Научная статья на тему 'Контрабанда по уголовному кодексу РФ: статистика совершенных преступлений и эволюция уголовной ответственности по российскому законодательству'

Контрабанда по уголовному кодексу РФ: статистика совершенных преступлений и эволюция уголовной ответственности по российскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3257
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / СТ 2001 УК РФ / СТ 2261 УК / СТ 2291 УК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черепков Денис Сергеевич

Произвести обзор совершенных контрабандных преступлений, предусмотренных ст. ст. 2001, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации, проанализировать количество совершенных преступлений за 2012 и 2013 года, а также исследовать необходимость изменения понятия крупного и особо крупного размера в указанных статьях. Выводы. Количество совершенных преступлений, предусмотренных ст. ст. 2001, 2261 и 2291 Уго-ловного кодекса Российской Федерации, ежегодно возрастает. Большое количество преступлений ст. 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершаемых в крупном размере, объясняется в частности установленным законодателем очень низким пороговым значением для определения крупного размера. Создание системной совместной работы таможенных органов Таможенного союза, а также их взаимодействие с органами внутренних дел государств-членов Таможенного союза. Социальные последствия. Прогрессивная динамика роста контрабандных преступлений благодаря привлечению новых участников внешнеэкономической деятельности на российский рынок, т.к., во-первых, с 1 января 2015 года заработает Евразийский экономический союз, способствующий свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, во-вторых, постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин до 2017 года в рамках программы вступления Рос-сии в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical review of contraband crimes of the Criminal Code of the Russian Federation

Aim. Review the accomplished contraband crimes in accordance with Articles 2001, 2261 and 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation, to analyze the quantity of crimes committed in 2012 and 2013, as well as to explore the need to change the definition of grand and in especially big amount of a forecited Articles. Results. Quantity of accomplished contraband crimes according with Articles 2001, 2261 and 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation is increasing every year. A large quantity of crimes in accordance with Article 2261 Criminal Code of the Russian Federation is explained by very low scale of threshold of the definition of grand amount established by legislator. Creation a system of joint work of customs authorities of the Customs Union, as well as their interaction with internal agencies of the Members Customs Union. Social consequences. Progressive growth of contraband crimes by attracting new participants foreign trade economic activities on the Russian market, because, firstly, 01.01.2015 the Eurasian Economic Union will start to work, promoting free moving of goods, services, capital and labor, and secondly, a gradual reduction of import customs duties to 2017 within the framework of Russia's WTO accession.

Текст научной работы на тему «Контрабанда по уголовному кодексу РФ: статистика совершенных преступлений и эволюция уголовной ответственности по российскому законодательству»

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

5.11. КОНТРАБАНДА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ: СТАТИСТИКА СОВЕРШЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЭВОЛЮЦИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Черепков Денис Сергеевич, аспирант. Место учебы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Подразделение: кафедра уголовного права. E-mail: avenrodn@rambler.ru

Аннотация

Задача. Произвести обзор совершенных контрабандных преступлений, предусмотренных cm. от. 2001, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации, проанализировать количество совершенных преступлений за 2012 и 2013 года, а также исследовать необходимость изменения понятия крупного и особо крупного размера в указанных статьях.

Выводы. Количество совершенных преступлений, предусмотренных cm. cm. 2001, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации, ежегодно возрастает. Большое количество преступлений от. 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершаемых в крупном размере, объясняется в частности установленным законодателем очень низким пороговым значением для определения крупного размера. Создание системной совместной работы таможенных органов Таможенного союза, а также их взаимодействие с органами внутренних дел государств-членов Таможенного союза.

Социальные последствия. Прогрессивная динамика роста контрабандных преступлений благодаря привлечению новых участников внешнеэкономической деятельности на российский рынок, т.к., во-первых, с 1 января 2015 года заработает Евразийский экономический союз, способствующий свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, во-вторых, постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин до 2017 года в рамках программы вступления Рос-сии в ВТО.

Ключевые слова: контрабанда, cm. 2001 УК РФ, cm. 2261 УК, cm. 2291 УК.

ANALYTICAL REVIEW OF CONTRABAND CRIMES OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Cherepkov Denis Sergeevich, postgraduate student. Place of study: National research university «Higher School of eco-nomics». Department: Criminal law chair. E-mail: avenrodn@rambler.ru

Annotation

Aim. Review the accomplished contraband crimes in accordance with Articles 2001, 2261 and 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation, to analyze the quantity of crimes committed in 2012 and 2013, as well as to explore the need to change the definition of grand and in especially big amount of a forecited Articles.

Results. Quantity of accomplished contraband crimes according with Articles 2001, 2261 and 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation is increasing every year. A large quantity of crimes in accordance with Article 2261 Criminal Code of the Russian Federation is explained by

very low scale of threshold of the definition of grand amount established by legislator. Creation a system of joint work of customs authorities of the Customs Union, as well as their interaction with internal agencies of the Members Customs Union.

Social consequences. Progressive growth of contraband crimes by attracting new participants foreign trade economic activities on the Russian market, because, firstly, 01.01.2015 the Eurasian Economic Union will start to work, promoting free moving of goods, services, capital and labor, and secondly, a gradual reduction of import customs duties to 2017 within the framework of Russia's WTO accession.

Keywords: contraband, Article 2001 of the Criminal Code of the Russian Federation, Article 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation, Article 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Во многих странах современного мира контрабанда признается одним из самых опасных видов преступной деятельности, так как она наносит большой ущерб экономическим интересам любого государства, в том числе Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь, которые в настоящее время являются государствами-членами Таможенного союза, а с 1 января 2015 года - государствами-членами Евразийского экономического союза [Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс»].

На сегодняшний день контрабанда считается наиболее распространенным преступлением, совершаемым в сфере таможенного дела, существующим практически во всех государствах. Основанием возникновения контрабанды является наличие в государствах перечня или списка товаров, перемещение которых через таможенную границу государства запрещено или ограничено. Соответственно, перемещение запрещенных или ограниченных к перемещению товаров порождает появление контрабанды. Стоит добавить, что ограниченным к перемещению могут быть не только товары, но и наличные денежные средства. Речь идет об ограничении в перемещение через таможенные границы государств определенных сумм наличных денежных средств. Такие меры предприняты государствами в рамках реализации комплекса мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений.

Ранее в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) контрабанда была предусмотрена от. 188 УК РФ. Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ) были внесены изменения в УК РФ, согласно которым от. 188 УК РФ «Контрабанда» утратила силу ДСобрание законодательства РФ, 2011. № 50. Ст. 7362.]. Важно отметить, что дек-риминализовалось уголовное преступление за так называемые «денежную» и «товарную» контрабанды, и указанным Федеральным законом в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» была введена от. 2261 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его

180

КОНТРАБАНДА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ Черепков Д.С.

доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, а в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» была введена от. 2291 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Что касается «денежной» контрабанды, то законодатель вернул состав контрабанды товаров в виде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в Особенную часть УК РФ только 30.06.2013 (от. 2001 УК РФ).

До внесения соответствующих изменений «товарная» контрабанда в уголовном законодательстве Российской Федерации рассматривалась как преступление в сфере экономической деятельности в связи с тем, что ее предметом являлись в первую очередь обычные товары (например, ювелирные и меховые изделия, одежда и другие товары) [Приговор Головинского районного суда города Москвы от 13.09.2011 по делу № 1-470/11 // СПС «КонсультантПлюс»; Приговор Шебекинского районного суда Белгородской области от 12.01.2010 // СПС «КонсультантПлюс»; Приговор Октябрьского районного суда города Краснодара от 18.02.2010 по делу № 1-75/2010 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.12. 2010 № 338-П10 // СПС «КонсультантПлюс»], незаконное перемещение которых через таможенную границу рассматривалось как посягательство на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Наряду с обычными товарами к предметам контрабанды относились и предметы, оборот которых был запрещен или ограничен.

Таким образом, Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ, российский законодатель из одного декриминализованного состава преступления контрабанды, ранее предусмотренного от. 188 УК РФ, получил два новых самостоятельных состава преступления.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Собрание законодательства РФ, 2013, № 27, Ст. 3442], внесены изменения в от. 2261 УК РФ, в соответствии с которыми была установлена уголовная ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Такие нововведения в законодательстве служат противодействию преступным посягательствам в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и водных биологических ресурсов.

В связи с тем, что от. от. 2261 и 2291 УК РФ начали действовать только с 08.12.20111, анализ статистических данных, состояния и динамики контрабанд-

ных преступлений приведен, начиная с 01 января 2012 г.

Согласно статистике, представленной на официальном интернет-портале МВД России, в 2012 году было зарегистрировано 129 преступлений, квалифицированных по от. 2261 УК РФ [Официальный интернетпортал МВД России- http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/ (Состояние преступности за определенный период времени)]. Из них предварительно расследовано 34 преступления, т.е. каждое четвертое преступление было раскрыто.

Кроме того, из 129 зарегистрированных преступлений 98 были совершены в крупном размере. В соответствии со от. 226.1 УК РФ незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации в крупном размере предусмотрено только для стратегически важных товаров и ресурсов1 2 или культурных ценностей. Соответственно 75 % совершаемых преступлений, квалифицированных по рассматриваемой статье относятся к незаконному перемещению стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей. Такое большое количество преступлений, совершаемых в крупном размере, объясняется установленным законодателем очень низкого порогового значения для определения крупного размера. Так, согласно примечаниям 2 и 4 к от. 2261 УК РФ крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов признается их стоимость, превышающая один миллион рублей, а для культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей. Следовательно, лицо, которое незаконно ввезло на таможенную территорию Таможенного союза 715 граммов золота3, будет привлекаться к уголовной ответственности по от. 2261 УК РФ. До введения в действия от. 2261 УК РФ, при контрабанде по от. 188 УК РФ, крупным размером до 9 апреля 2010 года считалалась сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а в период с 09.04.2010 до 08.12.2011 - сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей4. Получается, что динамика крупного размера при контрабанде варьировалась от 250000 рублей в сторону увеличения к 1500000 рублей и теперь уменьшилась до 1000000 рублей. Однако, остается непонятным причина уменьшения законодателем минимального порогового значения определения крупного размера.

Такое минимальное пороговое значение определения крупного размера в дальнейшем будет способствовать прогрессивной динамике совершения преступлений по от. 2261 УК РФ, и в частности, в отношении стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей. Этот вывод также подтверждается

1 В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru -08.12.2011).

2 Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Например, к таким товарам относятся янтарь, драгоценные металлы, лесоматериалы и др.

3 Расчет приведен по состоянию на 06.06.2014 по курсу Банка России, где 1 397,28 рублей за 1 грамм золота.

4 09.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", изменяющий сумму крупного размера.

181

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

анализом статистики совершенных преступлений по ст. 2261 УК РФ в 2013 году.

Между тем, в 2012 году по от. 2291 УК РФ было зарегистрировано 1401 преступления. Из них было раскрыто 504 преступления, следовательно, как минимум каждое третье совершенное преступление было раскрыто органами внутренних дел Российской Федерации.

Стоит отметить, что количество совершенных преступлений по от. 2291 УК РФ в 10,8 раз превышает количество совершенных преступлений по от. 2261 УК РФ. Одной из причин высокой активности преступлений, совершенных по от. 2291 УК РФ, является особый предмет, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации, а именно наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Незаконное перемещение таких товаров экономически выгодно контрабандистам, т.к. такие товары легко приискать, и незаконное перемещение их через таможенную границу приносит им значительный постоянный доход, в отличие от перемещения товаров, указанных в диспозиции от. 2261 УК РФ (отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов, оружия массового поражения и др.).

В отличие от от. 2261 УК РФ по от. 2291 УК РФ уголовная ответственность наступает независимо от стоимости перемещаемых товаров. Законодатель, принимая данную норму, сделал это преднамеренно, т.к. одним из непосредственных объектов состава преступления от. 2291 УК РФ являются общественные отношения, характеризующие безопасность здоровья населения.

В 2013 году по от. 2261 УК РФ было зарегистрировано 194 преступления, из которых 17 были предварительно расследованы. Соответственно, сопоставляя количество преступлений совершенных в 2012 и 2013 годах в рассматриваемой статье, следует отметить, что их количество возросло на 50% по сравнению с прошлогодним количеством совершенных преступлений. В тоже время количество раскрытых преступлений сократилось в 2 раза. Возможно, это связано с адаптацией таможенных органов и органов внутренних дел к привлечению лиц к уголовной ответственности в рамках Таможенного союза.

Кроме того, 190 преступлений от общего количества (194) были совершены в крупном размере. Как и указывалось ранее в настоящей статье, большое количество преступлений, совершенных в крупном размере, вызвано установленным минимальным пороговым значением определения крупного размера. В последующие годы, мы, скорее всего, будем наблюдать прогрессивную динамику совершения преступлений по от. 2261 УК РФ в крупном размере. Однако, политические и глобальные мировые изменения, например, кризис на Украине конца 2013-начала 2014 годов, могут подтолкнуть, в первую очередь таможенные и пограничные органы, к усиленному соблюдению своих полномочий (таможенный контроль, осмотр, досмотр, и т.д.).

Между тем, в 2013 году по от. 2291 УК РФ было зарегистрировано 1594 преступления. Из них было раскрыто 817 преступлений, т.е. каждое второе преступление было раскрыто. Соответственно, раскрываемость данного преступления в 2013 году увеличилась. Однако тенденция роста совершаемых преступлений также, как и в от. 2261 УК РФ, прослеживается в от. 2291 УК РФ.

Как указывалось ранее, 30.06.2013 уголовный закон Российской Федерации пополнился новой от. 2001 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», установившей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и денежных инструментов, совершенное в крупном и особо крупном размере. Статистика данного преступления только начинает формироваться. Но уже по итогам второго полугодия 2013 года таможенными органами было возбуждено 95 уголовных дел о контрабанде наличных денежных средств, размер которых составил 270,1 млн. рублей, а за 3 месяца 2014 года - 19 уголовных дел на сумму соответственно 100,8 млн. рублей [Официальный интернет-портал ФТС России -

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=19374:2014-05-15-04-47-54&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (Анализ применения норм уголовной и административной ответственности за нарушения перемещения валюты физическими лицами через таможенную границу)].

Заметим, что контрабанда, предусмотренная от. 2001 УК, признается совершенной в крупном и особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышают двукратный и пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) дорожных чеков соответственно, разрешенный таможенным законодательством Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества к перемещению без письменного декларирования. В настоящее время нормами Таможенного союза установлено, что без декларирования можно перемещать валюту в эквиваленте до 10000 долларов США включительно.

Таким образом, составляет крупный размер сумма перемещаемой без декларирования физическим лицом наличной валюты и (или) стоимость дорожных чеков, равную не «20 и более» тыс. долларов США, а не менее чем 30 тыс. долларов США.

Исходя из приведенного статистического анализа контрабандных преступлений от. от. 2001, 2261 и 2291 УК РФ, совершенных в 2012 и 2013 годах, можно сделать вывод, что их количество с каждым годом увеличивается. В последующие годы мы увидим прогрессивную динамику их роста благодаря увеличению участников контрабандных преступлений, т.к., во-первых, с 1 января 2015 года заработает Евразийский экономический союз, где будет свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, во-вторых, постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин до 2017 года в рамках программы вступления России в ВТО, способствующая привлечению новых участников внешнеэкономической деятельности. Для минимизации и предотвращения преступлений, предусмотренных от. от. 2001, 2261 и 2291 УК РФ необходимо создать системную совместную работу таможенных органов Таможенного союза, а также подключить к их взаимодействию органы внутренних дел, созданные в государствах-членах Таможенного союза.

Сравнительная таблица контрабандных преступлений, совершенных в 2012-2014 годах.

182

КОНТРАБАНДА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ Черепков Д.С.

Статья УК РФ Количество совершенных преступлений в 2012 году Количество совершенных преступлений в 2013 году Количество совершенных преступлений в 2014 году

Ст. 200 УК РФ Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов 95 уголовных дел за 3 4 кварталы 19 уголовных дел за 1 квартал

щих, ядовитых,, отравляющих, взрывчатых., радиоактивных веществ, радиационных источни-код .ядерных материздод.огнестрельного.оружия или его основных частей, взрывных

устройств, боеприпасов, оружия массового поражения. средств его доставки, иного воомже-ния. иной военной техники, а также материалов 129 194 66 уголовных дел за 1 квар-

и оборудования,.котррые.могут быть использованы при создании оружия массового поражения,. средств его доставки,, иного вооружения,, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо хобо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» тал *

Ст. 229 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные веществаили их прекурсоры, либоихчастей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» 1401 1594 408 уголовных дел за 1 квартал *

* Официальный иатеряет-портал МВД Росшг ■ bt1p://mvd.ra'DcIjatckost',statistics/ieports/ (Состояние преступности за определенный период времени)

Список используемых источников:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «Консультант-Плюс»;

2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 50. Ст. 7362;

3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 27, Ст. 3442;

4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.12. 2010 № 338-П10 // СПС «КонсультантПлюс»;

5. Приговор Головинского районного суда города Москвы от 13.09.2011 по делу № 1-470/11 // СПС «КонсультантПлюс»;

6. Приговор Шебекинского районного суда Белгородской области от 12.01.2010 // СПС «Консультант-Плюс»;

7. Приговор Октябрьского районного суда города Краснодара от 18.02.2010 по делу № 1-75/2010 // СПС «КонсультантПлюс»;

8. Официальный интернет-портал МВД России -http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/ (Состояние преступности за определенный период времени);

9. Официальный интернет-портал ФТС России -http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=19374:2014-05-15-04-47-54&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055 (Анализ применения норм уголовной и административ-ной ответственности за нарушения перемещения валюты физическими лицами через таможенную границу);

Literature list:

1. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana 05.29.2014) // SPS "ConsultantPlus";

2. The Federal Law of 07.12.2011 № 420-FZ "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federa-

tion" // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation, 2011. № 50. P. 7362;

3. The Federal Law of 02.07.2013 № 150-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation, 2013, № 27, P. 3442

4. Resolution of the Presidium of the Russian Supreme

Court from 29.12. 2010 № 338-P10 // SPS

"ConsultantPlus";

5. Sentence of the Moscow Golovinskiy District Court of

13.09.2011 in the case № 1-470/11 // SPS

"ConsultantPlus";

6. Sentence of the Shebekinsky District Court of Belgorod region from 12.01.2010 // SPS "ConsultantPlus";

7. Sentence of the Krasnodar October District Court on

18.02.2010 in the case № 1-75/2010 // SPS

"ConsultantPlus";

8. The official internet-portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation -http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/;

9. The official internet-portal of the Federal Customs

Servise -

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=19374:2014-05-15-04-47-54&catid=40:2011 -01 -24-15-02-45&Itemid=2055;

10. The official internet-portal of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation -http://mvd.ru/upload/site1/document_file/4li4ikQtln.pdf

Рецензия

На статью Д.С. Черепкова, аспиранта кафедры уголовного права НИУ ВШЭ «Контрабанда по Уголовному кодексу РФ: статистика совершенных преступлений и эволюция уголовной ответственности по российскому законодательству»

Представленная статья посвящена обзору эволюции уголовной ответственности за контрабанду по российскому законодательству, а также исследованию статистики совершенных преступлений по действующему уголовному законодательству.

Автор обращает внимание на то, что Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 188 УК «Контрабанда» утратила силу, однако, взамен нее этим же законом были введена самостоятельная ответственность за незаконное перемещение предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте (ст. 2261 и ст. 229'). Что касается «денежной» и товарной контрабанды, то законодатель вернул ее, приняв новую ст. 2001 УК, предусмотрев в качестве предмета преступления наличные денежные средства и (или) денежные инструменты.

Д.С. Черепков анализирует официальную статистику зарегистрированных и раскрытых преступлений и формулирует некоторые выводы в связи с этим.

В статье использованы материалы судебной практики, статистические данные и некоторые нормативные правовые акты.

Вывод: статья может быть опубликована.

Доктор юридических наук Ю.В.Г рачева

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.