http://www.rusadvocat.com/node/39 (по состоянию на 17.01.2012). 7. Совещание с руководящим составом Министерства внутренних дел РФ 22 октября 2011 г. - [Электронный документ]. - URL: http://www.stopcorruption.ru/item 1386.htm (по состоянию на 15.02.2012).
Novikova M.A.
CORRUPTION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: CONCEPT TYPES The article considers the problem of the definition of corruption, an analysis of major corruption schemes in the area of housing and communal services in the Russian Federation.
Keywords: corruption, housing and communal services, corruption schemes, resource companies.
УДК 3.342
И.Е. Первак, канд. техн. наук, доцент, тел. 8-910-703-21-69, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены вопросы выездных и камеральных проверок, проводимых с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования
Контроль, надзор, выездные и камеральные проверки, образование.
Полномочия по контролю в сфере образования в России возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) образованную в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования осуществляется путем выездных и камеральных проверок.
Выездные проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и обеспечивающих их деятельность правовых актов. Проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых организаций, к которым относятся образовательные учреждения (организации), научные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, проверка которых входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее - проверяемые организации). Целями выездных проверок являются:
1. Обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере образования (проверяемые организации) обязательных для исполнения требований, проверка которых входит в компетенцию органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования (далее - уполномоченный орган);
2. Изучение и оценка деятельности проверяемых организаций;
3. Выявление в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
Основные задачи выездных (инспекционных) проверок:
1. Установление соответствия нормативных правовых и локальных актов проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования;
2. Определение соответствия деятельности проверяемых организаций и их обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
3. Выявление нарушений и недостатков в деятельности проверяемых организаций, в том числе причин нарушения законодательства Российской Федерации в области образования;
4. Выявление причин нарушения законодательства в сфере образования;
5. Выработка предложений по принятию мер устранения выявленных нарушений.
Под документарной (камеральной) проверкой понимается комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов, который проводится по месту нахождения проверяющего органа его должностными лицами (работниками) в пределах их компетенции путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми организациями и другими лицами.
Целями проведения документарных проверок являются:
1. Обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми организациями обязательных для исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования, проверка которых входит в компетенцию уполномоченного органа;
2. Изучение и оценка деятельности проверяемых организаций;
3. Выявление в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
В соответствии с указанными целями определяются следующие основные задачи документарных проверок:
1. Установление соответствия нормативных правовых и локальных актов проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в области образования;
2. Определение соответствия деятельности проверяемых организаций и их обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
3. Выявление нарушений и недостатков в деятельности проверяемых организаций, в том числе причин нарушения законодательства Российской Федерации в области образования;
4. Выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений.
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся в строгом соответствии с графиком проверок органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, утверждаемым ежегодно его руководителем и согласованным с органами прокуратуры.
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также типовая форма ежегодного плана утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок является истечение трех лет со дня:
1. Государственной регистрации;
2. Окончания проведения последней плановой проверки;
3. Начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Однако в соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. П. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» установлено, что плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием проводятся не чаще одного раза в 2 года.
Организация планирования проверок, а также контроль за своевременностью их проведения, осуществляется управлением (отделом)
уполномоченного органа исполнительной власти, к компетенции которого относится проведение проверки по соответствующему направлению.
Внеплановые проверки. В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1. Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2. Поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Внеплановые проверки также могут проводиться для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (контрольная или повторная проверки).
Проверка исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (внеплановая контрольная проверка) проводится в целях изучения и оценки деятельности проверяемых организаций по исполнению ими предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.
Внеплановая контрольная проверка проводится не ранее истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений, направленного проверяемой организации, а в случае если данный срок продлен, то не раннее истечения срока, на который было продлено исполнение. При этом если в предписании об устранении нарушений содержится несколько пунктов и установлен разный срок для их устранения, то возможно проведение поэтапных внеплановых проверок по мере истечения сроков устранения нарушений.
Исполнение государственной функции по надзору за соблюдением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации в области образования, а также за деятельностью органов местного самоуправления в сфере образования, осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
235
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее -Федеральный закон № 294-ФЗ);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»;
- Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Положением об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль и надзор в сфере образования в регионе.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановая проверка проводится с предварительным уведомлением проверяемой организации не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Если объектом проверки является государственное или муниципальное образовательное учреждение, то информацию о предстоящей проверке рекомендуется довести до его учредителя.
Внеплановые проверки могут в исключительных случаях осуществляться без предварительного уведомления руководителей образовательного учреждения или муниципального органа управления образованием, однако при этом необходимо известить в течение 24 часов в порядке ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ органы прокуратуры.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с последующими изменениями и дополнениями;
4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
5. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».
I.E.Pervak
CONTROL AND SUPERVISION OF COMPLIANCE WITH LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN EDUCATION
The questions of exit and laboratory audits to identify breaches of the legislation of the Russian
Federation in the field of education.
Control, supervision, field and desk audits, and education.
УДК 347.97/.99
О.Н. Петрова, ст. преподаватель каф. административного права и публично-правовых дисциплин юридического факультета, тел. 89101961134, [email protected]
(Россия, Кострома, Костромской государственный университет им. Некрасова).
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ЗАСЕДАНИЯХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
На основе изучения и анализа теоретической базы и практики применения прокурорами правовых средств по обеспечению законности в сфере местного самоуправления в статье рассматривается одна из наиболее значимых мер профилактики нарушений законодательства при муниципальном нормотворчестве и повышения качества принимаемых муниципальных правовых актов.
Ключевые слова: прокурорский надзор, муниципальное нормотворчество, законность муниципальных правовых актов.
Одним из составных элементов предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении является соответствие законам правовых актов органов местного самоуправления.
Нормотворческая и правоприменительная деятельность органов местного самоуправления создаёт особый правовой режим на территории муниципального образования, обеспечивает законность, именно поэтому соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству и законодательству субъекта Федерации имеет большое значение для обеспечения единого правового пространства в России.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 155 от 2 октября 2007 года «Об организации прокурорского
237