГ (%)
Общая интернальность Л 65±3,7 65,3±3,4 8
Интернальность в области 67,9±3,4 68±3,3 3
достижений (И)
Интернальность в области неудач (1п) 68±3,6 70,1 ±3,5 46
Интернальность в области 77±2,8 77,1±2,4 4
производственных
взаимоотношений (IV)
Общий показатель 69,5±3,4 70,1 ± 3,2 17
сформированности локус-конт°оля
слушателей
Примечание. * к< 0,05
Анализ результатов исследования показал, что благодаря педагогическому моделированию с использованием авторской методики в будищих СНВ ЭГ произошли достоверные изменения в ур овнях сформированности всех показателей локус-контроля по сравнению с показателями X на формовочном этапе и по сравнению с таковыми в КГ (р<0,05). Общий показатель сформированности локус-контроля слушателей в ЭГ составляет 86,6 % ± 3,5, когда в КГ этот показатель равео 80,2% ± 4,2 (р<0,05), причем ожидаемое мкксимально возможное отклонение результаоов при равных исходных данных будут колебаться в 95 случаях из 100 в пределах ±3,5 в ЭГ и ± 4,2 в КГ. Результаты показали, что наилучшая возможная оценка в КГ ожидается на уровне 84,4, в то время как худшая оценка в ЭГ - 83,1. Отсюда следует, чео результат по ЭГ существенно лучше за КГ.
Таблица 3. Оценка результатов в конце формовочного этапа по методике А. Ксенофонтовой в
ЭГ и КГ на контрольном этапе
Показатели Контрольный этап (Х±е~ критерий Стьюдента) Процент различия между фуппами по интервальному оцениванию
ЭГ КГ (%)
Общая интернальность (z) 85,4± 3,7 77,4 ±5,1 95
Интернальность в области достижений (Id) 855,8 ± е 77,6 ±5,4 9Р
Интернальность в области неудач (In) 86,5± 3,4 83,3 ± 3,8 62
Интернальность в области произвол ственны1х взаимоотношений (Iv) 88,8± 2,9 82,5 ±2,3 90
Общий показатель сформированности локус-контроля будущих СНВ 86,6± 3,К 80,2 ±4,2 91
Примечание. * к <0,05
Позитивный сдвиг в формировании локус-контроля свидетельствует о способности офицеров брать на себя ответственность, возлагаться на себя. Будущие СНВ чувствуют свою личную роль в решенви служебные задач, ведь они увереныы, что их достижения и неудачи являются результатом их компетентности, уровня способностей, а также целенаправленной деятельности и самодеятельности.
По отдельны™ субшкалам методики "Локус-контроля" по А. Ксенофонтовой также зафиксировано положительное влияние применения технологии смешанного обучения. Наблюдается значительное улучшение показателей по шкале интернальности в области достижений (И) в ЭГ (с 6И,е до 85,8; р ^ 0,05), тогда как в КГХ указанного повазвтеля увеличилось с 68 только до 77,6; р ^ 0,055. В этой случае ожидаемое максимально возможное откаонение результатов прс равны1х исходных данныых будет колебаться в 95 случаях из 100 в пределах ± 3,7. Из р езультатов видно, что наилучшая возможная оценка в КГ ежидхется иа уровне 82,5, в то время как худшая оценка в ЭГ - 81,7. То есть в 89 % результат в ЭГ существенно лучше за КГ. После обучения в ЭГ по предложенной методике слушатели упорно идут к успеху и готов ы преодолевать препятствия на своем пути.
Наша мыюль подтверждается увеличением показателей интернальности в области неудач (1п) и производственные отношений (!б). Рост оценок 1п и Ov показан на рис. 1; 2 соответственно 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Р
11 21 31 41
12 10 8 6 4 2 0
51 61 71
а)
81 91
M J 1 lililí III II! 1
1 11 21 31 41 51 61 71 81 91
б)
Рисунок 1. Интернальность в области неудач
1
Для диагностирования уровня сформированности мотивации, в час s
достижениях, был применен опросник «Потребности в достижениях» Ю. Орлова
Условные обозначения: а) результаты экспериментальной группы; б)) результаты контрольной группы; синие отметки - результаты эксперимента; красные отметги - доверительная вероятность оценки и значеное гнтервального оцениватия раоброса данных
Рисунок 2. Интернальность в области п роизводственных отношен ий
Анализ результатов эктпертментального исследования показал, чтт мотивация - это один из определяющих факторон, которьш оказывает непосредственное влияние нь стремление будущих СНВ достигать успеха р професриокальнрй деятельности, эффективно решать учеИные ироблемы, возникающие в служебно-профессиональной деятельности будущих СНВ.
Будущие СНЕЗ ЭГ отличаются тем, что целлрторавлтннр строят свою стратегию жизни на достижение успеха в учеВной и будущей профессиональной днительности. Овв уверены в себе и верят в успех своего дела, имеют большую стойкость в преодолении трудностей.
Был зафиксирован более высокий уровень мотивации в ЭГ (87,6 ± 2,2; р < 0,05) по сравнению с КГ (81,6 ± 3,4; р < 0,05). Процент различия в ЭГ и КГ составила 100%, что указывает на эффективность выбранной педагогической технологии, которая способствовала тому, что будущие СНВ настойчиво стремились получить лучшие результаты во время обучения и повысить свой уровень путем выполнения сложных и творческих задач. На эффективность применения предложенной модели в ЭГ указывает и повышение готовности офицеров принять помощь от товарищей в решении проблем, которые возникали в процессе обучения.
В КГ, в отличие от ЭГ наблюдалось доминирование мотивации на избежание неудачи, что выражалось в неуверенности в себе, своих силах и будущем успехе дела. Для таких офицеров характерно выполнение легких задач или тех, в решениях которых они заранее уверены. Такая
тенденция является негативной, поскольку в дальнейшем может привести к профессиональным неудачам.
Результаты исследования мотивации на последнем этапе эмпирического исследования показали достоверны! различия между группами (ЭГ и КГ) в процессе формирования ИПК будущих СНВ (рис. 3).
Во вре мя формирующего этапа было осуществлено ранжирование ответов на вопросы анкет по методике М. Рокича с целью конкретизации типов ценностных ориентаций офицеров в группах, которые принимали участие в исследовании.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у будущих СНВ ЭГ наблюдается меньшая сосредоточенность на себе и аа удовлетворении собственных потребностей. Результаты КГ также указывают н а положительные достижения слушателей после обучения, но в этой группе была зафиксирована повышенная склонность к соперничеству, стремление к власти.
6 п
5-------
4---------
3-----------—
2---ттттт.....Т-
1...........................-
0 Н I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
1 11 21 31 41 51 61 71 81 91
а)
10 п
-------
8-------
7-----
6-------
5--------
4--------
3-------------
2-------------------
0 I I I I I I I I I I I I I I I I I I
1 11 21 31 41 51 61 71 81 -1
б)
Условныю обозначения: а) результаты! экспериментальной 1руппы1; б) результаты контрольной группы; синие отметки - результаты! эксперимента; 1расаые олак^пгки - доверате!льнс1я вероятность оценки и анач ение интервального оцееивания разбооса данные
Рисунок 3. Сформированность потребности в достижениях по методике Ю. Орлова
На контрольном этапе исследования °ыти замечены! положительныю результата! будущьх СНВ. Интегральная оценка по этой мееодчке а КГ составлила 2Д8 с учетвм разброса возможные значений по ^критерию Стьюдента ± 5,9 при р < 0,05.
В результате примеаения разработавной профессионально сориентирьванной модели в аГ были получены следующие результаты: X терминальных ценностей - 20,3, инструментальных - 14,3.
Интегралыная аценка по методикв Н. Рокича составляла 17,3 с учетом дазброса яозлджави значений ро Дкритерию Стьнвента ± 4,5 (р < 0,05С Сравненме возулытатов тред ицвонной методики и
i i i i i i i i i i i i i i i i i 11 21 31 41 51 61 71 81 91
а)
п \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
предложенной модели с использованием технологии смешанного обучения свидетельствует о преимуществе последней (табл. 4).
Таблица 4. Оценка результатов контрольного этапа эксперимента по методике Н. Рокича
Показатели X (X±t - критерий Стьюдента) ЭГ X (X±t - критерий Стьюдента) КГ Процент различия между группами по интервальной оценки (%)
Терминальные ценности 20,3± 5,1 30,7± 6,9 93
Инструментальные 14,3± 3,8 28,9± 4,8 100
ценности
Интегральная оценка по методике М. Рокича 17,3± 4,5 29,8± 5,9 100
Примечание. *р < 0,05
Повысился приоритет общечеловеческих ценностей (физическое и психическое здоровье, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь и тому подобное), а также приоритет ценностей профессиональной самореализации в исследуемых ЭГ. Такой сдвиг способствовал тому, что 68% будущих СНВ понимают важность всех ценностей. В ЭГ вообще отсутствуют те, кто существенно склонялся только к одной группе ценностей, в отличие от КГ, где процент таких исследуемых составлял 20 (табл. 4).
В рамках форм ирующего этапа эксперимента было проведено оценивание индивидуальных способностей будущих СНВ к изучению иностранного языка. Интегральная оценка по этому параметру в начале эксперимента составила в ЭГ 4-5,3 ±3 при р < Ы,05; в КГ - 45,1 3,1; р < 0,05. Процент разницы между группами по значению интервального оценивания разброса данных был незначительным и составлял 6%. После завершения эксперимента результаты исследования развития способностей к изучению иностранного языка в ЭГ существенно повысились до 74,1 ± 5,4 , в КГ - 58, 2 ± 5,8 (р < 0,05). Различие между оценками групп по значению интервального оценивания разброса данных составило 100%, что можно объяснить целенаправленным развитием способностей будущих СНВ ЭГ (рис. 4).
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
11 21 31 41
51
а)
61
71
81 91
1
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
1
11 21 31 41
51 б)
61 71 81 91
Условные обозначения: а) результаты экспериментальной группы; б) рбзультаты контрольной группы; синие отметки - результаты эксп еримента; красные отметки - доверительная вероятность оценки и значение интервального оценивания разЬросл данных Рисунок 4. Развитие индивидуальных способностей к изучению иностранного языка
Полученные данные по результатам коттрольного этапа эксперимента по сформироваьности когнитивного и операционного компонентов (на основе результатов языкового теста в соответствии с требованиями МИД) показывают лучшие показатели сформированное ИПК будущих СНВ по критериям в ЭГ по сравнению с КГ (рис. 5). Об этом свидетельствует увеличение количества слушателей, которые проявили высоаие и средние результаты по вста критериям после фо рмирующего экспер имента (СМР 2, СМР 1 +, СМЖ 1), и наоборот - уменьшение количества слушателей, которые показали низкий уровень знаний (СМР 0, 0+).
5 п
4 3 2 1 0
i г г
11 21 31 41 51 61 71 81 91
а)
1
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
1
11
21
31
41
51 б)
61
71
81
91
Условные обозначения: а) результаты экспериментальной группы; б) результаты контрольной группы; синие отметки - результаты эксперимента; красные отметки - доверительная вероятность оценкк и значение интервальноыо оценивания разброса данных Рисунок 5. Резулвтаты контрольного этапа эксперимента по срименению стандартизированного языкового теста в соответствии с требованиями МИД
Доверительная вероятность оценивания в ЭГ составляет 82,2 ± 3 (р < 0,05), что указывает на положительные сдвиги по сравнению с началом обучения слушателей (63,5 ± 2,5; р < 0,05; процент различия между группами яоставлял 8 %). В конце формовочного эксперьмента процент различия между группами составлял 100%.
К КГ также наблюдается положисельная динаська, поскольку X составляет после (формовочного эксперимента 76,6 ± 3,7; р < 0,05 при различии между группами в 91% (в начале эксперимента X =63,7 ± 2,3; р < 0,05) .
Таким образом, полученные результаты по каждому критерию сформированности когнитивного и операционного компонентов в ЭГ выше, чем в КГ. Количественные, процентные и общие показатели по этой методике показали, что формирование ИПК в будущих СНВ происходит более успешно в ЭГ во время реализации профессионально ориентированной модели с использованием авторской методики формирования ИПК будущих СНВ.
Результаты формирующего этапа эксперимента по развитию рефлексивного компонента ИПК будущих СНВ показывают достаточно высокий уровень сформированности в ЭГ профессионального самосознания как осознание личностью себя в профессиональной деятельности; самооценки как основного показателя сформированности самосознания, а также готовности и способности офицеров к целенаправленной профессиональной деятельности в иноязычной профессиональной среде, что приводит к существенным положительным изменениям в личностному и профессиональному росту (табл. 5).
Таблица 5. Оценка результатов формирующего этапа эксперимента по опроснику «Диагностика
X (X±t - критерий Стьюдента) ЭГ X (X±t - критерий Стьюдента) КГ Процент различия между группами по интервальной оценки (%)
76,4± 2,7 69±3,6 100
Примечание. * к < 0,
05
Результаты внедренной модели с использованием технологии смешанного обучения по формированию рефлексивного компонента ИПК будущих СНВ показали повышение уровня развития этого качества в ЭГ, что обусловлено потребово-мотивационной направленностью личности, эмпатией, личностной и интеллектуальной рефлексией (рис. 6).
7 6 5 4 3 2 1 О
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 ■ 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1
■ ] П ■ ] 1
1 I I г 1 11 21
31
41 51
61
71
81 91
а)
7 6 5 4 3 2 1 0
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 ■II п 1 1 III п
1 1 W 1 1 1 И
1
11
21
31
41 51
б)
61
71
81
91
Условные обозначения: а) результаты экспериментальной группы; б) результаты контрольной группы; синие отметки - результаты эксперимента; красные отметки - доверительная вероятность оценки и значение интервального оценивания разброса данных Рисунок (5. Результаты контрольного этапа эксперимента по аформированностн рефлексии после формирующего этапа эксперимента
С помощаю рефлексии будущие (ГНЕВ успешно оценивают то, каким должен быть специалист в ноенной сфере, имеют представление о себе как о профессионале, а также определяют уровень собственной эффективносаи в области своей деятельностп.
Положительный результат ао формированию рефлексии в Эп (76,4±2,7; р < 0,0н) был достигнут через педагогическую деятельнасть, навравленную на антивузацию кнтелпектуально-позоавательной активности будущих СНВ, уменьшение языкового барьера, становлекие эмпатийных сносоНностей офицеров, формирование возможнистей осуществления самопознания в профессиональной афере, самооценку субъеитом своих возможностеН, качеств, сппсобностей как срофессионала, са моразвитие. енз внимания нн осталось развитие личностной и интеллектуальной рефлексни, интеллектуальных и креативных качеств и рефлексианых способностей личности будущих СуВ.
На онновв пол ученные резул ьтатов послу фочарующею ктап а эксперимента было о првдилано, что оснавными психологическими (факторами эффектавноге формирования првфессиональной рефлексии буддах СНВ предстают: готовность слушатмлер к активной учебной деятельности и сформированаость их иоложительной мотиваце и. Днтальные реиультаты сфоамированностн рефлексии после формовочного этапа эксперимента показаны на рис. 6.
Расчет общего иныегнального показателя сформированности ИПК будущих СНВ осуществлен по форврле (2).
Ел.к + Ец.ор. + Ем + Е13 + ЕСМР + (1 - Ер )
(2)
где Е л—. - результаты оценивания будущих СНВ по модифицированному опроснику локус-контроля А. Ксено фонтовой;
Е
ц.°р. _ результаты! их оценки по методике «Ценностныю ориентации» М. Рокича;
Ем - результаты их оцеоивания пек опроснику «Потребаости о досткжониях» Ю. Орлова;
Еiз - результаты! ксследуемыо согласно тесту для определения индивидуальные способностен к изучению иностранрых язытков;
есмр - рхнос^уулл 1=."1^а"ныы.1 исследуенлых в сооткетствии со стандарттзированныыин озыиковыв тнстос в соответствии со стандартом МИД;
Е
р - результаты оценивания будущих СНВ то опроснику «Диагностика рефлексии» А. Карпова.
Таблица 6. Сводная таблица результатов X сформированности ИПК будущих СНВ
Компоненты ИПК Формирующий этап эксперимента
КГ ЭГ
До После До После
Ценностно-мотивационный 67,3±3,2 77,3±4,5 67,4±3,3 85,6±3,4
Когнитивный 54,4±2,7 67,4*±5,2 54,3±2,8 78,И*±4,2
Операционный 63,9±2,3 76,6*± 3,7 63,5*±2,5 82,И*±3
Субъектном 64,6±2,4 69*±3,6 64,8±2,4 76,4*±2,7
Интегральный показатель сформированности ИПК 62,6±2,7 72,6*±4,3 62,5±2,8 80,6*±3,3
Примечание. *p < 0,05
Полученные эмпирические результаты формирующего этапа эксперимента свидетельствуют о результативности реализации профессионально ориентированной модели формирования ИПК будущих СНВ путем использования технологии смешанного обучения. В целом проведенные математические расчеты полученных результатов подтверждают высокую результативность формирования компонентов ИПК будущих СНВ в ЭГ (80,6 ± 3,3; р < 0,05), в отличие от КГ (72,6 ± 4,3; р < 0,05).
Различия между группами доказано статистически достоверным подтверждением с использованием критерия (^ ) достоверности Стьюдента с р < 0,05. Процент различия между группами по интервальным оцениванием составил 100%.
Заключение
Проведенное экспериментальное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы о повышении результативности формирования ИПК будущих СНВ при условии осуществления ее педагогического моделирования и формирования на методических началах технологии смешанного обучения.
Список литературы
1. Бикбулатова Г.Х. Развитие иноязычных компетенций обучающихся вузов МИД России // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 6-9. ЕйИ РСХ^А.
2. Васкина Е.А. Теоретические и прикладные аспекты обучения аудированию в образовательных организациях МИД России // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 8. С. 167-170. ЕйИ БШЕ^.
3. Гнездилова Е.В. Материалы периодической печати как средство формирования коммуникативной иноязычной компетенции в Барнаульском юридическом институте МИД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МИД России. 2019. № 1(55). С. 113-116. ЕйИ ZALNLV.
4. Гнездилова Е.В. Профессионально ориентированное обучениекак основа формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере Барнаульского юридического института МИД
России) // Вестник Барнаульского юридического института МИД России. 2021. № 1(40). С. 28-30. EDN VNSGMY.
5. Малкова Т.В. О способах активизации иноязычной коммуникативной компетенции курсантов образовательных организаций МИД России // Вестник Уфимского юридического института МИД России. 2016. № 2(72). С. 75-77. EDN WAWQXB.
6. Меркулова М.В. Роль аудирования в процессе развития иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у обучающихся вузов МИД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16-2. С. 228-229. EDN VOFCGB.
7. Нестерова В.Е. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в вузах МИД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16-2. С. 233-234. EDN VOFCHF.
8. Поддубная Н.Н. Влияние интерференции на формирование иноязычной коммуникативной компетенции у курсантов БЮИ МИД России // Вестник Барнаульского юридического института МИД России. 2020. № 1(38). С. 81-83. EDN ZMJWVA.
9. Поддубная Н.Н. Способы формирования иноязычной словообразовательной компетенции обучающихся в образовательных организациях системы МИД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2022. № 22-2. С. 136-137. EDN HBHHNU.
10. Смирнова И.Ю. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции юристов и специалистов правоохранительной деятельности в вузах МИД / И. Ю. Смирнова // Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы : сборник научных трудов, Нижний Новгород, 01-02 марта 2016 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2016. С. 202-208. EDN XVVZPT.
Control of the level of formation of foreign language competence of students of higher educational
institutions
Oksana L. Mokhova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics Russian University of Transport Moscow, Russia [email protected] 0000-0003-1796-495X
Oleg I. Basherov
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages and Speech Communication Moscow International University Senior Lecturer
A.N. Kosygin Russian State University Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-5823-0448
Olga A. Sannikova
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages and Speech Communication Moscow International University Moscow, Russia [email protected] 0000-0003-4125-5213
Valentina Yu. Tereshina
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages and Speech Communication Moscow International University Moscow, Russia [email protected] 0000-0002-8235-3701
Received 10.09.2022 Accepted 21.10.2022 Published 15.11.2022
i 10.25726/s0211 -1392-0251 -u
Abstract
The problem of training university students in the MFA system is multidimensional and multidimensional, as evidenced by the intensification of scientific research in the formation of a new generation of officers: responsible, independent, proactive, flexible, capable of analyzing the economic and political situation, making appropriate decisions, as well as able to creatively solve professional and life tasks. A significant number of scientists studied the psychological and pedagogical aspects of learning a foreign language and the development of foreign language abilities of students of non-linguistic universities, namely: methods of activating the educational and cognitive activity of future officers in the process of learning a foreign language; the development of foreign language abilities of a future professional; the formation of self-esteem of students of non-linguistic universities in the process of teaching a foreign language; pedagogical conditions of intensive foreign language teaching at cadets; psychological conditions for improving the effectiveness of foreign language teaching in universities of the MFA system, training of future translators by means of information and communication technologies in higher educational institutions of the MFA, methods of teaching professionally oriented listening to students of non-linguistic universities; professional competence of translators. Basically, foreign language competence in scientific research is considered as the formation of skills and abilities of students of higher educational institutions of the Ministry of Foreign Affairs, which is manifested in four main types of speech - speaking, listening, reading and writing. This assumes that the cadets have language knowledge - phonetic, grammatical, lexical and skills of operating with them, represented by motivational, operational and reflexive components.
Keywords
future professionals, non-linguistic university, English, foreign Ministry universities, development. References
1. Bikbulatova G.H. Razvitie inojazychnyh kompetencij obuchajushhihsja vuzov MID Rossii // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022. № 4. S. 6-9. EDN FGXZVA.
2. Vaskina E.A. Teoreticheskie i prikladnye aspekty obuchenija audirovaniju v obrazovatel'nyh organizacijah MID Rossii // Obzor pedagogicheskih issledovanij. 2021. T. 3. № 8. S. 167-170. EDN BNREIZ.
3. Gnezdilova E.V. Materialy periodicheskoj pechati kak sredstvo formirovanija kommunikativnoj inojazychnoj kompetencii v Barnaul'skom juridicheskom institute MID Rossii // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MID Rossii. 2019. № 1(55). S. 113-116. EDN ZALNLV.
4. Gnezdilova E.V. Professional'no orientirovannoe obucheniekak osnova formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii (na primere Barnaul'skogo juridicheskogo instituta MID Rossii) // Vestnik Barnaul'skogo juridicheskogo instituta MID Rossii. 2021. № 1(40). S. 28-30. EDN VNSGMY.
5. Malkova T.V. O sposobah aktivizacii inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MID Rossii // Vestnik Ufimskogo juridicheskogo instituta MID Rossii. 2016. № 2(72). S. 75-77. EDN WAWQXB.
6. Merkulova M.V. Rol' audirovanija v processe razvitija inojazychnoj professional'no-kommunikativnoj kompetencii u obuchajushhihsja vuzov MID Rossii // Aktual'nye problemy bor'by s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2016. № 16-2. S. 228-229. EDN VOFCGB.
7. Nesterova V.E. Formirovanie professional'no napravlennoj inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii pri obuchenii inostrannomu jazyku v vuzah MID Rossii // Aktual'nye problemy bor'by s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2016. № 16-2. S. 233-234. EDN VOFCHF.
8. Poddubnaja N.N. Vlijanie interferencii na formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii u kursantov BJuI MID Rossii // Vestnik Barnaul'skogo juridicheskogo instituta MID Rossii. 2020. № 1(38). S. 81-83. EDN ZMJWVA.
9. Poddubnaja N.N. Sposoby formirovanija inojazychnoj slovoobrazovatel'noj kompetencii obuchajushhihsja v obrazovatel'nyh organizacijah sistemy MID Rossii // Aktual'nye problemy bor'by s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2022. № 22-2. S. 136-137. EDN HBHHNU.
10. Smirnova I.Ju. Formirovanie inojazychnoj professional'no-kommunikativnoj kompetencii juristov i specialistov pravoohranitel'noj dejatel'nosti v vuzah MID / I. Ju. Smirnova // Razvivajushhie aspekty lingvisticheskogo obrazovanija: problemy i perspektivy : sbornik nauchnyh trudov, Nizhnij Novgorod, 01-02 marta 2016 goda. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet im. N.A. Dobroljubova, 2016. S. 202-208. EDN XVVZPT.