Научная статья на тему 'Контрабанда образцов дикой природы: браконьерство как первый этап'

Контрабанда образцов дикой природы: браконьерство как первый этап Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
622
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрабанда образцов дикой природы: браконьерство как первый этап»

Прохоров В.Г.®

Аспирант, Современная Гуманитарная Академия (г. Москва)

КОНТРАБАНДА ОБРАЗЦОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ: БРАКОНЬЕРСТВО

КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП

В качестве контрабандного товара образцы дикой природы привлекают браконьеров и нелегальных торговцев своими высокими ценами, что позволяет определенной части населения России решать свои насущные социальные проблемы в непростых экономических условиях.

По данным 1996 г. среднерыночная стоимость 1 кг сухого корня дикорастущего женьшеня составляла 40 тыс.$, а по сортам цена распределялась следующим образом: 1 сорт (очень крупный) - 75 тыс.$; 2 сорт (крупный) - 54 тыс.$; 3 сорт (средний) - 36 тыс.$; 4 сорт (мелкий) - 25 тыс.$; несортовой корень (очень мелкий) - 15 тыс.$. Стоимость 1 кг мускуса кабарги была в пределах 4-5 тыс.$, 1 кг медвежьей желчи - 3-5 тыс.$ [3, 63-64].

Особо следует выделить наиболее криминогенную обстановку с незаконным оборотом образцов дикой природы, сложившуюся к середине 1990-х годов в Дальневосточном регионе, который характеризуется высоким уровнем биоразнообразия и наличием большого количества эндемичных видов. Поэтому этот российский регион входит в «зону интересов» контрабандистов образцами дикой природы.

Первопричиной стало ухудшение в стране социально-экономического положения населения в начале 90-х годов прошлого века, что привело к возникновению и активизации контрабандного вывоза за границу продукции диких животных и растений на Дальнем Востоке. Угроза уголовного наказания не была серьезным препятствием в расширении контрабанды образцов дикой природы. В результате сложился нелегальный рынок, специализирующийся на торговле животными и растениями, со своими каналами незаконного вывоза животных и растений в КНР и КНДР. Сформировался и контролируемый браконьерский промысел. Появились и активно действующие при нем нелегальные фирмы. Подпольный бизнес непосредственно стал подконтролен криминальному сообществу. Оборот контрабанды образцов дикой природы по некоторым оценкам достигает многих сотен миллионов долларов.

Кроме этого, с начала 1990-х гг. в Дальневосточный регион России началось активное проникновение китайских граждан, что повлекло возникновение массового спроса на товары животного и растительного происхождения, основу которых составляли представители дикой флоры и фауны. Востребованными оказались практически все виды диких животных Дальнего Востока. Именно китайские скупщики считаются наиболее привлекательными для охотников и браконьеров тем, что они не интересуются документами на добычу зверя, а за товар расплачиваются сразу на месте [4, 39].

К примеру, кости тигра у браконьеров стоят $20-100 за 1 кг, у перекупщиков -$300-5000, за границей - уже до $3000. Панты северного оленя в зависимости от сорта -от $80 до 200, за рубежом - до $400 за 1 кг. Приведенные цены несколько условны и зависят от конъюнктуры рынка [8].

Отмечается, что большинство диких животных и их дериватов попадает на «черный» рынок от профессиональных охотников и ловцов, работающих в регионах Сибири и Дальнего Востока, где находится большое количество охотничьих хозяйств. При этом в 1993-1994 гг. количество лиц, занимавшихся браконьерством в целях продажи своей добычи, увеличилось в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но не изменилось в европейской части России и в Западной Сибири. К тому же, вопреки ожиданиям, не увеличилось количество людей, вовлеченных в «коммерческое» браконьерство. Однако браконьеры изменили свою специализацию в соответствии с новым рыночным спросом.

п Прохоров В.Г., 2009 г.

Например, некоторые из них переориентировались с традиционной пушнины на медвежью желчь, кабарожью струю и рога сайгаков [7, 31-32].

Как указывают некоторые исследователи, наибольшее количество фактов браконьерства совершается жителями леспромхозов, бывших зверосовхозов, таёжных посёлков и деревень, имеющими огнестрельное оружие: промысловиками, работниками охотничьих хозяйств и охотниками-любителями, имеющими автотранспорт повышенной проходимости. Основная причина браконьерства — низкий уровень жизни в таежных селениях и отсутствие возможности получения иного, более высокого заработка легальным путем. За период с 2000 по 2003 годы только сотрудниками Хабаровского крайохотуправления было выявлено и пресечено 126 случаев браконьерства в ходе отстрела диких животных [5, 21].

В подавляющем большинстве случаев по фактам браконьерства в отношении ценных, редких и исчезающих видов животных и растений прослеживается тесная взаимосвязь с контрабандой указанных групп образцов флоры и фауны.

Контрабанда образцов дикой природы в Дальневосточном регионе имеет свою специфику - вывоз преобладает над ввозом (в западной части страны ввоз животных преобладает над вывозом). Причина в том, что части животных и дериватов, вывозимых контрабандным путем, используются в традиционной восточной медицине и кухне.

В последние годы, как контрабанда образцов дикой природы, так и браконьерство стали серьезной правовой, экономической, нравственной и социальной проблемой. И в том и в другом случае основу мотивации составляет нажива. Ее причина возникает сначала в решении социально-экономического статуса человека во вновь возникших экономических условиях, а в дальнейшем браконьерство консолидируется с контрабандой образцов дикой природы и образует новый образ жизни этого человека.

Как пишет главный координатор проектов Российского представительства Всемирного фонда дикой природы А.Л. Вайсман: «Согласно результатам исследования, проводившегося WWF, в 72,7% случаев основными причинами браконьерства являются экономические. Причем примерно в половине случаев экономически мотивированного браконьерства основным побудительным мотивом нелегального охотничьего промысла является нужда и отсутствие иной возможности прокормить семью, другую же половину браконьеров движет не столько нужда, сколько жажда наживы. В новых социально-экономических условиях, вызвавших значительные изменение в сложившемся в предыдущие десятилетия укладе жизни, браконьерство в неразрывной связке с контрабандой получило толчок к своему развитию, став отраслью теневого товарного производства... Наиболее опасным представляется именно товарный, коммерческий тип браконьерства. На коммерческом браконьерстве делаются неплохие состояния, расцвели мелкие и крупные мафии. Выросшие на этих деньгах преступные и серые сообщества, т.н. «рыбная мафия», «икорная мафия», ощущают себя уже достаточно могучими, чтобы вмешиваться в дела управления отраслями хозяйства, управление государством, убирать неугодных или неудобных чиновников, даже самого высокого ранга. Многочисленные и сильные преступные группировки, возросшие на торговле продукцией браконьерского промысла, активно втягивают в орбиту своей деятельности законодательную и исполнительную власти регионов, природоохранные и правоохранительные ведомства.» [2].

Браконьерство и контрабанда образцов дикой природы стали неотъемлемой составляющей российского менталитета. Эти преступления охватили все социальные группы населения. Контрабанда образцов дикой природы и браконьерство - это два взаимосвязанные между собой деяния, приносящие быстрый, но противозаконный доход каждому из участников этой деятельности. В результате происходит развращение сознания и возникает ложная самоуверенность в безнаказанности за подобные правонарушения. Подобный процесс приводит к маргинализации населения.

Объемы контрабандного перемещения образцов дикой природы наращиваются с каждым годом. К примеру, вывоз желчи медведя за несколько лет к 1996 году увеличился в 2,5 раза, трепанга - в 4-5. Новым объектом коммерческого интереса для граждан КНР стала дальневосточная мягкотелая черепаха. По данным специалистов ДВТУ, почти еженедельно в воздушном, морском или наземном транспорте, убывающем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, задерживаются дериваты, части животных и растений [8].

Приводятся данные, что общая стоимость рынка контрабандно вывозимых животных, редких растений, их частей и дериватов - охотничьих соколов, женьшеня, кабарожьей струи (мускуса), медвежьей желчи и рогов сайгака составляет ежегодно по ценам «черного» рынка примерно $100-130 млн. [1].

Из России (по оценкам WWF на 2001 г.) нелегально вывозятся женьшень ($60 млн. в год), икра осетровых ($12 млн.), соколы ($1,5-2 млн.), струя кабарги ($3,5 млн.) и медвежья желчь ($500 000).

На основании статистических данных, материалов уголовных дел, по оперативной обстановке можно утверждать, что Россия активно вовлекается в международную систему контрабандного бизнеса образцами дикой природы, а преступные группировки российских контрабандистов вступили в активное взаимодействие с ним.

Участившиеся попытки контрабандного вывоза частей животных и их дериватов -это еще одно доказательство наличия на Дальнем Востоке сформировавшегося нелегального рынка, неразрывно связанного с браконьерством. Подавляющее большинство животных и растений, дериваты которых контрабандой перемещаются за рубеж, относятся к редким и охраняемым видам дикой природы.

В 2004 году WWF России и программа ТРАФФИК Европы в своем отчете указали на критическое состояние популяции кабарги в России. Было отмечено, что в России около 80% всей добытой кабарги приходится на браконьерский промысел. Контрабанда кабарожьего мускуса как минимум в 5 раз превышает объемы официально разрешенной торговли. В 1999-2000 гг. нелегально продавалось порядка 400-450 кг струи кабарги ежегодно. Основная угроза для существования кабарги - широкомасштабное коммерческое браконьерство, обусловленное спросом на кабарожью струю в Китае и других странах Восточной Азии. Цена, по которой мускус покупается у российского охотника, отличается от цены в Гонконге в 20-25 раз [9].

Не прекращаются попытки контрабандного сбыта тигриных шкур и дериватов. Постоянный спрос на части тигра провоцирует браконьерство и предложение. Современная браконьерская добыча тигров является частью хорошо организованной международной преступной деятельности. Главным направлением нелегального сбыта является Китай, куда браконьерская добыча поставляется через Тибет или через российско-китайскую границу.

Как показывает опрос местных жителей, основной целью браконьерства на амурского тигра и дальневосточного леопарда является продажа их шкур, костей и других дериватов гражданам КНР и Республики Корея для последующего контрабандного вывоза.

Значительную активность по скупке костей амурского тигра и дальневосточного леопарда проявляют вьетнамские граждане, а к скупке дериватов крупных кошек -жители Тайваня. Значительно реже шкуры редких видов кошачьих, в первую очередь, шкуры амурского тигра приобретаются российскими гражданами [5, 30].

Наличие постоянного спроса со стороны граждан Китая, Кореи, Вьетнама на части и дериваты амурского тигра и дальневосточного леопарда, является основной причиной браконьерской охоты на этих животных и последующего контрабандного вывоза. О серьезности сложившейся ситуации в сфере браконьерства и контрабанды образцов дикой флоры и фауны говорит тот факт, что для борьбы с браконьерством была создана

специнспекция «Тигр», благодаря действию которой в 1994-2003 гг. был предотвращен вывоз из страны 60 шкур тигров и леопардов.

Активизировались попытки вывоза сушеного трепанга, контрабандные партии которого стали исчисляться десятками килограммов. Вот некоторые факты. В декабре 2002г. в Хасанском районе пограничники совместно с инспекторами Приморской государственной морской инспекции в районе поселка Зарубино при досмотре машины обнаружили 4 мешка (2,5 тыс. штук) с трепангом. Сотрудники таможни на автопереходе «Пограничный» 29 мая 2003 г. задержали контрабандную партию сушеного трепанга весом около 138 кг. 19 марта 2004г. на таможенном посту «Полтавка» уссурийские таможенники совместно с пограничниками задержали крупную партию дериватов, среди которых была партия сушеного трепанга весом в 388,5 кг. 12 апреля 2004г. водитель грузового автомобиля на пункте «Пограничный» Гродековской таможни (китайско-российская граница) пытался вывезти 50 кг трепанга на сумму около $7000. 16 мая 2005г. была задержана сотрудниками Гродековской таможни на таможенном посту «Пограничный» крупная партия контрабандного сушеного трепанга - более 80 кг. В январе 2006 года контрабандная партия сухого трепанга весом 282 кг была задержана на таможенном посту «Полтавка» Уссурийской таможни. Стоимость нелегального груза оценена в 1,3 млн.руб. В 2007 году сотрудники Гродековской таможни в вагоне поезда «Хабаровск- Харбин» обнаружили 130 кг сушеного трепанга. В том же году Сахалинской таможней был задержан гражданин Китая, вылетавший рейсом «Южно-Сахалинск-Харбин». В его дорожных сумках находился сушеный трепанг общим весом 96 кг. В 2008 году только за одну неделю июня возбуждено 1 уголовное дело о контрабанде трепанга по ч.2 ст.188 УК РФ. В деле фигурировал гражданин Китая, который в зоне действия Хасанской таможни пытался вывезти почти 54 кг сушеного трепанга, стоимостью более 310 тыс. рублей. В июле того же года у китайского водителя задержано 8 кг трепанга, в октябре у гражданина РФ - 17 кг сушеного трепанга, в конце октября у гражданина КНР -4,1 кг.

Контрабанда провоцирует массовое браконьерство в отношении наиболее ценных биологических ресурсов дикой природы. Непосредственно контрабанда образцов дикой природы и борьба с ней часто связаны с физическим уничтожением представителей фауны и ценнейшего природного сырья. Так, Забайкальская таможня все чаще пресекает контрабанду крупных партий сайгачьих рогов, нелегально вывозимых в Китай. Этот продукт охотничьего промысла используется в качестве ценного лекарственного сырья и цена на него на мировом рынке достигает 800-850 долларов за кг. Практике Забайкальской таможни известны случаи контрабанды шкур уссурийского тигра, белого медведя, взятых под абсолютную охрану. Именно высокая цена этих предметов на мировом рынке толкает браконьеров на истребление редких и ценных животных [6].

Следовательно, браконьерство направленное непосредственно на незаконную добычу редких и исчезающих животных и растений будет являться признаком начального этапа в контрабандной торговле и одним из составляющих элементов данного вида контрабанды. Именно те факты браконьерской добычи животных, видовой состав которых представлен такими видами как амурский тигр, дальневосточный леопард, гималайский и белый медведи, сайгак, кабарга, редкие виды диких горных баранов и козероги, трепанг, женьшень и т.д. следует рассматривать в качестве начального элемента в цепочке нелегального оборота образцов дикой природы.

Характерным признаком можно считать браконьерскую заготовку таких дериватов и частей животных как шкуры крупных хищников, медвежья желчь, кабарожья струя, бобровая струя, барсучий и медвежий жир, панты диких оленей, рога сайгаков, рога оленей и горных баранов, моржовый клык и пушнина. При задержании подобных предметов по фактам браконьерства необходимо обратить внимание на существование, как правило, преступной группы, ориентированной в дальнейшем на контрабандный вывоз незаконно добытой биопродукции.

Литература

1. Анохин К. Россия заработает на рогах и копытах. 24.06.2002г. Коммерсант Дейли. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2002/06/24/07

2. Вайсман А. Россия - браконьерская добыча // Ж. «Охота», 2005, №4 (80), с.2-7.

3. Грязнов А.В. Контрабанда (ст. 188 УК РФ): Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование. [Электронный ресурс]: Дис....канд. юрид. наук: 12.00.08. - М.: РГБ, 2003 (из фондов РГБ).

4. Дронова Н.А., Шестаков А.С. Промысел как жизнь: природоохранные и социально-экономические аспекты пушного промысла на Дальнем Востоке и торговли пушниной в России. TRAFFIC Europe-Russia, Москва, Российская Федерация. 2005, 81с.

5. Ляпустин С.Н., Фоменко П.В., Вайсман А.Л. Незаконный оборот видов диких животных и дикорастущих растений на Дальнем Востоке России. Информационно-аналитический обзор. - Владивосток: АВК «Апельсин», 2005. - 124 с.

6. Родина Л.Ю., Бойко А.И. Контрабанда в постсоветской России (обзор)// Экон. теория преступлений и наказаний. - 2002. - № 5-1. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://corruption.rsuh.ru/magazine/5-1/n5-16.html (16.12.08).

7. Честин И.Е., сост. (1998). Торговля дикими животными и растениями в России и Центральной Азии. ТРАФФИК Европы.

8. Шиханов С. Дальневосточные браконьеры стали контрабандистами. По нужде. // Деловой еженедельник «Золотой рог», № 79, 08.10.1996г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zrpress.ru/96/079/TAMC0RN.HTM

9.WWF России и TRAFFIC призывают объединить усилия в противодействии нелегальной торговле струей кабарги. 05.10.2004г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altairegion.ru/news/9312/&dd=5&mm=10&yy=2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.