РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
контроль качества товаров в системе государственного регулирования торговой деятельности
Куренкова В.П.1
1 Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается значение и проблема контроля качества товаров в оптовых и розничных торговых предприятиях и ее особенности с учетом современных изменений законодательства. Проведен анализ организации системы контрольно-надзорных мероприятий в этой области и ее изменения за период экономических реформ в стране. Обосновывается необходимость проведения комплексного постоянного контроля качества товаров с учетом действующих полномочий контрольно-надзорных органов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: розничная торговля, государственное регулирование торговли, торговля, качество товаров, контроль качества товаров.
Quality control of goods in the system of state regulation of trade activities
Kurenkova V.P.1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Цель исследования - изучение сложившейся системы контроля качества товаров в торговых предприятиях как элемента механизма государственного регулирования торговой деятельности и особенностей его применения в современных условиях хозяйствования; оценка его соответствия потребностям участников рынка.
Ассортимент и качество товаров в настоящее время рассматриваются как один из определяющих факторов позиционирования торгового предприятия как в оптовой, так и в розничной торговле. В оптовой торговле показатель качества поставляемых товаров считается одним из базовых, определяющим уровень обслуживания в цепях поставок. При этом оценивается также порядок предоставления и качество оформления документов, подтверждающих качество и безопасность товаров; организация замены недоброкачественных товаров; состояние груза по прибытию с учетом повреждений в пути.В рознич-
ной торговле качество товаров лежит в основе пирамиды качества торгового обслуживания [15, 20] (Karaschuk, 2015; Tyunik, Nikishin, 2017), что, несмотря на сложные экономические условия и падение покупательной способности населения, остается сейчас решающим фактором при выборе места покупки. Недооценка этого фактора может привести к значительным проблемам в деятельности торговых предприятий. Так, например, «наибольшие сложности возникли к началу 2013 года у магазина «Пятерочка», являющегося базовым форматом для ОАО «X5 RETAIL GROUP» (в настоящее время 80% товарооборота сети приходится на этот формат), - именно из-за плохого качества товаров, наличия товаров с истекшими сроками годности, плохого обслуживания покупателей, - что привело не только к резкому снижению трафика, но и к потере лидирующих позиций компании в российском ритейле» [17] (Kurenkova, 2014). На восстановление лидерства ОАО «X5 RETAIL GROUP» потратила несколько лет. Серьезные изменения произошли в системе стратегического управления компанией, была разработана долгосрочная программа мотивации топ-менеджеров компании. В частности, «произошли изменения в организационной структуре - отказ от централизованного управления всеми форматами магазинов, созданы коммерческая и логистическая дирекции дискаунтеров; отделены распределительные центры, снабжающие магазины «Пятерочка». В магазинах в течение двух лет - до 2016 года - проводился полный рестайлинг, был разработан новый логотип, расширился ассортимент свежих продуктов, была введена должность «директора по свежести» и т. д. с соответствующей рекламной компанией» [17].
Аналогичные проблемы возникли и у компании «Дикси» к началу 2017 года, когда компанией были приняты ошибочные решения в области формирования ассорти-
ABSTRACT:_
The article deals with the importance and problem of quality control of goods in wholesale and retail trade enterprises and its features, taking into account modern changes in legislation. The analysis of the organization of the system of control and supervisory activities in this area and its changes during the period of economic reforms in the country is carried out. The necessity of carrying out complex constant control of quality of goods taking into account the existing powers of control and supervisory authorities is proved.
KEYWORDS: retail trade, state regulation of trade, trade, quality of goods, quality control of goods.
JEL Classification: L81, L88, L89 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kurenkova V.P. (vpkurenkova0rambler.ru)
CITATION:_
Kurenkova V.P. (2018) Kontrol kachestva tovarov v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatelnosti [Quality control of goods in the system of state regulation of trade activities]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1 1). - 3289-3300. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39587
мента, связанного с его неоправданным сокращением, массовым переходом на СТМ со значительной потерей качества товаров.
Таким образом, качество товаров является серьезным конкурентным преимуществом торгового предприятия [18-21] (Mayorova, 2016; Nikishin, Shipilova, Efimovskaya, Mayorova, 2017; Tyunik, Nikishin, 2017) и рассматривается сейчас и учеными-экономистами, и в деловой прессе как социальная ответственность предприятия и важнейший элемент нематериальных активов [19].
1. Эволюция системы государственного контроля качества товаров в россии
В процессе рыночных преобразований в начале 1990-х годов была полностью разрушена система государственного контроля качества товаров, существовавшая в социалистической экономике. Прежде всего, это было связано с ликвидацией централизованной системы оптовых предприятий, обеспечивающих движение товаропото-ков в масштабах страны и являвшихся основным барьером проникновения на рынок товаров ненадлежащего качества. Существенно изменились и подходы к формированию штата торговых предприятий, и наличие товароведов (по качеству, по ценам) перестало быть обязательным условием деятельности. Ликвидация монополии на внешнюю торговлю привела к слабо контролируемому вследствие отсутствия необходимых нормативных документов и институтов, адекватных рыночным условиям хозяйствования, поступлению на рынок значительных объемов импортных товаров, не соответствующих по качеству предъявляемым требованиям.
Следует отметить, что уже к середине 1990-х годов принимаются серьезные меры по обеспечению качества товаров: вводится обязательная маркировка товаров, включающая указание срока годности; система сертификации товаров (1993 год); принимаются стандарты по информации для потребителей в отношении продовольственных и непродовольственных товаров (1997 год); впервые принимается закон о защите прав потребителей (1992 год); изменяется система оформления товаросопроводительных документов.
В 2000 году впервые в новых экономических условиях и полнейшей структурной перестройки отрасли была разработана Концепция развития внутренней торговли,
ОБ АВТОРЕ:_
Куренкова Виктория Петровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры торговой политики (уркигепкоуайгатЫег.ги)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Куренкова В.П. Контроль качества товаров в системе государственного регулирования торговой деятельности // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3289-3300. с1о1: 10.18334/гр.19.1 1.39587
3
У
V £
• создать целостную и непротиворечивую нормативно - правовую базу, предотвращающую доступ на рынок некачественной и опасной продукции
• сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию
• создать единую информационную систему контролирующих органов
• обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за поставку на рынок некачественной продукции
• обеспечить оказание помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведении ее идентификации и оценке качества
Рисунок 1. Задачи национальной системы безопасности и качества товаров, 22000 г од Источник: составлено автором на основе [9]
где особое внимание обращалось на «всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров»1 [9] и поставлены следующие задачи (рис. 1).
В соответствии с поставленными задачами вскоре были приняты:
• нормативные документы, определяющие организацию государственного контроля и надзора и разделение полномочий по контролю качества товаров в товаропроводящей сети [8];
• закон о качестве и безопасности пищевой продукции [10];
• с 2001 года начинает действовать новый административный кодекс, значительно расширивший перечень составов правонарушений в сфере потребительского рынка и ответственности за них2, что являлось объективной необходимостью в изменившихся условиях хозяйствования;
• принимается закон о техническом регулировании (2002 год).
В то же время советское законодательство в области санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, соблюдение которых непосредственным образом влияло на сохранение качества товаров в торговых предприятиях, было пересмотрено и в некоторой степени либерализировано. Например, в новых Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1066-01 [7] было снято четкое разделение ответственности за конкретные нарушения санитарных правил применительно к различным категориям сотрудников торгового предприятия (руководители, администрация; товароведы, зав. базами, зав. складом; продавцы) [13] и вся ответственность переложена на руководителя предприятия. При этом введение института производ-ственн о го кон троля не решило полностью проблему соблюдения требований к обес-
1 Раздел 4 Концепции развития внутренней торговли, 2000 год..
2 В ранее действующем КоАП РФ при контроле предприятий потребительского рынка применялось всего 9 статей.
печению качества товаров в торговом предприятии. Рабочие программы, более четко определяющие требования и объекты проверок на предприятиях, были разработаны Роспотребнадзором только в 2015 году.
Преждевременной, на наш взгляд, была отмена в 2007 году обязательности получения санитарно-эпидемиологического заключения при открытии торговых объектов. Именно данный документ подтверждал, что «планировка и технические возможности организации торговли обеспечивают требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации товаров, соблюдение правил личной гигиены работниками»1. В ходе получения заключения особое внимание уделялось согласованию органами Госсанэпиднадзора ассортиментного перечня, который должен соответствовать виду и типу предприятия как в продовольственной, так и в непродовольственной торговле, когда принималось решение о возможности реализации определенных товарных групп в конкретных условиях. В плановой экономике и в начале периода перехода к рыночным отношениям условия получения данного заключения для предприятий продовольственной торговли были еще более жесткими и учитывали даже емкость оборудования, необходимого для создания необходимого температурного режима. Соответственно, ограничивался и объем единовременного хранения товаров в предприятии.
С одной стороны, отмена санэпидзаключения действительно значительно снизила административные барьеры2, коррупционную составляющую и облегчила условия входа на рынок, но с другой стороны, это вызвало массовое несоблюдение требований законодательства. Особенно это характерно для малых и микропредприятий (основная часть которых - около 70% - сосредоточена именно в торговле). Во многом такое положение обусловлено как низким уровнем профессиональной подготовки предпринимателей, так и многочисленностью, разрозненностью и сложностью требований нормативных документов в отношении качества товаров.
Данная проблема имеет комплексный характер и затрагивает все стороны деятельности торговых предприятий. Действующим законодательством установлены показатели, при которых и продовольственные, и непродовольственные товары считаются некачественными (рис. 2).
Во многом данная проблема усугубляется и действующей системой проведения контрольно-надзорных мероприятий. Так, например, последние изменения, внесенные в порядок проведения внеплановых проверок [1], перекладывают на потребителя требования соблюдения его прав в торговом предприятии и только при невозможности решения вопроса предусматривают обращение с жалобой в контрольно-надзорный орган.
1 Пункт 1.3 СП 2.3.6.1066-01.
2 Например, наличие санитарно-эпидемиологического заключения перестало быть необходимым условием для получения лицензии на право продажи алкогольной продукции
Не соответствуют требованиям нормативных документов Имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль при проверке таких продуктов, материалов и изделий Не имеют удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя, поставщика, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов
Не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации Не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли Не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации
Рисунок 2. Признаки некачественных и опасных товаров Источник: составлено автором
В настоящий момент закончена унификация и гармонизация норм безопасности пищевой продукции, в том числе в рамках Евразийского экономического сообщества1.
2. Проблемы организации контроля качества товаров в современных условиях хозяйствования
Однако нерешенной проблемой остается фальсификация товаров. Под фальсифицированными понимаются товары «умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной»2 [10]. Выявить фальсифицированную продукцию при реализации в торговых предприятиях достаточно проблематично, так как основные вопросы связаны с нарушениями, которые допускают производители товаров: введение в заблуждение потребителей относительно состава продукта; использование ингредиентов, не указанных на маркировке товаров и проч. Выявить данные нарушения без наличия специальных лабораторий и проведения исследования всех поступающих партий товаров в розничном звене не представляется возможным. Несмотря на расширение административной ответственности, штрафные санкции за нарушения для производителей не являются значительными, а с учетом резкого снижения количества проверок предприятий наказания удается избежать.
1 Работа по унификации требований была начата после создания в 2010 году Таможенного союза, когда на первом этапе формирования единой таможенной территории была создана единая система с унифицированными нормами санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
2 Статья 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
По инициативе Россельхознадзора принято решение о переходе с 1 июля 2018 года на электронный документооборот и подключение к системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» производителей животноводческой продукции (на данном этапе без готовой молочной продукции в потребительской упаковке), что позволит в некоторой степени решить данную проблему, хотя в основном упор делается на учет и контроль движения товарных потоков. При этом объем фальсифицированной молочной продукции по-прежнему остается очень высоким, по данным организации «Союзмолоко», может доходить до 70-80% продукции.
В 2016 год Россельхознадзор при взаимодействии с таможенной службой начал применять электронную систему контроля недобросовестных поставщиков и получателей сельскохозяйственной продукции высокого санитарного риска, поставляемой в обход эмбарго с применением поддельных сертификатов. В 2015 году вводился запрет реэкспорта растительной продукции из стран, нарушающих эмбарго. Однако данные действия были направлены в основном против поступления контрафактной продукции.
В 2016 году была принята Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, которая определила 12 основных задач, среди которых необходимо обратить внимание, по нашему мнению, прежде всего на следующие:
Совершенствование и развитие правовой базы в сфере качества пищевой продукции, включая правовые аспекты, связанные с эффективными компенсационными механизмами защиты прав потребителей Создание единой информационной системы про-слеживаемости пищевой продукции Совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения госконтроля и применения мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (продавцом)требований к качеству пищевой продукции
Обеспечение мониторинга качества пищевой продукции Разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции Создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания
Рисунок 3. Задачи Стратегии повышения качества пищевой продукции, 2016 год Источник: составлено автором
Значительную остроту проблема качества продовольственных товаров приняла и из-за изменений потребительского поведения, моды на здоровый образ жизни, и, соответственно, предъявления требований именно к потребительским свойствам, а не безопасности товаров. Развиваются различные формы общественного контроля1, ведется активная просветительская работа среди населения (телепрограммы «Контрольная закупка», «Естественный отбор», например). В 2015 году создана некоммерческая
1 Например, уже в 2013 году широкую известность и популярность получило движение «Хрюши против», активно боровшееся с наличием в магазинах просроченных товаров
организация «Роскачество», целью деятельности которой является «продвижение на внутренний и внешний рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции» [11]. Активно работает и Союз потребителей «Росконтроль».
Данные меры представляются целесообразными с учетом сложных условий товарного наполнения рынка в условиях продовольственного эмбарго. Падение реальных доходов населения также заставляет торговые предприятия искать новые способы привлечения покупателей, одним из трендов является сейчас широкое внедрение в ассортимент товаров под собственной торговой маркой, что позволяет в том числе обеспечивать низкий уровень цен на данные позиции. Широкое распространение получила фермерская продукция, возобновляется интерес к продукции с ультракоротким сроком годности. В то же время во многом утеряны технологии работы с массовыми поставками особоскоропортящихся товаров. В этом отношении уникален опыт компании «ВкусВилл», который используется и другими участниками рынка - 75 наименований марки «Зеленая миля» будет поставляться в магазины X5 RETAIL GROUP через платформу «Тилси» поставщиками «ВкусВилл» [22].
Однако основное внимание уделяется сейчас качеству именно продовольственных товаров, хотя вопрос с качеством непродовольственных товаров также стоит очень остро. Так, по данным Роспотребнадзора, при проведении проверок в последние годы не соответствовали требованиям от 20 до 30% часов бытовых, от 16 до 40% кожаной обуви, около 30% кожгалантерейных изделий. Значительно увеличилась доля импортных товаров ненадлежащего качества - до 35% в 2017 году [22].
Необходимо отметить, что в последнее время значительные усилия вкладываются в создание системы слежения за товарными потоками, хотя основная цель внедрения маркировки все же предотвращение нелегального оборота продукции и повышение собираемости налогов.
Деятельность предприятий в условиях цифровой экономики и развитие современных технологий существенно повлияли на решение проблемы контроля качества как в ходе хранения и транспортировки товаров, так и в ходе его реализации: подключение к системе «Глонасс» позволяет контролировать соблюдение температурного режима, время нахождения транспортного средства в пути; маркировка продукции термодатчиками обеспечивает своевременный контроль изменения температуры хранения и истечение срока годности; применение расширенного кода EAN, содержащего информацию о сроке годности товара и т. д.
По-прежнему существенную роль играет человеческий фактор: уровень подготовки персонала, наличие в торговых предприятиях внутренних стандартов и регламентов и системы контроля их выполнения.
Большое значение сыграло применение в практике работы российских компаний системы Международных стандартов качества ISO, переход на систему работы по стандартам HACCP «Анализ опасностей и контроля критических точек», широко применяющиеся в торговых сетях X5 RETAIL GROUP, Глобус и других.
товарные группы, подлежащие маркировке в настоящее время товарные группы, подлежащие маркировке с 2019 года
Ценные породы дерева (2016 год -РРЮ-метка) Шубы из натурального меха (2016 год -РРЮ-метка) Лекарства (2017 год - метка йа!аМа1:пх) Сигареты Алкоголь Табачная продукция (экспериментальная маркировка проводится с марта 2018 года) Постельное, столовое, кухонное белье Духи и туалетная вода Трикотажные блузки для женщин и девочек Одежда, изготовленная из натуральной или композиционной кожи Шины и покрышки Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки Обувь (экспериментальная маркировка проводится с июня 2018 года)
2024 год - все товарные группы
Рисунок 4. Товарные группы, подлежащие маркировке контрольными (идентификационными)
знаками Источник: составлено автором
Совершенствование законодательства и развитие саморегулирования в торговле привело к выработке участниками рынка четких условий в отношении требований к качеству товаров и его документальному подтверждению; организации тщательного входящего контроля, что подробно описывается и закрепляется в договорах на поставку товаров.
В то же время определенные действия государства могут сломать систему контроля качества, сформированную саморегулируемыми организациями. Так, например, разрешение параллельного импорта автозапчастей и лекарств приведет не только к росту объемов поставок контрафактных товаров, но и существенно повысит риски приобретения некачественного товара, не отвечающего при этом и требованиям безопасности. При этом данная практика вступает в противоречие с Кодексом поведения автопроизводителей, который предусматривает, что участники ассоциации применяют на всех участках цикла обслуживания (включая сервисные центры) исключительно оригинальные запчасти, что обеспечивает не только наличие гарантийного сопровождения, но прежде всего безопасность потребителя услуги.
заключение
Таким образом, сложившаяся ситуация доказывает необходимость усиления контроля качества товаров в оптовом и розничном звене сферы товарного обращения. В настоящее время отсутствует единая система контроля оборота продовольственных товаров. Не гарантируется качество и безопасность товаров на различных этапах това-
родвижения, что определяется разобщенностью в деятельности контролирующих органов, отсутствием единой системы показателей, применяемых при проверках.
В торговых предприятиях не решены проблемы отнесения товарных потерь на расходы, списываемые на себестоимость. Нормы естественной убыли, применяемые за межинвентаризационный период, не учитывают реальных потерь товаров в процессе хранения и реализации. Значительные сложности возникают при оформлении возврата и списании товаров ненадлежащего качества, прежде всего, при ведении бухгалтерского учета. Применяемая система налогообложения [16] не стимулирует торговые предприятия своевременно снимать с продажи некачественные товары. Серьезного изменения требует система ответственности и размера штрафных санкций за нарушения законодательства в области обеспечения качества товаров. Необходимо создание постоянной системы контроля качества товаров с учетом специфики торговой деятельности. Объективной необходимостью является введение уголовной ответственности за фальсификацию товаров, прежде всего, для производителей.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин-
дивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, утвержден-
ная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р// СПС «КонсультантПлюс»
3. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 658 от 19 октября 2007 г. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007
г. № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» // СПС «КонсультантПлюс»
5. Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортиров-
ке товарно-материальных ценностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 // СПС «КонсультантПлюс»
6. Письмо Министерства торговли РСФСР от 21.05.87 г. № 085 «О нормах естественной
убыли продовольственных товаров в торговле» // СПС «КонсультантПлюс»
7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01, утвержденные Главным санитарным врачом РФ 06.09.2001г. (с изм.№ 1) // СПС «КонсультантПлюс»
8. Постановление Правительства РФ № 987 от 21 декабря 2000 года «О государствен-
ном надзоре в области обеспечения качестве и безопасности пищевых продуктов» // СПС «КонсультантПлюс»
9. Концепции развития внутренней торговли товарами народного потребления //
Торговая газета, 12 января 2000 г.
10. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Стратегические направления деятельности Российской системы качества, утверждены собранием Учредителей АНО «Российская система качества» протокол № 1 от 4 июня 2015 г. Roskachestvo. [Электронный ресурс]. URL: http://www. roskachestvo.gov.ru.
12. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».
13. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли СанПиН 2.3.5.021-94, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 года № 14 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Письмо Министерства торговли РСФСР от 21.05.87 г. № 085 «О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле. // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Аэтерна, 2016.
16. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство, 2015. - № 11. - doi: 10.18334/rp.16.11.238.
17. Куренкова В.П. Социальная направленность как фактор формирования стратегии торгового предприятия // Инновации в торговом менеджменте: Международная научно-практическая интернет-конференция. - Москва, 2014.
18. Майорова Е.А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом, 2014. - № 5(52). - doi: 10.12737/5360.
19. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки, 2016. - № 2(15).
20. Никишин А.Ф., Шипилова С.С., Ефимовская Л.А., Майорова Е.А. Влияние качества обслуживания на эффективность розничной торговли // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 2-1(79).
21. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет
экономики// Экономика и предпринимательство, 2017. - № 4-1(81).
22. Retail. [Электронный ресурс]. URL: http://www.retail.ru.
23. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru.
REFERENCES:
Karaschuk O.S. (2015). Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti v torgovle s ispolzovaniem nalogovyh metodov [The improvement of state regulation of investment activity in trade using tax methods]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (11). (in Russian). doi: 10.18334/ rp.16.11.238.
Karaschuk O.S., Shipilova S.S. (2016). Povyshenie kachestva torgovogo obsluzhivaniya i razvitie upravleniya kachestvom v torgovle [Improving the quality of trade services and developing quality management in trade] Ufa: AETERNA. (in Russian).
Kurenkova V.P. (2014). Sotsialnaya napravlennost kak faktor formirovaniya strategii torgovogo predpriyatiya[Social orientation as a factor in the formation of a trading enterprise strategy] Innovations in trade management. (in Russian).
Mayorova E.A. (2014). Nematerialnye aktivy kak konkurentnye preimuschestva organizatsiy roznichnoy torgovli[Soft assets as a competitive advantage of retail enterprises]. Service in Russia and abroad. (5(52)). (in Russian). doi: 10.12737/5360 .
Mayorova E.A. (2016). Nematerialnye resursy torgovyh organizatsiy [Intangible resources of commercial enterprises]. Economy. Business. Banks. (2(15)). (in Russian).
Nikishin A.F., Shipilova S.S., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A. (2017). Vliyanie kachestva obsluzhivaniya na effektivnost roznichnoy torgovli [Impact of Service Quality on Retail Efficiency]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1(79)). (in Russian).
Retail. Retrieved from http://www.retail.ru
Tyunik O.R., Nikishin A.F. (2017). Razvitie traditsionnoy torgovli v usloviyakh Internet ekonomiki [Development of traditional trade in conditions the economy Internet]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1(81)). (in Russian).