Научная статья на тему 'КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РАСШИРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ СТРАНЫ'

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РАСШИРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / РАСШИРЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ / УВЕЛИЧЕНИЕ ГРАНИЦ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альбертян А. П.

В статье автором проведен анализ становления, развития правовых подходов к пониманию и регулированию деятельности на континентальном шельфе, как перспективной территории, обладающей высоким минерально-ресурсным потенциалом, оказывающим воздействие на геополитическое положение государства. При проведении исследования были применены методы контент-анализа, исторический и системный метод. Результатом научных изысканий автора является выработка предложений по подходам к освоению недр континентального шельфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINENTAL SHELF OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A WAY TO INCREASE THE MINERAL RESOURCE BASE OF THE COUNTRY

In this article, the author analyzes the formation, development of legal approaches to understanding and regulating activities on the continental shelf, as a promising territory with a high mineral resource potential that affects the geopolitical position of the state. During the research, the methods of content analysis, the historical and systemic method were applied. The result of the author’s scientific research is the development of proposals for approaches to the development of the subsoil of the continental shelf.

Текст научной работы на тему «КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РАСШИРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ СТРАНЫ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327

DOI 10.52070/2500-347Х_2021_2_843_11 А. П.Альбертян

соискатель кафедры политологии

Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета 8833183a@gmail.com

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РАСШИРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ СТРАНЫ

В статье автором проведен анализ становления, развития правовых подходов к пониманию и регулированию деятельности на континентальном шельфе, как перспективной территории, обладающей высоким минерально-ресурсным потенциалом, оказывающим воздействие на геополитическое положение государства. При проведении исследования были применены методы контент-анализа, исторический и системный метод. Результатом научных изысканий автора является выработка предложений по подходам к освоению недр континентального шельфа.

Ключевые слова: континентальный шельф; Российская Федерация; разработка полезных ископаемых; расширение минерально-сырьевой базы; увеличение границ континентального шельфа.

A. Albertyan

Post-graduate Student of the Department of Political Science Institute of International Relations and Socio-Political Sciences Moscow State Linguistic University 8833183a@gmail.com

THE CONTINENTAL SHELF OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A WAY TO INCREASE THE MINERAL RESOURCE BASE OF THE COUNTRY

In this article, the author analyzes the formation, development of legal approaches to understanding and regulating activities on the continental shelf, as a promising territory with a high mineral resource potential that affects the geopolitical position

of the state. During the research, the methods of content analysis, the historical and systemic method were applied. The result of the author's scientific research is the development of proposals for approaches to the development of the subsoil of the continental shelf.

Key words: continental shelf; Russian Federation; development of minerals; expansion of the mineral resource base; extension of the continental shelf.

Введение

Одним из факторов, определяющих геополитическое влияние государства на политические процессы в мире, является уровень его экономического развития, необходимым условием которого служит наличие ресурсной базы и эффективной системы управления ею.

В настоящее время отечественный минерально-сырьевой комплекс сталкивается с проблемой исчерпания запасов традиционных районов добычи полезных ископаемых и ухудшения качества минерально-сырьевой базы в целом. В связи с этим на первый план выходит вопрос поиска новых месторождений, которые позволят удовлетворить спрос национальной и мировой экономики в средне- и долгосрочной перспективе.

Перспективной территорией, обладающей высоким минерально-ресурсным потенциалом, является континентальный шельф Российской Федерации, извлекаемые запасы которого только по нефти и газу оцениваются в 98 700 000 т условного топлива1.

В целях более подробного изучения возможности расширения минерально-сырьевой базы страны посредством использования недр континентального шельфа, считаем необходимым далее провести анализ становления и развития правовых подходов к пониманию и регулированию деятельности субъектов права на море.

Анализ становления и развития подходов к регулированию режима морских пространств

Попытки осмысления границ и объёма прав государств на морское пространство велись с незапамятных времен, однако основополагающим в данной области следует отметить труд голландского ученого XVII века Гуго Гроция «О праве войны и мира», в котором

1 Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса. URL: https://www.cdu.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

он предложил использовать для морского пространства собственное понимание принципа римского права «res communis» не как вещи, находящейся в общей собственности, а как доступность вещи для пользования всеми людьми вообще. Г. Гроций считал, что право собственности кого-либо не может распространяться на открытое море ввиду его подвижности, текучести, неограниченности, что влечет за собой невозможность осуществления правомочия владения, как это происходит с территориями на суше, а также водными объектами, расположенными на материке.

В дальнейшем взгляды Г. Гроция легли в основу многовековых доктринальных споров относительно того, какими правами государство может обладать на море, каковы их границы и может ли ими обладать вообще. Мнения ученых-юристов менялись и зависели от того, интересы какой стороны они защищали. Но политические и экономические интересы между государствами подталкивали их к выработке и развитию единых правовых основ деятельности государств на море.

В начале XVIII века Корнелиусом ван Бинкерсгуком был предложен подход, согласно которому любое государство имеет право использовать ресурсы «открытого моря», но за прибрежными государствами закрепляются права на их территориальные воды. Границы территориальных вод предлагалось определять расстоянием пушечного выстрела с побережья, которое составило около трех морских миль. В пределах трех морских миль государство обладало суверенными правами как на водное пространство, так и на морское дно вместе со всеми находящимися на нем живыми и неживыми ресурсами. Морское дно за пределами трех морских миль рассматривалось как пространство, на которое суверенитет какого-либо государства не распространялся [Василевская, Архипов, Филатов 2012].

Указанный подход еще долгое время сохранялся в рамках обычного права, вопросы же правового режима морского дна, находившегося дальше трех морских миль, разграничения его пространств и выделения особого правового режима континентального шельфа и юридической разработки понятия континентального шельфа, в целом, не поднимались вплоть до послевоенного времени XX века.

Послевоенное время XX века характеризуется серьезным технологическим скачком. Произошло широкомасштабное внедрение и увеличение применения двигателей внутреннего сгорания. Экономика

послевоенных стран нуждалась в огромном количестве нефти и газа, необходимом для удовлетворения спроса нефте- и газоперерабатывающей, химической промышленности. Всё активнее входило в оборот применение новых материалов (пластмасс, резины, синтетического каучука и др.), развивались технологии поиска и добычи полезных ископаемых на море, что привело к появлению возможности вести разработку месторождений не только на суше, но и на дне морей.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства привели к тому, что уже через несколько дней после окончания Второй мировой войны, 28 сентября 1945 года, выходит Прокламация Президента США Гарри Трумэна № 2667 «Политика Соединенных штатов в отношении естественных ресурсов недр континентального шельфа и его поверхности», в которой впервые было применено понятие «континентальный шельф», а также обозначен контроль и юрисдикция США на прилегающую к побережью поверхность континентального шельфа, его недра, а также их природные ресурсы. Многие исследователи, в частности, Д. В. Василевская, А. В. Архипов, Д. В. Филатов, A. Cavnar, называют данный документ отправной точкой формирования правового института континентального шельфа [Василевская, Архипов, Филатов 2012; Cavnar 2009].

Хотя понятие «континентальный шельф» и использовалось в прокламации, но его определение было дано не в самом документе, а в пресс-релизе Белого дома, в соответствии с которым под континентальным шельфом понималась затопленная земля, прилегающая к континенту и покрытая водой до глубины в 100 морских саженей (600 футов) [Proclamations Concerning United States ... URL].

Основываясь на прецеденте Прокламации Президента США Г. Трумэна, многие государства мира, в рамках национального права, стали декларировать свои права на ресурсы недр дна моря, используя аргументацию и доводы указанной Прокламации.

В 1947 году решением Генеральной Ассамблеи ООН создается Комиссия международного права, которая в начале 50-х годов XX века начинает разработку проекта Международного договора о континентальном шельфе.

В 1958 году на I Женевской конференции была принята Конвенция «О континентальном шельфе». При разработке текста конвенции, авторы столкнулись с тем, что многие государства были не согласны

с геологическим определением термина «континентальный шельф», в связи с чем, в целях снятия проблемных вопросов и выработки единой для участвовавших стран позиции, было создано новое определение термина, отличающееся от геологического. Таким образом, в настоящее время понятие «континентальный шельф» существует в двух различных аспектах: геологическом и юридическом.

Геологическое понимание термина было разработано шотландским ученым-геологом Хью Робертом Миллом, в соответствии с которым континентальный шельф - это подводная часть окраины материка, прилегающая к суше и простирающаяся до границы начала континентального склона, характеризующаяся общим с материком геологическим строением.

Юридическое понимание континентального шельфа закреплено в двух основополагающих международных договорах: Конвенции «О континентальном шельфе» 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В соответствии со ст. 1 Конвенции «О континентальном шельфе» 1958 г., под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к континентальному или островному берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов [Конвенция о континентальном шельфе ... 1970].

Вместе с тем критерий технологической возможности делал определение термина расплывчатым, так как это приводило к гипотетическому варианту неограниченного распространения прав технологически развитых государств на дно и его недра мирового океана.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 16 ноября 1994 года, ратифицированная Российской Федерацией в 1997 году, сняла имевшуюся неопределенность в части определения внешних границ континентального шельфа и закрепила, что континентальный шельф представляет собой морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых

отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние [Конвенция Организации Объединенных Наций ... 1998].

В случае, когда юридические границы в рамках стандартной модели определения меньше параметров геологического шельфа, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года допускает возможность изменения границ и выхода внешней границы континентального шельфа за отметку 200 морских миль. Максимально возможная удаленность внешней границы континентального шельфа от внешней границы территориального моря составляет 350 морских миль, либо 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.

В целях организации деятельности и реализации положений Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года в части морского дна созданы специальные органы: Международный орган по морскому дну, Международный трибунал по морскому праву, Комиссия по границам континентального шельфа.

Расширение границ континентального шельфа Российской Федерации

В Российской Федерации нормы Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года были имплементированы в национальное законодательство посредством включения отдельных положений в различные нормативно-правовые акты - Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и др., так и путем принятия отдельного Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», заложившие основу национальному регулированию в указанной сфере.

В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, государства имеют право увеличить площадь своего континентального шельфа посредствам реализации соответствующих процедур, что и было сделано Россией. Увеличение границ континентального шельфа страны является механизмом потенциального увеличения минерально-сырьевой базы страны в связи с возможностью открытия на нем новых крупных месторождений.

В 2001 году в Комиссию по границам континентального шельфа было подано отечественное представление в отношении шельфа Центрального Арктического бассейна, а также Баренцева, Берингова и Охотского морей. По результатам рассмотрения были даны следующие рекомендации:

- по Баренцеву и Берингову морям - представить карты и координаты о внешней границе континентального шельфа после вступления в силу соглашений о разграничении морского дна между Норвегией и США.

- по Охотскому морю - представить частичное представление и приложить максимум усилий для достижения соглашения с Японией.

- по Арктическому бассейну - подать пересмотренное представление в связи с неопределенностью геологической природы хребта Ломоносова и поднятия Менделеева.

В 2013 году Российская Федерация вынесла на рассмотрение частичное представление в отношении шельфа Охотского моря, по результатам рассмотрения которого Комиссия по границам континентального шельфа вынесла рекомендации (решение) в пользу РФ. Площадь российского континентального шельфа в Охотском море была увеличена на 52 тыс. км2.

В 2015 году Российской Федерацией было вынесено на рассмотрение дополненное Представление. В 2019 году подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность рассматриваемых районов к структурам континента, что повышает вероятность принятия финальных рекомендаций по арктическому шельфу в пользу России. Потенциально площадь отечественного арктического континентального шельфа может увеличиться на 1,2 млн км2.

Заключение

Обладание и контроль неразработанных месторождений полезных ископаемых становится фактором, определяющим геополитическое влияние государства в мире в связи с контролем потенциальной ресурсной базы для технологических производств. Таким образом, государства, обладающие наибольшими запасами необходимых полезных ископаемых, технологиями их добычи и переработки, а также способами защиты контроля от третьих сторон, будут находиться в авангарде геополитического влияния на мировую политику в будущем.

В условиях истощения месторождений минерального сырья на суше, ресурсы континентального шельфа становятся базой для обеспечения энергетической безопасности и минерально-сырьевой независимости государства в будущем. Учитывая хрупкое экологическое состояние континентального шельфа, считаем политически верным подход осуществлять правовое регулирование деятельности на нем через систему наднационального законодательства. Особенно это касается арктического континентального шельфа, деятельность на котором, по нашему мнению, должна осуществляться на основе специальной конвенции, принятой прибрежными государствами, обладающими особым историческим и технологическим опытом освоения арктических пространств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Василевская Д. В., Архипов А. В., Филатов Д. В. Правовое регулирование недропользования на континентальном шельфе и в Мировом океане. История и перспективы. Теория и практика. Монография. М. : Юрист, 2012. [Vasilevskaya, D. V., Arkhipov, A. V., Filatov, D. V. (2012). Pravovoe regulirovanie nedropol'zovaniya na kontinental'nom shel'fe i v Mirovom okeane. Istoriya i perspektivy. Teoriya i praktika (Legal regulation of subsoil use on the continental shelf and in the World Ocean. History and perspectives. Theory and practice). Moscow: Yurist. (In Russ.)]. Конвенция о континентальном шельфе // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1970. Вып. XXIII, С. 101-105. [Convention on the Continental Shelf. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states (pp. 101-105). (In Russ.)]. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву // Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3-168. [United Nations Convention on the Law of the Sea. Bulletin of international treaties, 1, 3-168. (In Russ.)].

Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Federal Law No. 187-FZ of 30.11.1995 "On the Continental Shelf of the Russian Federation". Official Internet portal of legal information. (In Russ.)]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.03.2021) Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Federal Law

of 31.07.1998 No. 155-FZ «On internal sea waters, the territorial sea and the contiguous zone of the Russian Federation». Official Internet portal of legal information. (In Russ.)]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Federal Law of December 17, 1998 No. 191-FZ «On the Exclusive Economic Zone of the Russian Federation». Official Internet portal of legal information. (In Russ.)]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Law of the Russian Federation of 21.02.1992 No. 2395-1 «On Subsoil». Official Internet portal of legal information. (In Russ.)]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.03.2021).

Cavnar A. Accountability and the Commission on the Limits of the Continental Shelf: Deciding Who Owns the Ocean Floor // Cornell International Law Journal. 2009. # 42(3), 386-440.

Proclamations Concerning United States Jurisdiction Over Natural Resources in Coastal Areas and the High Seas. Press Release Issued by the White House, September 28, 1945 // Office of the Historian, Foreign Service Institute, U.S. Department of State. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/ frus1945v02/d794 (дата обращения: 31.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.