Научная статья на тему 'Контейнерные перевозки по внутренными водным путям Росссии в условиях Евразийского экономического Союза'

Контейнерные перевозки по внутренными водным путям Росссии в условиях Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СУДОХОДСТВА / ВВП / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / THE PROGRAM OF THE REVIVAL OF TRANSPORT NAVIGATION / GDP / CONTAINER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поздняков В. Э., Устинов В. В.

В настоящее время ведётся большая работа по восстановлению внутренних водных путей (ВВП) России и по строительству новых речных и река-море транспортных судов. Так, например, по сообщению ТАСС в период 2015-2021 годов в России предполагается построить 260 грузовых судов. В ближайшие 5 10 лет ожидается списание подавляющей части действующих речных судов с возрастным порогом более 30 лет. Реализация программы возрождения транспортного судоходства по ВВП России даст возможность разгрузить автомобильные магистрали, ускорить транспортировку контейнерных грузов как транзитных, так и экспортно-импортных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTAINER TRANSPORTATIONS BY INTERNAL WATERWAYS OF RUSSIA IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Currently, the big work on restoration of inland waterways (GDP) of Russia and the construction of new river and river-sea transport vessels. For example, according to TASS during the period 2015-2021 years in Russia it is planned to build 260 cargo ships. In the next 5 -10 years is expected to write off the majority of the existing river vessels with the age thresholdfor over 30 years. Implementation of the program of revival of shipping on Russia's GDP will give the chance to unload highways to expedite transport of containerized cargo, both in transit and export-import.

Текст научной работы на тему «Контейнерные перевозки по внутренными водным путям Росссии в условиях Евразийского экономического Союза»

УДК 656.615.071.4:681.3

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ВНУТРЕННЫМИ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОСССИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Поздняков В.Э., магистрант, «Управление водными и мультимодальными перевозками», ФГБОУ ВПО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф.

Ушакова»

Устинов В.В., к.т.н., доцент кафедры «Системный анализ и управление процессами на водном транспорте», ФГБОУ ВПО «ГМУ имени

адмирала Ф.Ф. Ушакова»

В настоящее время ведётся большая работа по восстановлению внутренних водных путей (ВВП) России и по строительству новых речных и река-море транспортных судов. Так, например, по сообщению ТАСС в период 2015-2021 годов в России предполагается построить 260 грузовых судов.

В ближайшие 5 - 10 лет ожидается списание подавляющей части действующих речных судов с возрастным порогом более 30 лет. Реализация программы возрождения транспортного судоходства по ВВП России даст возможность разгрузить автомобильные магистрали, ускорить транспортировку контейнерных грузов как транзитных, так и экспортно-импортных.

Ключевые слова: программа возрождения транспортного судоходства, ВВП, контейнерные перевозки.

CONTAINER TRANSPORTATIONS BY INTERNAL WATERWAYS OF RUSSIA IN THE

EURASIAN ECONOMIC UNION

Pozdnyakov V., magistand, Water and multimodal transport management, FSEIHE «Admiral Ushakov Maritime State University» Ustinov V., Ph.D., assistant professor, System analysis and management of processes on water transport chair, FSEI HE «Admiral Ushakov

Maritime State University»

Currently, the big work on restoration of inland waterways (GDP) of Russia and the construction of new river and river-sea transport vessels. For example, according to TASS during the period 2015-2021 years in Russia it is planned to build 260 cargo ships.

In the next 5 -10 years is expected to write off the majority of the existing river vessels with the age threshold for over 30 years. Implementation of the program of revival of shipping on Russia's GDP will give the chance to unload highways to expedite transport of containerized cargo, both in transit and export-import.

Keywords: the program of the revival of transport navigation, GDP, container transportation.

Географическое положение государств Евразийского экономического союза (ЕЭС) обуславливает огромный транзитный потенциал в транспортировке грузов между государствами Евросоюза и Азии. По различным оценкам экспертов [2] общий тоннаж на сегодняшний день составляет около 220 млн. тонн/год. Следует ожидать повышения до 400 млн. тонн/год к 2020 году. На транзитный потенциал государств ЕЭС будет приходиться около 290 млн. тонн/год.Россия занимающая второе место в мире по протяжённости внутренних водных путей (ВВП) способна принять значительную часть контейнерных перевозок по международным ВВП России, ведь общая протяжённость ВВП составляет 102 тыс. км.

В настоящее время ведётся большая работа по восстановлению внутренних водных путей (ВВП) России и по строительству новых речных и река-море транспортных судов.Так, например,по сообщению ТАСС в период 2015-2021 годов в России предполагается построить 260 грузовых судов.

В ближайшие 5 - 10 лет ожидается списание подавляющей части действующих речных судов с возрастным порогом более 30 лет. Реализация программы возрождения транспортного судоходства по ВВП России даст возможность разгрузить автомобильные магистрали, ускорить транспортировку контейнерных грузов как транзитных, так и экспортно-импортных.

Место контейнерных перевозок в системе доставки грузов с использованием ВВП в весенне-летний период занимает значительную часть в едином процессе управления потоками для наиболее полного удовлетворения клиентов. В этом плане контейнерные перевозки со своим свойством мультимодальности являются тем фактором, который способен максимально эффективно связать все звенья транспортировки контейнеров по ВВП России.

Транспортная политика стран ЕЭС предусматривает создание новых транспортных коридоров в Евразии, которые в составе ВВП России будут являться единой транспортной системой, обеспечивающей мультимодальность перевозок грузов. По экспертным оценкам[3] следует, что реализация такой политики, даже не в полной мере, к 2030 году даст прирост совокупного ВВП стран ЕЭС около $900 млрд. Это будет способствовать укреплению позиций России в мировой транспортной системе на юге и на севере. В этой связи целесообразно адаптировать управление водными и мультимодальными контейнерными перевозками к эксплуатационным особенностям российских портовых транспортных узлов при смене вида транспорта. Так как, если, например, Северный морской путь (СМП) в

настоящее время наблюдается сокращение сроков транспортировки на 15-20 суток, то это не значит, что при смене вида транспорта, в портовых транспортных узлах СМП, не будет потеряно это время из-за несовершенства, раздробленности и несогласованности действий участников технологического процесса погрузо-разгрузочных работ (ПРР) в морских и речных портах.

При использовании ВВП международного значения суда должны отвечать соответствующим техническим характеристикам выбранного международного ВВП, в том числе параметры:

• горизонтальные габариты самоходных судов, барж и толкаемых составов и в первую очередь основным стандартным габаритом, каковым является их ширина или поперечный габарит;

• при модернизации существующих и / или создании новых водных путей следует всегда руководствоваться более высокими значениями габаритов судов или составов;

• для повышения эффективности контейнерных перевозок следует обеспечивать максимально возможную высоту прохода под мостами в соответствии с установленными величинами;

• внутренние водные пути, на которых, как ожидается, будут осуществляться интенсивные контейнерные и ролкерные перевозки, должны соответствовать как минимум параметрам класса "УЪ. В целях удовлетворения потребностей, обусловленных будущим изменением габаритов контейнеров и необходимостью беспрепятственной перевозки прицепов, может быть предусмотрено также увеличение на 7 - 10% ширины соответствующих судов, составляющей 11,4 м, осуществляющих плавание по внутренним водным путям класса Уа и более высоких классов;

• на водных путях с изменяющимся уровнем воды значение рекомендуемой осадки должно соответствовать осадке, которая достигается или превышается в течение в среднем 240 дней в году (или 60% периода навигации). Там, где это возможно и экономически оправдано, следует обеспечить значение рекомендуемой высоты прохода под мостами (5,25, 7,00 или 9,10 м) при наивысшем судоходном уровне;

• единые параметры класса, осадки и высоты прохода под мостами следует обеспечить либо на всем водном пути, либо как минимум на значительных по протяжённости участках этого пути;

• минимальная высота прохода под мостами 7,00 м должна быть обеспечена на водных путях, которые соединяют важные морские порты с районами, находящимися в глубине страны, и которые могут быть успешно использованы для контейнерных перевозок и перевозок «река - море».

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 77

В этой связи развитие инфраструктуры внутренних водных путей (ВВП), создание и реализация проекта южного транспортного кольца России («ЮТК России»), реконструкция транспортной инфраструктуры ЮФО России, соединяющей Крым с Россией, в целом направленных на обеспечение укрепления позиции стран ЕЭС в мировой транспортной системе на Юге и на Севере и удовлетворение потребности Европы и Азии в высокоэффективных водных и мультимодальных контейнерных перевозках.

Литература:

1. Устинов В.В., Эглит Я.Я.,Эглите К.Я. Методика управления технологическими перегрузочными процессами морского торгового порта. Монография / - СПб.: «Феникс», 2014. -138 с.

2. Винокуров Е., Джадралиев М., Щербанин Ю. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. - // эл. версия, 2009, http://www.eabr.org/rus

3. Михаил Прибыловский, Тройной удар: ЕАЭС создает новый

транспортный коридор. - // эл. версия, 2014, http://www.gudok.ru

4. Эглит Я.Я. Управление транспортными системами. - // СПБ: Издательство Феникс, 2009. - 346с.

5. Устинов, В.В. Эффективность технологического процесса погрузо-разгрузочных работ морского порта в условиях естественной монополии / В.В. Демьянов, В.В. Устинов // Транспортное дело России. - 2013.-№4.

6. Устинов В.В., Моделирование технологии, организации и управления процессами в портах / В.В. Устинов, // Транспортное дело России. - Москва, 2010. - № 11. - С.108-109.

7. Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП).

8. Устинов В.В., Развитие «Северного международного транспортного коридора Евразия» и «Южного транспортного кольца России» как гарант укрепления влияния России на формирование мировой транспортной системы в Евразии / В.В. Устинов, // Транспортное дело России. - Москва, 2016. - № 6. - С. 147-150.

78 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.