Научная статья на тему 'Контрактная система оплаты труда как инструмент управления развитием медицинских организаций в субъектах Российской Федерации'

Контрактная система оплаты труда как инструмент управления развитием медицинских организаций в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1003
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE / МЕДИЦИНА / УСЛУГИ / SERVICES / ОПЛАТА ТРУДА / SALARIES / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATIVE / INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молотков Ю.И., Тоцкая Е.Г.

Предмет. Статья посвящена исследованию процесса реформирования сферы здравоохранения и внедрению новой контрактной системы оплаты труда медицинских работников, разработанной проектной группой для медицинских организаций субъектов Сибирского федерального округа. Объектами исследования являлись медицинские организации субъектов округа. Цели. Разработка проекта новой контрактной системы оплаты труда, стимулирующей деятельность медицинского персонала и развитие медицинских организаций на уровне субъектов Российской Федерации. Методология. Для исследования действующей системы и формирования новых подходов оплаты труда в медицинских организациях использовались структурно-системный анализ, включенное наблюдение, SWOT-анализ, анализ статистических данных, действующих нормативных правовых актов, а также методология функционального моделирования. Результаты. Разработан проект новой контрактной системы оплаты труда медицинских работников, алгоритмы, инструменты, целевая программа ее внедрения в медицинских организациях. Доказано на примере исследуемой медицинской организации, что внедрение контрактной системы оплаты труда повысило удовлетворенность населения качеством и доступность медицинской помощи и основные индикативные показатели медицинской организации. Выводы. Внедрение новой контрактной системы оплаты труда в исследуемой типовой медицинской организации позволило сделать вывод о том, что программно-целевое управление внедрением проекта является инструментом для достижения желаемых прогнозных (проектных) показателей в медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Результаты внедрения и мониторинг индикативных показателей подтверждают повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. Предлагаемая контрактная система оплаты труда может быть использована во всех медицинских организациях субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молотков Ю.И., Тоцкая Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contract system of remuneration as a tool to manage the development of medical organizations in the constituent entities of the Russian Federation

Importance The article studies the health-sector reform process and the implementation of a new contractual system of medical workers’ compensation, developed by the project team for medical organizations of the subjects of the Siberian Federal District. We studied various medical establishments of the District. Objectives We aimed to develop a new draft contract remuneration system, enabling the work of medical personnel and development of medical organizations at the level of the constituent entities of the Russian Federation. Methods For the study of the current system and formation of new approaches to remuneration in medical organizations, we used a structural and system analysis, participant observation, SWOT-analysis, statistics, the existing normative legal acts, and a functional modeling methodology. Results We have developed a draft of a new wage contract system for medical workers, algorithms, tools, and a target program to implement it in health organizations. Using the investigated medical organization case, we proved that the introduction of the contract system provided significant improvements in satisfaction of the population with the quality and availability of medical assistance and the enhancement of key indicative figures of the medical organization. Conclusions and Relevance We conclude that targeted management of the project’s implementation is a tool to achieve the desired forecast (project) indicators in health organizations. The proposed contract system can be used in all medical organizations of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Контрактная система оплаты труда как инструмент управления развитием медицинских организаций в субъектах Российской Федерации»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Социально-экономическая политика

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юрий Иванович МОЛОТКОВа% Елена Геннадьевна ТОЦКАЯЬ

а доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента, ученый секретарь, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация molotkov@sapa.nsk.su

ь кандидат медицинских наук, главный врач ГБУЗ Новосибирской области «Городская поликлиника № 16», Новосибирск,

Российская Федерация

etockaya_glav@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 03.06.2015 Одобрена 08.06.2015

УДК 353.2 (9)

Ключевые слова:

здравоохранение, медицина, услуги, оплата труда, индикативные показатели

Аннотация

Предмет. Статья посвящена исследованию процесса реформирования сферы здравоохранения и внедрению новой контрактной системы оплаты труда медицинских работников, разработанной проектной группой для медицинских организаций субъектов Сибирского федерального округа. Объектами исследования являлись медицинские организации субъектов округа.

Цели. Разработка проекта новой контрактной системы оплаты труда, стимулирующей деятельность медицинского персонала и развитие медицинских организаций на уровне субъектов Российской Федерации.

Методология. Для исследования действующей системы и формирования новых подходов оплаты труда в медицинских организациях использовались структурно-системный анализ, включенное наблюдение, SWOT-анализ, анализ статистических данных, действующих нормативных правовых актов, а также методология функционального моделирования. Результаты. Разработан проект новой контрактной системы оплаты труда медицинских работников, алгоритмы, инструменты, целевая программа ее внедрения в медицинских организациях. Доказано на примере исследуемой медицинской организации, что внедрение контрактной системы оплаты труда повысило удовлетворенность населения качеством и доступность медицинской помощи и основные индикативные показатели медицинской организации.

Выводы. Внедрение новой контрактной системы оплаты труда в исследуемой типовой медицинской организации позволило сделать вывод о том, что программно-целевое управление внедрением проекта является инструментом для достижения желаемых прогнозных (проектных) показателей в медицинских организациях субъектов Российской Федерации. Результаты внедрения и мониторинг индикативных показателей подтверждают повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. Предлагаемая контрактная система оплаты труда может быть использована во всех медицинских организациях субъектов Российской Федерации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Контрактная система оплаты труда как инструмент управления развитием медицинских организаций в субъектах Российской Федерации

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и другими программными документами трендовым направлением в стране является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Сфера здравоохранения требует реформировать механизм предоставления населению медицинских услуг и приблизить их к мировым стандартам [1, 2]. Важнейшей составляющей в решении

поставленных задач является формирование качественно новой кадровой политики в медицинской сфере, а инструментом - изменение мотивационных механизмов в кадровом менеджменте [3, 4].

Анализ научных источников и статистических данных выявил проблемы, существующие в обеспечении кадрами медицинских учреждений, а также в действующей системе оплаты труда в сфере здравоохранения. Одной из основных проблем является острый дефицит медицинских кадров, в том числе среднего медицинского персонала - 270 тыс. чел., врачей - около 40 тыс. чел. Отмечаются неравномерное развитие

здравоохранения в различных регионах Российской Федерации и высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда работников социальной сферы и средней заработной платы по субъектам Федерации, которая отличается в 1,5-2,8 раза. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений составляет около 22,5 тыс. руб., государственных учреждений субъектов Российской Федерации -18,8 тыс. руб., муниципальных учреждений -14,7 тыс. руб. [5-7].

Анализ применения существующей системы оплаты труда показал, что в полной мере решить задачу стимулирования работников здравоохранения с учетом результатов их труда не удалось. Это и определяет недостаточный уровень качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), снижает эффективность деятельности работников по заданным критериям и показателям, создает неудовлетворенность возросших потребностей населения в получении качественных и доступных медицинских услуг [5, 8]. Проблемы, существующие в системе здравоохранения Российской Федерации, необходимо решать путем реформирования сферы здравоохранения. Правительством и профильными министерствами были предприняты значительные усилия по изменению системы оплаты труда, вышло в свет более 60 нормативных правовых актов различного уровня, утверждена дорожная карта, определившая последовательность действий, сроки, необходимое организационное и ресурсное обеспечение здравоохранения. Однако внедрение новой системы оплаты происходит чрезвычайно медленно и с большими трудностями, а медицинские организации столкнулись со сложностями реализации поставленных задач в связи с отсутствием единых рекомендаций, инструментов и механизмов по ее внедрению и сопровождению [9]. В настоящее время российское здравоохранение находится на пороге очередной организационной реформы, которая предусматривает переход медицинских

организаций на новую систему оплаты труда -контрактную. Она отличается от действующей системы новыми инструментами мотивации труда и управления кадровым потенциалом медицинских организаций и направлена на достижение высокого уровня профессиональной деятельности персонала и повышение доступности и качества медицинских услуг для населения субъектов Российской Федерации [10-12].

Проблемы регулирования оплаты труда в медицинских организациях

В медицинских организациях Российской Федерации существуют однотипные проблемы в области оплаты труда и качества оказываемых медицинских услуг населению. Проектная группа декомпозировала основные проблемы

медицинских организаций [13, 14], к которым были отнесены следующие:

• неравномерное развитие здравоохранения в различных регионах Российской Федерации и высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда медицинских работников;

• неудовлетворенность населения уровнем доступности и качеством оказания медицинских услуг;

• недостаточный уровень заработной платы (базового оклада), квалификации и низкая мотивация медицинского персонала в условиях кадрового дефицита;

• чрезмерная регламентация и ограничения в привлечении дополнительных источников финансирования медицинских организаций;

• недостаточный уровень обновления медицинского оборудования и материально-технической базы медицинских организаций.

Анализ приведенного перечня проблем показывает, что существующая практика организации медицинских услуг и оплаты труда не решает в полной мере проблемы мотивации работников на оказание качественных медицинских услуг в медицинских организациях. Действующие нормативы и критерии оценки эффективности труда медицинских работников не обеспечивают оказание услуг на уровне мировых стандартов. В ряде медицинских организаций стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также недостаточная конкурентоспособность медицинских услуг на региональных рынках труда. В результате премирование персонала осуществляется вне зависимости от результатов труда, а только для того, чтобы сохранить имеющиеся кадры, что подтверждается в некоторых работах [15-17].

Современный этап развития социально-экономических и трудовых отношений в социуме, в его материальной и нематериальной сферах требует введение новых мотивационных

инструментов, нацеленных на конечный результат труда. Таким инструментом, который предусматривает концепция реформирования в сфере здравоохранения, является контрактная система труда [13, 18].

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказанных государственных

(муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки работников [19, 20].

В исследовании, проведенном авторами, представлен опыт разработки и внедрения контрактной системы оплаты труда, который осуществлен проектной группой, сформированной из руководителей государственных медицинских организаций Новосибирской и Омской областей в составе Е.Г. Тоцкой, В.В. Мальгиной, А.В. Обухова, ТВ. Реут, ЕЕ. Душеба, ОН. Шеиной, С.В. Войцицкой, А.С. Агеева.

Разработка проекта и программных мероприятий по внедрению контрактной системы в субъектах Сибирского федерального округа осуществлялась в рамках обучения медицинских работников в Сибирском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения».

Этой группой проделана следующая работа:

• подготовлен проект на тему «Разработка и внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях»;

• сформированы алгоритм и процедуры внедрения эффективного контракта;

• определены инструменты регулирования социально-трудовых отношений в медицинских организациях;

• выявлены преимущества и возможные проблемы внедрения новой институциональной формы в системе найма и оценки работников медицинской сферы;

• осуществлена детализация содержания и процедуры внедрения эффективного контракта в качестве инструмента управления кадровым потенциалом медицинских организаций;

• предложена система мотивации и стимулирования труда основного персонала в целях формирования внутренней кадровой политики, а также система кадрового аудита в медицинских организациях;

• предусмотрено измерение результатов профессиональной деятельности персонала, которое существенно повлияет на повышение доступности и качества медицинских услуг населению.

Проектирование и внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях субъектов Российской Федерации

Разработка проекта по внедрению контрактной системы оплаты труда осуществлялась на базе медицинских организаций Новосибирской и Омской областей. При проектировании объектом исследования была принята система оплаты труда в здравоохранении на уровне субъекта Российской Федерации. В качестве объекта внедрения контрактной системы оплаты труда была определена ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 24». Предметами исследования приняты контрактная система оплаты труда и механизмы ее внедрения в медицинских организациях Новосибирской и Омской областей. Основная цель проведенного исследования заключалась в повышении доступности и качества оказания медицинских услуг населению за счет внедрения контрактной системы оплаты труда, стимулирующей деятельность персонала и развитие медицинских организаций на уровне субъектов Российской Федерации.

При этом были определены основные задачи, связанные с разработкой проекта и методики внедрения контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях, а именно:

• проведение анализа действующей системы оплаты труда в медицинской организации и выявление существующих проблем в сфере здравоохранения;

• разработка алгоритма внедрения контрактной системы оплаты труда;

• выработка методики по внедрению контрактной системы оплаты труда;

• обоснование экономической эффективности контрактной системы оплаты труда;

• формирование целевой программы «Разработка и внедрение контрактной системы оплаты труда

в медицинских организациях на период 20142016 гг.».

В ходе исследования действующих систем оплаты труда и деятельности медицинских организаций использовались методы структурно-системного анализа, включенного наблюдения, SWOT-анализа, анализа статистических данных и действующих нормативных правовых актов, а также методы функционального моделирования, экстраполяции и прогнозирования.

Практическая реализация проекта в исследуемой медицинской организации позволила:

• устранить необоснованную дифференциацию в уровне оплаты труда руководителей и персонала организации;

• отменить стимулирующие выплаты персоналу, устанавливаемые без учета показателей эффективности деятельности медицинской организации;

• создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей медицинской организации;

• провести дифференциацию оплаты труда медицинским работникам с учетом объема, сложности и качества работ;

• обеспечить внедрение эффективной контрактной системы оплаты труда;

• обеспечить более широкое распространение контрактной системы и включить механизмы мотивации персонала, направленные на развитие медицинской организации.

Проектные решения по внедрению контрактной системы оплаты труда на примере исследуемой медицинской организации «Городская поликлиника № 24»

Характеристика объекта исследования медицинской организации «Городская поликлиника № 24». Поликлиника предназначена для оказания многопрофильной лечебно-консультативной помощи взрослому и детскому населению Ленинского района Новосибирска. Она рассчитана на 600 посещений в смену и обслуживает 29,2 тыс. чел. Основные характеристики исследуемой базы поликлиники приведены в табл. 1.

Структура учреждения представлена двумя терапевтическими отделениями (14 участков), педиатрическим отделением (6 участков), гинекологическим, стоматологическим

физиотерапевтическим отделениями, отделением лучевой диагностики, районным кабинетом функциональной диагностики, клинической и биохимической лабораториями, стационаром на дому. В поликлинике оборудованы районные нефрологический, пульмонологический, гематологический и гастроэнтерологический кабинеты. Парк оборудования содержит 153 ед. современной медицинской техники. В 2013 г. завершена полная компьютеризация рабочих мест поликлиники (128 ед.).

Материально-техническая база медицинской организации соответствует требуемым нормам оказания медицинских услуг для прикрепленного населения. К основным видам ее деятельности относятся доврачебная медицинская помощь и амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях стационара на дому.

Численность коллектива поликлиники составляет 302 чел., в том числе 89 врачей. Доля специалистов с высшей квалификационной категорией составляет 35%.

Количество основных работников на занятых должностях составляет 241 чел., из них в системе обязательного медицинского страхования работает 240 чел.

Количество должностей врачей составляет 112,5 ставки, занято - 93,75 ставки (физических лиц -84).

Количество средних медицинских работники составляет 174 чел., при этом занято 157,5 ставки (физических лиц - 93).

Количество должностей младшего персонала составляет 56 чел., занято 36 ставок (физических лиц - 18).

В исследуемой организации формирование фонда оплаты труда происходит на основании действующей системы оплаты в соответствии с нормативной правовой базой, отраслевым соглашением и требованиями дорожной карты.

Источниками формирования фонда оплаты труда в поликлинике являются:

• оплата за медицинские услуги за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (государственный заказ);

• выплаты стимулирующего характера за обеспечение доступности и качества;

• оплата за услуги по диспансеризации определенных групп взрослого населения;

• оплата за услуги по диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей;

• оплата по родовым сертификатам;

• оплата за услуги по внебюджетной деятельности.

Фонд оплаты труда поликлиники в 2013 г. составлял 78 531 434 руб., в 2014 г. он практически не изменился. Начисление заработной платы в поликлинике происходит в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по г о с у д а р с т в е н н ы м у ч р е ж д е н и я м , подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области на 2014-2016 гг., введенным в действие с 01.01.2014. В соответствии с этим документом работодателю рекомендовано создавать условия для оплаты труда на основе эффективного контракта с работниками в зависимости от результатов и качества труда и повышения качества оказываемых услуг. В целях конкретизации трудовых функций по соответствующим должностям устанавливаются показатели и критерии, отражающие условия и размеры осуществления выплат стимулирующего характера строго в пределах базового фонда оплаты труда.

В настоящее время в поликлинике на основе рекомендаций министерства здравоохранения Новосибирской области действует 10-балльная система оценки качества труда медицинских работников, с учетом которой производятся выплаты стимулирующего характера.

Доля стимулирующих выплат для врачебного персонала составляет 38%, для среднего - 29,7%; доля выплат врачам за совместительство составляет 6,9%, среднему персоналу - 11,8%. При определении стимулирующих выплат

администрация основывается на шести показателях оценки качества работы специалистов, определенных в баллах.

Анализ действующей системы мотивации сотрудников показал недостаточную

эффективность ее влияния на качество оказания медицинских услуг. В результате этого экономические потери, по данным медико-экономической экспертизы и медико-экономического контроля в 2013 г., составили более 1% от средств, предъявленных по счетам за оказанные медицинские услуги. Кроме того, сохраняется недостаточный уровень

удовлетворенности прикрепленного населения качеством оказания и доступностью медицинских услуг (по данным анкетирования, полностью

удовлетворены лишь 76% опрошенных). Выявлено невыполнение плана диспансеризации

определенных групп взрослого населения (в 2013 г. освоено лишь 768 255 руб., или 78% плановых лимитов на этот вид деятельности).

Нормативная правовая база и направления совершенствования оплаты труда в медицинских организациях. Важным этапом работы проектной группы явился анализ нормативной правовой базы по оплате труда в медицинских организациях, который помог органам государственной власти внимательнее отнестись к данной проблеме. За период с 2005 по 2014 г. вышло в свет порядка 65 нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда на федеральном уровне и на уровне региона. Большее количество законодательных актов в настоящее время не обеспечивает желаемую мотивацию труда, направленную на достижение конечного результата, и формирует негативное отношение к дополнительно возникающим требованиям даже в условиях достаточно больших финансовых вливаний в рамках реализации целевой программы «Модернизация здравоохранения» и приоритетного национального проекта «Здоровье». В целом действующие нормативные правовые акты устанавливают лишь общие рамки, поэтому к этим актам требуется разработка механизмов и инструментов внедрения новой системы и форм оплаты труда в здравоохранении.

В первую очередь следует учитывать:

• статью 74 Трудового кодекса Российской Федерации;

• распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государ ственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.»;

• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

• приказ Минтруда России от 18.01.2013 № 21 «О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных «дорожных карт») "Повышение эффективности и качества услуг в сфере

социального обслуживания населения (20132018 годы)"»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 463н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Анализ действующей нормативной правовой базы и существующих систем оплаты труда в здравоохранении, включая статистические данные фактической оплаты труда медицинских работников в Российской Федерации и отдельных регионах, свидетельствует об отсутствии существенных различий и необходимости совершенствования системы оплаты труда во всех регионах страны.

К основным направлениям совершенствования системы оплаты труда в медицинских организациях можно отнести:

• сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации;

• устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда работников учреждений;

• совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности медицинских работников;

• разработку критериев и показателей в медицинских организациях, где они в настоящее время отсутствуют;

• отмену стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности медицинских работников;

• определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

Это требует дополнительных разработок и внедрения новых критериев оценки качества труда, а также применения новых механизмов регулирования мотивации персонала.

Особенности формирования контрактной системы оплаты труда в субъекте Российской Федерации и в исследуемой медицинской организации. В ходе работы был использован программно-целевой метод, позволяющий

осуществить комплексный подход к решению поставленных задач, определены программные мероприятия, охватившие все основные разделы деятельности поликлиники. Поскольку на существующие источники формирования фонда оплаты труда медицинской организации повлиять невозможно, целесообразно изменить

перераспределение структуры этих источников. На это направлены программные мероприятия разработанного проекта.

Совершенствование системы оплаты труда должно осуществляться исходя из необходимости установления зависимости ее повышения от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг на основе:

• введения системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения и работника;

• установления стимулирующих выплат в соответствии с достигнутыми показателями, критериями и условиями их назначения (с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, в локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с работниками учреждений);

• отмены неэффективных стимулирующих выплат.

Проектной группой предложены некоторые усовершенствования в системе стимулирующих выплат при установлении зависимости повышения оплаты труда от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг, а также расширенный перечень критериев для оценки деятельности медицинского персонала (для врачей - 17 критериев, для среднего медицинского персонала -14 критериев, для младшего медицинского персонала - 6 критериев) и введено понятие персонального интегрального коэффициента результативности (ПИКР).

Технология оценки труда сотрудника включает расчет каждого критерия, имеющего натуральную единицу измерения, переводом в баллы: максимальное количество баллов для врачей составляет 100 (количество критериев - 17), для среднего медицинского персонала - 70 (количество критериев - 14), для младшего персонала - 30 (количество критериев - 6).

Этот подход позволил сформировать алгоритм и структуру оценочных показателей, обязательных (повторяющихся для всех категорий врачей) и

дополнительных с учетом специфики их деятельности.

Оценка каждого критерия и интегрального значения всех критериев результативности для конкретной должности осуществляется

ежемесячно внутриучрежденческими экспертными комиссиями на уровне структурных подразделений (1-й уровень) путем заполнения контрольных оценочных форм.

Персональный интегральный критерий

результативности (ПИКР) выставляется ежемесячно в соответствии с отчетной датой, принятой в учреждении, то есть на 10-е число каждого месяца, следующего за отчетным. Эта дата определяется по решению медицинского учреждения и закрепляется во

внутриучрежденческих положениях по оплате и стимулированию труда сотрудников медицинской организации (приказ руководителя).

Интегральная оценка критериев для расчета размера стимулирующих выплат осуществляется по установлению персонального интегрального критерия результативности (эффективности), который рассчитывается по следующей формуле:

ПИКР = К, + К,... К ,

1 2 п'

где п - количество критериев; К - критерий оценки.

Обобщение значений критериев результативности работы каждого сотрудника, переводимого на эффективный контракт, а также последующий перевод критериев в показатели для начисления стимулирующей части оплаты труда осуществляется в общеучрежденческой экспертной комиссии (2-й уровень), которая проверяет обоснованность персонального интегрального критерия результативности и их суммарное значение для всех сотрудников медицинской организации.

Для определения стоимости одного балла необходимо стимулирующую часть разделить на суммарное значение персонального интегрального критерия результативности. Размер

стимулирующей части каждого сотрудника определяется умножением персонального интегрального критерия результативности на стоимость одного балла. Оценка критериев производится в баллах. Кроме того, выводится персональный интегральный коэффициент результативности каждого сотрудника, который учитывается при начислении заработной платы по

предложенной методике. По новой контрактной системе оплаты труда базовая часть заработной платы останется неизменной, а стимулирующие выплаты будут зависеть от объема и качества оказанных услуг каждого работника. При выполнении установленных руководством медицинской организации показателей высокой интенсивности работы и совмещения профессий увеличение заработной платы может составлять до 50% и выше.

Разработчиками проекта был выполнен сравнительный анализ существующей системы оплаты труда и планируемой к внедрению в Российской Федерации и на территории субъекта. Систематизация полученной в ходе работы информации позволила разработать методику внедрения новой системы оплаты труда в медицинской организации, включающую понятийный аппарат, алгоритм и этапы внедрения, индикативные показатели оценки деятельности персонала и методику расчета заработной платы, образцы локальных нормативных правовых актов, контрактов, положений и др.

Алгоритмы и инструменты внедрения новой системы оплаты труда на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Основными механизмами и инструментами реализации новой системы оплаты труда медицинских работников, подготовленными проектной группой, являются:

• алгоритмы внедрения новой системы оплаты труда;

• проект постановления губернатора субъекта Российской Федерации;

• методика внедрения новой системы оплаты труда в медицинской организации;

• целевая программа «Разработка и внедрение новой контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях на период 20142016 гг.» (далее - Программа).

Эти документы были разработаны в ходе исследования и проектирования новой контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях на уровне субъекта Российской Федерации и предложены для внедрения в Омской и Новосибирской областях.

Проектные мероприятия предусматривают исполнение на уровне органов власти субъекта Российской Федерации и на уровне медицинской организации, поэтому были разработаны два алгоритма формирования новой контрактной

системы оплаты труда, которые приведены на рис. 1 и 2.

Для внедрения проекта на территории субъектов Российской Федерации необходимо выполнение ряда мероприятий на уровне органов исполнительной власти, основными из которых являются:

• обсуждение методики на коллегии министерства здравоохранения субъекта Федерации;

• принятие постановления губернатора о внедрении новой системы оплаты труда;

• разработка целевой Программы с выходом на конкретные программные мероприятия и целевые показатели.

При внедрении проекта на уровне медицинской организации (рис. 2.) на начальном этапе предусмотрено создание рабочей группы, включающей руководителя медицинской организации, его заместителей и представителя профсоюзной организации. Важнейшими этапами реализации проекта являются апробирование в условиях пилотной медицинской организации и оценка результатов мониторинга.

При наличии ожидаемых эффектов от внедрения проекта (достижения показателей дорожной карты) он выходит на этап тиражирования. При этом рабочая группа адаптирует методику к условиям конкретной медицинской организации путем разработки собственных программных мероприятий и индикативных показателей. Обязательным условием, предшествующим внедрению новой системы оплаты труда, является принятие контрактной системы на общем собрании коллектива.

Формирование целевой программы внедрения контрактной системы оплаты труда на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В группу, которая разрабатывала проект новой системы оплаты труда, входили руководители государственных медицинских организаций Новосибирской и Омской областей. Им удалось реализовать системный подход к решению стоящих проблем, что позволит оптимизировать оплату труда в системе здравоохранения. В этой связи были разработаны Программа и ее паспорт (форма 1).

Кроме того, были сформированы программные мероприятия, которые охватывают все сферы деятельности медицинской организации, что позволяет внедрить новую контрактную систему оплаты труда.

Мониторинг реализации программных мероприятий целевой программы «Разработка и внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях на период 2014-2016 годов». Программа включает в себя девять разделов и предусматривает систему мониторинга программных мероприятий, приведенных в табл. 2, реализация которых может существенно изменить фонд оплаты труда. Так, внедрение механизмов аутсорсинга в обеспечении деятельности медицинской организации, касающейся организации охраны, способно увеличить фонд на 700 тыс. руб. в год. Сроки внедрения проекта включают контрольные точки и график реализации мероприятий проекта. По точкам контроля эксперты совместно с руководителем пилотной площадки и рабочей группой по внедрению проекта осуществляют оценку состояния реализации проекта. Оценка выполнения программных мероприятий осуществляется в соответствии с мониторингом, приведенном в табл. 2.

На основании мониторинга, проведенного экспертной группой, рассчитывается коэффициент управления реализацией Программы, который дает возможность определить уровень исполнения принимаемых мер по внедрению новой системы оплаты труда и на этом основании разработать дополнительные организационные и

экономические меры, которые позволят достичь более полного исполнения мероприятий. Показатель оптимального управления Программой

К опт можно рассчитать по следующей формуле [14, с. 5-7]:

K опт=( ВП + УР+НР )/£ M О <1,

где ВП - выполненные мероприятия;

УР - успешно реализуемые мероприятия;

НР - нормально реализуемые мероприятия (ПР -плохо реализуемые, НВ - невыполненные);

^ M 0 - общее количество принятых к исполнению мероприятий Программы.

Исполнить Программу на 100% сложно, но расчетный уровень успешной реализации должен быть в пределах от 0,9 до 1. Достижение такого уровня возможно только при четком контроле за реализацией программных мероприятий по срокам исполнения и ответственным лицам.

Мониторинг плановых программных мероприятий по направлениям (табл. 2), которые обеспечивают внедрение новой системы оплаты труда, позволяет вводить корректирующие действия. На основании

значения K опт (уровня управления реализацией проекта внедрения новой системы оплаты труда) необходимо разработать управленческие решения, направленные на две категории принятых мероприятий: на плохо реализуемые и невыполненные. Воздействуя на эти категории, можно изменять (увеличить) значение коэффициента, а значит, управлять процессом реализации Программы, направленной на повышение эффективности работы и достижение показателей дорожной карты. Перечень индикативных показателей для оценки уровня эффективной работы медицинской организации приведен в табл. 3.

Заказчиком и координатором Программы выступило руководство поликлиники № 24, которое ежеквартально направляет в министерство здравоохранения Новосибирской области отчет о ходе выполнения Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляет экспертная комиссия, в состав которой входят заместитель главного врача по экономическим вопросам, специалист отдела кадров, председатель профсоюзного комитета, юрист, заместители главного врача, заведующие отделениями, главная медицинская сестра, начальник отдела автоматизированных систем управления.

Исполнители обеспечивают выполнение мероприятий Программы. На экспертную группу возложены следующие задачи:

• мониторинг внедрения контрактной системы оплаты труда;

• формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;

• обоснование финансирования и отбор первоочередных работ;

• обоснование методического и нормативно-правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

• выполнение плана профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

• формирование корпоративной культуры;

• формирование отчетов исполнения Программы.

Мотивация управленческого персонала к внедрению контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Проектная группа предложила систему мотивации

управленческого персонала, отвечающего за реализацию программных мероприятий Программы, которая будет способствовать более эффективной деятельности персонала. Стимулирование исполнения мероприятий Программы можно осуществить за счет расчета следующих коэффициентов, применяемых для оценки деятельности персонала медицинской организации:

1) коэффициента исполнения мероприятий kим, закрепленных в Программе, который рассчитывается по формуле:

k ,М=И (х )/£ I (*),

где ^ I(х) - количество исполненных мероприятий, закрепленных в Программе;

^ I(х) - количество закрепленных за исполнителем мероприятий;

2) коэффициента исполнения мероприятий в срок ^.м.с, закрепленных в Программе и выполненных в срок, который рассчитывается по формуле:

kи.м.с = Е/и.и (х )/Е 1 з.и ( * ) -

где ^ Iии (х) - количество мероприятий по Программе, исполненных в срок исполнителем;

^ Iзи - количество плановых мероприятий по Программе, закрепленных за исполнителем;

3) коэффициента качества, который определяет непосредственный руководитель, принимающий документальное оформление работником исполнения мероприятий по Программе (стимулирование, основанное на показателях, приведенных ранее, существенно повлияет на реализацию мероприятий по внедрению новой системы оплаты труда, при этом коэффициент качества должен быть не ниже 0,5.);

4) интегрального коэффициента £и- который учитывает степень влияния управленца на конечный результат (предусматривает жесткое и мягкое стимулирование) и определяется по формуле:

k = k ^ •

и и.м и.м.с >

5) среднеарифметического коэффициента выполнения мероприятий закрепленных в Программе с учетом срока исполнения (мягкое стимулирование), который рассчитывается по формуле:

k = k + k / 2

с и.м и.м.с' •

Ожидаемые результаты от внедрения проекта

Программы:

• выполнение государственного заказа на 100%;

• повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи (90% по результатам анкетирования);

• освоение финансовых лимитов по диспансеризации групп взрослого населения на 100%;

• улучшение квалификационных характеристик основного персонала (повышение доли аттестованных медицинских работников до 97%);

• достижение требований (увеличение заработной персонала в среднем до 50);

• сокращение финансовых потерь от штрафных санкций страховых медицинских организаций (до 0,5% от суммы выставленных счетов за оказанные медицинские услуги);

• достижение экономического эффекта от внедрения новых финансово-хозяйственных механизмов (применение аутсорсинга в деятельности медицинских организаций увеличивает фонд оплаты труда на 700 тыс. руб. в год);

• реализация задач формирования и внедрения новой контрактной системы оплаты труда, направленная на комплексное развитие всех направлений деятельности и достижение нового уровня индикативных показателей медицинских организаций.

дорожной карты платы основного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные выводы исследования:

• программно-целевое управление внедрением новой контрактной системы оплаты труда является инструментом для достижения желаемых прогнозных (проектных) показателей в медицинских организациях субъектов Российской Федерации (Сибирского федерального округа);

• проектирование и моделирование программно-целевого управления внедрением новой контрактной системы позволяет сформировать финансово-экономические, организационно-материальные, трудовые и временные ресурсы, которые необходимы для развития сферы здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации (Сибирского федерального округа);

• формирование алгоритмов внедрения новой контрактной системы оплаты труда дает возможность системно спроектировать целевую программу;

• формирование системы мониторинга и стимулирования позволяет обеспечить реализацию мероприятий Программы и мотивацию управленческого персонала для достижения конечных результатов по внедрению новой контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях субъектов Сибирского федерального округа.

В целом финансовые затраты на реализацию

мероприятий проекта Программы составили

29,85 млн руб.

Таблица 1

Характеристика исследуемой медицинской организации ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 24»

Параметр исследования Значение

Обслуживаемое население, чел. 29 200

Парк оборудования, ед. 153

Оснащенность компьютерами, ед. 128

Количество структурных подразделений, ед. 16

Количество штатных должностей, ед. 420,5

Общая укомплектованность, % 71

Экономические потери,% 1

Доля освоенных плановых лимитов на диспансеризацию, % 78

Удовлетворенность прикрепленного населения качеством и доступностью медицинских услуг (по данным анкетирования), % 76

Источник: авторская разработка.

Таблица 2

Мониторинг реализации программных мероприятий по разработке и внедрению новой контрактной системы оплаты труда

Программные мероприятия Всего ВП УР НР ПР НВ

1. Нормативно-правовое обеспечение 2 1 1 0 0 0

2. Организационные мероприятия 8 3 2 3 0 0

3. Документационное сопровождение внедрения проекта 9 3 3 3 0 0

4. Финансовый менеджмент 4 2 1 1 0 0

5. Кадровый менеджмент 5 1 1 2 1

6. Улучшение материально-технической базы 5 0 1 1 0 0

7. Ремонт и подготовка помещений, в том числе 3 0 1 1 1

для размещения оборудования

8. Информатизация и автоматизация 3 0 1 1 1 0

9. Социальная поддержка работников муниципальных лечебно-профилактических учреждений района 2 1 0 0 1 0

Итого 38 11 11 12 4 0

Всего, % 100 28,95 28,95 31,58 10,53 0,00

Источник: авторская разработка.

Примечание: ВП - выполнимые мероприятия, УР - успешно реализуемые мероприятия, НР - нормально реализуемые мероприятия, ПР - плохо реализуемые мероприятия, НВ - невыполнимые мероприятия (выполнение мероприятий в таблице проставлено условно).

Таблица 3

Индикативные показатели для оценки уровня эффективной работы медицинской организации

Индикатор Показатель Значение критерия по годам

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Удовлетворенность населения Количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, % 89,7 89,9 90,1

Уровень мотивации медицинских работников Средний уровень оплаты труда, руб.

В том числе:

• врачей 34 139 38 200 42 000

• среднего медицинского персонала 19 903 21 500 23 700

• младшего медицинского персонала 13 321 14 622 16 200

Самостоятельность руководителя в решении вопросов уровня оплаты труда Эффективность работы медицинской организации

В том числе:

• выполнение объемных показателей плана, % 95 98 100

• минимизация финансовых потерь (штрафные санкции), % 0,8 0,5 0,1

• уровень средней зарплаты, руб. 22 454 24 774 26 300

Уровень квалификации медицинских работников Квалификационные характеристики медицинского персонала

В том числе:

• доля аттестованного медицинского персонала от количества подлежащих аттестации, % 90 92 97

• доля прошедших повышение квалификации, % 100 96 98

Уровень материально-технической базы Реестр медицинского оборудования и медицинской техники, ед. (эффективность использования, %) 153 (89) 161 (94) 170 (100)

Источник: авторская разработка.

Форма 1

Паспорт целевой программы «Разработка и внедрение контрактной системы охраны труда в медицинских организациях на период 2014-2016 годов»

Наименование программы Разработка и внедрение контрактной системы охраны труда в медицинских организациях на период 2014-2016 годов

Основания для разработки Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.». Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

Заказчик Государственное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 24»

Разработчик Рабочая группа

Цель Повышение доступности и качества медицинских услуг населению

Задачи Изучить состояние контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Разработать локальные нормативные правовые акты, которые обеспечат внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Сформировать перечень оборудования для внедрения новых технологий в медицинских организациях, обеспечивающих качественные услуги населению. Обосновать экономическую эффективность от внедрения контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Разработать целевую программу, которая обеспечит внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Разработать методику, обеспечивающую внедрение контрактной системы оплаты труда в медицинских организациях. Сформировать предложения по внедрению проекта «Контрактная система Государственного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 24»

Ожидаемые результаты от реализации Доступность медицинских услуг населению - 100%. Уровень квалификации медицинских работников - 97%. Удовлетворенность населения в медицинских услугах - 90%. Уровень оснащенности материально-технической базы - 100%

Сроки реализации 2014-2016 гг.

Основные исполнители Государственное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 24»

Объемы и источники финансирования Средства обязательного медицинского страхования и внебюджетной деятельности

Мониторинг реализации программных мероприятий Министерство здравоохранения Новосибирской области, главный врач государственного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская поликлиника № 24»

Список литературы

1. Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России. Национальная практика и международный опыт: монография. М.: Экслибрис-Пресс, 2007. 216 с.

2. Вякина И.В., Александров Г.А. Модернизация российской экономики: проблемы и решения // Российское предпринимательство. 2010. № 8-2. С. 19-23.

3. Сувернева А.И. Эффективный контракт как инструмент повышения качества работы и заработной платы // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. № 9. С. 39-42.

4. Семинга Л. Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 9. С. 58-62.

5. Миронов С.П., Арутюнов А.Т., Егорова И.А. и др. Сравнительная количественная оценка эффективности деятельности поликлиник Управления делами Президента Российской Федерации // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2008. № 2. С. 69-79.

6. Стародубов В.И. Проблемы трансформации существующих систем оплаты труда в целях внедрения эффективного контракта в здравоохранение // Менеджер здравоохранения. 2013. № 2. С. 6-15.

7. Стародубов В.И. Эффективный контракт в здравоохранении: возможности и риски // Менеджер здравоохранения. 2013.№ 3. С. 6-15.

8. Кадыров Ф.Н. Эффективный контракт в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2013. № 2.

9. Фролов С.П. Переходим на эффективный контракт // Руководитель бюджетной организации. 2014. № 3. С. 22-25.

10. Гайфутдинова О.С. Инновационная экономика как цель структурной модернизации // В мире научных открытий. 2010. № 3-4. С. 111-114.

11. Голиченко О.Г. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 41-53.

12. Корольков В.Е. Проблемы государственного регулирования инвестиционных процессов в современных условиях российской экономики // Бизнес: Экономика. Маркетинг. Менеджмент. 2008. № 2. С. 18-22.

13. Вялков А.И., Кучеренко В.З. Организационно-методические аспекты снижения рисков в медицинской практике // ГлавВрач. 2006. № 2. URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smzes.htm.

14. Иванов А.В. Эффективный контракт: логика управленческих решений // Здравоохранение. 2013. № 10. С. 50-56.

15. Кицул И.С., Агафонова Е.Н., Алешина Л.Л. и др. Совершенствование работы медицинской организации на основе системы сбалансированных показателей // Здравоохранение. 2012. № 9. С. 50-58.

16. Кицул И.С., Новожилов В.А., Белькова Т.Ю. и др. Применение в ЛПУ технологий бережливого производства // Здравоохранение. 2012. № 8. С. 94-100.

17. Леонтьева Л.С., Орехов С.А. и др. Системный подход к формированию организационно-управленческих инноваций в сфере здравоохранения // Интеграл. 2012. № 2. С. 12-13.

18. Дорожкина О.К. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия // Российское предпринимательство. 2011. № 1-2. C. 83-88.

19. Расторгуева Т.И., Щепин В.О. Перспективная модель управления человеческими ресурсами медицинского учреждения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 1. С. 27-31.

20. Нестеров С.Е. Переход на эффективный контракт // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 11. С. 18-28.

С. 66-77.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Socioeconomic Policy

THE CONTRACT SYSTEM OF REMUNERATION AS A TOOL TO MANAGE THE DEVELOPMENT OF MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yurii I. MOLOTKOVa% Elena G. TOTSKAYAb

a Siberian Institute of Management, Branch of RANEPA, Novosibirsk, Russian Federation molotkov@sapa.nsk. su

b Novosibirsk Municipal Polyclinic No. 16, Novosibirsk, Russian Federation etockaya_glav@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Corresponding author

Article history:

Received 3 June 2015 Accepted 8 June 2015

Keywords: healthcare, services, salaries, indicative, indices

Abstract

Importance The article studies the health-sector reform process and the implementation of a new contractual system of medical workers' compensation, developed by the project team for medical organizations of the subjects of the Siberian Federal District. We studied various medical establishments of the District.

Objectives We aimed to develop a new draft contract remuneration system, enabling the work of medical personnel and development of medical organizations at the level of the constituent entities of the Russian Federation.

Methods For the study of the current system and formation of new approaches to remuneration in medical organizations, we used a structural and system analysis, participant observation, SWOT-analysis, statistics, the existing normative legal acts, and a functional modeling methodology. Results We have developed a draft of a new wage contract system for medical workers, algorithms, tools, and a target program to implement it in health organizations. Using the investigated medical organization case, we proved that the introduction of the contract system provided significant improvements in satisfaction of the population with the quality and availability of medical assistance and the enhancement of key indicative figures of the medical organization. Conclusions and Relevance We conclude that targeted management of the project's implementation is a tool to achieve the desired forecast (project) indicators in health organizations. The proposed contract system can be used in all medical organizations of the constituent entities of the Russian Federation.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Biryukova N.B. Innovatsionnye aspekty upravleniya sistemoi zdravookhraneniya sovremennoi Rossii. Natsional'naya praktika i mezhdunarodnyi opyt: monografiya [Innovative aspects of management of the health system of modern Russia. National practices and international experience: a monograph]. Moscow, Ekslibris-Press Publ., 2007, 216 p.

2. Vyakina I.V., Aleksandrov G.A. Modernizatsiya Rossiiskoi ekonomiki: problemy i resheniya [Modernization of the Russian economy: problems and solutions]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, no. 8-2, pp. 19-23.

3. Suverneva A.I. Effektivnyi kontrakt kak instrument povysheniya kachestva raboty i zarabotnoi platy [Effective contract as a tool to enhance the quality of work and wages]. Otdel kadrov gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) uchrezhdeniya = The Human Resources Department of State (Municipal) Institution, 2013, no. 9, pp. 39-42.

4. Seminga L. Oformlenie trudovykh otnoshenii pri vvedenii effektivnogo kontrakta [Registration of labor relations when introducing an effective contract]. Uchrezhdeniya kul'tury i iskusstva: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Institutions of Culture and Art: Accounting and Taxation, 2013, no. 9, pp. 58-62.

5. Mironov S.P., Arutyunov A.T., Egorova I.A. et al. Sravnitel'naya kolichestvennaya otsenka effektivnosti deyatel'nosti poliklinik Upravleniya delami Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [A comparative quantification of the effectiveness of activities of the clinics of the Administrative Department of the President of the Russian Federation]. KremljovskayaMedicina. Clinichesky Vestnik, 2008, no. 2, pp. 69-79.

6. Starodubov V.I. Problemy transformatsii sushchestvuyushchikh sistem oplaty truda v tselyakh vnedreniya effektivnogo kontrakta v zdravookhranenie [Problems of transformation of the existing payment systems in order to implement the effective healthcare contract]. Manager Zdravoochranenia, 2013, no. 2, pp. 6-15.

7. Starodubov V.I. Effektivnyi kontrakt v zdravookhranenii: vozmozhnosti i riski [Effective contract in healthcare: opportunities and risks]. Manager Zdravoochranenia, 2013, no. 3, pp. 6-15.

8. Kadyrov F.N. Effektivnyi kontrakt v zdravookhranenii [An effective contract in healthcare]. Manager Zdravoochranenia, 2013, no. 2, pp. 66-77.

9. Frolov S.P. Perekhodim na effektivnyi kontrakt [Adoption of the effective contract]. Rukovoditel' byudzhetnoi organizatsii = Head of the Budget Organization, 2014, no. 3, pp. 22-25.

10. Gaifutdinova O.S. Innovatsionnaya ekonomika kak tsel' strukturnoi modernizatsii [Innovation economy as a goal of structural upgrading]. V mire nauchnykh otkrytii = In the World of Scientific Discoveries, 2010, no. 3-4, pp. 111-114.

11. Golichenko O.G. Modernizatsiya i reformirovanie innovatsionnoi strategii Rossii: problemy i resheniya [Modernization and reform of the innovation strategy of Russia: problems and solutions]. Voprosy Ekonomiki, 2010, no. 8, pp. 41-53.

12. Korol'kov V.E. Problemy gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnykh protsessov v sovremennykh usloviyakh rossiiskoi ekonomiki [Problems of the State regulation of investment processes in modern conditions of the Russian economy]. Biznes: Ekonomika. Marketing. Menedzhment = Business: Economy. Marketing. Management, 2008, no. 2, pp. 18-22.

13. Vyalkov A.I., Kucherenko VZ. Organizatsionno-metodicheskie aspekty snizheniya riskov v meditsinskoi praktike [Organizational and methodological aspects of risk reduction in medical practices]. GlavVrach = Chief Physician, 2006, no. 2. Available at: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smzes.htm. (In Russ.)

14. Ivanov A.V. Effektivnyi kontrakt: logika upravlencheskikh reshenii [An effective contract: the logic of management decisions]. Zdravookhranenie = Healthcare, 2013, no. 10, pp. 50-56.

15. Kitsul I.S., Agafonova E.N., Aleshina L.L. et al. Sovershenstvovanie raboty meditsinskoi organizatsii na osnove sistemy sbalansirovannykh pokazatelei [Improving the work of medical organizations on the basis of balanced scorecard]. Zdravookhranenie = Healthcare, 2013, no. 10, pp. 50-56.

16. Kitsul I.S., Novozhilov V.A., Bel'kova T.Yu. et al. Primenenie v LPU tekhnologii berezhlivogo proizvodstva [Applying the lean technology in medical preventive institutions]. Zdravookhranenie = Healthcare, 2012, no. 8, pp. 94-100.

17. Leont'eva L.S., Orekhov S.A. et al. Sistemnyi podkhod k formirovaniyu organizatsionno-upravlencheskikh innovatsii v sfere zdravookhraneniya [A systems approach to the formation of organizational and managerial innovation in healthcare]. Integral, 2012, no. 2, pp. 12-13.

18. Dorozhkina O.K. Strategicheskoe planirovanie innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Strategic planning of the innovative development of the enterprise]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 1-2, pp. 83-88.

19. Rastorgueva T.I., Shchepin V.O. Perspektivnaya model' upravleniya chelovecheskimi resursami meditsinskogo uchrezhdeniya [A promising model of human resource management of a medical institution].

Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Issues of Social Hygiene, Health and Medical History, 2009, no. 1, pp. 27-31.

20. Nesterov S.E. Perekhod na effektivnyi kontrakt [Moving to the effective contract]. Oplata truda v gosudarstvennom (munitsipal'nom) uchrezhdenii: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Remuneration in Public (Municipal) Institution: Accounting and Taxation, 2013, no. 11, pp. 18-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.