Научная статья на тему 'Контрфактическое моделирование истории - онтолого-гносеологические истоки феномена'

Контрфактическое моделирование истории - онтолого-гносеологические истоки феномена Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
684
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРФАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COUNTERFACTUAL MODELING / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ГНОСЕОЛОГИЯ / GNOSEOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калашников С. Г.

Статья рассматривает культурные и онтолого-гносеологические аспекты существования контрфактического моделирования истории. Феномен контрфактического моделирования истории занимает важное место в современной культуре и философии науки, что ставит перед научным сообществом вопрос о демаркации псевдонаучных популистских теорий и серьезных ретроальтернативных концепций, помогающих осмыслить суть исторических событий прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERFACTUAL MODELING OF HISTORY - ONTOLOGICAL AND GNOSEOLOGICAL SOURCES OF THE PHENOMENON

The article deals with cultural, ontological and gnoseological aspects of the counterfactual modeling of history. Тhe phenomenon contractions modeling history occupies an important place in contemporary culture and philosophy of science, which poses the scientific community, the question of the demarcation of the populist pseudo-scientific theories and serious retroactivation concepts that help to understand the essence of the historical events of the past.

Текст научной работы на тему «Контрфактическое моделирование истории - онтолого-гносеологические истоки феномена»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 167.7

С.Г. Калашников

канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории, политологии и права, ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

КОНТРФАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСТОРИИ -ОНТОЛОГО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФЕНОМЕНА

Аннотация. Статья рассматривает культурные и онтолого-гносеологические аспекты существования контрфактического моделирования истории. Феномен контрфактического моделирования истории занимает важное место в современной культуре и философии науки, что ставит перед научным сообществом вопрос о демаркации псевдонаучных популистских теорий и серьезных ретроальтернативных концепций, помогающих осмыслить суть исторических событий прошлого.

Ключевые слова: контрфактическое моделирование, массовая культура, гносеология.

S.G. Kalashnikov, Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies

COUNTERFACTUAL MODELING OF HISTORY - ONTOLOGICAL AND GNOSEOLOGICAL SOURCES OF

THE PHENOMENON

Abstract. The article deals with cultural, ontological and gnoseological aspects of the counterfactual modeling of history. ТЬю phenomenon contractions modeling history occupies an important place in contemporary culture and philosophy of science, which poses the scientific community, the question of the demarcation of the populist pseudo-scientific theories and serious retroactivation concepts that help to understand the essence of the historical events of the past.

Keywords: counterfactual modeling, mass culture, gnoseology.

Из курса логики мы помним о классификации понятий на положительные и отрицательные. Отрицательные понятия образуются из положительных с помощью приставок «а», «анти», «дез», «без(с)», «контр». В отрицательных понятиях мыслится отсутствие определенных признаков, присущих положительным понятиям. Следовательно, контрфактическое моделирование истории предполагает отход от фактов (утверждений, которым приписывается значение истинности) к созданию альтернативных версий исторического прошлого.

Этот феномен получил в современной культуре широкое распространение. Создание контрфактической продукции стало повсеместным, затронув не только переделку оригинальных текстов художественной литературы (здесь стоит упомянуть, например, создание многочисленных фанфиков о Хогвартсе и его обитателях [1]), кинофильмов (в сериале «Чернобыль» описывалась ситуация, когда катастрофы четвертого реактора Чернобыльской АЭС не было, и Советский Союз существует по сегодняшний день), но и пересмотр официальных парадигм науки. Особое место в распространении контрфактического моделирования занимает история.

Возникают закономерные вопросы о причинах широкого размаха подобной ретроаль-тернативности вообще (термин ретроальтернативность в статье будет употребляться в качестве синонима контрфактического моделирования истории) и в исторической сфере, в частности.

В историко-культурном аспекте создание конкурирующих доктрин в официально одобренной культурной парадигме начинается при формировании основ новоевропейской культуры в период Реформации. С начала XVI столетия в противовес господствующей католической догме формируются различные версии протестантизма, подрывающие веру в наличие монополии Ватикана на истину. С этого момента процесс плюрализации, конкуренции затрагивает все сферы экономической, социально-политической и духовной жизни. В рамках философии начи-

нается процесс релятивизации в онтологии, гносеологии, этике, аксиологии и других отраслях. Так, по профессиональному выводу Т. Хилла, уже к середине ХХ века в теории познания существовало больше десяти моделей истины, поэтому в современной культуре трудно отличить фактичность и контрфактичность.

Кроме утверждения принципа тотальной конкуренции, современный мир характеризуется господством потребительской цивилизации и массовой культуры. Массовая культура выдвигает ряд требований к продукции духовной сферы. Она требует доступности, легкого понимания, запоминания и воспроизводства. Читать фундаментальную 29-томную «Историю России с древнейших времен», написанную С.М. Соловьевым, тяжело. Выдающийся отечественный историк создал свое произведение на основе обширной источниковедческой базы и фактически полно отразил основные вехи российской истории государства. Проще смотреть научно-популярные фильмы по телеканалу «История» или слушать яркие рассказы на исторические темы Э. Радзинского.

Запросы массового общества на развлекательность привели к появлению новых версий «старых» историй. Чудеса, интриги, случающиеся в телевизионных сериалах, должны происходить и в науке. Поэтому массовое сознание провоцировало и горячо поддерживало появление псевдотеории торсионных полей, неожиданную находку Велесовой книги и создание «новой хронологии» А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским.

Современные средства массовой информации, идеология масскульта ориентируют человека на успех и финансовое благополучие. Поэтому создание альтернативных ретроисторий является стремлением человека стать популярным и коммерчески успешным. Мало кто из современных дельцов от науки обращает внимание на императивы этоса ученого Р. Мертона, т.к. они не приводят к обретению мгновенной популярности и обогащению. Зато работы «Россия, которой не было», «Античность - это Средневековье», «Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать» [2, 3, 4] обречены на коммерческий успех.

Несмотря на то, что можно было бы не обращать пристального внимания на подобные явления, функционирующие по законам жанра массовой культуры, делать этого не следует хотя бы потому, что происходит деформация научного сознания. Ученые являются частью современного мира. В погоне за первенством, славой и финансовым вознаграждением они идут на подлог и фальсификацию (ярким примером может послужить «дело Галлиса», молодого биохимика, подделавшего результаты экспериментов при изучении внутримозговых морфинов [5]). Деформируется и общественное сознание рядового человека. Он начинает воспринимать за истину не рассуждения ученых (зачастую сложные и длинные), а хлесткие фразы политиков, «открытия» экстрасенсов, телевизионные «фолк-хистори».

Нельзя сказать, однако, что построение контрфактических моделей истории является разновидностью фэнтези, не имеющего серьезного методического и методологического значения для науки. Оно, во-первых, выполняет важную обучающую функцию, заставляя глубже анализировать изучаемый объект, видеть противоречия, различные возможности развития исторической ситуации в определенный момент времени, способствует развитию творческого воображения. Во-вторых, построение ретроальтернатив базируется на серьезном онтологическом фундаменте. «Поиск исторической альтернативы имеет онтологический статус: он ведется и меняет свой вектор в реальном социальном пространстве и реальном времени. Такой же статус имеют различные социальные утопии, возникающие в это время, и проекты государственных преобразований, которым впоследствии не будет суждено воплотиться в жизнь, - все они принадлежат культуре своего времени и не могут быть от нее безболезненно отчуждены» [6, с. 79]. В-третьих, существуют многочисленные гносеологические аспекты, допускающие наличие сослагательного наклонения в истории, которые способствуют появлению контрфактических моделей.

С.А. Экшут выделяет такие формы существования исторических альтернатив: наличие

людей, живших в эпоху альтернатив, способных рассказать о них; выявление альтернатив историками в ходе знакомства с документами изучаемой эпохи; отбор фактов при написании текста об историческом событии; анализ несостоявшейся истории для лучшего уяснения истории состоявшейся [6]. Кроме этих факторов нужно выделить и другие, способствующие созданию ретроальтернатив. Оказалось невозможно реализовать идеал Л. фон Ранке писать историю wie es eigentlich gewesen (как она есть на самом деле). Исследователь, который изучает историю, познавая объекты прошлого, обычно делает это опосредовано. Сведения об интересующем историка событии доходит до него через десятые руки, обрастая субъективными оценками, ошибками переписчиков, неточностями перевода и пр. Очистить последующие наслоения и прийти к чистому факту истории сложно. Многое будет зависеть от профессионализма историка, его трудолюбия, ценностных предпочтений, мнения референтной группы, что отнюдь не приводит к беспристрастному восстановлению исторической действительности и допускает существование альтернатив.

Серьезно осложняет деятельность историков невозможность осуществления верификации. Изучение прошлого представляет собой изучение «следов». «Следы» - это отпечатки прошлого, существующие в настоящем. Они могут существовать в виде архивов, наскальных изображений, летописей, статистических отчетов, личных воспоминаний и пр. Следовательно, историк изучает не «исторического агента», например, Нерона, а источники, в которых описывается его нрав и политическая деятельность. Историк исследует не смерть Марата, а архивы Великой буржуазной революции во Франции, картину Давида, описывающую гибель «Друга народа», газеты этой эпохи, поместившие статьи и некрологи на смерть Марата, сохранившиеся и дошедшие до наших дней. Таким образом, между предметом исторического исследования и «следами» прошлого в настоящем возникает несоответствие. «Следов» от многих объектов прошлой истории в настоящем осталось немного. Они отрывочны, разрозненны и бессистемны. Возникают проблемы с их обнаружением, датировкой, систематизацией и т.д., что дает возможность создавать разные исторические реконструкции, модели исторического прошлого.

Большое значение в историческом познании имеет интеллектуальная интуиция, историческое воображение, уровень профессиональной компетенции. Историки восстанавливают историческое прошлое по немногочисленным «следам». Однако одни и те же «следы» можно связать разными способами. В результате могут получиться разные картины прошлого. При этом определить, какая из картин прошлого более точна, невозможно.

Таким образом, феномен контрфактического моделирования истории занимает важное место в современной культуре и философии науки, что ставит перед научным сообществом вопрос о демаркации псевдонаучных популистских теории и серьезных ретроальтернативных концепций, помогающих осмыслить суть исторических событий прошлого.

Список литературы:

1. Хогвартс. Альтернативная история [Электронный ресурс].- URL: http://hogwartsnet.ru/fanf/ffshowfic.php?fid=23934

2. Бушков А.А. Россия, которой не было. - М.: Олма-Пресс, Красный пролетарий, 2004.

3. Фоменко А.Т. Античность - это Средневековье. - СПб.: Нева, ОЛМА МЕДИАГРУПП,

2005.

4. Носовский Г.В. Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать» / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. - М.: Астрель, 2010.

5. Степин В.С. . Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. -М.: Гардарики, 1996.

6. Экшут С.А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося: опыт историософского осмысления // Вопросы философии. - 2000. - № 8. - С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.