Научная статья на тему 'Контроль ФССП над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности'

Контроль ФССП над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ФССП / ДОЛЖНИК / КРЕДИТОР / МФО / КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО / ВЗЫСКАНИЕ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Михаил Викторович

Статья посвящена исследованию контроля Федеральной службы судебных приставов над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности, соблюдением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан в данной сфере. Актуальность данной темы вызвана ростом просроченной задолженности и криминализации рынка переуступки. Автором проанализированы законодательные акты и выявлены их достоинства и пробелы, возникающие после внедрения на практике, в частности Закон № 230-ФЗ. На основании проведённого исследования предлагается ужесточить законодательство по ряду пунктов и интегрировать коллекторские агентства с ФССП для эффективного контроля, взаимодействия и развития легального рынка переуступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль ФССП над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНТРОЛЬ ФССП НАД ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ВЗЫСКАНИЕМ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Михайлов М.В.

Михайлов Михаил Викторович - студент-магистр, кафедра гражданского права, юридический факультет, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация: статья посвящена исследованию контроля Федеральной службы судебных приставов над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности, соблюдением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан в данной сфере. Актуальность данной темы вызвана ростом просроченной задолженности и криминализации рынка переуступки. Автором проанализированы законодательные акты и выявлены их достоинства и пробелы, возникающие после внедрения на практике, в частности Закон № 230-Ф3. На основании проведённого исследования предлагается ужесточить законодательство по ряду пунктов и интегрировать коллекторские агентства с ФССП для эффективного контроля, взаимодействия и развития легального рынка переуступки.

Ключевые слова: ФССП, должник, кредитор, МФО, коллекторское агентство, взыскание, задолженность.

На сегодняшний день актуален вопрос невозврата заёмных средств в положенный срок физическими лицами по ряду причин. Так как на подобные разбирательства требуются дополнительные временные, трудовые и финансовые ресурсы, то банки и МФО зачастую передают право на получение денежных средств по кредитным договорам третьим лицам - коллекторам, как их принято называть. Ещё 5 лет назад остро стояла проблема «работы» коллекторов, для которых цель, выраженная взысканием долгов, оправдывала средства, даже самые жёсткие: угрозы, психологическое и физическое воздействие как на должников, так и на их окружение.

На законодательном уровне данную проблему проработали и решили вводом правовых актов, регулирующих и уточняющих действия подобных фирм-взыскателей. Целью которых было упорядочение отношений между кредитором и должником. Исполнителем контролирующей функции по данным законодательным нормам выступила Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

Основой системы контроля ФССП над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности на сегодняшний день служат:

1. Федеральный закон № 230-Ф3 от 03.07.2016 [3], посвящённый защите прав граждан и их интересов при взыскании просроченной задолженности, в статье 13

61

которого содержатся требования к юридическому лицу; а также внесению изменений в закон о микрофинансовых юридических лицах и их деятельности;

2. Приказ Министерства юстиции № 332 [4] от 30.12.2016 - об административным регламенте исполнения контрольной функции ФССП;

А легализации деятельности по взысканию просроченной задолженности - Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст [5].

В 2019 году по данным ВЦИОМ 51% россиян имеют кредиты, а доля тех, кто с трудом осуществляет платежи, выросла на 12% [8]. В результате сохранения проблемной ситуации в сфере взыскания возникло множество идей о запрете коллекторской деятельности как таковой. В Госдуме рассматривается проект федерального закона «О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником» [7]. В обоснование которого говорится о том, что подобный рынок услуг по взысканию долгов по-прежнему сильно криминализирован, а те действия, которые принимали на федеральном уровне, не привели к положительным результатам.

Однако, если рассмотреть вопрос со стороны гражданского права, внесудебный возврат долга опирается на общегражданское право любого лица на защиту своего субъективного права. Согласно ст. 12 ГК РФ вышеупомянутые действия банков, МФО и профессиональных агентств объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассматривается как один из способов защиты. Такая форма защиты называется неюрисдикционная, оспаривать подобную возможность и право абсурдно.

Министерство юстиции разместило новый законопроект о деятельности лиц профессионально занимающихся взысканием просроченной заложенности, в котором предлагает не ограничить взыскателей, а наоборот распространить действие документа на тех, кто занимается возвратом долгов. То есть, под действие закона попадут ресурсоснабжающие организации и другие юридические лица. При этом правительство будет устанавливать правила взыскания долгов за ЖКХ. Количество коммуникаций по телефону предлагается увеличить вдвое, согласно законопроекту новая редакция должна вступить в силу в январе 2021 года [6].

За нарушение законодательства и в частности Закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности № 230-ФЗ у кредитора или коллектора может наступить помимо административной и уголовной гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовую ответственность предусматривает ст. 11 Закона № 230-ФЗ в соответствии с которой кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам. Ответственность в форме возмещения убытков кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, основано на положениях ст. 15 ГК РФ. Важно отметить, что лицами, обладающими правом на получение убытков названы как должник, так и иные лица. Для этого необходимо обратиться с гражданским иском в суд и в качестве доказательства предоставить постановление о привлечении к административной или уголовной ответственности или об отказе в возбуждении дела [9].

Закон № 230-ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года, с той же даты ФССП осуществляет контроль над юридическими лицами, профессионально занимающимися взысканием просроченной задолженности. На эту дату по данным ФССП числилось 553 подобных юридических лица. На сегодняшний день в официальном реестре, который ведётся приставами, числится 235. В январе-октябре 2019 года количество обращений граждан на взыскателей в ФССП выросло на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило 23,4 тыс. А обращения по поводу действий «чёрных» кредиторов и агентств не включённых в реестр ФССП возросло на 70% до 2,7 тыс. обращений. Причём общая сумма штрафов назначенного судами за нарушение 230 ФЗ возросла на 48,5% за последний год. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) по категориям жалоб основную

62

часть составляют: нарушение частоты взаимодействия, контакты с 3-ми лицами, раскрытие персональных данных и психологическое давление.

Таким образом, за 3 года таких агентств сократилось больше чем на половину, это свидетельствует о проведённой работе контролирующего органа в лице ФССП, что также выражается в сокращении фиксированных случаев применения коллекторами жёстких (недопустимых) мер к должникам для возвращения долгов. Поскольку уровень доходов граждан не вырос, а возможности легально перекредитоваться они лишились, из-за показателей долговой нагрузки, начал расти рынок так называемых «чёрных» кредиторов, что стимулирует работу нелегальных коллекторских агентств. В ФССП пояснили, что такие цифры отчасти связаны с информированием о такой возможности граждан, а сумма штрафов связана с тем, что суды за повторные нарушения назначают большие суммы (от 20 тыс. до 2 млн). А в общественной организации ОНФ «За права заёмщиков» оценили рост количества жалоб как положительную работу 230 ФЗ [6].

Важно отметить рост легального рынка предлагаемой переуступки. Так при спаде в 2018 году в 2019 (по оценкам НАПКА) он достигнет 540 млрд рублей, а в 2020 году 600 млрд рублей против прошлого рекорда в 480 млрд рублей в 2016 году [10]. Это можно оценить как позитивный результат воздействия нового законодательства, эффективного контроля со стороны государства (в лице ФССП) и как следствие выстраивания чётких правил рынка.

Таким образом, контроль ФССП над юридическими лицами профессионально занимающихся взысканием просроченной задолженности обеспечивает защиту прав и интересов граждан, попавших в затруднительное положение; гуманную сторону решения кредитного конфликта и процесса его закрытия, исключая жёсткие методы воздействия на должника, что, на мой взгляд, главное достояние введённой контрольной системы, реализацию которой осуществляют приставы. Тем не менее, проблема перехода рынка к «черным» кредиторам и криминализации остаётся ещё достаточно острой, что означает необходимость дальнейшего совершенствования контрольной функции ФССП и законодательства в сфере взыскания просроченной задолженности.

Всё вышеперечисленное даёт основание сделать следующие предложения:

- ужесточить ответственность за незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности:

1) в Закон №230-ФЗ включить положение о взыскании судом штрафа в размере пятидесяти процентов от назначенного штрафа, предусмотренного в пункте 4 статьи 14.57 КоАП РФ в пользу должника и иных лиц, которым был причинён моральный вред или понесены убытки при удовлетворении судом их требований, установленных законом;

2) в КоАП РФ ст. 14.57 п. 4 до возможности назначения административного ареста руководителю и участникам организации;

- интегрировать деятельность юридических лиц профессионально занимающихся взысканием просроченной задолженности с ФССП для более эффективного контроля и взаимодействия, включив соответствующие поправки в Закон № 230-ФЗ.

С и со л ите ат ы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

(ред. от 02.12.2019).

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от

30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020).

3. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 № 230-ФЗ (ред. от 02.12.2019).

4. Приказ Минюста России от 30.12.2016 N 332 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности"

5. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 16.10.2018) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".

6. Арапов В. Не взыщите грубо: количество жалоб на коллекторов рекордно выросло. [Электронный ресурс]. / В. Арапов // Известия: Электронный журнал,

2019. Режим доступа: https://iz.ru/953693/vadim-arapov/ne-vzyshchite-grubo-koИchestvo-zhalob-na-koПektorov-rekordш-vyшslo/, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 21.01.2020).

7. Игнатова О. В Госдуме предлагают запретить коллекторские агентства. [Электронный ресурс] / О. Игнатова // Российская Газета: Электронный журнал,

2020. Режим доступа: https://rg.ru/2020/01/21/v-gosdume-predlagaiut-zapretit-kollektorskie-agentstva.html /, свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 21.01.2020).

8. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Электронный ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9838/ (дата обращения: 10.02.2020).

9. Официальный сайт Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Москве. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://r77.fsspms.rUpamjatka_kak_zashhititsja_ot_koИektoшvquot/ (дата обращения: 10.02.2020).

10. Самусеева С. Коллекторы перетягивают портфели. [ Электронный ресурс] / С. Самусеева //Газета Коммерсантъ: Электронный журнал, 2019. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4170702/, свободный. - Загл. с экрана/ (дата обращения: 21.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.