Научная статья на тему 'Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры'

Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иконникова А. Ю.

В статье изложены результаты исследования гражданской идентичности как уровня личной культуры студентов факультета психологии. В качестве одной из методик, подобранных для исследования данного феномена, был использован контент-анализ сочинений на тему «Я – гражданин своей страны». Нами выделены три ступени развития гражданской идентичности как уровня личной культуры, сменяющие друг друга по мере развития: гражданской осведомленности, гражданской зрелости и гражданской позиции. В качестве респондентов выступали группы студентов факультета психологии Уральского государственного педагогического университета. В результате исследования было выявлено, что гражданская идентичность как уровень личной культуры студентов факультета психологии развита недостаточно, на высшей ступени развития гражданской идентичности находятся лишь 4-8 % испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иконникова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры»

Большинство педагогов со средним уровнем удовлетворенности профессией (23 %) имеют первую квалификационную категорию. Высокий уровень удовлетворенности профессией (16 %) представлен по результатам исследования лишь у педагогов с высшей квалификационной категорией. Однако 6 педагогов с высшей квалификационной категорией (14 %) удовлетворены профессией на уровне ниже среднего, что может быть связано с эмоциональным выгоранием.

Таким образом, результаты исследования позволили увидеть некоторую взаимосвязь между переживанием педагогами субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности и отдельными характеристиками их профессиональной деятельности. Вместе с тем данные взаимосвязи требуют дальнейшего изучения, необходимым является выявление факторов субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности, определение их значения на этапах профессионального становления личности.

Список литературы:

1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - М., 1990. - 336 с.

2. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - М.: Изд-во «София», 2006. - 368 с.

3. Фоломеева Т.В. Социальные представления о благополучии / Т.В. Фо-ломеева, И.И. Серегина // Мир психологии. - 2004. - N 3. - С. 122-131.

4. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере / Р.М. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов, 2005. - С. 297-302.

5. Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2010. - N 1. - С. 237-249.

6. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ идентичности КАК УРОВНЯ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Иконникова А.Ю.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье изложены результаты исследования гражданской идентичности как уровня личной культуры студентов факультета психологии.

* Аспирант.

В качестве одной из методик, подобранных для исследования данного феномена, был использован контент-анализ сочинений на тему «Я -гражданин своей страны». Нами выделены три ступени развития гражданской идентичности как уровня личной культуры, сменяющие друг друга по мере развития: гражданской осведомленности, гражданской зрелости и гражданской позиции. В качестве респондентов выступали группы студентов факультета психологии Уральского государственного педагогического университета. В результате исследования было выявлено, что гражданская идентичность как уровень личной культуры студентов факультета психологии развита недостаточно, на высшей ступени развития гражданской идентичности находятся лишь 4-8 % испытуемых.

В настоящее время особенно остро встает вопрос воспитания гражданской идентичности современной молодежи. Формирование гражданственности в большинстве случаев происходит неконтролируемо, под влиянием мнения друзей и знакомых, СМИ и других источников информации. Однако от того, насколько грамотно сформирована гражданская идентичность жителей страны, во многом зависит ее полноценное функционирование и процветание. Наиболее важно, на наш взгляд, акцентировать внимание на формировании гражданской идентичности в период профессионального становления личности, в период профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях. От того, насколько молодой специалист ориентирован на благосостояние своей страны, помимо целей собственного благосостояния, во многом зависит его профессиональный вклад в деятельность государства. Однако для развития гражданской идентичности студентов, из которых в будущем формируется передовая часть общества - ведущие специалисты и руководители в экономической, политической и других сферах, до сих пор не разработано действенных педагогических программ, не изучены психолого-педагогические условия, механизмы и детерминанты становления гражданской идентичности.

С другой стороны, до сих пор не разработано адекватных диагностических программ, нацеленных на определение гражданской идентичности индивида. Имеются методики, определяющие уровень морального развития, нравственности [1, 3, 4, 5] но до сих пор не существует методик для диагностики гражданской идентичности индивида.

В нашей работе мы придерживаемся следующего определения понятия гражданской идентичности. Гражданская идентичность - это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл, которое формируется в процессе усвоения индивидом правил и норм общественного поведения значимых для него людей. Гражданская идентичность является фактором, который объединяет интересы индивида с данной социальной общностью, в частности с нацией, удовлетворяет потребность в принадлежности к определенной группе и об-

ладает как защитной функцией, так и функцией самореализации и самовыражения, проявляющейся в политической и гражданской активности.

Осознание своей принадлежности к социальной группе может носить как позитивный, так и негативный характер. Позитивное принятие своей гражданской идентичности индивидом помогает ему включаться в социальную структуру, выстраивать отношения в разнообразных социальных институтах, усваивать общественные нормы и правила поведения в социуме и создает ощущение целеустремленности и собственного достоинства.

Гражданская идентичность проявляется не только в качестве чувства принадлежности к данной социальной группе, но и в разделении ответственности, соответствующих обязанностей и требований этого сообщества. Гражданская идентичность взаимосвязана с постижением чувства интеграции общества путем включения в общее дело, экономическое, политическое и социальное пространство, и, следовательно, будет проявляться, в том числе, и в понимании индивидом возможностей своего профессионального, экономического, социального и политического роста в системе данного государства.

В нашем исследовании мы изучали гражданскую идентичность как один из уровней личной культуры [2]. По Н.В. Жуковой, личная культура субъекта познания может быть проявлена на пяти уровнях, сменяющих друг друга по мере развития субъекта познания: уровне этнической идентичности; уровне социокультурной компетентности; уровне духовности личности; уровне гражданской идентичности; уровне интеллигентности. Личная культура субъекта развивается от уровня этнической идентичности до возможного проявления на уровне гражданской идентичности или даже интеллигентности. Таким образом, уровень гражданской идентичности является предпоследней ступенью в развитии личной культуры субъекта познания.

Задачей нашего исследования являлось изучение гражданской идентичности как уровня личной культуры студентов психологического факультета и особенностей ее становления. В качестве одного из методов решения данной задачи мы использовали контент-анализ студенческих сочинений на тему «Я -гражданин своей страны». На наш взгляд, контент-анализ является оптимальным методом диагностики уровня гражданской идентичности, т.к. данный проективный метод позволяет не только обойти психологическую защиту (испытуемым не всегда доподлинно известно, что именно у них собираются исследовать), но и выявить глубинные черты и особенности их гражданского развития, что не всегда возможно сделать с помощью тестов или анкетирования.

В исследовании принимали участие 144 студента факультета психологии Уральского государственного педагогического университета в возрасте от 19 до 24 лет. Выборка студентов третьего курса составила 74 человека, из них 25 обучались по специальности «Психология» и 49 по специальности «Педагогика и психология»; выборка студентов пятого курса составила 70 человек, из них 23 обучались по специальности «Психология» и 47 по специальности «Педагогика и психология».

Контент-анализ сочинений осуществлялся посредством выделения смысловых единиц текста. Последние по смысловой нагрузке наглядно делились на три группы, в связи с чем нами было выделено три ступени развития гражданской идентичности:

1. Гражданская осведомленность. Этой ступени развития соответствует описание того, что человек включает в понятие «Я гражданин своей страны». Сюда входит рефлексия событий, которые происходят в стране, а также умение анализировать эти события. На данном уровне на субъекта познания большое влияние оказывает мораль общества, ценности, установки, которые усвоил человек из СМИ и общения с ближайшим окружением. Однако у личности отсутствует собственное мнение о происходящих событиях, человек лишь повторяет то, что говорят окружающие. Примерами высказываний респондентов, находящихся на данной ступени развития гражданской идентичности являются: «В этой стране существует много правил и законов, которые я соблюдаю и принимаю»; «Безусловно, я считаю себя гражданином своей страны. С одной стороны я плачу налоги, ЖКХ, стараюсь не нарушать законы. Худо-бедно вроде и правительство что-то делает...».

2. Гражданская зрелость. На ступени гражданской зрелости субъект научается формулировать и высказывать свое мнение на события и факты, наблюдаемые в стране. Он приобретает уже свое собственное, а не навязанное обществом, видение происходящего в государстве. Данная ступень является переходным моментом от ступени гражданской осведомленности, на которой превалирует рефлексия событий, а также руководство моралью, к обретению собственной гражданской позиции и формулированию своих нравственных норм и правил. Примерами суждений на данной ступени являются фразы следующего содержания: «Как гражданину мне хотелось бы, чтобы в нашей стране все были равны и те требования, которые предъявляются ко мне должны предъявляться и к другим. независимо от их статуса»;«У нас великая страна, которой жители нужны как источник пополнения государственной казны. Это мое мнение, оно субъективно, но оно четко сформировано».

3. Гражданская позиция. Это высшая ступень развития гражданской идентичности, на которой человек выражает свой вклад в жизнь и функционирование государства, выстраивая программы на свое будущее поведение в профессиональной, личной, а иногда и общественной жизни страны. На этом этапе человек определяет для себя, какой посильный вклад он может сделать для своего государства. Примерами высказываний студентов, находящихся на этой ступени,

являются: «Профессия педагога-психолога, которую я в настоящее время приобретаю, позволяет мне влиять на ситуацию в стране, путем воспитания «здоровых» граждан. Формирования в новом поколении чувства патриотизма, внутренней свободы, целеустремленности, воли и осознания собственного «Я»»; «... я могу повлиять на ситуацию в своей стране как личность, демонстрируя ценность патриотизма и активную жизненную позицию»; «.я могу реализоваться как мать и супруга, создав крепкую семью и воспитывая детей»; «Я не могу изменить многого, да и не знаю, как это сделать, но то, что в моих силах, я постараюсь делать хорошо».

Проанализировав с помощью выделенных нами ступеней сочинения студентов, мы выяснили, что среди студентов 3-го курса специальности «Педагогика и психология» на первой ступени развития гражданской идентичности находятся 55 % студентов, на второй - 43 % и на третьей - 2 %; у студентов специальности «Психология» наблюдается следующая картина: на первой ступени - 50 %, на второй - 46 % и на третьей - 4 %.

У пятикурсников же к концу обучения были получены следующие результаты. У студентов специальности «Педагогика и психология» на первой ступени гражданской идентичности находятся 40 %, на второй - 48 % и на третьей - 12 % обучающихся. У студентов специальности «Психология» результаты были следующими: на первой ступени - 44 %, на второй - 48 %, на третьей - 8 % студентов данной специальности.

На основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что гражданская идентичность как уровень личной культуры студентов факультета психологии развита недостаточно. На наш взгляд, в современной системе образования необходима разработка психолого-педагогических программ, направленных на формирование и развитие гражданской идентичности в процессе профессиональной подготовки, как одном из наиболее значимых периодов становления личности.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

2. Жукова Н.В. Контексты становления личной культуры субъекта познания: Монография. - Екатеринбург: Урал.ин-т экономики, управления и права, 2012. - 348 с.

3. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1998.

4. Gilligan C. In a different voice. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

5. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive-developmental approach // In T. Lickona (Ed.). Moral development and behavior: Theory, research, and social issues. - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.