Сухомлинов Д.В., Чернодаров А. В., Патрикеев А.П.
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
КОНТРОЛЬ И АДАПТИВНО-РОБАСТНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ КВАНТОВО-ОПТИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 11-08-01174-а.
Современное состояние авиационной техники характеризуется внедрением навигационных комплексов (НК) нового поколения. Ядром таких НК являются бесплатформенные инерциально-спутниковые навигационные системы (БИСНС) на базе квантово-оптических измерителей: лазерных или волоконно-оптических гироскопов. В настоящее время актуальной остается задача повышения информационной надежности и обеспечения безотказности функционирования НК на базе БИСНС в сложных условиях эксплуатации. Аппаратные технологии решения данной задачи опираются на комплексирование БИСНС с навигационными системами (НС), работа которых основана на других физических принципах, например, с корреляционно-экстремальной НС (КЭНС), функционирующей по полю рельефа земной поверхности, и др.
Рассматриваемые в работе аналитическиеподходык обеспечению безотказного функционирования НКо-пираются на единую технологию оценивания параметров состояния, контроля и парирования нарушений в НК. Структура такой технологии представлена на рисунке 1, где обозначены:#?, 1 - географические
координаты объекта
V -
вектор
его траекторной скорости;
z - сигналы наблюдений; Хщ - вектор
оценок ошибок НК Xi на i-м шаге по i наблюдениям; Vj — Zj — H О jXj_ц j- обновляющая последовательность (невязка); Ф— переходная матрица для вектора ошибок НК; Hi - матрица коэффициентов связи; Pi/i - ковариационная матрица ошибок оценивания, формируемая фильтром Калмана илиадаптивно-
робастным фильтром; (...) - символ оценки; БИНС - бесплатформенная НС; СНС - спутниковая НС.
Рисунок 1- Структура единого технологического цикла оценивания параметров состояния, контроля и парирования нарушений в НК
Контроль НК опирается на технологию поканальной (поэлементной) обработки вектора наблюдений
Z — {V-z/},
позволяющую контролировать НК по обобщённым параметрам, характеризующим состоя-
ние каждого из l измерительных каналов. Например, для контроля j-го измерительного канала исполь-
зуется нормированная невязка
b —Vj 1 aj , где CCj - параметр масштаба; j — 1, / .
Статистические
свойства указанных невязок используются для построения решающих правил, а именно: при отсутствии разладки между прогнозируемым и реальным наблюдениями квадрат нормированной невязки имеет
распределение
С* , а отношение реальной a2 и прогнозируемой О2 дисперсий невязок
распределе-
j 1 1 ' j
ние J2 . Для данных распределений математическое ожидание и дисперсия имеют табулированные значе-
ния. Необходимые условия исправного состояния НК по j-му элементу вектора наблюденийZj
вытекают
из свойств невязки
V
и имеют вид
VeN(0,a2); PJ — vJI aJє/2(1,2); F. —ajI a*eJ(b,c),
где b;c - табулированные значения математического ожидания и дисперсии для распределения
Используя свойства распределений
С2 и J2 ,
а также правило
3а
[1] могут быть сформированы
допуски
gj и h2
j-му каналу вектора наблюдений
P <g2 — 1 + 3/2 » 5.2; F. <h2 — b+3І2с.
соответственно на исправное и работоспособное состояние интегрированной НС по
Параметр p2 формируется по текущей невязке и отражает текущее состояние j-го канала вектора
наблюдений. Его отклонение от допуска g2 может быть связано как с кратковременными сбоями, так и с отказами. Параметр Fj формируется по усреднённому множеству значений невязки на скользящем временном интервале. Поэтому его отклонение от допуска h2 может быть связано с постепенным отказом. При отсутствии нарушений невязка Vjобрабатывается обобщённым фильтром Калмана, парирование отказа осуществляется путём подключения резервного канала, а парирование кратковременного сбоя - путём адаптивно-робастной обработки невязки с использованием функции влияния Y(P)
[1],устанавливающей меру доверия к поступающим наблюдениям.
Вычислительно устойчивая U-D модификация адаптивно-робастного фильтра [1] с функцией влияния
Y(b)
в контуре настройки может быть представлена следующим алгоритмом
А
А
Прогноз: mg — Х(І / І —і) — О j X (І —1 / І —1) ;
MWGS
W о — [Fj UM/M M G ]
Dо — diag (D-^^, Qj—1)
Настройка: V, — Z, і —i ; fij —V, / (Xj ;
y —УР); y—yP);
Коррекция: fj — H jU j ; V j — Dj —і fj ;
a
fjVj y'+a2; Kj — Ul_lVl / a,,
MWGS
J J-—1 •
W, — [Kj fy(pUj_;:KJ_
. Dj — diag(Dj—гау)
А __
— m—+Kjjj; U/, —Ur D/,—D,; »/ j — m; J—11 ■
где
Г. -
/
переходная матрица для вектора возмущений
Xi—1
размерности rxl
; Qi -
ковариационная
матрица для вектора
xi—i;
MWGS
процедура [1] преобразования совокупности матриц Wt
размер-
®U 0; D0
ности
ности
n x (n + r) и D,
размерности
(n + r) x (n + r)
в совокупность матриц uj . dj
n X n ; n -размерность вектора ошибок НК; Ui/iDi/iUi/i — Pi/i - ковариационная
размер-
матрица
ошибок оценивания.
В работе [1] предложены и обоснованы следующие значения функции влияния, учитывающиеаприорные предположения о законах распределений полезного сигнала и помехи,
Wg (Pj ) — bj ; y'g (Pj ) — 1
для кондиционных значений невязок
У I (Pj) —11; W'i (pj) — 0
y\g(Pj) — p/3 ; y[g(pj)—1/3
делений: 3 <pj < 6 .
для аномальных значений невязок:
: 0 <P £ 3 ; Pj > 6 ;
- для значений невязок в условиях неопределенности распре-
Предлагаемая технология обработки наблюдений была апробирована и показала свою эффективность в инерциально-спутниковых навигационных системах БИНС-500 на волоконно-оптических гироскопах (НПК «ОПТОЛИНК», Зеленоград) и БИНС ГЛ-1Д на лазерных гироскопах (НПК «Электрооптика», Москва).
Некоторые результаты экспериментов по оценке точностных характеристик системы БИНС-500 представлены на рисунках 3-7.
Эксперименты проводились в наземных условиях с размещением оборудования в подвижной лаборатории. Циклограмма работы системы БИНС-500: начальная выставка(б=0^б00с); навигационный режим (t
>600 с).
На рисунках 3, 4показана горизонтальная траектория движения и истинный курс системы БИНС-500, на рисунке 5 - оценка остаточного дрейфа одного из ВОГ, на рисунке 6 - круговая ошибка оценки
местоположения системы DS , соответствующая счислению параметров движения без демпфирования аномальных сигналов и остаточных дрейфов ВОГ.
Рисунок 2 - Интегрированная навигационная система БИНС-500
Рисунок 3 - Горизонтальная траектория движения системы БИНС-500
Рисунок 4 - Угол истинного курса системы БИНС-500
На рисунке 7 показана круговая ошибка DS , соответствующая автономному счислению параметров движения БИНС с учетом парирования сбоев ВОГ, а также с учетом периодического (при наличии сигналов СНС) уточнения и компенсацииоценок дрейфов ВОГ. Это позволило более, чем на порядок, умень-
шить ошибку
DS .
Рисунок 6 - Динамика изменения позиционной ошибки без демпфирования аномальных сигналов и
дрейфов ВОГ
Рисунок 7 - Динамика изменения круговой позиционной ошибки при парировании сбоев и демпфировании остаточных дрейфов ВОГ
Проведенные исследования показывают, что контроль и парирование аномальных сигналов (сбоев) на уровне первичной и вторичной обработки наблюдений, а также настройку моделей ошибок навигационных измерителей по результатам диагностической идентификации можно рассматривать как одно из средств обеспечения безотказного функционирования НК в реальных условиях эксплуатации.
ЛИТЕРАТУРА
1.
ВВС.
Колодежный Л.П., Чернодаров А.В. Надежность и техническая диагностика: Учебник дляВУЗов
- М.:ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф . Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2010. - 452с.