Научная статья на тему 'Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел'

Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ РИСКИ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / ЗАКУПКИ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ЗАКАЗЧИК / НАЧАЛЬНАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Валентина Владимировна

Задача анализ взаимодействия частных и публичных начал в сфере правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел Российской Федерации, разрешение отдельных вопросов соотношения теории и практики применения норм права, регулирующих сферу государственных закупок. Модель использование общих и частных методов научного познания, изучение опыта органов внутренних дел в сфере госзаказа, анализ основных причин реализации описанных рисков в сфере закупок для нужд органов внутренних дел. Выводы обозначено понятие «минимизация риска», названы основные причины реализации описанных рисков в сфере закупок для нужд органов внутренних дел. Предложены меры, которые в отдельности или в совокупности могут способствовать минимизации гражданско-правовых рисков. Рамки исследования представляется возможным использовать результат указанной работы как для дальнейшего исследования с гражданско-правовой позиции теории и практики в юриспруденции, впервые предлагается к рассмотрению вопросы, связанных с применением и реализацией на практике положений действующего законодательства в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Практическое значение в рамках данного исследования предложены меры, которые в отдельности или в совокупности могут способствовать минимизации гражданско-правовых рисков как со стороны заказчиков, так и со стороны контрагентов, которыми являются многочисленные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Социальные последствия сфера государственного заказа на сегодняшний день является достаточно актуальной. Экономия бюджетных средств является одной из основных целей, задач, как государства, так и общества в целом. Изучив и реализовав все возможные способы минимизации гражданско-правовых рисков в сфере государственных закупок, представляется возможным достижение указанной цели. Оригинальность/ценность нормы права, регламентирующие отношения в сфере государственных закупок для государственных и муниципальных нужд, введены и применяются на территории Российской Федерации с одной стороны, непродолжительное количество времени (с 2014 года), с другой стороны, достаточное для того, чтобы провести анализ, а также определить недостатки, исследовав элементы гражданско-правовых рисков контрактной системы. Кроме того, в рамках данной статьи предлагаются к рассмотрению правовые аспекты взаимодействия частных и публичных начал в сфере правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел Российской Федерации. Автором рассматриваются различные способы минимизации гражданско-правовых рисков, связанные с заключением контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устинова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Minimization of risks in the awarding of public contracts in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies

Task the analysis of the interaction of private and public principles in the sphere of legal regulation of the contract system in procurement of goods, works, services for needs of internal Affairs bodies of the Russian Federation, the resolution of the individual issues of the relation of theory and practice of application of the law governing public procurement. Model the use of General and specific methods of scientific cognition, the study of the experience of the internal Affairs bodies in the sphere of public procurement, analysis of the main reasons for the implementation of the described risks in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies. Findings indicated the concept of "risk minimization", named the main reasons of realization of the described risks in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies. The proposed measures, which, singly or in combination may help to minimize the civil and legal risks. Research framework possible to use the result of the specified operation for both further research with civil-law position of theory and practice in law, for the first time it is proposed to consider issues related to the application and implementation of existing legislation on the system of internal Affairs bodies of the Russian Federation. Practical implications in this study, the proposed measures, which, singly or in combination may help to minimize the civil and legal risks both from customers and from the counterparties, which are numerous natural and legal persons engaged in entrepreneurial activities. Social implications the sphere of the state order today is quite relevant. Budget savings is one of the main goals, objectives, both the state and society as a whole. After studying and realizing all the possible ways of minimizing the civil-law risks in the field of public procurement, it seems possible the achievement of that goal. Originality/value the rule of law, regulating relations in the sphere of public procurement for state and municipal needs, is introduced and applied in the territory of the Russian Federation on the one hand, a short amount of time (since 2014), on the other hand, sufficient in order to analyze and determine deficiencies, examining the elements of civil legal risks of the contract system. In addition, this article will present and examine the legal aspects of interaction of private and public principles in the sphere of legal regulation of the contract system in procurement of goods, works, services for needs of internal Affairs bodies of the Russian Federation. The author discusses various ways to minimize civil and legal risks related to contracts in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел»

5.8. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Устинова Валентина Владимировна. Должность: преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени ИД. Путилина. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: Valentina-ustinova91@rambler.ru

Аннотация

Задача - анализ взаимодействия частных и публичных начал в сфере правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел Российской Федерации, разрешение отдельных вопросов соотношения теории и практики применения норм права, регулирующих сферу государственных закупок.

Модель - использование общих и частных методов научного познания, изучение опыта органов внутренних дел в сфере госзаказа, анализ основных причин реализации описанных рисков в сфере закупок для нужд органов внутренних дел.

Выводы - обозначено понятие «минимизация риска», названы основные причины реализации описанных рисков в сфере закупок для нужд органов внутренних дел. Предложены меры, которые в отдельности или в совокупности могут способствовать минимизации гражданско-правовых рисков.

Рамки исследования - представляется возможным использовать результат указанной работы как для дальнейшего исследования с гражданско-правовой позиции теории и практики в юриспруденции, впервые предлагается к рассмотрению вопросы, связанных с применением и реализацией на практике положений действующего законодательства в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

Практическое значение - в рамках данного исследования предложены меры, которые в отдельности или в совокупности могут способствовать минимизации гражданско-правовых рисков как со стороны заказчиков, так и со стороны контрагентов, которыми являются многочисленные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Социальные последствия - сфера государственного заказа на сегодняшний день является достаточно актуальной. Экономия бюджетных средств является одной из основных целей, задач, как государства, так и общества в целом. Изучив и реализовав все возможные способы минимизации гражданско-правовых рисков в сфере государственных закупок, представляется возможным достижение указанной цели.

Оригинальность/ценность - нормы права, регламентирующие отношения в сфере государственных закупок для государственных и муниципальных нужд, введены и применяются на территории Российской Федерации с одной стороны, непродолжительное количество времени (с 2014 года), с другой стороны,

достаточное для того, чтобы провести анализ, а также определить недостатки, исследовав элементы гражданско-правовых рисков контрактной системы.

Кроме того, в рамках данной статьи предлагаются к рассмотрению правовые аспекты взаимодействия частных и публичных начал в сфере правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел Российской Федерации. Автором рассматриваются различные способы минимизации гражданско-правовых рисков, связанные с заключением контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел.

Ключевые слова: гражданско-правовые риски, минимизация рисков, закупки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, заказчик, начальная максимальная цена контракта.

MINIMIZATION OF RISKS IN THE AWARDING OF PUBLIC CONTRACTS IN THE FIELD OF PROCUREMENT FOR NEEDS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Ustinova Valentina Vladimirovna. Position: lecturer. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia named after I. D. Putilin. Department: civil law disciplines chair. Email: Valentina-ustinova91@rambler.ru

Annotation

Task - the analysis of the interaction of private and public principles in the sphere of legal regulation of the contract system in procurement of goods, works, services for needs of internal Affairs bodies of the Russian Federation, the resolution of the individual issues of the relation of theory and practice of application of the law governing public procurement.

Model - the use of General and specific methods of scientific cognition, the study of the experience of the internal Affairs bodies in the sphere of public procurement, analysis of the main reasons for the implementation of the described risks in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies.

Findings indicated the concept of "risk minimization", named the main reasons of realization of the described risks in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies. The proposed measures, which, singly or in combination may help to minimize the civil and legal risks.

Research framework - possible to use the result of the specified operation for both further research with civil-law position of theory and practice in law, for the first time it is proposed to consider issues related to the application and implementation of existing legislation on the system of internal Affairs bodies of the Russian Federation.

Practical implications - in this study, the proposed measures, which, singly or in combination may help to minimize the civil and legal risks both from customers and from the counterparties, which are numerous natural and legal persons engaged in entrepreneurial activities.

Social implications - the sphere of the state order today is quite relevant. Budget savings is one of the main goals, objectives, both the state and society as a whole. After studying and realizing all the possible ways of minimizing the civil-law risks in the field of public procurement, it seems possible the achievement of that goal.

Originality/value - the rule of law, regulating relations in the sphere of public procurement for state and municipal needs, is introduced and applied in the territory of the Russian Federation on the one hand, a short amount of time (since 2014), on the other hand, sufficient in order to

analyze and determine deficiencies, examining the elements of civil legal risks of the contract system.

In addition, this article will present and examine the legal aspects of interaction of private and public principles in the sphere of legal regulation of the contract system in procurement of goods, works, services for needs of internal Affairs bodies of the Russian Federation. The author discusses various ways to minimize civil and legal risks related to contracts in the field of procurement for needs of internal Affairs bodies.

Keywords: transfer pricing, advance pricing agreement, consolidated group of taxpayers, tax consolidation, tax risks.

В гражданском праве традиционно правило, согласно которому риск причинения ущерба несет собственник имущества, если ущерб наступил вследствие случайных обстоятельств, при условии, если иное не определено законом. Кроме того, постулаты цивилистики закрепляют еще одну норму, согласно которой граждане и различных правовых форм организации приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Устанавливая подобные правила, законодатель, между строк, подразумевает риск, хотя и не называет его.

Следует обратить внимание также и на факт, согласно которому непосредственно внешнего выражения эта идея не имеет, однако абсолютно явной представляется уже при поверхностном анализе правовых норм.

Понятие «риск» является достаточно распространённым, в литературе выделяют массу различных видов рисков, среди которых выделяют правовые, страховые, банковские, экономические и иные риски.

На сегодняшний день официальные источники, определяющие классификацию рисков, представлены единственным в своем роде Письмом Банка России от 23 июня 2004 г. № 70-Т. Указанный источник определяет такие виды рисков, как кредитный, страновой риск (включая риск неперевода средств), рыночный, риск потери деловой репутации кредитной организации, стратегический риск, правовой риск. Ввиду специфики обозначенной темы, отметим, что речь пойдет о заключении контрактов для нужд органов внутренних дел в целях обеспечения указанных субъектов необходимыми товарами, работами или услугами. Таким образом, специфика риска, в указанной тематике, является гражданско-правовой.

Говоря о способах минимизации риска, прежде всего, необходимо сформулировать понятие «минимизация рисков». В литературе редко выделяют указанную категорию, авторы считают это понятие общепризнанным, хотя на практике, в зависимости от отрасли права или экономики, в пределах которых оно употребляется, смысл его может отличаться. Наиболее распространенным и общим является определение, предложенное А.Ю. Бушевым, который под минимизацией риска понимает принятие комплекса различных мер, направленных, с одной стороны, на устранение (или) снижение до экономически приемлемого состояния воздействия неблагоприятных обстоятельств, препятствующих удовлетворению имущественного интереса, а с другой стороны, на использование благоприятных обстоятельств (возможностей) для наиболее эффективного и полного удовлетворения интереса [6].

В этом случае, трактовка указанного выше понятия «минимизация рисков» представляется довольно спорной, особенно в случае, если применять его к правоотношениям, складывающимся при осуществле-

нии закупок товаров, работ или услуг для государственных нужд, в частности, нужд органов внутренних дел.

На стадии осуществления закупки не представляется возможным осуществление каких-либо действий, помимо прямо указанных в законе, как со стороны заказчика, так и со стороны контрагента, отсутствует возможность использования благоприятных обстоятельств, поскольку нормы права в сфере государственного заказа, в большинстве своем имеют императивный характер. Именно по этой причине, на наш взгляд, невозможно планирование и осуществление иных действий, прямо не предусмотренных законом. В рассматриваемом случае необходимо строгое соблюдение всех предписаний относительно процедуры закупок.

Таким образом, меры, определяемые как способные снизить или урегулировать гражданско-правовой риск, носят методический характер и не противоречат нормам права, осуществляются непосредственно по инициативе сторон.

Понятие «минимизация риска» на практике, особенно в экономической сфере, часто заменяют тождественным по смыслу понятием «регулирование риска», смысл которого заключается в принятии мер по поддержанию риска на уровне, не угрожающим интересам кредиторов и должников.

В этом случае, указанная категория является сложной, состоит из комплекса процессов по урегулированию риска и принятию таких мер, как прогнозирование риска, определение их вероятных масштабов, последствий, разработку и реализацию мер по предотвращению наступления таковых или минимизацию связанных с указанными процессами последствий, потерь [8].

Так, управление риском включает в себя следующие действия:

1) определение спектра интересов, которые нуждаются в защите. Выявление негативных факторов, которые возможно могут представлять угрозу для указанных интересов;

2) оценка вероятности наступления негативных событий и степени (размер) возможного вреда (оценка возможных негативных последствий);

Чем выше вероятность наступление таковых событий, тем активнее необходимо принимать меры для противодействия наступления таковых последствий.

3) разработка способов, уменьшающих вероятность наступления негативного события или снижающих размер негативных последствий в результате наступления такого события, то есть средств минимизации рисков;

4) анализ средств защиты минимизации рисков на предмет их эффективности, разумности и целесообразности. Затраты на применение того или иного средства устранения риска не должны быть больше затрат на восстановление (приобретение) ценности после наступления неблагоприятного события;

5) практическая реализация средств, контроль и оценка результата. Средства минимизации рисков связаны с характеристиками самих рисков. Как было отмечено автором в предыдущей главе, риски утраты корпоративного контроля могут иметь как объективный, так и субъективный характер.

Наиболее удачным в этом случае, на наш взгляд, является следующее определение указанной категории. Под минимизацией риска следует понимать ряд действий, при совершении которых вероятность на-

ступления неблагоприятных последствий для участника гражданско-правовых или смежных с ними административно-правовых отношений, не превышает обычно встречающиеся при обычном гражданском обороте.

Контрактная система в сфере закупок, на основе которой и осуществляется процесс заключения контрактов органами внутренних дел, строится на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Для выполнения поставленных задач, определенная законом процедура, предшествующая заключению контракта между органом внутренних дел и контрагентом, занимает немалое количество времени, в зависимости от способа проведения таковых закупок, от двух недель до нескольких месяцев. Время, которое будет затрачено на проведение процедуры закупок, предшествующей заключению контракта, также учитывается при составлении планов - графиков проведения закупок и осуществления деятельности по обеспечению государственных нужд.

Остановимся подробнее на некоторых видах рисков, которые наиболее часто встречаются на практике, и представляются наиболее проблемными для сотрудников, представляющих интересы органов внутренних дел в сфере государственных закупок.

Прежде всего, выделяют риск признания закупки несостоявшейся или контракта незаключенным. Общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. С 1 июня 2015 года действует правило, предусмотренное новой редакцией статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме, сторона не вправе требовать признания договора незаключенным в случае, когда она приняла от другой стороны полное или частичное исполнение либо иным образом подтвердила действие договора, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности, содержание которого раскрывается в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обращаясь к специфике субъектного состава заключаемых контрактов, не стоит забывать о том, что при заключении контракта заказчик руководствуется принципом плановости и нормирования закупок. При этом общее правило, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации в данном случае не применяется, поскольку заказчик определяет своего контрагента согласно способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). Указанная процедура государственных закупок товаров, работ, услуг осуществляется по ряду требований, предъявляемых как к участнику закупок, так и предмету закупки.

К примеру, закупая определенные предметы мебели, заказчик не только вправе, но и обязан определять в

документации помимо наименования и количества закупаемых товаров, еще и требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Общеизвестным является факт, согласно которому участник закупки направляет в адрес заказчика заявку на участие в закупках, при этом на данные правоотношения не распространяются правила гражданского законодательства, описанные выше. Кроме того, заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик. Подобные правила дей-ствуютв случаях, когда предметом закупки выступают работы или услуги.

Закон № 44-Фз предусматривает также процедуру рассмотрения поданных заявок, в зависимости от способов осуществления закупки среди них есть некоторые различия, однако указанный вопрос может служить предметом более подробного исследования. Общим среди них является следующее. По результатам рассмотрения заявок на участие в закупках, довольно часто складывается ситуация, когда закупка признается несостоявшейся. Как правило, это происходит, прежде всего, по причине несоответствия предложенной участником закупки товара, работы или услуги, предмету закупки, указанному в заявке заказчика. Также нередки случаи, когда подана только одна заявка либо заявки вообще отсутствуют (например, на участие в аукционе, в этом случае аукцион признается несостоявшимся, при этом время безвозвратно утрачено). Заказчик не может и не должен предугадать, какое количество заявок подадут участники и какие товары, работы или услуги они предложат. Заказчик вправе заключать контракт лишь с тем участником, который предложит товар, работу или услугу соответствующую описанию предмета закупки, заявленного заказчиком. Также предложенная таким участником цена должна быть наименьшей в сравнении с ценами, предложенными другими участниками закупки, его конкурентами, а также цена должна быть менее цены, определенной самим заказчиком как начальная максимальная цена контракта. Невозможно и предугадать тот факт, что поданные заявки будут соответствовать требованиям, установленным законодательством о закупках, а также требованиям заказчика.

Таким образом, для органа внутренних дел, весьма велик риск признания закупки несостоявшейся, следовательно, о заключении контракта не может быть и речи. Указанный факт влечет за собой ряд неблагоприятных последствий, вероятность наступления таковых связана с несколькими факторами.

Прежде всего, в целях минимизации рисков заказчик, в роли которого и выступают органы внутренних дел, четко определяет цену контракта, цену единицы товара, работы или услуги, пределы, в рамках которых могут изменяться цены (в соответствии с требованиями законодательства) используемая валюта, как правило, это рубли Российской Федерации.

Обязательным является условие неизменности цены контракта на всех стадиях его исполнения, определяющее твердую цену контракта. Это касается, например, и согласования любых сроков, которые сторо-

ны не обязаны указывать в силу закона в договоре, но решили указать. Значит, необходимо убедиться, что и они прописаны корректно и отсутствие ссылки на событие, которое может не наступить.

Соглашение о подсудности или третейское соглашение, заключенные в виде оговорки в договоре, по общему правилу рассматриваются независимо от других условий договора, поэтому тот факт, что содержащий оговорку договор является незаключенным, сам по себе не означает незаключенность соглашения о подсудности или третейского соглашения [3].

Еще одним видом риска в гражданско-правовых отношениях является риск признания сделки недействительной, что возможно в силу закона, в случае признания ее таковой судом (оспоримая сделка), независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Недействительная сделка не влечет юридические последствия, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Применяя положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, следует принимать во внимание, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входило названное лицо, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности [4].

Процедура оценки контракта, связанного с обеспечением государственных нужд, в принципе не отличается от стандартной процедуры оценки других видов договоров: это проверка полномочий подписывающего контракт на основании учредительных документов, доверенности; проверка наличия у контрагента лицензии, если речь идет о лицензируемых видах деятельности, и т.д.

Риск признания сделки фиктивной либо мнимойпре-жде всего связан со случаями, когда формально одна сделка в целях, к примеру, расходования бюджетных средств с определенной статьи финансирования, оформляется как другая, к примеру, контракт на закупку услуг заключается как контракт на закупку работ, при этом по факту оказываются услуги. В подобных случаях контрагент не предъявляет особых требований к заключению контракта, его интересует лишь наличие условий об оплате оказываемых услуг и их наименование. Однако не стоит забывать об особенном субъектном составе таких сделок. Будь указанный договор заключен в рамках общих положений действующего гражданского законодательства, такая сделка действовала и вряд ли была признана фиктивной или мнимой. Известно, что в отношении органов внутренних дел, как и в отношении иных государственных заказчиков, контролирующие органы осуществляют плановые и внеплановые проверки заключенных и исполненных контрактов, а также иной закупочной документации к каждой конкретной закупке. По результатам такой проверки, закупка, в процессе совершения которой были допущены нарушения действующего законодательства, может быть признана недействительной, а контракт незаключённым. В соответствии с положениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016

№ 7, риски изменения цен на сопоставимые товары, работы или услуги возлагаются на сторону, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора которой повлекло его досрочное прекращение, например, в результате расторжения договора в судебном порядке или одностороннего отказа другой стороны от исполнения обязательства. При этом, убытки в этом случае возмещаются в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и текущей ценой и подлежат возмещению соответствующей стороной независимо от того, заключалась ли другой стороной взамен прекращенного договора аналогичная (замещающая) сделка. В данном случае Верховный суд РФ поясняет, что текущей ценой признается цена, взимаемая в момент прекращения договора за сопоставимые товары, работы или услуги в месте, где должен был быть исполнен договор, а при отсутствии текущей цены в указанном месте - цена, которая применялась в другом месте и может служить разумной заменой с учетом транспортных и иных дополнительных расходов [5].

Время, которое будет затрачено на проведение процедуры закупок, предшествующей заключению контракта, также учитывается при составлении планов -графиков проведения закупок и осуществления деятельности по обеспечению государственных нужд. Вероятность наступления неблагоприятных последствий в виде неисполнения контракта, признания процедуры закупок или сделки недействительной, иных последствий, должна быть не просто минимизирована, вероятность наступления таковых должна быть сведена к нулю.

Последствия рисков могут быть: положительными, отрицательными и нейтральными. Последствия рисков считаются положительными,если заказчик получает высокий результат, как итог своей деятельности. Такой результат орган внутренних дел может получить при помощи управления:

проведение закупок на высоком правовом уровне;

прогнозировать изменения в предпринимательской сфере региона и страны в целом, просчитывать и уменьшать свои риски.

Последствия могут быть отрицательными в том случае, если увеличение рисков имеет негативную сторону, вследствие этого могут возникнуть вредные экономические последствия для общества и государства. К примеру, в случае уклонения от заключения контрактов, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения об участниках таких закупок вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Также, за те или иные действия, действующее законодательство предусматривает административную ответственность.

В сфере закупок товаров, работ, услуг выделяют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, особое значение имеют следующие:

1) отсутствие состава административного правонарушения;

2) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности [7].

Таким образом, можно выделить следующие меры, которые в отдельности или в совокупности могут способствовать минимизации рисков:

1) требование к обеспечению заявок. При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить

требование к обеспечению заявок, при этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией;

2) проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов;

3) определение ответственности сторон в случае неисполнения, просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом или законом. Как указано ранее, цена контракта является фиксированной, твердой и не только существенным условием для большинства видов договорных обязательств, но и своего рода определяющей величиной, в соответствии с которой рассчитывается штрафы, обеспечение по контракту и иные категории;

4) порядок распределения рисков при возникновении обстоятельств непреодолимой силы. Стороны освобождаются от ответственности друг перед другом за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. чрезвычайных, непредсказуемых и непреодолимых при данных условиях обстоятельств:. стихийные бедствия природного характера (землетрясения, наводнения, пожары, снежные заносы), забастовки, диверсии, запретительные и ограничительные меры органов государственной власти, а также другие, признанные таковыми арбитражным судом;

5) предусмотренный порядок и основания расторжения контракта, а также порядок разрешения споров. К примеру, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством. Для урегулирования споров и разногласий, связанных с исполнением контракта, стороны могут устанавливать обязательное соблюдение претензионного порядка.

Однако, в современных условиях, основываясь на практике применения норм действующего законодательства, необходимо предложить некий общий критерий распределения рисков в обязательстве, применимый к большей или хотя бы значительной части обязательств, а также переосмыслить взгляды на проблему риска, высказанные в литературе.

Несмотря на достаточное разнообразие способов минимизации рисков в современных отечественных условиях, основываясь на практике применения норм существующей гражданской кодификации, назрело время создать или попытаться создать некий общий критерий распределения рисков в обязательстве, применимый к большей или хотя бы значительной части обязательств, а также критически переосмыслить взгляды на проблему риска, высказанные в отечественной литературе.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС Ко н сул ьта нтПлюс.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.

3. Информационное письмо ВАС Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 165 «О вопросах признания контрактов незаключенным» // СПС Консуль-тантПлюс.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // СПС КонсультантПлюс.

6. Бушев А.Ю. Основы управления рисками в праве // Арбитражные споры. 2008. № 3.

7. Шавылина Ю.А. Стратегия минимизации рисков привлечения к административной ответственности // Корпоративные закупки - 2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. М.: Юриспруденция, 2015. С. 118 - 133.

8. http://www.orioncon.ru/demo_bkb/gloss/minri.htm.

Рецензия

на научную статью преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина Устиновой Валентины Владимировны на тему: «Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел».

Представленная на рецензирование научная статья посвящена исследованию отдельных способов минимизации гражданско-правовых рисков, связанные с заключением контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел. Актуальность исследования обусловлена недостаточным количеством научных разработок, посвященных названной теме, а также особой практической значимостью правового аспекта минимизации рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел.

Автором выделены общепринятые и специальные понятия минимизации рисков; представлена классификация рисков, определяемых на стыке междисциплинарных знаний экономики и права; проанализированы основные причины возникновения названной правовой категории; предложены способы минимизации гражданско-правовых рисков, в сфере закупок для нужд органов внутренних дел, сформулировано понятие «минимизация риска».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что научная статья Устиновой В.В. на тему: «Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел» представляет собой завершенное научное исследование, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного вида и может быть рекомендована к опубликованию.

Помощник начальника Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина (по правовой работе) - начальник отделения (правовое отделение), кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции А.В. Максименко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.