Научная статья на тему 'Контроль и оценка качества обучения иностранному языку (на примере образовательных организаций системы МВД России)'

Контроль и оценка качества обучения иностранному языку (на примере образовательных организаций системы МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОЦЕНКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ASSESSMENT / FEDERAL STANDARDS OF EDUCATION / LANGUAGE PROFICIENCY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навроцкая И.Н.

Статья посвящена объектам контроля и оценки результатов обучения иностранному языку в образовательных организациях системы МВД России. В статье кратко анализируются критерии, которые должны учитываться при проведении контроля и оценки качества обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring and assessment of the quality of foreign language leaning (based on the educational institutes of the Ministry of Internal Affairs)

The article deals with the objects and criteria for the assessment of students’ proficiency in a foreign language according to the requirements of the new federal standards of education in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs. The article briefly reviews the criteria that must be taken into account when assessing language proficiency.

Текст научной работы на тему «Контроль и оценка качества обучения иностранному языку (на примере образовательных организаций системы МВД России)»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

КОНТРОЛЬ и ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ

образовательных организаций системы

мвд россии)

MONITORING AND AssEssMENT OF THE QuALITY

of foreign language leaning (based on the educational institutes of the ministry of

INTERNAL AFFAIRs)

УДК 81:378.6

И.Н. НАВРОЦКАЯ

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: navrotskaya@mail.ru

I.N. NAVROTSKAYA

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена объектам контроля и оценки результатов обучения иностранному языку в образовательных организациях системы МВД России. В статье кратко анализируются критерии, которые должны учитываться при проведении контроля и оценки качества обучения иностранному языку.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, оценка, федеральные государственные образовательные стандарты, качество обучения иностранному языку.

Abstract: the article deals with the objects and criteria for the assessment of students’ proficiency in a foreign language according to the requirements of the new federal standards of education in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs. The article briefly reviews the criteria that must be taken into account when assessing language proficiency.

Keywords: professional education, assessment, federal standards of education, language proficiency.

Человечество всегда проявляло большой интерес к качеству, и чем выше становится уровень жизни человека, тем выше его требования к качеству образования. Сегодня особую значимость приобретают следующие характеристики выпускника образовательной организации системы МВД России: профессиональная компетентность, адаптивность, мобильность, владение иностранным языком, способность общаться на

иностранном языке с зарубежными коллегами [3, с. 88].

Успешность профессиональной подготовки сотрудников полиции определяется тем, насколько качественно сформированы у него компетенции и качества личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, отвечают ли они требованиям ФГОС. Требования ФГОС позволяют организовать соответствующий

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

42

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

контроль и оценку результатов профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России. Существует несколько подходов, выделенных в ФГОС, являющихся определяющими при проведении контроля и оценки качества обучения иностранному языку в образовательной организации, в том числе и в условиях неязыковой [1, с. 94]. Приоритетной ориентацией контроля качества образования является комп етентностный подход, позволяющий определять качество подготовки специалистов на основе базовых компетенций и ключевых квалификаций как метапрофессиональных конструктов.

В рамках компетентностного подхода результаты обучения в образовательной организации могут быть представлены в виде компетенций, которые должны быть сформированы у курсанта (слушателя/бакалавра) в процессе обучения [4, с. 45]. Данный подход предполагает оценку уровня сформирован-ности у выпускника вуза профессиональной компетентности и общекультурной компетенции. Необходимо отметить, что компетен-тностная модель выпускника, разработанная образовательной организацией конкретного направления профессиональной подготовки, обязательно отражает и междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.

Профессиональная компетентность специалиста (бакалавра) представляет собой сложное интегративное понятие, требующее специальных критериев оценки. Большинство исследователей выделяют в качестве основных следующие профессиональные компетентности:

- специальная (профессиональная, профессионально-специализированная) - включает знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач, способность применять свои знания в практической деятельности [2, с. 10];

- социальная - характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе, приемами профессионального общения;

- информационно-технологическая - предполагает владение новыми информационными технологиями и их использование в целях поиска необходимой информации.

При подготовке выпускника-профессиона-ла особое внимание уделяется мотивационно-ценностному аспекту профессиональной компетентности специалиста (бакалавра),

предполагающему формирование у него личностного отношения к будущей профессиональной деятельности и потребности стать компетентным специалистом в правоохранительной деятельности.

Обучение иностранному языку предполагает формирование у курсантов (слушателей) межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции, которая является составляющей профессиональной подготовки и носит междисциплинарный интегративный характер. Овладение выпускником образовательной организации системы МВД данной компетенцией означает приобретение им способности решать профессиональные задачи с использованием иностранного языка в рамках диалога культур [6, с. 35].

При оценивании результатов обучения изменился и контекст расшифровки понятий «знающий» и «умеющий». Вместо прежнего приоритета фактологии и алгоритмических умений на первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.

При организации контроля и оценки качества обучения иностранному языку подразумевается ориентация на личность обучающегося, которая предполагает создание условий для проявления его личностных качеств и индивидуальных особенностей, а также способности к самосовершенствованию. Такими условиями могут быть практико-ориентированные задания, в процессе применения которых проявляется самостоятельность, креативность при решении профессиональных задач. Например, профессиональными задачами могут быть следующие задания:

- консультации по юридическим вопросам;

- проведение очной ставки/ допроса;

- написание профессионального эссе;

- решение юридической задачи;

- кейс-методы;

- моделирование ситуаций профессионального общения.

Данные инновационные контрольно-оценочные инструменты измерения формируемой компетенции, сочетаясь с традиционными, образуют надежную систему контроля. Одновременно у курсантов (слушателей) развивается умение юридически мыслить, т.е. правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи.

Создание профессионально ориентированной среды, имитирующей реальные ситуации общения, предполагает, что способы

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

43

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

решения юридических задач определяются самими курсантами на основе их индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей, т.е. устанавливается непосредственная связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся [5, с. 17].

Отдавая предпочтение тем или иным инновациям, нужно всегда стремиться к многогранной оценке качества результатов обучения и пониманию целесообразности использования новшеств в образовательном процессе. Например, информация, полученная о подготовленности обучающихся с помощью средств автоматизированного контроля, должна обязательно подкрепляться дополнительными данными об особенностях

его памяти, воображения, мышления и речи. Следует учитывать уровень подготовленности курсанта (слушателя) к работе на компьютере, его коммуникативные способности (умение вести диалог, дискуссию, вербально выражать свои взгляды и мысли, общаться и сотрудничать со своими зарубежными коллегами). В настоящее время, как показывает опыт, приоритет статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности обучаемых в момент контроля, сменился преобладанием динамического анализа изменений качества подготовленности курсантов (слушателей), основанного на разрабатываемых и внедряемых системах мониторинга качества образования.

Литература —

1. Барышникова О.В. Современные тенденции в области контроля и оценки качества обучения ИЯ (неязыковой вуз) // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. С. 94-101.

2. Новгородцева И.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2008. 27 с.

3. Навроцкая И.Н. Профессионально-ориентированный тестовый контроль качества обученности слушателей вузов МВД. Проблемы иноязычного обучения взрослых языку специальности. От теории к практике: сборник статей международного научно-практического семинара. - М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 87-91.

4. Сидакова Н.В. Формирование профессиональной компетенции студентов неязыковых специальностей вуза средствами ИЯ в условиях многоуровнего образования: дис....канд. пед.наук. - Владикавказ, 2010. 236 с.

5. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - М., 2008. № 1. С. 16-21.

6. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. 124 с.

References

1. Baryshnikova O.V. Modern trends in the field of monitoring and assessment the quality of teaching FL (non linguistic high school) // Foreign Language as a component of training in non linguistic high school). - M .FSFEI MSLU “Rema” 2013. pp. 94-101.

2. NovgorodtsevaI.V. Formation of professional communicative competence of future engineers in the university: Author. dis. ... candidate. ped. sciences. - Nizhny Novgorod, 2008. 27 p.

3. NavrotskayaI.N. Professionally-oriented test quality control training, students of universities MIA. Problems of foreign language teaching adult language specialty. From theory to practice: Collected papers of the international scientific-practical seminar. - M .: Academy of the Interior Ministry of Russia, 2013. pp.87-91.

4. Sidakova N.V. Formation of professional competence of students of high school language specialties DICE means in a multi-level education: dis ... .cand. ped.sciencies. - Vladikavkaz, 2010. 236 p.

5. SokolIA. The project as a method of implementation of the communicative approach to teaching foreign language // Foreign languages in school. - M., 2008. № 1. pp. 16-21.

6. Furmanova V.P. Intercultural Communication and lingvokulturovedenie in the theory and practice of teaching foreign languages: - Saransk Univ publ. University Press, 1993. 124 p.

(Статья сдана в редакцию 15.10.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.