Столыпинский вестник №3/2022
Научная статья Original article УДК 78.05
Êt
Столыпинский вестник
КОНТРАБАС В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА: К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШКОЛ
DOUBLE BASS IN THE PERFORMING ARTS OF THE XXI CENTURY: TO THE PROBLEM OF THE FUNCTIONING OF SCHOOLS
Пан Юаньли - магистрант, Оркестровый факультет Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, г. Казань, Российская Федерация
Pan Yuanli - Master's student, Orchestra Faculty of the Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov, Kazan, Russian Federation
Аннотация: В статье представлены результаты исследования одной из проблемных сфер в музыкознании, имеющие значимость для использования понятия «школа». Ракурс исследования приобретает актуальность в связи с уточнением контента феномена «школа» и с его интерпретацией, а также с отсутствием исследований в области исполнительства и обучения игре на контрабасе в мире в XXI веке. Автор выделяет наиболее известные в настоящее время в мире контрабасовые школы и кратко, насколько это позволяют масштабы статьи, приводит особенности их становления и развития. Полученные результаты могут представлять интерес для всех, кто
1539
интересуется проблемами музыкально-исполнительских школ, а также проблемами и историей развития искусства игры на контрабасе.
S u m m a r y: ^e article presents the results of a study of one of the problematic areas in musicology that are relevant for the use of the concept of "school". The perspective of the study becomes relevant due to the clarification of the content of the phenomenon of "school" and its interpretation, as well as the lack of research in the field of performance and learning to play the double bass in the world in the XXI century. The author highlights the most famous contrabass schools in the world at present and briefly, as far as the scope of the article allows, gives the features of their formation and development. The results obtained may be of interest to anyone who is interested in the problems of music and performing schools, as well as the problems and history of the development of the art of playing the double bass.
Ключевые слова: контрабас, музыкальное искусство, музыкальное образование, исполнение, школа
Keywords: double bass, musical art, musical education, performance, school
Исполнительство на контрабасе имеет свою уникальную историю, в которой нашли свое место знаменитые исполнители, педагоги и композиторы. В настоящее время исполнительство на этом инструменте находится на очень высоком уровне, о чем свидетельствуют достижения таких известных контрабасистов как Кристин Хук, Джефф Брадетич, Михаэль Карг, Роман Патколо, Доминик Вагнер, Рустем Габдуллин, Евгений Левинзон и др. В становлении мастерства этих музыкантов свою весьма значимую роль сыграли контрабасовые школы.
Феномен «школа» в сферах музыкального искусства и образования представляется довольно сложным и, к тому же, не нашедшим однозначного понимания у исследователей. На основании обобщения результатов анализа многочисленных источников под школами мы понимаем образовательные
1540
организации, осуществляющие подготовку исполнителей и педагогов, обладающие чертами преемственности по отношению к традициям, стилевым нормам, художественным чертам, методам и подходам к обучению, репертуару, методическому и дидактическому сопровождению учебного процесса.
Необходимо иметь в виду, что «школы» в сфере музыкального искусства могут отражать два направления: исполнительское и образовательное, и это вносит определенные нюансы в понимание феномена «школа». Также необходимо иметь в виду, что понятие «школа» может быть интерпретировано как собирательное, поскольку в пределах одного государства или анклава могут функционировать значительное число учебных заведений, готовивших исполнителей и педагогов по установившимся в них правилам и нормам. Это можно отнести к современным итальянской, чешской, американской и некоторым другим контрабасовым школам.
Как известно, первыми консерваториями, в которых начало осуществляться обучение игре на контрабасе, были Миланская и Пражская, которые «со дня своего основания (первая с 1808 и вторая - с 1811 года) ввели в учебный план обучение на контрабасе» [1. С.27]9. Впоследствии классы контрабаса стали открываться во многих музыкальных учебных заведениях Европы, в том числе и в России. В XIX веке признание получили итальянская, немецкая, чешская школы, которые готовили высокопрофессиональных исполнителей на контрабасе. Эти школы славилась именами замечательных педагогов и исполнителей, к числу которых следует отнести наиболее ярких и поистине блестящих контрабасистов: Д. Драгонетти, Д. Ботеззини, Й. Шпергера и др.
В течение времени эти школы претерпевали значительные изменения в своем развитии. Рассмотрим это на примере некоторых школ.
9 Согласно Б.В. Доброхотову, развитие получили «две основные школы - итальянская и чешская, отличающиеся по постановке, конструкции смычка, аппликатуре, даже инструменту (трех- или четырехструнному) [1. С.27].
1541
Итальянская школа. Обучение на контрабасе Италии в начале XIX века велось в разных городах (Милане, Риме и др.), в которых в качестве педагогов работали опытные исполнители. В настоящее время обучение игре на контрабасе осуществляется в университетах и консерваториях Италии, которая (впрочем, как и Чехия) в настоящее время утратила роль ведущего центра обучения на контрабасе. Об этом может свидетельствовать скромный список выдающихся исполнителей на контрабасе, из которых наиболее выделяются Франко Петракки и Энрике Фагоне. Центрами подготовки контрабасистов в Италии были и поныне является Conservatorio Santa Cecilia в Риме.
Чешская школа была, пожалуй, самой представительной из всех школ в XIX веке. «Выдающимися чешскими контрабасистами были Вацлав Гаузе, Иосиф Граббе, Франц Симандль и Густав Ласка. Выходцем из Чехии был и Иосиф Ромбаусек (1845-1901), некоторое время преподававший в Московской консерватории. Среди его учеников был, в частности, Сергей Кусевицкий» -отмечал Р. Азархин [2]. В настоящее время в Чехии академический и джазовый контрабас преподают в Академии исполнительских искусств при Пражской академии искусств и на факультете музыки Академии Яначека в Брно.
Одной из лучших можно считать немецкую школу, которая наследовала опыт чешской и итальянской школ. Необходимо отметить, что немецкие контрабасисты Иоганн Маттиас Шпергер и Йозеф Кемпфнер брали уроки игры на контрабасе у Ф. Пихельбергера, музыканта из капеллы Диттерсдорфа, об учителях которого, к сожалению, ничего не известно [3]. Немецкая школа оставалась весьма успешной и представительной в течение всего времени ее существования. В настоящее время ее яркими представителями являются Клаус Трумпф, Клаус Штолль, Кристин Хук, Михаэль Карг, получившие образование и исполнительскую подготовку в университетах Мюнхена, Нюрнберга, Берлина, Франкфурта, Кельна.
1542
Американская контрабасовая школа. История американской контрабасовой школы имеет относительно небольшой период развития. Подготовка исполнителей на контрабасе в США была связана с двумя факторами: появлением в США симфонических оркестров в середине XIX века10 и с развитием джаза11.
В первых симфонических оркестрах в США на контрабасе играли эмигранты, поскольку в стране не существовало образовательных учреждений, в которых велось бы обучение игре на этом инструменте. По мере появления симфонических оркестров партии контрабаса в них стали исполнять профессионально подготовленные музыканты, что было связано с открытием первых музыкальных образовательных учреждений в США12.
Джазовое направление в преподавании контрабаса в США шло другим путем. «На протяжении всей ранней истории джаза контрабасисты либо изучали инструмент неформально, либо вначале получали классическую подготовку» [4]. Лишь в 1980-х и 1990-х годах колледжи и университеты начали вводить дипломы и степени по джазовому исполнению.13 В Джульярдской школе курс исполнительского мастерства для джазовых музыкантов был открыт только в 2001 году.
В США имеется достаточно широкая сеть образовательных организаций, но говорить о единой контрабасовой школе сложно. Среди образовательных центров следует выделить Джульярдскую школу -старейшую и ведущую образовательную организацию в США и Институт Кертиса в Филадельфии14, в которых существуют свои традиции в обучении,
10 Одним из первых в США был Нью-Йоркский филармонический симфонический оркестр (1824), ознаменовавший свое рождение исполнением 5-й симфонии Бетховена под руководством его первого руководителя и дирижера Урели Корелли Хилла [4].
11 В диксиленде контрабас заменял низкие духовые инструменты тубу и сюзафон и к 1920 году вытеснил их из ансамблей. Из-за тихого звучания контрабаса пришлось использовать прием «шлепка» - пиццикато и удара по струнам, что было значительно громче.
12 Первая консерватория была открыта в США в 1885 году.
13 См. информацию с сайта М1р8://цг^цг.Ьтощ.рге88/"тк1/ОоиЪ1е Ъа88#Гогта1 1гатша[5].
14 Так, знаменитый «американский басист Оскар Г. Циммерман (1910-1987), известный своим преподаванием в Музыкальной школе Истмана и в течение 44 лет в Национальном музыкальном лагере Шег1оЛеп в Мичигане» [5] получил профессиональное музыкальное образование в Институте музыки Кертиса, где он учился у главного басиста Филадельфийского оркестра Антона Торелло и опирался в преподавании контрабаса на классико-академические традиции.
1543
а также ряд колледжей и университетов, обеспечивающих высокий уровень подготовки контрабасистов.
В настоящее время контрабасовое исполнительское искусство США представлено плеядой замечательных исполнителей на контрабасе джазового и академического направлений, к числу которых следует отнести Джеффа Брадетича, Рона Картера, Чарльза Мингуса и многих других.
Российская контрабасовая школа. В России в XIX веке стала образовываться своя довольно представительная школа игры на контрабасе, воспитавшая значительное число талантливых исполнителей-контрабасистов. Основы российской контрабасовой школы были заложены представителями европейских контрабасовых школ. Так, в Петербургской консерватории первым педагогом по классу контрабаса был итальянец Д. Ферреро. Первым преподавателем игры на контрабасе в Московской консерватории был немецкий музыкант Густав Шпеккин, получивший образование в Германии, а затем класс контрабаса вел чех Иосиф Ромбаусек, у которого учился выдающийся представитель российской контрабасовой школы С.А. Кусевицкий - солист-виртуоз, композитор и дирижер Бостонского симфонического оркестра (США) [6] .
Необходимо заметить, что российская контрабасовая школа отличается от других тем, что обладает признаками цельности и единства: в пределах России невозможно говорить о существовании отдельных региональных школ (московской, петербургской и т.д.), поскольку обучение контрабасистов ведется в средних и высших учебных заведениях, объединенных не только Федеральными государственными образовательными стандартами, но установками и традициями, которые сформировались со времен основания первых российских консерваторий и получили развитие у выдающихся преподавателей по классу контрабаса и у исполнителей: И. Гертовича, В.Проскурнина, А. Милушкина, В. Зиновича, А. Астахова, В. Шестакова, Р. Азархина [1]. В настоящее время российская школа может быть представлена
1544
именами выдающихся педагогов и исполнителей: Габдуллина Р. И., Кекшоева М. Н., Колосова Е. А. и многих других.
На основании изучения проблемы и анализа фактов и источников можно констатировать, что судьба контрабасовых школ в мире определялась геополитическими и культурными факторами и процессами. Так, в процессе еще большего сближения государств и культур в Европе, начавшегося после 1945 года, ранее признанные отдельные контрабасовые школы (итальянская, французская, чешская) стали терять свои особенные черты и лидирующие позиции, о чем можно судить на основании деятельности представителей этих школ. На этом основании можно выделить немецко-австрийскую, российскую школы, а также ряд отдельных образовательных организаций мира (например, Джульярдскую) в которых в настоящее время работают лучшие представители контрабасового исполнительского искусства и педагоги, готовящие контрабасистов высокого уровня.
Литература
1. Контрабас: история и методика: учеб. пособие для муз. вузов /ред.-сост. Б. В. Доброхотов. Москва: Музыка, 1974.
2. Азархин Р. О контрабасе... // Все о контрабасе [Сайт] // - URL: https://www.laubach-ru.de/40271741531 .html (Дата обращения: 26.06.2022)
3. Жизнь и судьба контрабаса // - URL: https://www.belcanto.ru/11081828.html (Дата обращения: 22.07.2022)
4. Микаберидзе И.А. Музыкальная культура США XVII - XIX вв.: краткий исторический обзор // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 11-2, 2017. Стр.36-39.
5. Double bass. [Сайт] // - URL: https://www.hmong.press/wiki/Double bass#Formal training (Дата обращения: 2.07.2022)
6. Раков Л.В. История контрабасового искусства. М., 2005.
1545
Literature
1. Double bass: history and methodology : studies. a manual for the muses. universities / ed.-comp. B. V. Dobrokhotov. Moscow : Muzyka, 1974.
2. Azarkhin R. About the double bass... // All about the double bass [Website] // - URL: https://www.laubach-ru.de/40271/41531.html (Accessed: 06/26/2022)
3. The life and fate of the double bass // - URL: https://www.belcanto.ru/11081828.html (Accessed: 07/22/2022)
4. Mikaberidze I.A. Musical culture of the USA of the XVII - XIX centuries: a brief historical review // Actual problems of humanities and natural sciences, No. 11-2, 2017. pp.36-39.
5. Double bass. [Site] // - URL: https://www.hmong.press/wiki/Double_bass#Formal_training (Accessed: 2.07.2022)
6. Rakov L.V. History of contrabass art. M., 2005.
© Пан Юанъли 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №03/2022
Для цитирования: Пан Юаньли КОНТРАБАС В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА: К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШКОЛ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №03/2022
1546