Научная статья на тему 'Контрабанда незаконно заготовленного леса на Дальнем Востоке России в конце ХIХ – нач. ХХ В. '

Контрабанда незаконно заготовленного леса на Дальнем Востоке России в конце ХIХ – нач. ХХ В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрабанда незаконно заготовленного леса на Дальнем Востоке России в конце ХIХ – нач. ХХ В. »

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С.Н. ЛЯПУСТИН

Контрабанда незаконно заготовленного леса на Дальнем Востоке России в конце Х1Х - нач. ХХ в.

Проблемы борьбы с контрабандой и административными правонарушениями в сфере таможенного дела при экспорте леса и лесоматериалов для Дальневосточного региона не новы и всегда были тесно связаны с выявлением и пресечением преступлений в сфере лесозаготовок, незаконных порубок леса. Выявление и пресечение этих преступлений являются приоритетными направлениями в деятельности всех правоохранительных органов региона, об этом неоднократно заявляло руководство ФТС, МВД и ФСБ России, органы прокуратуры. На решение этих задач направлен принятый План мероприятий по декриминализации лесной отрасли в Дальневосточном регионе на 2008-2010 гг., в котором таможенным органам Дальневосточного таможенного управления отводится важнейшая роль в борьбе с контрабандой леса.

Между тем борьба с контрабандным вывозом незаконно заготовленного леса и лесоматериалов ведется на Дальнем Востоке России уже более ста лет. В 1863 г. были введены первые «Правила о рубке леса и лесной промышленности в Приморской области и Восточной Сибири» сроком на пять лет. Эти правила разрешали рубку леса для внутренних потребностей без взимания попенной платы, которая вносилась только при рубке леса для вывоза за границу1. Рубка леса для вывоза за границу разрешалась только в районе Императорской Гавани, где для надзора за лесозаготовками были выделены лесной надзиратель и лесная стража. На лесном надзирателе лежала обязанность взимать пошлины за рубку леса по таксе, установленной военным гу-

1 Манько, Ю.И. Очерки по истории лесного дела на Дальнем Востоке России (досоветский период). -Владивосток: Дальнаука, 2008. - С. 21.

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич — канд. истор. наук, доцент кафедры организации таможенного контроля и таможенных средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

бернатором на три года. Экспорт леса, заготовленного в этом районе, в те годы осуществлялся только из порта Императорская Гавань. Массовые же промышленные рубки леса с целью производства древесины как товара, начались на Дальнем Востоке с 1870 г.2 И уже в 70-е годы XIX в. дальневосточные промышленники совместно с органами власти рассматривали вопрос о возможностях экспорта леса в сопредельные государства. В докладе комиссии, учрежденной генерал-губернатором для окончательного рассмотрения вопроса о лесопромышленности в Приморской области, от 9 мая 1878 г. отмечалось: «Проектируя в 1863 году правила лесной промышленности в Приморской области, заключающие в себе значительные ограничения этого промысла, местное начальство смотрело на них как на первый опыт, который, в случае благоприятного результата, должен повлечь за собой издание новых правил, дающим промышленникам более широкий простор эксплуатации лесов и вывоза их за границу»3.

В последующем решение об отводе лесов в районе Императорской Гавани, где разрешалась заготовка древесины для вывоза за рубеж, продлевалось. Однако в связи с удаленностью, слабым оборудованием порта, отсутствием местной рабочей силы объемы легального экспорта были весьма незначительны. С учетом этих проблем и пожеланий предпринимателей генерал-губернатором Восточной Сибири было принято решение о разрешении рубки леса для экспорта в низовьях Амура со сплавом его в Николаевск-на-Амуре. Но желаемых результатов по увеличению объемов экспорта леса достигнуто не было. В первую очередь это было вызвано тем, что в Китае, Японии в тот период была востребована переработанная древесина - готовые лесоматериалы. Попытки экспорта дальневосточного леса российскими промышленниками предпринимались ещё не однократно. Помимо круглого леса, на экспорт начали поставляться лесоматериалы из кедра, ясеня, ильма, бархата амурского и ореха маньчжурского. На объемы экспорта в немалой степени влияли лесные пошлины, установленные на тот момент для лиц, осуществляющих его вывоз. С целью стимулировать экспорт леса в 1878 г. рассматривался вопрос об отмене пошлин с частных лиц за вывозимый за границу лес, «а за древесину из казенных дач уменьшить пошлину на треть»4.

С 1881 г. все казенные леса Приамурья были изъяты из свободного бесплатного пользования. Но несмотря на все попытки местных властей осуществлять контроль за лесопользованием, бессистемные хищные вырубки

2 Лесной комплекс Дальнего Востока России: аналитическиий обзор / под ред. А.С. Шейнгауза. -Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2005. - С. 55.

3 Доклад Комиссии, учрежденной генерал-губернатором для окончательного рассмотрения вопроса о лесопромышленности в Приморской области от 9 мая 1878 г. // Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. - 1883. - Т. V. - Леса Приамурского края. Вып. 2. Меры, принимаемые к упорядочению устройства лесов Приамурского края. - С. 58-59.

4 Манько, Ю.И. Очерки по истории лесного дела на Дальнем Востоке России (досоветский период). -Владивосток: Дальнаука, 2008. - С. 33.

леса, в т. ч. и для последующего нелегального вывоза леса за рубеж, носили массовый характер по всему региону. Лесной стражи и надзора в Приморье не было до октября 1881 г., и лес беспощадно и хищнически истреблялся5. Самовольная рубка велась повсеместно, как российскими гражданами, так и иностранцами. Так, в 1882 г. военный губернатор Владивостока контрадмирал А.В. Фельдгаузен в письме генерал-губернатору Восточной Сибири, в частности, сообщал, что в последнее время уничтожение леса на полуострове Муравьева-Амурского преимущественно иностранцами, проживающими во Владивостоке, увеличилось. «При таком уничтожении леса и малом пространстве полуострова, через пять лет лес будет весь истреблен»6. В тот период полуостров Муравьева-Амурского был покрыт сплошным строевым и корабельным лесом, который вырубался бесконтрольно. Несколько улучшился надзор за лесом с 1896 г., однако самовольные рубки леса не прекращались. В 1894 г. генерал-губернатор С.М. Духовской передал Амурскому казачьему войску около 4,5 млн. десятин земель, а Уссурийскому - свыше 9 млн. Передача этих обширных лесных территорий была сделана для административного надзора, но с правом извлечения доходов. В результате леса на переданной территории подверглись нещадной вырубке. За период 1897-1906 гг. доходы казачьего войска от рубки и перепродажи леса возросли от 73 440 рублей до 216 658 руб. и почти достигли казенных доходов7.

В 1898 г. правительство принимает меры по ограничению экспортного вывоза леса. В то время Япония и Китай нуждались в строевом лесе, поэтому английские коммерсанты, пользуясь слабой охраной российского тихоокеанского побережья, отсутствием лесной и таможенной стражи стали тайно и хищнически рубить лес для последующего нелегального вывоза в районах близ Императорской Гавани. На Шантарских островах таким же образом стали рубить лес американцы8. Не отставали от них китайцы, имеющие многолетний опыт незаконных вырубок и соответственно незаконного вывоза лесоматериалов из России в Китай. Например, только в марте 1880 г. было задержано 132 подданных Поднебесной, у которых был изъят незаконно вырубленный российский лес9.

Несмотря на определенные проблемы, вызванные несовершенством лесного законодательства, пробелами в сфере таможенного дела, неразбериху и путаницу в принимаемых мерах по ограничению лесозаготовок как для обеспечения внутреннего рынка, так и для вывоза, объемы экспорта леса росли.

5 Матвеев, Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. - Владивосток: Уссури, 1990. - С. 163.

6 Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. - 1883. - Т. V. -Леса Приамурского края. Вып. 2. Меры, принимаемые к к упорядочению устройства лесов Приамурского края. - С. 112-113.

7 Манько, Ю.И. Очерки по истории лесного дела на Дальнем Востоке России (досоветский период). -Владивосток: Дальнаука, 2008. - С. 75.

8 Синиченко, В.В. Правонарушения иностранцев на востоке Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ веков. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. инст. МВД России, 2003. - С. 37-57.

9 Там же.

Наряду с ростом легального экспорта леса и лесоматериалов, набирал оборот и его нелегальный вывоз. Основной объем нелегального вывоза леса за рубеж приходился на морское направление. Этому в немалой степени содействовало отсутствие на Дальнем Востоке морских таможен и, впоследствии, их малочисленность. Но даже созданные в 1901 г. таможни в портах Владивосток и Николаевск-на-Амуре длительное время не могли полностью решить вопросы таможенного обеспечения.

Наличие до 1909 г. в российских портах на Тихом океане режима порто-франко также не позволяло осуществлять полноценный контроль над вывозом нелегально вырубленного леса. А из-за лесного пошлинного обложения легально заготовленный лес было экономически невыгодно вывозить. Сложилась парадоксальная ситуация - в край, богатый лесом, ввозились не облагаемые таможенными пошлинами лесоматериалы из США.

Постоянный рост экспорта леса в регионе установился на рубеже

1906-1907 гг. В этот период, с 1907 г., в Императорской Гавани начала заготавливать лес австралийская лесная концессия «Слей Мур и Ко», имевшая около 300 рабочих. В верховьях рек они рубили лес и сплавляли его к бухте, здесь его грузили на пароходы и отправляли за границу. В 1909 г. годовой оборот леса на экспорт в Императорской Гавани составил 100 тыс. руб.10, а всего за

1907-1911 гг. этой кампанией было экспортировано около 146 тыс. куб. м древесины. В 1910 г. из бухты Терней в Австралию было поставлено свыше 3 тыс. куб. м хвойного леса, главным образом кедра и ели; в 1911 г. из залива Ольга в Китай экспортировано свыше 10,5 тыс. м лесоматериалов; в том же году из Посьета в Китай дополнительно экспортировано около 3 тыс. куб. м леса11.

Увеличивались объемы экспорта леса и лесоматериалов из других портов Дальнего Востока. В годы первой мировой войны только порт-пункт Рудная Пристань обеспечивал вывоз за границу от 1,5 до 2 млн. пудов строевого леса12. В 1910 г. через Владивосток и другие порты Приморья было экспортировано 6551 т, в 1911 г. - 15 554 т леса и лесоматериалов в Японию, Англию, Данию и другие страны. В 1918 г. объем экспорта леса через Владивосток достиг почти 80 тыс. куб. м, а всего за 1913-1922 гг. составил 400 тыс. куб. м13.

Анализ сведений о развитии и становлении в конце Х1Х-начале ХХ в. лесопромышленного комплекса Дальнего Востока России, материалов о внешней торговле лесом и лесоматериалами позволяет сделать вывод о том, что контрабанда леса и лесоматериалов в указанный период имела место и представляла собой незаконный вывоз из России древесины, заготовленной на территории России с нарушением установленного российским законодательством порядка и правил лесопользования. Как правило, незаконно вывозилась древесина,

10 Власов, С.А. История Дальнего Востока России: курс лекций. - Владивосток: Дальнаука, 2005. - С. 61.

11 Манько, Ю.И. Очерки по истории лесного дела на Дальнем Востоке России (досоветский период). -Владивосток: Дальнаука, 2008. - С. 35.

12 Власов, С.А. Указ. соч. - С. 102.

13 Манько, Ю.И. Указ. соч. - С. 44.

заготовленная путем незаконных вырубок, которые велись с целью уклонения от оплаты лесных пошлин, в местах, не отведенных для заготовки леса на экспорт. Древесина, заготовленная таким образом, незаконно перемещалась через таможенную границу помимо мест таможенного контроля, либо доставлялась в 50-верстную полосу беспошлинной торговли, где товары, вывозимые в Китай, не подлежали никаким таможенным формальностям. Согласно отчету лесного надзора за 1913 г., по нелегальному отпуску леса первое место занимал Владивосток, затем Николаевск-на-Амуре14. Нелегальный отпуск леса -это действия должностных лиц, когда лес отпускается лесозаготовителю без взимания платы, согласно таксам, установленным органами исполнительной власти. В конце XIX в. таксы пошлины за рубку леса устанавливались военным губернатором области.

После революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны огромные участки сухопутной и морской границы из-за частой смены правительств, нехватки сил и средств не охранялись, чем пользовались контрабандисты всех мастей. Свою лепту в расхищение лесного богатства российского Дальнего Востока внесли японские интервенты. За годы японской интервенции из районов южного и северного побережий было вывезено 414 тыс. куб. м15. За годы оккупации северной части Сахалина Японией (1920-1925) японцами было вывезено с северного Сахалина угля, нефти, рыбы, пушнины и леса - по далеко не полным подсчетам - более чем на 50 млн. рублей золотом16.

Основные причины контрабанды природных ресурсов, в т. ч. лесных, на Дальнем Востоке России в к. XIX - нач. XX в.:

- слаборазвитая промышленность и экстенсивное использование природных ресурсов;

- слабая защищенность государственной и таможенной границы России на Дальнем Востоке;

- широкий размах самовольной хищнической лесопромысловой деятельности российских и иностранных предпринимателей на территории Дальнего Востока Российской империи;

- политика экономического экспансионизма, проводимая США и Японией;

- наличие 50-верстной полосы беспошлинной торговли на российско-китайской границе.

Необходимо отметить, что слаборазвитая промышленность, экстенсивное использование природных ресурсов и широкий размах хищнической лесопромысловой деятельности российских и иностранных предпринимателей на территории Дальнего Востока России продолжают сохраняться и в начале

14 Синиченко, В.В. Правонарушения иностранцев на востоке Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. инст. МВД России, 2003. - С. 37-57.

15 Манько, Ю.И. Очерки по истории лесного дела на Дальнем Востоке России (досоветский период). -Владивосток: Дальнаука, 2008. - С. 44.

16 Леонов, П.А. Область на островах / П.А. Леонов, И.В. Панькин, И.Е. Белоусов. - М.: Мысль, 1974. - С. 52.

XXI в. Проверки, проводимые прокурорами Приморского и Хабаровского краев, Камчатской, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областей по соблюдению законодательства при заготовке и экспорте леса, показывают неразрывную связь контрабанды и противозаконной лесопромысловой деятельности российских и иностранных предпринимателей.

Начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ в ДВФО С. Костюкович в беседе с корреспондентом газеты «Золотой Рог в Хабаровске» отмечал, что в настоящий момент сложилось целое сообщество людей и структур, ориентированных на вывоз браконьерского леса, и этот механизм работает практически бесперебойно. По словам Костюковича, схематичная цепь преступных действий, связанных с контрабандой леса, выглядит примерно следующим образом:

1. Незаконная заготовка или порубка происходит нередко с ведома контролирующих органов и местных властей.

2. Перевозка «криминального» леса к месту хранения и погрузки, его легализация осуществляются путем смешения с законно добытой древесиной, изготовление подложной документации.

3. Транспортировка к таможенным переходам идет уже с сокрытием сорта древесины путем укрытия при погрузке в полувагоны и предоставления недостоверных сведений таможенным органам.

4. Лес продается на экспорт с последующим сокрытием валютной выручки.

5. Осуществляется легализация денежных средств от преступной деятельности - как на территории России, так и за рубежом17.

Таким образом, способы и методы контрабанды незаконно вырубленного леса совершенствуются, а суть остаётся прежней - расхищение природных богатств и подрыв экономической безопасности России.

Одна из ключевых причин перемещения через таможенную границу незаконно заготовленного леса и лесоматериалов - отсутствие достаточного контроля над лесопользованием и состоянием лесов. Известнейший специалист в области лесопользования А.С. Шейнгауз отмечал: «Сегодня лесное хозяйство доведено до той степени разрушения, которую оно переживало в 1920 - начале 1930-х годов»18.

17 Решетняк, В. Проданный лес // Золотой Рог в Хабаровске. - 2005. - № 24.

18 Лесной комплекс Дальнего Востока России: аналитический обзор / под ред. А.С. Шейнгауза. -Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2005. - С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.