Научная статья на тему 'КОНТЕНТ БЛОГЕРА КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА'

КОНТЕНТ БЛОГЕРА КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККАУНТ / БЛОГ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / НАСЛЕДОВАНИЕ / НАСЛЕДНИК / НАСЛЕДОДАТЕЛЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ АКТИВ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганюхина Д.С., Лесихина С.С.

В настоящее время почти у каждого человека есть аккаунт в той или иной социальной сети, порой даже в нескольких. Владелец может решить, как им пользоваться: вести блог, рассказывать свою историю, а может и получать от своей деятельности доход. Сейчас очень популярно стало движение блогеров, которые, выкладывая результаты интеллектуальной деятельности, получают прибыль на своём блоге. Но возникает вопрос: что же будет с аккаунтом и с объектами авторского права, если владелец умрет? Смогут ли родственники продолжить вести аккаунт умершего близкого человека и получать из этого доход? Как они получат доступ к этому блогу? Данные вопросы являются актуальными, так как законодательство российских и зарубежных стран не дает четкого ответа на них. Каким образом можно разрешить данную проблему? Авторы статьи сравнивают российское и зарубежное законодательство, судебную практику, изучают деятельность социальных сетей для разрешения этого вопроса, на основе чего предлагают свой путь решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGGER'S CONTENT AS AN OBJECT OF INHERITANCE LAW

Currently, almost every person has an account in one or another social network, sometimes even in several. The owner can decide how to use it: to keep a blog, tell his story, and maybe receive income from his activities. Now the movement of bloggers has become very popular, who, by posting the results of intellectual activity, make a profit on their blog. But the question arises: what will happen to the account and copyright objects if the owner dies? Will relatives be able to continue to maintain the account of a deceased loved one and receive income from it? How will they get access to this blog? These questions are relevant, since the legislation of Russian and foreign countries does not give a clear answer to them. How can this problem be solved? The authors of the article compare Russian and foreign legislation, judicial practice, study the activities of social networks to resolve this issue, on the basis of which they propose their own way to solve the problem.

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ БЛОГЕРА КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА»

Контент блогера как объект наследственного права Blogger's content as an object of inheritance law

Ганюхина Д. С.,

студент 4 курса

Волго - Вятского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» e - mail: darya.ganyukhina@yandex.ru,

Ganyukhina D.S.,

4th year student

Volga - Vyatka Institute (branch) of FSBEIHPE

"Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)"

Russia, Kirov e - mail: darya.ganyukhina@yandex. ru,

Лесихина С.С.,

студент 4 курса

Волго - Вятского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» e - mail: lesikhina. sonya@yandex. ru

Россия, Киров

Lesikhina S.S.,

4th year student

Volga - Vyatka Institute (branch) of FSBEI HPE

"Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)"

Russia, Kirov e - mail: lesikhina.sonya@yandex.ru

Аннотация.

В настоящее время почти у каждого человека есть аккаунт в той или иной социальной сети, порой даже в нескольких. Владелец может решить, как им пользоваться: вести блог, рассказывать свою историю, а может и получать от своей деятельности доход. Сейчас очень популярно стало движение блогеров, которые, выкладывая результаты интеллектуальной деятельности, получают прибыль на своём блоге. Но возникает вопрос: что же будет с аккаунтом и с объектами авторского права, если владелец умрет? Смогут ли родственники продолжить вести аккаунт умершего близкого человека и получать из этого доход? Как они получат доступ к этому блогу? Данные вопросы являются актуальными, так как законодательство российских и зарубежных стран не дает четкого ответа на них. Каким образом можно разрешить данную проблему? Авторы статьи сравнивают российское и зарубежное законодательство, судебную практику, изучают деятельность социальных сетей для разрешения этого вопроса, на основе чего предлагают свой путь решения проблемы.

Annotation.

Currently, almost every person has an account in one or another social network, sometimes even in several. The owner can decide how to use it: to keep a blog, tell his story, and maybe receive income from his activities. Now the movement of bloggers has become very popular, who, by posting the results of intellectual activity, make a profit on their blog. But the question arises: what will happen to the account and copyright objects if the owner dies? Will relatives be able to continue to maintain the account of a deceased loved one and receive income from it? How will they get access to this blog? These questions are relevant, since the legislation of Russian and foreign countries does not give a clear answer to them. How can this problem be solved? The authors of the article compare Russian and foreign legislation, judicial practice, study the activities of social networks to resolve this issue, on the basis of which they propose their own way to solve the problem.

Ключевые слова: аккаунт, блог, социальная сеть, наследование, наследник, наследодатель, авторское право, конфиденциальность, цифровой актив, пользователь.

Key words: account, blog, social network, inheritance, heir, testator, copyright, privacy, digital asset, user.

Блогерский контент - это любой вид информации, которая содержится на страницах веб-ресурса. Другими словами, под контентом можно понимать различного рода тексты, аудиозаписи, видеофайлы, изображения, и иную информацию, размещенную на интернет-ресурсе.

Сегодня вопросы, связанные с правовым регулированием контента в социальных сетях, как никогда актуальны и если в области защиты авторских прав на результат творческой деятельности блогера имеется множество информации и статей, то вопрос контента блогера как объекта наследственного права вызывает как теоретический, так и практический интерес.

Аккаунты в соцсетях нередко выступают объектом сделок купли-продажи. Но вот вопрос наследования такого актива пока не урегулирован и, как правило, решается в судебном порядке.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется.

Рассматривая блогерский контент через призму частной собственности, можно утверждать, что наследование такого рода информации вполне возможно.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят все принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Исключаются из состава права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, права и обязанности переход которых в порядке наследования не допускается законом, а также личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

На данный момент закон не причисляет аккаунты в социальных сетях к объектам интеллектуальной собственности, а интерпретирует их, скорее, как средство общения. Однако публикуемый на страницах в соцсетях контент (фото, видео и пр.) при определенных условиях суд может отнести к объектам интеллектуальной собственности, и, как следствие, включить права на них в состав наследства.

Стоит так же обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", где сказано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом наследодателя, включается в состав наследства без подтверждения какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата.

Таким образом, в первую очередь необходимо определиться, относится ли контент, размещенный в аккаунте блогера объектом интеллектуальной деятельности. Творческий характер труда автора (владельца) аккаунта следует еще доказать в каждом конкретном случае. Поскольку аккаунты делятся на различные виды и могут как содержать творческий характер труда: оформление страницы, подбор оригинальных текстов, создание видео, название и пр., так и представлять собой исключительно информационный аккаунт с официальными данными об организации или содержать исключительно новостной материал.

Многие блогеры при создании контента прибегают к помощи других людей, например, копирайтер пишет текст, а дизайнер создает визуал страницы, фотограф, видеограф делают графический контент, анимацию. В таком случае можно говорить о соавторстве или о построении авторства как в сложном объекте интеллектуальных прав, когда авторы отдельных результатов творческого труда передают свои права организатору (например, владельцу блога).

Некоторые авторы предлагают признать за аккаунтами в социальной сети творческий характер, что впоследствии будет «подгонять» их под наследование интеллектуальной собственности, а именно как составное

произведение (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ) - в таком случае нужно будет доказать творческий характер расположенных в социальной сети материалов, либо как сложный объект (п. 1 ст. 1240 ГК РФ) - для этого следует рассматривать материалы, которые владелец аккаунта выкладывает к себе на страничку как самостоятельные объекты авторского права.

Тем самым, нужно отметить, что аккаунт будет содержать в себе не только объекты авторского права, но и права на результаты интеллектуальной деятельности, которые содержат неотчуждаемые имущественные и личные неимущественные права, а именно - право на авторства, имя, репутация.

Следует принять во внимание, что результатом интеллектуальной деятельности в первую очередь будет авторский контент, обладающий ограниченными авторскими правами, а не сам аккаунт. Данные авторские права ограничиваются пользовательским соглашением, согласно которому операторы тех или иных социальных сетей не исключают возможность блокировки или ограничения доступа к аккаунту.

Признавая аккаунт в социальных сетях объектом гражданского права, по аналогии можно применить к нему нормы и принципы наследования имущества по завещанию, где наследодатель предоставляет своим наследникам коды доступа. В таком случае встает вопрос о том, как передать аккаунт и контент по закону, ведь согласно ст. 7 ФЗ "О персональных данных" конфиденциальность персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

С пользовательского соглашения берут свое начало любые правоотношения между лицом и конкретной социальной сетью, в нем указываются все необходимые аспекты, касаемо использования личных данных пользователя, защищённости его пароля и т.д. Там также сказано, что права пользователей на собственные публикации нельзя изменить, но социальная сеть принимает на себя лицензию с правом передачи, включая выдачу сублицензий на распространение некоторого контента, к примеру, определённых фотографий, но в соответствии с выбранными настройками для получения доступа к аккаунту. Поэтому, в случае если социальная сеть имеет какие-либо условия относительно вопроса предоставления персональных данных третьим лицам и наследования, то необходимо указать их в настройках и отразить в завещании.

Нужно отметить, что некоторые научные труды уже поднимали вопрос о возможности наследования цифрового имущества, вводилось предложение для корректного, с точки зрения закона, оформления передачи виртуального имущества другим лицам.

Необходимо подчеркнуть, что социальные сети тоже не стоят на месте, не ожидают законодательного регулирования наследования аккаунтов, создают свой функционал о передачи странички наследнику. Например, Facebook изобрели специальную возможность, которая доступна пользователю, назначения хранителем странички после своей смерти. При этом в функционал такого хранителя входит определенный круг возможностей использования, он не может читать сообщения владельца странички, а также другую конфиденциальную информацию, что является неотъемлемой частью возможностей использования своего аккаунта.

Компания Google также предоставляет для владельцев аккаунтов функционал, чтобы создать перечень других пользователей, которые получат доступ к аккаунту в случае его неактивности.

Компании «Яндекс» и VK не предоставляет доступ к аккаунту, электронной почте и другим данным в своих сервисах умершего человека. По запросу близких можно только удалить аккаунт, предоставив свидетельство о смерти.

Некоторые социальные сети, такие как Одноклассники, Instagram, Вконтакте, предлагают по просьбе родственников умершего превратить аккаунт в памятный: изображение будет черно - белым, а профиль будет виден только друзьям.

Если мы обратим внимание на законодательное регулирование других стран, то среди европейских государств можно отметить Германию. В стране применяется принцип универсального наследия - наследник принимает все юридические права и обязательства, а также активы наследодателя. Владение средством хранения или право доступа к такому средству хранения, на котором содержится информация о цифровых активах, также подпадает под правила доступа и использования материальных активов.

Например, в судебной практике Германии встретился следующий случай: Верховным судом Берлина рассматривался иск к социальной сети Facebook.

В качестве истцов выступила мать погибшей девочки 15 лет, которая покончила жизнь самоубийством в 2012 году. Мать хотела получить доступ к социальной сети дочери, её перепискам, чтобы разобраться в причинах смерти близкого человека. Процесс длился достаточно долго. Хоть и окружные суды удовлетворили иск в пользу родителей, погибшей девочки, суд апелляционной инстанции поддержал аргументацию социальной сети Facebook о защите конфиденциальности в телекоммуникациях, что отмечено прямо в Основном законе Германии.

Несмотря на это, Верховный суд посчитал возможным передачу аккаунта по наследству. "Аккаунт пользователя в соцсети передается наследникам владельца аккаунта", - указал в своем решении суд. А наследники "могут потребовать от оператора сети предоставить им доступ к аккаунту, в том числе данным, касающимся общения пользователя [в соцсети]". Данное решение до сих пор остается дискуссионным, так как большинство юристов считает, что оно нарушает законодательство Германии, а именно такие нормативно -правовые акты, как Закон «Об информационных и коммуникационных (мультимедиа) услугах» 1997 г. (Informations und Kommunikationsdienstegesetz - IuKDG) и Конвенцию «О защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных».

На сегодняшний день в законодательстве отсутствует какой-либо запрет на передачу аккаунта и его контента по наследству, такое право может быть ограничено лишь со стороны самой социальной сети.

Однако, данный вопрос требует проработки. Необходимо в каждом конкретном случае четко определить вид аккаунта, его содержание: контент, его систематизацию и др. Аккаунт может быть признан базой данных, по абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ, для этого вся информация в нём должна быть систематизирована по тегам, чтобы другие пользователи могли найти материалы, а материалы всегда возможно обработать ЭВМ. Статья 1283 ГК РФ, предусматривает возможность перехода по наследству исключительного права на произведение, в таком случае это будет в полной мере касаться и исключительного права на базу данных.

Таким образом, можно сделать вывод, аккаунт в социальной сети является объектом гражданского права. Следовательно, всё его составляющее будет цифровым наследством, т.е. результатом интеллектуальной деятельности, связанные с ним имущественные и личные неимущественные права, а также доход, полученный в результате проводимой деятельности наследодателя, который после смерти переходит наследникам по закону или завещанию.

Несмотря на это, наследование аккаунта в социальной сети, его блога со всеми вытекающими из него результатами интеллектуальной деятельности до сих пор остается полностью неразрешенным.

Российское и зарубежное законодательство не может дать четкого плана действий при наследовании аккаунта умершего человека. Правовое регулирование требует совершенствования, которое будет способно отвечать интересам как наследников, так и наследодателей.

Стоит обратить внимание, что сами социальные сети ушли далеко вперед в этом вопросе: при заключении пользовательского соглашения абоненту предлагается принять решение о дальнейшей судьбе своего аккаунта, при условии возникновения несчастного случая с владельцем.

Данный вариант является актуальным, в этом случае нет нарушения конфиденциальности информации, которая распространяется только на живых людей. Также это положение будет выражать в прямое волеизъявлении наследодателя.

Поэтому сейчас правотворцам стоит принять ряд положений, регулирующих данную область отношений, и от скорости принятия этого решения будет зависеть качество регулирования такого рода отношения в правовом смысле.

Список используемой литературы:

1. https://notariat.ru/ru-ru/news/porvadok-nasledovaniYa-cifrovYh-aktivov-mnenie-ekspertov-notariata

2. Informations- und Kommunikationsdienstegesetz. - Mode of access: IuKDG: www.netlaw.de/gesetze/iukdg.htm/.

3. Амбарцумов Р. А. Аккаунты социальных сетей как объекты наследственных правоотношений / Р. А. Амбарцумов // Вопросы российской юстиции. - 2019. - № 1.

4. Верховный суд Германии разрешил передавать по наследству аккаунты в Facebook: https://pravo.ru/news/204002/.

5. Гаврилов В.Н. Наследование аккаунтов в социальных сети // Право. Экономика.Психология. 2019. №2 (14). Стр. 11-14

6. Гарант.РУ. URL: https://www.garant.ru/article/1464108

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.04.2023).

8. Гринь Е. С. Наследование аккаунтов в социальных сетях: российский и зарубежный опыт // Актуальные проблемы российского права. 2022. №2 (135).

9. Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, Страсбург, 28 янв. 1981 г. - Режим доступа: http:// www.uipdp.com/articles/2011-04/09.html.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

11. Поисковая система Google. URL: https://myaccount.google.com/u/0/inactive?pli=1

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".

13. Справочный центр Facebook. URL: ttps://www.facebook.com/help/1568013990080948

14. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)

15. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О персональных данных" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023.

16. Ю.Н. Фольгерова К вопросу о понятии и признаках объектов авторского права // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. 2008. № 5. С. 249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.