ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
КОНТРАБАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
С.А. Радченко,
преподаватель Московского университета МВД России, майор полиции Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Аннотация. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России № 24 от 10 января 2000 г., рост масштабов наркобизнеса определяется как угроза безопасности государства. Одна из причин обуславливающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, является социально-экономический фактор, который объясняет стремительное проникновение наркотиков на теневые рынки стран всего мира и территорию России. Активизация производственных мощностей по изготовлению синтетики на территории государств Восточной Европы и Балтии, сказалась на относительном снижении оптовых цен на основные виды синтетических наркотических средств и психотропных веществ, имеющих место в незаконном обороте в России. Долгосрочный подход к сокращению спроса на наркотики — наилучшая и приемлемая в финансовом плане стратегия противодействия незаконному обороту наркотиков.
Ключевые слова: контрабанда, наркотические средства, фактор
THE DRUG SMUGGLING AND THE STATE ECONOMIC SECURITY
S.A. Radchenko,
teacher of the Ministry of Internal Affairs Moscow university
of Russia, police major
Annotation. The National Security Concept of the Russian Federation, approved by the Decree of the President of Russia № 24 dated January 10, 2000, the growth in the drug business is defined as a threat to national security. One of the reasons causing the smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances, is a socio-economic factor, which explains the rapid penetration of drugs on the black market of the world and Russia. Intensification of production facilities for the manufacture of synthetic materials in the Eastern European and Baltic countries, affected the relative decline in wholesale prices for the main types of synthetic drugs and psychotropic substances, which occur in the illicit traffic in Russia. Long-term approach to reducing the demand for drugs — the best and financially acceptable strategy for combating drug trafficking.
Keywords: smuggling, drugs, factor
В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» определены основные источник угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Одной из таких угроз названа деятель-
ность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ1
На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут ока-
№ 5/2013
Вестник Московского университета МВД России
85
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
зывать угрозы, связанные с наркоторговлей.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России № 24 от 10 января 2000 года, возрастание масштабов наркобизнеса определена как угроза безопасности государства. Проблема противодействия незаконному распространению наркотических средств, неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации России.
Согласно мнению экспертного сообщества, одной из основных причин объясняющих такое криминальное явление как контрабанда наркотических средств, является экономический фактор, ведь совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, дает возможность получения значительной незаконной прибыли, составляющей по примерным подсчетам около 2000 %. Именно эта причина объясняет масштабное проникновение наркотиков на наркорынки стран всего мира и территорию Российской Федерации, а так же их стремительное распространение.
Наркопреступность можно рассматривать как совокупность преступных деяний всех участников незаконного оборота наркотиков — «производителей», «поставщиков» и «сбытчиков», направленную на получение незаконной прибыли.
Экономический фактор, как оказывающий наибольшее влияние на проблему незаконного оборота наркотиков, рассматривается в работах многих западных ученых. В 60-е годы двадцатого века стали появляться работы по так называемой «экономической теории преступлений и наказаний». Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 году статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление».2 «Экономика наркотиков», не ограничивается только проведением количественного анализа наркобизнеса, но и ставит перед собой более амбициозную задачу — сформулировать рекомендации, по обеспечению комплекса необходимых репрессивных и профилактических мер, направленных на поддержание употребления наркотиков на том уровне, который рассматривается как оптимальный для данного общества.3
Данные МВД России о стоимости наркотиков на территории Российской Федерации подтверждают факт получения сверхприбылей в сфере незаконного оборота наркотиков. Согласно данным МВД России, активизация производственных мощностей по
изготовлению синтетики на территории государств Восточной Европы и Балтии, сказалась на относительном снижении оптовых цен на основные виды синтетических наркотических средств и психотропных веществ, имеющих место в незаконном обороте в России. Так, при покупке оптовой партии МДМА от одного килограмма в странах Балтийского региона (Литва, Латвия и Эстония), стоимость таблетки будет равняться 2-3 Евро. Средняя стоимость таблетки МДМА в России при покупке партии от 1000 таблеток и выше равняется примерно 8-7 долларам США. Розничная цена таблетки «экстази», например, в Москве приближается к отметке 12 — 15 долларов США (в середине 90-х годов цена доходила до 50-100 долларов США), что существенно дешевле среднемировых цен. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о значительном увеличении стоимости наркотических средств по мере их продвижения от иностранного производителя к российскому потребителю.
По мнению Богдана Лисовича, постоянного представителя Международной программы ООН по контролю за наркотическими средствами в Центральной Азии (МПКНСООН), если в дальнейшем не удастся пресекать, по крайней мере, 75% потока наркотиков, то изменить ситуацию, при которой наркоторговля приносит прибыль, будет невозможно, тогда как в настоящее время изымается около 5-10% наркооборота. По оценкам МПКНСООН на долю людей, обеспечивающих наркотрафик из страны-производителя в страну-потребителя приходится около 90% «добавочной стоимости» наркотических средств. Причем до 60% стоимости наркотиков при доставке в Россию будет добавлено именно в России.4
Можно отметить, анализируя данные статистики, существующую закономерность — силы и средства затрачиваемые на производство наркотических средств (земля, труд, химические лаборатории и прекурсоры, предпринимательские усилия), относительно недороги, однако на стадии реализации приносят огромные прибыли.5
По экспертным оценкам ООН мировой оборот наркотических средств оценивается в 400 млрд. долларов в год, что приблизительно равно 8% оборота всей международной торговли. Государство, в лице правоохранительных органов, изымая из незаконного оборота от 5 % до 15 % (по различным экспертным оценкам) наркотиков, выступает в роле так называемого «экономического регулятора», не давая наступить на наркорынке кризису, аналогично-
86 -Вестник Московского университета МВД России- № 5 / 2013
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
му мировому финансовому кризису. То есть, занимается изъятиями излишек наркотических средств и психотропных веществ из незаконного оборота, не давая тем самым превысить количество предложений над фактическим спросом, не нанося ощутимый ущерб наркобизнесу.
Современные методы противодействия незаконному обороту наркотиков правоохранительных органов, направлены на снижение предложения на наркорынке. Однако по мнению многих исследователей, основные усилия государства необходимо сосредоточить на решении проблемы сокращения спроса на наркотические средства, что будет приносить гораздо больший эффект, а экономически, будет менее затратно. В результате таких усилий мы получим сокращение размеров наркопреступности, а как следствие и общей преступности.
Кроме того, одной из мер по снижению спроса на наркотики является лечение и реабилитация лиц употребляющих наркотические средства. По мнению Драган Г.Н. и Калачева Б. Ф., сосредоточение усилий необходимо не только на пресечении незаконного ввоза-вывоза и транзита наркотиков, установлении и наказании лиц, виновных в этом, но и в лечении, реабилитации наркоманов, превенции втягивания в начальное потребление новых групп населения.6
Наркопреступность явление сложное и негативное, в которое вовлечено множество человек, но прежде всего, это угроза национальной безопасности, ведь объектом воздействия выступает здоровье и безопасность всей нации. Огромное влияние на состояние контрабанды наркотиков оказывают социально-экономические условия — нестабильность экономики, спад производства, рост цен, падение жизненного уровня, безработица, наличие «теневой» экономики, являющиеся основными детерминантами незаконного оборота наркотиков и наркопреступности.'
Мировой экономический кризис и спад российской экономики оказывает прямое влияние на увеличение участников наркобизнеса и на расширение наркорынка, а так же на динамику совершения контрабанды наркотиков. Наркопреступники и наркогруппировки налаживающие и осуществляющие контрабандные поставки наркотических средств, главным образом ориентированы корыстными побуждениями. Можно сделать вывод, что социально-экономическая природа контрабанды наркотиков характеризуется совокупностью причин, таких как безработица, экономический спад, падение жизненного уровня жизни населения России, при сочетании со значительной материальной выгодой совершения наркопреступлений в том числе и контрабанды наркотиков, а так же влияние этих причин на формирование преступной мотивации к совершению контрабандных поставок наркотических средств на территорию России.8
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», опубликован 19 мая 2009 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 4912
2 См.: Rottenberg S. The Clandestine Distribution of Heroin, its Discovery and Suppression // Journal Political Есопоту. 1968. Vol. 76. Р. 78-90.
3 См.: Сергеева А.А. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика и предупреждение. Дисс. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2006.
4 См.: Сергеева А.А. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика и предупреждение. Дисс. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2006.
5 См.: Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход)//Вопросы экономики. 1999. С. 93.
6 См.: Драган Г. Н., Калачев Б. Ф. Наркомания и наркобизнес. М., 1998.
7 См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие/под ред. А.Н. Сергеева. М., 2001. С. 290.
8 См.: Байгереев Марат. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // Человек и труд. 2001. 8.
Правоохранительные органы Российской Федерации
Учебник
Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева ISBN 978-5-238-02390-8
Учебник разработан в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», с учетом изменений в законодательстве, а также решений органов судебной власти по состоянию на 1 октября 2013 г. На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган», установлен исчерпывающий перечень правоохранительных органов. Выделены органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы).
№ 5/2013
Вестник Московского университета МВД России
87