www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.3.15
UDC 347.73:339.186 LBC 67.402.02
CONTRACT PROCUREMENT SYSTEM AS AN INSTITUTION OF CIVIL LAW
Huseynli Imadi Ali Vuqar ogly
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Introduction: putting into effect the legislative regulation of the contract system has shown in practice an obvious increase in efficiency, both for the commercial sphere and for state customers, and in the end, for the economic situation of the country. However, the question of the aggregate of legal norms allowing the contract system institution remains open. Methods: the methodological framework for this research is based on the methods of scientific knowledge, among which the main are the method of systematicity, analysis and the comparative law one. Results: the author's standpoint grounded in the work is based on the legislation and opinions of the competent scientific community on the issue of the sector profile of the institution of the contract procurement system. Conclusions: as a result of the study it was found that the core of the contract system are the rules of civil law; other rules with a fair amount of them are only subsidiary. This is confirmed by the fact that when there is the retreat and/or non-observance in the process of public procurement and the conclusion of public contracts of the most important principles of civil law, such as freedom of contract and equality of participants in civil relations, the system of free market relations and the development of competitive principles in the economic turnover is jeopardized. The absence of the latter or their lack of development will inevitably lead to the command-administrative and planned economic system.
Key words: contract system, customer, state and municipal procurement, methods of state order placement, subject, method, civil law system.
Citation. Huseynli Imadi Ali Vuqar ogly. Сontract Procurement System As an Institution of Civil Law. Legal Concept, 2018, vol. 17, no. 3, pp. 108-112. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.3.15
УДК 347.73:339.186 ББК 67.402.02
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Гусейнли Имади Али Вугар оглы
ж Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
о
Введение: введение законодательного регулирования контрактной системы показало на практике оче-
Л
[3 видное повышение эффективности как для коммерческой сферы, так и для государственных заказчиков, а в итоге и для экономического положения страны. Однако вопрос о совокупности правовых норм, оставляю-^ щих институт контрактной системы, остается открытым. Методы: методологическую основу данного иссле-® дования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системно-^ сти, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: обоснованная в работе авторская позиция опирается на к законодательство и мнения компетентной научной среды по вопросу об отраслевой принадлежности инсти-Ц тута контрактной системы закупок. Выводы: по итогам проведенного исследования установлено, что ядром К контрактной системы являются нормы гражданского права, а остальные при их изрядном количестве носят лишь субсидиарный характер. Указанное находит свое подтверждение в том, что при отступлении и/или 5§ несоблюдении в процессе осуществления государственных закупок и заключения государственных контрак-^ тов таких важнейших принципов гражданского права, как свобода договора и равенство участников граждан-@ ских отношений, ставится под угрозу сама система свободных рыночных отношений и развитие конкурент-
ных начал в хозяйственном обороте. Отсутствие последних или их недостаточная развитость неизбежно приведет к командно-административной и плановой экономической системе.
Ключевые слова: контрактная система, заказчик, государственные и муниципальные закупки, способы размещения государственного заказа, предмет, метод, система гражданского права.
Цитирование. Гусейнли Имади Али Вугар оглы. Контрактная система закупок как институт гражданского права // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2018. - Т. 17, № 3. - С. 108-112. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lcjvolsu.2018.3.15
Введение
Институт контрактной системы в сфере закупок представляет собой сложный механизм, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является обязательное участие в таких правоотношениях государства в виде государственных или муниципальных органов власти. В этой связи появляется вопрос об отраслевой принадлежности исследуемого правового института.
Традиционно контрактная система закупок рассматривается как комплексный правовой институт, связанных между собой различных правоотношений частного и публичного порядка [4, с. 43]. Сложность однозначного отнесения данного вида соглашений к какой-либо отраслевой принадлежности заключается, прежде всего, в разрозненности и рассредоточенности составляющих его норм в ряде отраслей отечественного законодательства. Указанное порождает неутихающие научные споры и дискуссии, высказываемые на страницах как учебной, так и научной литературы по определению отраслевой принадлежности контрактной системы закупок.
В основном государственный контракт относят к гражданскому или к особому виду гражданского договора, некоторые рассматривают его как договор, содержащий в себе гражданско-правовые и административно-правовые начала [5, с. 268], а кто-то относит его только к определенной разновидности административного договора [1, с. 107].
Отнесение государственного контракта к административному договору не представляется методологически верным в силу невозможности совместить административные начала власти и подчинения с принципом равенства сторон и принципом свободы заключения договора.
Отраслевая принадлежность института контрактной системы закупок
В осуществляемых закупках, в рамках контрактной системы, в первую очередь мы должны говорить об отношениях имущественного характера, так как данные правоотношения возникают в процессе удовлетворения участниками контрактной системы своих имущественных интересов. Как известно, участниками договорных отношений, в том числе и контрактной системы, являются его стороны. В связи с чем можно говорить, что государственный контракт является особым видом гражданского договора в силу присущих ему особенностей, в частности, особый предмет договора, наличие в обязательном порядке в качестве стороны государственного органа или муниципального образования, осуществление процесса финансирования из бюджета соответствующего уровня.
Если государственный контракт является разновидностью гражданско-правового договора, а ядром контрактной системы - государственный контракт, то напрашивается очевидный вывод о гражданско-правовом характере института контрактной системы.
На принадлежность института государственных закупок к отрасли гражданского права указывается и в научной литературе. Так, Я.Б. Гребенщиков пишет, что муниципальный контракт представляет собой некую общую форму договора, в которую могут облекаться любые виды предпринимательско-правовых договоров и, поскольку муниципальный контракт носит имущественный характер, он должен регулироваться ГК РФ [2, с. 18-19].
Исходя из этого, институт контрактной системы в сфере закупок как институт гражданского права можно представить в виде совокупности взаимосвязанных правовых норм, регулирующих родственные обществен-
ные отношения, возникающие в сфере обеспечения имущественных государственных и муниципальных нужд посредством участия последним в экономическом обороте через контрактную систему закупок товаров, работ и услуг.
Любая отрасль права имеет свою систему, которая может включать в себя различные элементы, такие как части, разделы, подотрасли, институты. В соответствии с теорией в системе гражданского права традиционно выделяют общую и особенную части.
Таким образом, контрактная система в сфере закупок является институтом гражданского права РФ, так как именно данная отрасль направлена на регулирование общественных отношений, возникающих в процессе удовлетворения сторонами своего имущественного интереса.
Общая часть гражданского права закрепляет основные начала гражданского права, основополагающие принципы и базисные правовые формы деятельности субъектов гражданского права, право собственности, обязательственное право и другие. Положения Общей части конкретизируются в Особенной части гражданского права, более подробно регламентирующей отдельные его институты. Таким образом, в системе гражданского права институт контрактной системы в сфере закупок является самостоятельным структурным образованием, который помимо гражданско-правовых норм включает в себя нормы иных правовых отраслей, регулирующих соответствующий объект общественных отношений.
Предмет и метод правового регулирования института контрактной системы
Определение места института контрактной системы в сфере закупок в системе гражданского права будет неполной без рассмотрения особенностей его основных признаков: предмета, метода правового регулирования и базисных принципов.
Предметом исследуемого правового института являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся в процессе обеспечения государственных и муни-
ципальных органов своих потребностей с целью государственных (муниципальных) нужд. Специфика предмета правового регулирования института контрактной системы в сфере закупок обусловила методы правового регулирования, применяемые в исследуемом институте.
В гражданском праве диспозитивный метод правового регулирования превалирует над императивным, в связи с чем сфера государственных (муниципальных) закупок не является исключением. Диспозитивный метод правового регулирования, в исследуемой сфере правоотношений, проявляется в предоставлении сторонам возможности выбора варианта поведения в рамках нормы права. Возможность использования в указанной сфере общественных отношений диспозитивного метода правового регулирования обусловлена правовой природой гражданско-правового договора (контракта), посредством которого происходит оформление отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд.
Наличие определенного удельного веса императивного метода обусловлено обязательным участием в указанных правоотношениях публично-правового субъекта в виде государственного или муниципального органа, который помимо того, что выступает равным участником в экономическом обороте с одной стороны, с другой - уполномочен издавать властные указания по координации и контролю за порядком проведения закупок товаров или услуг для обеспечения нужд.
Таким образом, к исследуемым правоотношениям могут быть применены одновременно диспозитивный и императивный методы правового регулирования.
Институт контрактной системы в сфере закупок, как и любой другой институт права, базируется на основополагающих принципах.
Специальные принципы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг закреплены в ст. 6 Закона № 44-ФЗ. В частности, к ним законодатель относит принципы информации, прозрачности, открытости, защищенной конкуренции, высокопрофессиональных заказчиков, вливание инноваций, ответственности за небезрезультатность обеспечения госнужд, эффективности осуществления закупок. Блок общеправо-
вых принципов включает в себя основные принципы гражданского права, являющиеся базисом для всех групп гражданских правоотношений, в первую очередь таких, как автономия воли сторон, равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора и другие.
Определение особенностей предмета, метода правового регулирования и принципов исследуемого правового института позволило подтвердить тезис о том, что контрактная система в сфере закупок является обособленным образованием, входящим в систему гражданского права.
Выводы
В основе государственного контракта лежит принцип свободы договора, равенство и имущественная самостоятельность сторон, а сама по себе контрактная система является важнейшим механизмом в процессе реализации сторонами взятых на себя гражданских прав и обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, а также иные полученные результаты исследования, автор может утверждать, что государственный контракт является особым видом гражданского договора в силу присущих ему особенностей, поскольку помимо классических принципов гражданского права, лежащих в его основе, в нем присутствует и определенная правовая специфика. В частности, это особый предмет договора, наличие в обязательном порядке в качестве стороны государственного или муниципального органа, осуществление финансирования при выполнении контракта из бюджета соответствующего уровня.
Как у любой отрасли права, так и у ее части, правовой институт регулируется определенными методами. Для контрактной системы превалирующим методом правового регулирования является диспозитивный метод, хотя довольно значительный вес в рассматриваемых общественных отношениях составляет и императивный, что связано с самой спецификой контрактной системы.
Предметом исследуемого правового института являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе удовлетворения потребностей государ-
ственных и муниципальных образований с целью обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Как и любой другой институт гражданского права, институт контрактной системы строится на определенных принципах. Проведенное исследование позволило выделить в указанном институте общеправовые принципы, отраслевые принципы, свойственные только гражданскому праву, а также специальные принципы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гладков, В. С. Государственный контракт как административный договор / В. С. Гладков // Юридический вестник РГГЭУ - 2008. - №№ 2. - С. 21-25.
2. Гребенщикова, Я. Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Гребенщикова Ярослава Борисовна. -М., 2008. - 22 с.
3. Ротенберг, А. С. Административный договор : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Ротенберг Александр Семенович. - Ростов н/Д, 2006. - 29 с.
4. Черновол, Е. П. Понятие контрактной системы в России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е. П. Черновол // Право и экономика. - 2015. - №» 4 (326). - С. 42-46.
5. Шевченко, Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03 / Шевченко Любовь Ивановна. - Кемерово, 2001. - 290 с.
REFERENCES
1. Gladkov V.S. Gosudarstvennyy kontrakt kak administrativnyy dogovor [State Contract as an Administrative Contract]. Yuridicheskiy vestnik RGGEU, 2008, no. 2, pp. 21-25.
2. Grebenshchikova Ya.B. Pravovoy mekhanizm zakupki tovarov, rabot, uslug dlya munitsipalnykh nuzhd: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk[Legal Mechanism of Procurement of Goods, Works, Services for Municipal Needs. Cand. jurid. sci. abs. diss.]. Moscow, 2008. 22 p.
3. Rotenberg A.S. Administrativnyy dogovor: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative Agreement. Cand. jurid. sci. abs. diss.]. Rostov-on-Don, 2006. 29 p.
4. Chemovol E.P. Ponyatie kontraktnoy sistemy v Rossii v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd [The Concept of Contract System in Russia in the Sphere of Procurement of Goods, Works, Services to Ensure State and Municipal Needs]. Pravo i ekonomika [Law and Economics], 2015, no. 4 (326), pp. 42-46.
5. Shevchenko L.I. Problemy formirovaniya dogovornykh otnosheniy postavki v usloviyakh stanovleniya v Rossiyskoy federatsii rynochnoy ekonomiki: dis. ...d-ra yurid. nauk [The Problems of Formation of Contractual Relations of Supply in the Conditions of Market Economy Formation in the Russian Federation. Dr. jurid. sci. diss.]. Kemerovo, 2011. 290 p.
Information about the Author
Huseynli Imadi Ali Vuqar ogly, Postgraduate Student, Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected].
Информация об авторе
Гусейнли Имади Али Вугар оглы, аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected].