Научная статья на тему 'КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТАМИ ОТ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ'

КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТАМИ ОТ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КРУПНОМАСШТАБНЫХ ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова М.В.

Проанализирована одна из проблем формирования интегрированных структур, которые создаются для поддержания требуемых уровней социально-экономических эффектов при реализации крупномасштабных проектов и повышения финансово-экономической устойчивости. С целью повышения эффективности проектной деятельности предложено использовать для формирования отношений с субъектами разного иерархического уровня модели контрактных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACTUAL APPROACH TO THE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC BENEFITS FROM LARGE-SCALE TRANSPORT PROJECTS

One of the integrated forming structures problems for goal of major transport projects socio-economic effects and financial and economic stability was analyzed. Interestsaccommodation models were offered for improve project efficiency.

Текст научной работы на тему «КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТАМИ ОТ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК 338

КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТАМИ ОТ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЕКТОВ

Попова М.В.. аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II» (МГУПС (МИИТ))

Проанализирована одна из проблем формирования интегрированных структур, которые создаются для поддержания требуемых уровней социально-экономических эффектов при реализации крупномасштабных проектов и повышения финансово-экономической устойчивости. С целью повышения эффективности проектной деятельности предложено использовать для Армирования отношений с субъектами разного иерархического уровня модели контрактных отношений.

Ключевые слова: социально-экономический эффект, крупномасштабных транспортный проект, финансово-экономическая устойчивость, согласование интересов бизнес-субъектов, контрактные отношения

CONTRACTUAL APPROACH ТО THE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC BENEFITS FROM LARGE-SCALE TRANSPORT PROJECTS

Popova VI., the post-graduate student. FSE I HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»

Une of the integrated forming structures problems for goal of major transport projects socio-economic effects andfinancia! and economic stability was analyzed. Interestsaccommodation models were offeredfor improve project efficiency.

Keywords: socio-economic effect, major transport project, financial and economic stability, accommodation of interests, contractual relationship

Выполнение крупномасштабных транспортных проектов (КТ11), имеющих значение для региональной или всей национальной экономики, происходит в условиях высоких затрат. высокой неопределенности будущих характеристик внешней и внутренней среды, существенного влияния на смежные производства и наличия косвенных эффектов. При этом последствия и результаты отдалены во времени.

Социальные и экономические эффекты от эксплуатации КТП носят пространственный характер. Они выражаются в увеличении доступности регионов, росте занятости, увеличении доходов и мобильности населения, привлечении бизнеса в новые сектора экономики. В итоге в общем оживлении экономики в зоне действия КТП. Однако улучшение транспортной инфраструктуры какого-либо вида не всегда приводит к положительным эффектам в регионах и в других видах транспорта. Поэтому необходим анализ структуры развития эффекта от КТП в национальном хозяйстве. Динамика развития эффекта зависит от внешней и внутренней среды функционирования проекта. I !сопределенность внешней среды, в первую очередь, определяет неопределенность социально-экономической эффективности проекта.

Снижение транспортных расходов и времени в пути повлечёт за собой существенное перераспределение трудовых ресурсов, и в итоге - бизнес-структур. В результате рост одних регионов может привести к ухудшепнюсоциально-экономической среды в других регионах. В силу этого актуальным становится выявление эффективных инструментов управления социально-экономическими эффектами от КТП с целью поддержания требуемого уровня эффектов.

Учитывая высокую динамику внешней среды, индикатором эффективности реализации подобных проектов, в силу их специфики, может стать уровень финансово-экономической устойчивости (ФЭУ) проекта на всех стадиях его жизненного цикла.

Эффективным решением поставленных задач может стать формирование стратегического кластера проекта как инструмента повышения конкурентоспособности, поддержания уровня ФЭУ и базы для формирования системы управления социально-экономическими эффектами.

Одной из главных задач формирования проектного кластера является согласование интересов его участников в рамках правовых и ресурсных ограничений. Модель партнерских отношеннйн их оптимизация позволяютчастнчно решить проблему ограниченности информации, влекущую за собой нредконтрактный и постконтрактный оппортунизм, асимметричность информации при взаимодействии бизнес-субъектов (рисунок I). которые приводят к ущемлению интересов одного из субъектов.

В рамках гражданского права контракты) договоры) трактуются как соглашениядвух или большего числа лиц об установлении, изменении (перераспределении) или прекращении тех или иных прав, в первую очередь прав собственности на то или иное имущество.

Соглашение представляет собой результат сделки/заключаемой в результате переговорного процесса. При этом в экономической теории контракт рассматривается как совокупность некоторых взаимных обещаний)или обязательств).

Согласно структуре, предложенной Тамбовцевым В.Л. [ 1 ], как согласованный план совместных действий сторон, контракт должен указывать:

(А) на те желаемые результаты, к которым стороны стремятся, добровольно координируя свои действия:

(Б) на характеристики того механизма взаимодействия, который будет способствовать получению запланированных результатов.

11олная логическая структура контракта как модели совместной деятельности должна включать следующие элементы:

А. Описание желаемых параметров деятельности.

1. Свойства результатов н время их получения (сроки действия контракта).

2. Распределение результатов между участниками и во времени.

3. Свойства и сроки процесса получения результата (системы, функционирование которой приводит к получению желаемого результата).

4. Распределение функций (действий) между участниками в ходе функционирования системы, в том числе во времени.

5. Свойства и сроки процесса создания системы, функционирование которой приведет к желаемому результату.

6. Распределение функций (действий) между участниками в ходе создания системы, в том числе во времени.

Б. Описание механизма обеспечения желаемых распределений результатов и функций (действий) между участниками.

1. Формы, размеры и сроки наступления ответственности (санкции) участников за нарушение их обязательств по зависящим от них причинам.

2. Действия в форс-мажорных обстоятельствах.

3. Механизмы принятия решений в конфликтных ситуациях.

4. Гаранты — субъекты, реализующие предусмотренные контрактом санкции.

Более подробно структура контракта представлена в [ I ].

При создании системы управления социально-экономическими эффектами на базе моделирования контрактных отношений, наиболее важными элементами структуры являются блоки А.З. А.4. Б. 1. В блоке А.З определяется удовлетворительный уровень социально-экономического эффекта на определенной стадии жизненного цикла проекта. В блоке А.4 - возможности и обязанности сторон по его поддержанию. В блоке Б. I формируются условия мониторинга деятельности участников, а также санкции за невыполнение установленных обязательств. Блоки Б.2, Б.З, Б.4 обеспечивают механизм работы блока Б.1.

INNOVATIVE ECONOMY I №3 2016| 3

Рисунок I - Формы проявления оппортунизма и асимметричности информации, их экономических последствий и борьбы с ними.

согласно теории контрактов

Значимым является введение блока В в описанную структуру механизма реакции участников на динамику внешней среды. Частично эта реакция отражается в блоках Ь.2 и Ь.З. Но назначением блока Ь по большей части является определение механизма взаимодействия сторон между собой, а не взаимодействия их как единой системы (кластера) с изменяющейся внешней средой. Введение блока В необходимо, чтобыповысить уровень адаптивностисистемы и обеспечить функционирование системы управления социально-экономическими эффектами. Следует заблаговременно поддерживать необходимый уровень финансово-экономической устойчивости проекта к изменениям, а не только бороться с результатом воздействия постфактум.

Влок В должен состоять из четырех элементов:

1. Мониторинг динамики внешней среды проекта;

2. Механизмы реакции участников на высокочастотные изменения внешней среды;

3. Санкции за невыполнение договорных обязательств но поддержанию адаптивности проекта;

4. Гаранты - субъекты, реализующие предусмотренные контрактом санкции (могут совпадать с Б.4).

Необходимоучитыватътакое свойство контракта, как «взанмодо-полпителыюсть». В контракте как в модели будущей деятельности должен быть назван механизм ее реализации в полной форме.

Такой механизм одновременно выполняет функцию частичной компенсации неопределенности будущего, т.е. принципиальной неполноты контракта как нормативной модели, и как регулятора, определяющего изменение реальности, приведение ее в соответствие с образом желаемого будущего, которое совместно формируется сторонами контракта. Это свойство делает возможным введение механизма поддержания уровня Ф'ЭУ проекта и реализацию других актуальных критериев.

Литература:

1. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. - М.: Проспект, 2016.

2. Романова А.Т., Хуат Тхи Фыонг Зунг. Модель и алгоритм повышения адаптивности бизнес-субъектов транспортного рынка к внешней среде [Текст) // Транспортное дело России. - 2015. - № I.-C. 3-6.

3. Романова А.Т.. Попова М.В. Оценка общественной эффективности крупных инвестиционных проектов [Текст] // Транспортное дело России. - 2016. - № 2. - С. 22-25.

4. Brousseau Е.. Glachant J.M. The economics of contracts: Theories and applications. - Cambridge: Cambridge university press, 2002.

4 INNOVATIVE ECONOMY I №3 2016 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.