Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕКЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕКЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ЛЕКЦИИ / ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нейзберг Даниил Михайлович, Орехова Людмила Юрьевна, Тельнюк Ирина Владимировна, Мусаева Рамиля Салимовна, Пачкория Мака Гиглаевна

Обсуждаются проблемы понимания студентами медицинского вуза текстовых сообщений - усвоения ими понятий и терминов, влияющих на особенности ассоциативного мышления, особенно в ситуациях дистанционного обучения. Отмечается роль создания позитивных триггеров, позволяющим формировать мотивацию и потребность в когнитивной познавательной деятельности. Результаты исследований указывают на факторы, влияющие на результативность усвоения учебного материала, в том числе и в аспекте динамики работоспособности (утомляемости), что должно быть учтено при подготовке к занятиям и проектировании учебно-методического сопровождения лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нейзберг Даниил Михайлович, Орехова Людмила Юрьевна, Тельнюк Ирина Владимировна, Мусаева Рамиля Салимовна, Пачкория Мака Гиглаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE CONSCIOUS PARTICIPATION OF STUDENTS IN THE LECTURE COMPONENT OF DISTANCE LEARNING

The problems of understanding text messages by students of a medical university are discussed - their assimilation of concepts and terms that affect the features of associative thinking, especially in situations of distance learning. The role of creating positive triggers is noted, which makes it possible to form motivation and the need for cognitive cognitive activity. The results of the research indicate the factors influencing the effectiveness of mastering the educational material, including in terms of the dynamics of working capacity (fatigue), which should be taken into account when preparing for classes and designing educational and methodological support for a lecture.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕКЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.14.015.62

Д. М. Нейзберг, Л. Ю. Орехова, И. В. Тельнюк, Р. С. Мусаева, М. Г. Пачкория, Н. А. Оксас

КОНТРОЛЬ ОСОЗНАННОГО УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛЕКЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальность проблемы. Понимание текстовых сообщений — одна из важных научных и прикладных задач психологии. От исследований в этой области и до практики внедрения разработок в процесс обучения, в профессиональную деятельность, например, диспетчеров экстремальных профессий, нередко зависит сохранение жизни и здоровья людей.

Приводим наблюдение, акцентирующее внимание в связи с темой настоящей работы.

В 1977 году произошла одна из наиболее тяжелых авиакатастроф в истории, которая случилась на острове Тенерифе [1]. Столкнулись два самолета, погибло более 500 человек, однако, не детали катастрофы, а её причины имеют непосредственное отношение и значение в рассматриваемой нами теме. Результаты расследования показали, что причиной катастрофы стали действия капитана корабля голландской компании КЛМ1, опытнейший

1 KLM (нидерл. Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, «Королевская авиационная компания») — нидерландская авиакомпания, основанная в 1919 году.

пилот, работающий инструктором и лектором в компании КЛМ, один из наиболее уважаемых сотрудников с непререкаемым авторитетом.

Причины катастрофы, выделенные комиссией, были разделены на две группы: первая группа-причины, резко нарушившие коммуникацию между диспетчером и капитаном корабля и между капитаном корабля и членами экипажа; вторая группа причин связана с авторитарной и патерналистской моделью управления и обучения, принятой в то время в авиакомпаниях.

При анализе коммуникационных особенностей общения между диспетчерами и командиром корабля Ван Зантеном были выяснены следующие детали: уровень владения английским языком капитана корабля и диспетчеров на Тенерифе был различным, более того диспетчеры в своей повседневной практике употребляли иную терминологию и устойчивые обороты, чем капитан корабля, имевший более

Бывшая национальная компания Нидерландов, с 2004 года является дочерней компанией Air France-KLM // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ KLM (дата обращения: 19.03.2020).

высокий уровень владения английским языком. Также в общении с экипажем командир корабля часто использовал терминологию, характерную и по умолчанию известную в основном преподавательскому составу, так как в течение многих лет был инструктором высшего звена. Более того, тщательный анализ морального состояния экипажа и состояния других пилотов, находившихся в схожих условиях, показали, что в тех случаях, когда команды были непонятны, они боялись переспросить, чтобы не показать свою неосведомленность или недостаточную обученность. В результате после получения непонятных команд у пилотов уходило длительное время на их обдумывание, либо они игнорировались и последующие за ними команды, либо не анализировались или выполнялись с запозданием.

Последним наиболее тяжелым фактором встала патерналистская модель обучения, в которой капитан корабля, он же педагог, он же инструктор является абсолютным и непререкаемым авторитетом, что не подразумевает каких-либо сомнений в правоте преподавателя, а также подразумевает абсолютное знание терминологии и материала на уровне лишь немного уступающим уровню преподавателя. Кроме того, для пилотов это был пятый час работы в условиях недостаточного питания, гипоксии и частых, постоянно повторяющихся и до конца непонятных команд, повторение которых в этих условиях ещё быстрее приводило к семантическому насыщению.

Анализ причин и следствий подобных происшествий привёл к выраженным изменениям в систе-

ме преподавания и коммуникаций в критически значимых областях человеческой деятельности, таких как управление транспортом, опасными производствами и медицине.

Подобный коммуникационный паттерн можно экстраполировать на условия чтения лекций на последних курсах стоматологического факультета при существующем уровне базовых знаний студентов, а также в условиях, когда сразу же после завершения пятого курса врач начинает полноценную практическую деятельность. Это ставит взаимоотношения преподавателя и студента в схожую ситуацию, однако даже с более тяжелыми последствиями.

Наш собственный опыт показывает, что при использовании данной модели информационный отклик и объём уточняющих вопросов, в частности, при активном ведении коммуникации или чата лекции (при дистанционном ведении), многократно ниже ожидаемого. В данном случае может быть принята гипотеза о значительно меньшей вовлеченности студента в процесс усвоения, анализа и синтеза знаний при наличии в тексте лекции значительного объёма незнакомого вокабуляра [2], неправильного понимания знакомой терминологии и отсутствия триггеров, привлекающих внимание к наиболее важным элементами и обеспечивающих структурирование лекционного материала.

Целью данной части нашего исследования было определение фак-

торов, наиболее значимых в усвоении материала лекций.

Первоначально в качестве оценочных категорий были использованы.

1. Знание терминологического аппарата лекции (тезаурус).

2. Степень и продолжительность влияния незнакомого термина на эффективность усвоения лекционного материала.

3. Возможность возникновения семантического насыщения многократным повторением непонятных незнакомых терминов.

4. Влияние ритма и диалектики контента лекции на эффективность усвоения материала.

5. Влияние включения в схему лекции близких и знакомых студентам триггеров и паттернов.

Материалы и методы. На начальном этапе исследования была выполнена видеозапись лекции на базе аппаратно-программного комплекса — программное обеспечение с открытой лицензией VSDC Editor (разработчик ООО «Мульти-лаб» при поддержке фонда «Скол-ково»). В процессе сведения и монтажа произведена модификация аудиодорожки — динамическая модификация частоты и уровня звука для сведения к минимуму эффекта монотонности.

В структуру лекции были интегрированы тесты и триггеры действия. Демонстрация лекций и чат контроль проводились на платформе Webinar.ru, тест-контроль с использованием сервиса гугл-формы. Тест из 10 вопросов на основе тезауруса лекции для оценки

базовых знаний был выполнен студентами до начала лекции. Отбор терминов в тезаурус теста проводился на основании вопросов и опроса по лекциям для — этого же курса прошлого года.

Кроме того, лекция и термины из теста были синхронизированы таким образом, чтобы после введения каждого термина в структуру лекции он воспроизводился не менее чем 3 раза в данном сегменте учебного материала. Средний объём материала после введения термина составлял 10 слайдов являлся законченным информационным сегментом по теме лекции. В конце каждого информационного сегмента обязательным условием являлось использование данного термина с последующим выводом. Для тестирования выбирался день, в котором студенты слушали не менее чем три лекции (стандартный лекционный день на кафедре стоматологии терапевтической и пародонтологии). При этом маркированные информационные блоки равномерно размещались в структуре этих лекций.

Также в структуру лекций были внедрены позитивные триггерные маркеры (рис. 1), на основе легко узнаваемых популярных паттернов (герои популярных фильмов, социальных сетей и интернет феноменов).

Так, на слайде приведена рентгенограмма, с легко узнаваемой студентом рентгенологической картиной хронического гранулематозного периодонтита. За ним следует слайд с предполагаемыми пациентами, в качестве

Рис. 1. Слайд пример позитивного триггера

которых выступают известные студентам образы, моделирующие реальные клинические ситуации (пациент старшей возрастной группы, тяжелый курильщик, пациент с выраженными профессиональными вредностями и специфическими требованиями к здоровью, профессиональный спортсмен и т. д.); для каждого из них предлагается кратко определить индивидуальный план лечения.

Другим методом создание позитивных триггеров является интрузия в лекцию обсуждаемых со студентами тем, имеющих выраженное социальное значение и укладывающиеся в тему лекции (например: обсуждение вреда и отказа от курения).

После завершения последней лекции студенты проходили финальное тестирование. Данный тест включал в себя 20 вопросов,

10 из них оценивали уровень восприятия и интерпретации материала, связанного с терминологией тезауруса. И ещё 10 вопросов оценивали уровень восприятия интерпретации материала, связанного с позитивными триггерами. В каждом вопросе теста содержалось четыре возможных ответа из них: один ответ правильный, два неправильных, укладывающихся в тематику лекции и один «нонсенс-ответ», без какой-либо смысловой привязки к теме.

На кафедре стоматологии терапевтической и пародонтологии ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова разработаны следующие паро-донтологические вмешательства:

1. Лоскутная операция по Лукья-ненко-Шторм (правильный ответ).

2. Пластика уздечки губы по Лим-бергу ^-пластика) (используется).

3. Лоскутная операция по Видман-Нейманн-Ксешински (устарела).

4. Операция по Волковичу-Дьяко-нову (аппендектомия) (нонсенс-ответ).

Также для каждого триггера было известно время его использования в течение данного лекционного дня. Чтение лекций производилось фрагментами по 45 минут с короткими перерывами, по 15 минут между двумя частями лекции и длинными по 25 минут между лекциями. В процессе демонстрации работал чат в режиме реального времени, в котором студенты могли задавать вопрос как в публичном, так и в приватном режимах.

Результаты исследования. Результаты первичного тестирования по теме тезаурус представлены в таблице 1. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что терминология, очевидная для лек-

Таблица 1

Номер маркера Количество Количество Процент

Термин правильных неправильных правильно

ответов ответов ответивших

м1 дистальный 37 13 74%

м2 гидравличе ский 22 28 44%

м3 Морфогенетический белок 10 40 20%

м4 синдесмоз 16 34 32%

м5 Окклюзия позвоночной артерии 41 9 82%

м6 афибрилярный 11 39 22%

м7 нозология 42 8 84%

м8 пародонтограмма 47 3 94%

м9 кератинизированный 25 25 50%

м10 дигисценция 9 41 18%

Результаты тестирования по теме: «тезаурус лекций «Воспалительные заболевания пародонта» и «Очаг хронической одонтогенной инфекции»

тора, не является очевидной и привычной для современного студента стоматологического факультета. Ряд терминов, используемых студентами, кажутся им знакомыми, однако смысловая нагрузка либо искажена, либо не полностью распознана.

В таблице 2 представлены сводные данные, учитывающие соотношение времени активности фактора, его интенсивности и последствий для когнитивных функций студента. Также данные в таблице привязаны к режиму чтения лекции (перерывам и продолжительности). Как и в лекциях, информационные блоки привязаны к вопросам в тесте, что чётко отображается в таблице. Однако при использовании термина, возникает некоторое запаздывание реакции и когнитивная торпидность, что возможно связано с возникновением семантического насыщения, возникающее при многократном повторении слова, не имеющего смысловой нагрузки для пользователя. Позитивный триггер, в этом случае, лишь частично решает проблему, отвечая за процесс переключения.

Ещё нагляднее процесс «запаздывания» выглядит при графиче-

ском отображении. Диаграмма 1 представляет сводный многофакторный анализ результатов тестирования. При графическом анализе становится очевидно, что наиболее тяжёлые последствия возникают при использовании подряд нескольких информационных блоков, включающих в себя «стоп-термины» (то, что прерывает процесс получения и анализа информации), особенно если они приходятся на конец лекции (провал с 45 по 90 минуту). В этом случае, в контрольном тесте резко вырастает процент нонсенс-ответов, что можно интерпретировать как частичное или полное выключение когнитивной функции. Возможно, что к концу лекции включаются и физиологические механизмы — такие, как усталость, гипоксия, гипогликемия, однако первичным триггером, вероятно, является именно отсутствие возможности понять речь лектора. У некоторых студентов (что определяется при анализе тестов) развивается состояние, которое можно охарактеризовать как «когнитивная кома», когда восприятие материала становится невозможным. В таких условиях эффективность посещения

Таблица 2

Зависимость уровня позитивных и нонсенс-ответов от уровня знания базовой терминологии и продолжительности лекции (сводные данные)

номер летучи 1 2 3

временной отрезок 15 30 60 75 90 1(5 120 150 165 119 195 210 25 240 255 т

тезаурус «1 | «2 | 1 »3 «4 | «5 >Е | м7 «8 «9 1 «10 Г

позитивный тритер П1 П2 ЛЗ Л4 Л5 [16 П7 118 Л9

номер вопроса гест^ 1 2 3 5 7 8 « 10 11 12 13 14 15 16 17 !8 19 20

про це нт 1 раш ьнш ответов 6К 78% 12% 22% 10% 31% 44% № 90% 87% 18% 17% 69% 90% 91% 90% 47% 30* 30% 34%

процент но нее юге етое в а 6И (5« ЯМ Ж Я т т га 37» 12% 2* И т 14% 2131 52% Ш

Диаграмма 1

Графическое отображение динамики когнитивной функции студентов в зависимости от исследуемых факторов

лекции приближается нулю, выпадают целые блоки материала, которые в дальнейшем (в лучшем случае) могут быть восполнены на постдипломном обучении, а в худшем (более частом), станут причиной ошибок. Анализируя зависимость подобного состояния от режима чтения лекции (диаграмма 1, табл. 2) становится очевидным, что сохранение перерывов и пауз, улучшает ситуацию, позволяя слушателям восстановиться. При этом использование позитивных триггеров является менее эффективным.

Отдельного упоминания заслуживает факт, что за время чтения лекции от студентов не последовало ни одного публичного вопроса, и только два в приватном режиме, касающегося терминологии или темы лекции.

Заключение. Одним из важнейших факторов восприятия лекции студентами является соблюдение баланса между контентом и ритмом изложения (построением) материала. При этом, с одной стороны, лекция не должна носить дискретный, фрагментарный характер, представляя единый смысловой сегмент, с другой стороны, ритмика и стиль лекции возможно не должны быть избыточно монотонными или «усыпляющими».

Следовательно, со стороны контента лекция должна отвечать следующим требованиям:

• терминологический аппарат темы или тематический словарь должен быть понятен студенту,

• излагаемый материал должен быть диалектически связан, как с имеющимися у студента знаниями, так и внутри структуры лекции,

• материал лекции должен предполагать смену сегментов работы лектора как в быстром одностороннем режиме вещания, так в интер активном.

Возможно, необходимо соблюдение «аритмии лекции», что также является важным условием для устранения эффекта «семантического насыщения» и, более того, — возникновения эффекта «когнитивной комы». Необходимо побуждать студентов на вопросы, связанные с процессом понима-

ния лекции, а также вводить перед лекцией слайд с минимальным тезаурусом, необходимым для понимания материала. Следующим важным условием является контроль физиологической составляющей в восприятии и анализе получаемой информации. Возможным решением здесь является соблюдение режима чтения лекций с сохранением перерывов, поддержанием комфортной температурной среды и проветривания помещения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос // URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/ Столкновение_в_аэропор-ту_ Лос-Родеос (дата обращения: 19.03.2020).

2. Jakobovits L. A.; Lambert W. E. Stimulus-characteristics as determinants of semantic changes with repeated presentation // American Journal of Psychology. 1964. Vol. 77. P. 84-92.

REFERENCES

1. Collision at Los Rodeos Airport // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Collision in_aeroport_los-Rodeos (date of application: 19.03.2020).

2. Jakobovits L. A.; Lambert W. E. Stimulus-characteristics as determinants

of semantic changes with repeated presentation // American Journal of Psychology. 1964. Vol. 77. P. 84-92.

Поступила в редакцию 07.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.