Научная статья на тему 'Контроль теоретической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика плавания»'

Контроль теоретической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика плавания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЛАВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / THEORY AND METHODOLOGY OF SWIMMING / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PREPARATION / STUDENT / TESTING KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна

Представлены данные текущего контроля знаний, полученные в результате применения опросников альтернативного типа в процессе подготовки бакалавров физической культуры (спортивная тренировка) и бакалавров педагогического образования (физкультурное образование) по дисциплине «Теория и методика плавания». Показана их внутренняя взаимосвязь и взаимосвязь с результатами итогового контроля экзаменационной оценкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL THEORETICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR THE DISCIPLINE «THEORY AND METHODOLOGY OF SWIMMING»

The article presents the data of the current control of knowledge gained through the application of questionnaires alternative types in the process of training for bachelor of physical education (athletic training) and bachelor of teacher education (physical education) on discipline «Theory and methodology of swimming»; shows their internal relationship and correlation with the results of the final control examination assessment.

Текст научной работы на тему «Контроль теоретической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика плавания»»

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.

Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

Петрук Ольга Игоревна, аспирант, leontyeva 72@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Замятина Полина Андреевна, магистрант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

MAINTENANCE AND ORGANIZATION PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGESTS

BOARDING SCHOOL CLASSIES

M.S. Leont'eva, O.I. Petruk, Р.А. Zamyatina

The questions of organizational and methodical management of physical education of orphaned children of primary school age. Reveals the goals and objectives of the course of physical education for orphans. The positive impact of the course on the formation of educational activities, as well as psycho-emotional and psychomotor development of younger pupils.

Key words: orphans, regulatory training activities, physical education curriculum.

Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Petruk Olga Igorevna, graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Zamyatina Polina Andreevna, undergraduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

796.011.3

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПЛАВАНИЯ»

О.Ю. Савельева

Представлены данные текущего контроля знаний, полученные в результате применения опросников альтернативного типа в процессе подготовки бакалавров физической культуры (спортивная тренировка) и бакалавров педагогического образования (физкультурное образование) по дисциплине «Теория и методика плавания». Показана их внутренняя взаимосвязь и взаимосвязь с результатами итогового контроля - экзаменационной оценкой.

Ключевые слова: теория и методика плавания, профессионально -педагогическая подготовка, студент, контроль знаний.

Опыт и задачи подготовки будущих педагогов физической культуры, тренеров по виду спорта диктуют необходимость формирования у студентов профессионально-педагогических знаний и умений в

условиях, способствующих их сознательному и активному участию в учебном процессе. В Педагогическом институте физической культуры и спорта (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета на практических занятиях по дисциплине «Теория и методика плавания» параллельно с изучением техники плавания и формированием плавательных навыков студенты выполняют вариативные практические и письменные задания, направленные на раскрытие их творческих педагогических возможностей. Так, на протяжении всего курса проводится непрерывная учебная практика в виде взаимообучения, участия в учебном процессе в роли стажеров-наблюдателей, помощников преподавателя; осуществляется осмысливание и методическое обеспечение фактически каждого упражнения. Студенты выполняют домашние задания по конспектированию содержания практических занятий, разрабатывают технологические карты плавательных упражнений, авторские подвижные игр, составляют краткие и подробные конспекты уроков, которые они реализуют на сокурсниках или детских контингентах, готовят реферативные и контрольные работы, согласно технологическим картам дисциплины. Судейская практика организована в бассейне спортивного комплекса «Олимпийский», где студенты участвуют в судействе массовых соревнований по плаванию «Мой «Олимпийский» рекорд». Итоговая учебная практика проходит на базе физкультурно-спортивного объединения «Юность Москвы» (группы начальной подготовки по спортивному плаванию и прыжкам в воду).

Объемный учебный материал практического курса дисциплины «Теория и методика плавания» и весьма скромные часы, выделенные в рамках учебного плана в ПИФКиС для его реализации при подготовке бакалавров (ООП 050100.62, физкультурное образование, полный срок обучения - 106 часов, сокращенный срок - 78 часов; ООП 034300.62, спортивная тренировка - 56 часов), не позволяют на практических занятиях осуществить качественный текущий контроль теоретической подготовленности каждого студента. Одним из вариантов решения этой проблемы, на наш взгляд, может быть применение различных опросников с альтернативным принципом определения ответа.

Для текущей фронтальной оценки профессионально значимых знаний по дисциплине «Теория и методика плавания» были разработаны и применены в ходе практических занятий текстовые («Массивы вопросов») и иллюстрированные («Альтернативные буклеты») контрольные материалы с выборочным (альтернативным) принципом определения ответа, позволяющие на аттестацию всей учебной группы затрачивать от 10 до 15 минут.

«Массивы вопросов» представляют собой текстовые опросники, состоящие из десяти вопросов и четырех версий ответов на каждый, одна из версий - верная. «Массивы вопросов» разработаны по основным разделам программы учебной дисциплины: «Исторический обзор развития

плавания», «Научно-теоретические основы техники плавания», «Основы обучения плаванию» («Подготовительные упражнения для освоения с водой»), «Спортивное плавание» («Техника спортивных способов плавания» и «Правила проведений соревнований по плаванию»), «Прикладное плавание и обеспечение безопасности на воде» («Техника прикладного способа плавания на боку» и «Оказание доврачебной помощи пострадавшему на воде»).

«Альтернативные буклеты» представляют собой

иллюстрированные альтернативные опросники для контроля умения обнаруживать недостатки в технике плавания. Каждый вариант этих проверочных материалов содержит 40 рисунков граничных поз пловца, распределенных по 10 буклетам. Буклеты расположены в порядке, составляющим один цикл конкретного способа плавания. Отдельный буклет состоит из четырех пронумерованных альтернативных рисунков одной граничной позы: на трех из них изображены пловцы, имеющие технические недостатки, а на одном - модельная версия. Студент должен собрать цикл из модельных граничных поз пловца.

При подготовке «Массивов вопросов» по технике плавания и «Альтернативных буклетов» в блоки ответов были включены часто встречающиеся (массовые) недостатки техники, ошибочные представления о ней и возможные нарушения требований правил соревнований. Ошибочные высказывания студентов по другим темам, представленным в «Массивах вопросов», вошли в соответствующие варианты ответов.

При оценке студентов по всем контрольным испытаниям «Массивы вопросов» и «Альтернативным буклетам» за каждый правильный ответ начислялось 0,5 балла: 10 правильных ответов - 5 баллов; 9 - 4,5; 8 - 4; 7 - 3,5; 6 - 3; 5 - 2,5; 4 и мене - 2 балла.

Текущий контроль знаний с применением альтернативных опросников прошли 46 студентов обоих профилей подготовки. Ниже, в таблице приведены корреляционные взаимосвязи полученных данных друг с другом и оценкой за курсовой экзамен.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют взаимосвязи результатов итогового контроля - курсового экзамена со всеми показателями текущего контроля. Результаты экзамена сильно взаимосвязаны с показателями знаний основ обучения плаванию («Подготовительные упражнения для освоения с водой»), техники («Техника спортивных способов плавания», «Альтернативные буклеты») и правилами оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде; средняя взаимосвязь выявлена со всеми остальными показателями. Слабой статистической взаимосвязи результатов итогового контроля с оценками, полученными входе текущего контроля, не выявлено. Мы считаем, что данный факт свидетельствует о наличии весьма выраженного органичного единства и положительного взаимовлияния всех составляющих учебного процесса по дисциплине «Теория и методика плавания».

Корреляционная взаимосвязь результатов текущего и итогового контроля теоретической подготовленности студентов по дисциплине «Теория и методика плавания»

Контрольные испытания 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Массивы вопросов -«Исторический обзор 445 708 534 423 404 349 668 570

развития плавания»

2. Массивы вопросов —

«Научно-теоретические основы техники плава- 445 630 704 445 696 336 736 698

ния»

3. Массивы вопросов — «Подготовительные упражнения для осво- 708 630 423 314 504 443 546 720

ения с водой»

4. Массивы вопросов — «Техника спортивных 534 704 423 508 708 404 736 730

способов плавания»*

5. Массивы вопросов —

«Правила проведений соревнований по плава- 423 445 314 508 406 302 653 643

нию»

6. Массивы вопросов —

«Техника прикладного способа плавания на 404 696 504 708 406 420 634 604

боку»

7. Массивы вопросов — «Оказание доврачебной помощи пострадавше- 349 336 443 404 302 420 406 744

му на воде»

8. «Альтернативные буклеты» 668 736 546 736 653 634 406 712

9. Курсовой экзамен 570 698 720 730 643 604 744 712

Примечания: у всех коэффициентов корреляции опущены нули; * - учтена средняя

оценка знаний техники.

При изучении внутренних взаимосвязей показателей текущего контроля слабая корреляция определена между знаниями правил оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде и всеми другими результатами контрольных испытаний. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что данный раздел программы по своему содержанию несколько выходит за рамки общего курса дисциплины и требует от преподавателей поиска вариантов сближения преподносимой студентам информации с предстоящей педагогической деятельностью и содержанием курса в целом. В связи с этим в ПИФКиСе практические занятия, посвященные указанной тематике, стали проводиться в виде ролевой игры

с применением робота-тренажера «Гоша», а в практику оценки прикладной плавательной подготовленности был введен комплексный спасательный норматив, выполнение которого завершается ответом «спасателя» на вопросы по реанимации. Интересен тот факт, что у большинства студентов оценки за знание правил оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде были близки к экзаменационной оценке (г =0,744).

Высокую корреляционную взаимосвязь знаний по истории развития плавания и основам обучения плаванию (г=0,708), а также близкий к верхней границе уровень освоения учебного материала этих разделов (67 % и 74 %, соответственно, при допустимых границах 25...75 %) можно объяснить взаимопроникновением данных тем. При изложении раздела «Исторический обзор развития плавания» в лекционном курсе особое внимание уделяется ретроспективному анализу развития методики обучения плаванию, а в ходе практических занятий постоянно проводятся краткие экскурсы в историю конкретного темы занятий [1, 3, 4].

Слабые и средние корреляционные взаимосвязи, выявленные между знаниями правил соревнований и оценками по всем остальным контрольным испытаниями, на наш взгляд, можно объяснить объемным материалом правил и определением большей части этого документа для самостоятельного изучения. Возможно, что одним из путей, ведущих к усилению указанных взаимосвязей, может быть акцентирование внимания студентов на особо значимых для них разделах правил соревнований (с точки зрения предстоящей профессионально-педагогической деятельности) и сужение содержания вопросов в контрольных материалах.

Применение программированного контроля знаний, в частности, вопросников с альтернативным принципом определения ответа позволило в ходе преподавания дисциплины «Теория и методика плавания» получить срочные данные об успешности освоения студентами отдельных тем программы и определить направления корректировки педагогического процесса с учетом сложности и объема учебного материала.

Список литературы

1. Красавцев В.П. Комплексная оценка качества профессиональной подготовки выпускников институтов физической культуры к работе в вузе // Теория и практика физической культуры. 1981. №6. С.42-44.

2. Кузнецов В.С. Программированные учебные материалы как дидактические средства активизации познавательной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры. 1987. № 9. С. 18-20.

3. Лопухин В.Я. Методы анализа учебного процесса: метод. разработка для преподавателей и слушателей ф-та усовершенствования. М.: ГЦОЛИФК. 1980. 43 с.

4. Огородников Н.Т. О некоторых итогах экспериментально изучения эффективности урока по основам наук в школе // Вопросы

повышения эффективности урока / под общ. ред. И.Т. Огородникова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1959. С. 5-30.

5. Савельева О.Ю. Пути повышения профессионально-педагогической подготовленности будущих учителей физической культуры (на примере преподавания учебной дисциплины «Плавание») // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. №1. С.127-133.

6. Чесноков Н.Н., Красников А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб.-метод. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 85 с.

Савельева Ольга Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

CONTROL THEORETICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR THE DISCIPLINE «THEORY AND METHODOLOGY OF SWIMMING»

O. Y. Savelyeva

The article presents the data of the current control of knowledge gained through the application of questionnaires alternative types in the process of training for bachelor of physical education (athletic training) and bachelor of teacher education (physical education) on discipline «Theory and methodology of swimming»; shows their internal relationship and correlation with the results of the final control examination assessment.

Key words: theory and methodology of swimming, professional-pedagogical preparation, student, testing knowledge.

Savelyeva Olga Yuryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University

УДК: 796.012:611;612

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

И.И. Самокиш, А.И. Босенко, С.И. Дискаленко, П.М. Шандицева

Представлено обоснование методики проведение уроков по физической культуре, с приоритетным развитием выносливости с целью повышения показателей физического развития девочек 10-11 лет.

Ключевые слова: выносливость, девочки, здоровье.

Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей школьного возраста обусловлена тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, снижением уровня функциональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.