Научная статья на тему 'Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте»'

Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12474
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL NETWORK / SELF-PRESENTATION / CYBERSPACE / SOCIALIZING / CONTENT ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL PREVENTIVE MEASURES / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемисова Ирина Валерьяновна

В статье представлены результаты исследования психологических характеристик активных пользователей социальной сети «ВКонтакте». Эта социальная сеть является наиболее многочисленной и представляет разнообразные возможности для самовыражения, самопрезентации, обмена мнениями, размещения аудиои видео-материалов. Был проведен контент-анализ 100 страниц активных пользователей данной социальной сети. Это были персональные страницы 50 человек мужского пола и 50 человек женского пола в возрасте от 15 до 50 лет. Результаты исследования показали, что большинство активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» имеет определенные психологические особенности, характеризующие психологическое неблагополучие, независимо от пола, возраста, уровня образования, рода деятельности. Выводы, основанные на материалах исследования, обосновывают острую актуальность и практическую значимость психологической профилактической работы по оптимизации общения в виртуальном пространстве. Особенно важно проводить такую работу с подростками и молодежью. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности социальных и психологических служб, в образовательном процессе вуза, курсов повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черемисова Ирина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT ANALYSIS OF PAGES OF ACTIVE USERS OF THE VKONTAKTE SOCIAL NETWORK

The article presents the results of the study of psycologycal characteristics of active users of the social network Vkontakte. This social network is the largest one and presents a lot of various opportunities for self-expression, self-presentation, exchange of ideas, exchange of audioand video-materials. A content analysis of 100 pages of active users of this social network was conducted. Those were personal pages of 50 men and 50 women aged from 15 to 50 years old. Results of the study showed that the majority of active users of the social network Vkontakte regardless of gender, age, education or profession have specific psychological characteristics indicative of psychological problems. The conclusions based on this study prove critical importance and practical relevance of psychological preventive measures for optimization of communication in cyberspace. Such measures are especially important for teenagers and young people. Materials of the study can be used by psychological and social services, in educational process of a university or refresher courses for teachers.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте»»

www.volsu.ru

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu11.2016.2.9

УДК 159.9.07 ББК 88.4

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СТРАНИЦ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

Ирина Валерьяновна Черемисова

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, Волгоградский государственный университет irinarusa@inbox.ru, psi@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических характеристик активных пользователей социальной сети «ВКонтакте». Эта социальная сеть является наиболее многочисленной и представляет разнообразные возможности для самовыражения, самопрезентации, обмена мнениями, размещения аудио- и видеоматериалов. Был проведен контент-анализ 100 страниц активных пользователей данной социальной сети. Это были персональные страницы 50 человек мужского пола и 50 человек женского пола в возрасте от 15 до 50 лет. Результаты исследования показали, что большинство активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» имеет определенные психологические особенности, характеризующие психологическое неблагополучие, независимо от пола, возраста, уровня образования, рода деятельности. Выводы, основанные на материалах исследования, обосновывают острую актуальность и практическую значимость психологической профилактической работы по оптимизации общения в виртуальном пространстве. Особенно важно проводить такую работу с подростками и молодежью. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности социальных и психологических служб, в образовательном процессе вуза, курсов повышения квалификации педагогических работников.

Ключевые слова: социальная сеть, самопрезентация, виртуальная реальность, общение, контент-анализ, психологическая профилактика, коммуникация.

В жизни современного человека социальные сети занимают значительное место. Количество социальных сетей увеличивается, изменяется их качество, неуклонно растет количество зарегистрированных пользователей.

Исследование роли социальных сетей в £ жизни современного человека и общества в ^ целом требует междисциплинарного подхода и изучения с позиций социальной философии, д социологии, культурологии, филологии, психо-§ логии т. д. [5; 14; 16; 19]. 3 Возможности общения в Интернете имеют свою специфику, обусловленную потреб© ностью передать большие объемы различной

информации в условиях сверхскоростной коммуникации [2; 3; 4; 8; 9; 10; 20]. Изучению социальных сетей как новой формы коммуникации в Интернете посвящено исследование Н.Г. Марченко, выполненное в рамках антропоцентрической макропарадигмы научных исследований. Н.Г. Марченко отмечает, что своеобразные знаковые системы сформировались на основе этого языкового существования особого типа, которое использует как языковые, так и графические, как вербальные, так и паравербальные средства. Одновременно с формированием виртуальной картины мира, подчеркивает Н.Г. Марченко, про-

исходит изменение языковой личности. Реализуясь в обновленном коммуникативном пространстве, виртуальная языковая личность создает собственную оппозицию «реальный -виртуальный мир» [6] .

В зарубежных исследованиях (см., например: C.S. Aneshensel, R.R. Frerichs, M. Barrera, S.L. Ainlay, S. Cohen, J. Edwards, S.E. Hobfoll, A. Vaux, K.S. Rook, I.G. Sarason и др.) социальная сеть рассматривается с точки зрения благ, которые человек имеет, взаимодействуя с другими людьми в сети [12; 1З; 15; 17; 18; 21; 22]. Это может выражаться в социальной поддержке человека, которая позволяет человеку укрепить ощущение своей значимости для других людей. Социальная сеть предоставляет возможность обмена ресурсами - и материальными, и нематериальными. В социальной сети, считает Н.В. Матрехина, содержание взаимодействий является помогающими транзакциями между членами сети [7].

В исследовании К.О. Черняевой приводятся данные Фонда исследования общественного мнения, согласно которым аудитория российского Интернета с 2005 г. увеличилась в пять раз. Число активных интернет-пользователей в России (зима 2009/2010 г.) превысило 25 млн человек [11].

Данное исследование проводилось в рамках дипломной работы Д.В. Резниковой, основной целью исследования было изучение психологических характеристик активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» на основе контент-анализа их персональных страниц. Эта социальная сеть была выбрана для исследования потому, что она включает в себя наибольшее количество зарегистрированных пользователей и является лидирующим сервисом в России.

По данным социальной сети «ВКонтак-те», ежедневно пользователи загружают на сайт более 2,З миллионов фотографий, более 400 тысяч видеофайлов, более 300 тысяч аудиозаписей. Более 20 миллионов сообщений отправляют и получают ежедневно пользователи сайта.

Социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет разнообразные возможности для самовыражения. Профиль насыщен информацией, фотографии рассортированы по альбомам, с группами удобно работать. Группы - это

своеобразные клубы по интересам. А интересы у людей бывают очень странными. Например, в группе «Рожденные в год Кабана под знаком Льва» состоит аж 5 725 человек [1].

Активным пользователем социальной сети компания «J'son & Partners Consulting» считает человека, который проводит в социальных сетях от 6,5 часов в месяц и более. В нашем исследовании мы примем это определение за основное.

Вначале было проанализировано 50 персональных страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте», затем это количество решено было увеличить до 100 человек, в том числе 50 человек женского пола и 50 человек мужского пола в возрасте от 15 до 50 лет. Показатели существенно не изменились, что подтверждает достоверность полученных результатов.

Для анализа были выделены следующие смысловые единицы изучаемого содержания:

- конкретные (информация о себе; тематика фильмов; музыка; литература; фотографии; желания; цитаты);

- обобщенные (тема секса; нецензурная лексика; демонстрация пагубных пристрастий к табаку; демонстрация пагубных пристрастий к алкоголю; демонстрация пагубных пристрастий к наркотикам.

Единицами счета послужили следующие показатели.

1) Информация о себе. При анализе этого показателя рассматривался критерий развернутости и полноты информации. Развернутая информация о себе характеризуется наличием на странице пользователя автобиографических данных о себе, описания времяпровождения, музыкальных, литературных и кинопредпочтений, наличием фотоальбома. Информация о себе (автобиографические данные) может быть изложена очень кратко или вообще отсутствовать, также может не быть описания времяпровождения, музыкальных, литературных и кинопредпочтений; фотография может или отсутствовать, или быть заменена картинкой.

2) Тематика фильмов. Анализ этой единицы содержания проводился по направлениям: фильмы эротического и порнографического содержания; комедии; комедии с элементами эротики, порнографии; фильмы ужасов; мелодра-

мы. Показатель считался выявленным при наличии определенной тематики фильмов в предпочтениях и выложенных на странице видео.

3) Музыка. Данная единица изучаемого содержания была разделена на следующие подкатегории по направлениям - рэп, поп, рок, классическая музыка.

Показатель считался выявленным при наличии определенного направления музыки в предпочтениях и размещенных на странице аудиозаписях и видеоклипах музыкальных композиций.

4) Литература. В данной единице содержания были выделены следующие подкатегории - предпочтение фантастики, предпочтение классической литературы, негативное отношение к чтению книг. Вывод о предпочтениях фантастики или классичесокой литературы делали при наличии литературных предпочтений, указанных в разделе «Информация о себе», а негативное отношение к чтению книг - при наличии жестких, нецензурных, циничных высказываний по данной теме.

5) Фотографии. Для анализа они были разделены на следующие подкатегории: фотографии сдержанного характера; откровенного содержания; с демонстрацией табакокурения и употребления спиртных напитков; картинки. Фотографии сдержанного характера -в семейном кругу, на природе; откровенного содержания - наличие откровенных поз сексуального характера, обнаженность тела, интимный характер фотографий.

6) Желания. Данная единица анализа учитывалась при наличии на странице пользователя категории «Мои желания».

7) Цитаты. Фиксация этой единицы содержания производился по двум подкатегориям: высказывания, содержащие нецензурную лексику или грубые циничные выражения, и цитаты философского содержания.

8) Тема секса. Эта единица содержания учитывалась при наличии данной тематики в содержании «Информации о себе», музыкальных, литературных и кинопредпочтениях, фотографиях, желаниях, цитатах.

9) Нецензурная лексика. При анализе этой единицы изучаемого содержания определялось наличие нецензурной лексики в содержании «Информации о себе», желаниях, цитатах, комментариях.

10) Демонстрация пагубного пристрастия к табаку. Анализу подвергалось наличие на странице пользователя в содержании видеороликов, комментариев, среди фотографий демонстрации пристрастия к табакокурению.

11) Демонстрация пагубного пристрастия к алкоголю. Подсчет этой единицы анализа проводился на основе демонстрации на странице пользователя употребления спиртных напитков в фотографиях, видеороликах, комментариях.

12) Демонстрация пагубного пристрастия к наркотикам. Эта единица также анализировалась при наличии демонстрации употребления наркотиков в видеороликах и комментариях на странице пользователя.

При проведении контент-анализа интернет-страниц активных пользователей социальной сети «В контакте» были получены следующие результаты:

Информация о себе. Результаты анализа показали, что большинство испытуемых (76 %) разместили на своих страницах «ВКон-такте» очень подробную, даже интимную информацию о себе. Например, точное место жительства, домашний и сотовый телефоны и т. д. Это показывает, что большинство пользователей не способны реально оценить ситуацию общения в виртуальном пространстве. Они представляют в открытый доступ конфиденциальную информацию, которой могут воспользоваться (и пользуются, по сводкам криминальной хроники) мошенники. Кроме того, такая подробная информация может быть использована злоумышленниками в корыстных целях. Только 24 % пользователей представили на своей странице краткую информацию о себе. Эти люди реально оценивают ситуацию и четко ограничивают рамки своей открытости.

Тематика фильмов. У 52 % испытуемых указаны фильмы эротического и порнографического содержания. Хотелось бы отметить, что у большинства из этого числа испытуемых указаны фильмы только указанного характера, или они преобладают. Люди не задумываются о том, что выкладывают фильмы подобного содержания на общее обозрение. В наше время широкое распространение получил просмотр интернет-страниц в социальных сетях при приеме на работу, так как в

них содержится огромное количество информации о человеке. Также можно упомянуть о том, что в социальных сетях регистрируются дети, которые явно не должны видеть фильмы такого содержания. Результаты анализа также показали, что большинство пользователей (80%) предпочитают комедии. Однако необходимо уточнить, что чаще всего они содержат шутки, которые принято относить к «черному» юмору. Комедии с элементами эротики и порнографии предпочитают 24 % испытуемых. Количество пользователей, предпочитающих фильмы ужасов и мелодрамы, одинаково - по 22 %.

Музыка. Рэп- и поп-музыку предпочитают по 54 % испытуемых, рок-музыку предпочитают 14 %. С сожалением приходится констатировать, что результаты анализа показали, что только 2 % пользователей в качестве приоритета указали классическую музыку.

Литература. Данная категория присутствовала только на 40 % обследуемых страниц. При этом 18 % пользователей предпочитают фантастику и только 4 % - классику. У остальных явные предпочтения в литературе выявить не представлялось возможным. Однако были страницы (18 %), на которых представлены фразы, демонстрирующие негативное отношение к чтению книг. Приведем примеры таких высказываний: «Я что, по-вашему, ботаник?», «Не читаю», «Че время зря тратить», «Не умею читать», «Ща я вам еще читать буду», «Книги - это лишняя бумага для похода в туалет», «Не хочу читать».

Фотографии. Необходимо отметить, что большинство активных пользователей (52 %) поместили на своих страничках фотографии сдержанного характера. В основном это семейные фотографии, фото на фоне природы, с любимыми домашними животными, или автопортреты. Наблюдается стремление показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свое материальное благополучие. Откровенного содержания фотографии представлены только у небольшого числа пользователей (16 %). Демонстрация табакокурения и употребления спиртных напитков нашла отражение на фотографиях у 14 % испытуемых. Часть пользователей (18 %) вообще отказалась от размеще-

ния фотографий на своей странице, представив разнообразные картинки (природа, несчастная любовь и др.)

Желания. Данная категория нашла отражение у 26 % испытуемых. В основном в данной категории представлены предметы бытовой техники (телефон, телевизор, ноутбук, фотокамера); дорогие сигареты и спиртные напитки; набор для игры в покер и даже мыльные пузыри. Особой популярностью в этой категории пользуются туалетная бумага с анекдотами и серия средств контрацепции. Желания, свидетельствующие о наличии духовных потребностей, у представителей данной группы пользователей не обозначены.

Цитаты. Цитаты присутствуют на большинстве страниц (62 %). Часто они размещены в разделе «Статус», то есть на самом видном месте страницы. Из них почти половина высказываний содержит нецензурные выражения (44 %) или грубые циничные выражения следующего типа: «Он держал меня за талию, а я его за идиота», «Жизнь как туалетная бумага. Вроде длинная, а тратишь на всякое ...», «"Ж..., ж...!" - закричали приключения. "Приключения, приключения!" - закричала ж...», и т. п. Отметим, что эти высказывания представлены на странице пользователя, где указаны его настоящие имя и фамилия, информация о родителях, братьях и сестрах, других родственниках. С горечью приходится констатировать, что такие высказывания нередко «украшали» страницы отличников учебы высших учебных заведений. Однако были размещены и цитаты философского содержания (18 % страниц): «Моя жизнь в моих руках», «Цени каждую секунду своей жизни», «Что нас не убивает, то делает сильнее», «Бери от жизни все» и другие.

Тема секса. Данный показатель выявлен у 64 % испытуемых. Следует пояснить, что эта тема присутствует практически во всех разделах, которые анализировались.

Нецензурная лексика. Нецензурные выражения выявлены на страницах у большинства активных пользователей (76 %). Очевидно, что люди, размещая на своих страницах нецензурную брань, не отдают себе отчет в том, что эта информация находится в открытом доступе. Скорее всего, они поддаются иллюзии анонимности высказываний в Интер-

нете, несмотря на то, что указывают развернутую информацию о себе.

Демонстрация пагубного пристрастия к табаку. Показатель выявлен у 66 % испытуемых.

Демонстрация пагубного пристрастия к алкоголю присутствует на страницах 56 % испытуемых.

Демонстрация пагубного пристрастия к наркотикам. Показатель выявлен у 32 % испытуемых. При этом видеоролики с наркотиками имеют следующие названия: «Как мы собирали и сушили травку», «Девочка так и не смогла принять свою последнюю дозу». В большинстве случаев данные видеоролики содержат «черный юмор», употребление наркотиков преподносится в шуточной форме.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что активный пользователь социальной сети «ВКонтакте» имеет определенные психологические особенности, среди которых ряд эмоциональных, коммуникативных, мотивационных и ценностно-нравственных качеств личности, характеризующих психологическое неблагополучие.

Необходимо отметить, что чрезмерное увлечение человека виртуальной реальностью и Интернет-технологиями может привести к нарушению оценки ситуации общения, искажениями восприятия реальности, ошибочным представлениям о самопрезентации. Результаты нашего исследования показали, что большинство пользователей социальной сети в реальной жизни не позволяют себе то, что считают возможным демонстрировать на своей Интернет-странице.

Представив результаты нашего исследования на студенческой научной конференции, мы услышали возмущенные возгласы: «Кто вам позволил анализировать наши страницы?!» Но страницы находятся в открытом доступе, и любой человек может использовать эту информацию в своих целях. «Какой ужас, вы это видели!!!» Ужас не в том, что мы это видели (мы профессиональные психологи), а в том, что это могут видеть все.

Кроме того, в результате нашего исследования существенных различий в характеристиках активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» в зависимости от пола, воз-

раста, уровня образования и рода деятельности не выявлено.

В заключение отметим, что результаты нашего исследования показали необходимость психологической профилактической работы, направленной на оптимизацию общения пользователей социальной сети, на формирование адекватности восприятия виртуальной реальности, возможности самопрезентации в пространстве Интернета, возможности достижения своих личностных целей, реализации профессиональных задач. Особенно эта деятельность актуальна среди подростков и молодежи. Результаты нашего исследования могут быть использованы в работе практического психолога психологической службы вуза, школы, социальных и психологических центров и служб по работе с детьми и молодежью.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Баша, В. Интернет как среда обитания / В. Баша // Наука и религия. - 2007. - № 12. - С. 7-10.

2. Броуди, Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание? / Р. Броуди. - М. : Поколение, 2007. - 306 с.

3. Воробьева, Е. В. Теоретическое обоснование смыслового подхода в психокоррекции наркологических заболеваний / Е. В. Воробьева, И. П. Шульгина // Когнитивные исследования на современном этапе: КИСЭ-2013 : материалы Четвертой Международной научно-практической конференции (89 апр. 2013 г., Россия, Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д : МАРТ, 2013. - С. 215-217.

4. Курышева, И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Курышева Ирина Валерьяновна. - Н. Новгород, 2011. - 453 с.

5. Лещенко, А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Лещенко Александр Михайлович. - Пятигорск, 2011. - 158 с.

6. Марченко, Н. Г. Социальная сеть «ВКон-такте»: лингвопрагматический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Марченко Наталья Геннадьевна. - Ростов н/Д, 2013. - 160 с.

7. Матрехина, Н. В. Социальная сеть человека в контексте его жизненных ситуаций : дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Матрехина Наталья Викторовна. - СПб., 2006. - 243 с.

8. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук, 2000. - 352 с.

9. Рыжов, В. В. Информационные технологии и личность / В. В. Рыжов // Гуманизм и духовность в образовании : науч. тр. Третьей Междунар. науч. конф. - Н. Новгород, 2005. - С. 123-129.

10. Терелянская, И. В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности / И. В.Терелянская, И. В. Курышева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2 (33). -С. 236-238.

11. Черняева, К. О. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей : дис. ... канд. социол. наук / Черняева Ксения Олеговна. - Саратов, 2010. - 141 с.

12. Aneshensel, C. S. Stress, Support, and Depression: A Longitudinal Causal Model / C. S. Aneshensel, R. R. Frerichs // The Journal of Community Psychology. - 1982. - Vol. 10, № 4. -P. 363-376.

13. Barrera, M. Jr. The Structure of Social Support: A Conceptual and Empirical Analysis / M. Jr. Barrera, S. L. Ainlay // The Journal of Community Psychology. -1983. - Vol. 1, № 2. - P. 133-143.

14. Burnett, R. Web theory: An introduction Text / R. Burnett, D. Marshall. - E. ; N. Y. : Routledge, 2003. - 242 p.

15. Cohen, S. Stress, Social Support, and the Buffering Hypothesis / S. Cohen, T. A. Wills // Psychological Bulletin. - 1985. - Vol. 98, № 2. -P. 310-357.

16. Crystal, D. Language and Internet Text / D. Crystal. - N. Y., 2006. - 316 p.

17. Hobfoll, S. E. Satisfaction with Social Support During Crisis: Intimacy and Self-Esteem as Critical Determinants / S. E. Hobfoll, A. Nadler, J. Leiberman // Journal of Personality and Social Psychology. -1986. - Vol. 51, № 2. - P. 296-304.

18. Interrelations of Social Support Measures: Theoretical and Practical Implications / B. R. Sarason, E. N. Shearin, G. R. Pierce, I. G. Sarason // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 52, №4. - P. 813-832.

19. Network Logic Who governs in an interconnected world? Text / ed. by H. Mc. Carthy, P. Miller, P. Skidmore. - London : Demos, 2004. - 63 p.

20. Rantanen, T. A man behind scapes: An interview with Arjun Appadurai / T. Rantanen // Global Media and Communication. - 2006. - Vol. 2. - P. 7-19.

21. Rook, K. S. Applying Social Support Research: Theoretical Problems and Future Directions / K.S. Rook, D. Dooley // Journal of Social Issues. -1985. - Vol. 41, № l. - P. 5-28.

22. Vaux, A. Social Support Appraisals and Network Resources / A. Vaux, M. Athanassopulou // The Journal of Community Psychology. - 1987. -Vol. 15, № 4. - P. 537-556.

REFERENCES

1. Basha V Internet kak sreda obitaniya [Internet as a Living Space]. Nauka i religiya, 2007, no. 12, pp. 7-10.

2. Broudi R. Psikhicheskie virusy. Kak programmiruyut vashe soznanie? [Virus of the Mind. The New Science of the Meme]. Moscow, Pokolenie Publ., 2007. 306 p.

3. Vorobyeva E.V., Shulgina I.P. Teoreticheskoe obosnovanie smyslovogo podkhoda v psikhokorrektsii narkologicheskikh zabolevaniy [Theoretical Justification of the Semantic Approach in Psychocorrection of Drug Addiction Diseases]. Kognitivnye issledovaniya na sovremennom etape: KISE-2013: materialy Chetvertoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (8-9 apr. 2013 g., Rossiya, Rostov-na-Donu) [Cognitive Studies at the Present Stage : CISE 2013: Proceedings of the Fourth International Scientific and Practical Conference (April 8-9, 2013, Russia, Rostov-on-Don)]. Rostov-on-Don, MART Publ., 2013, pp. 215-217.

4. Kurysheva I.V. Psikhologicheskie osnovy muzykalno-tvorcheskogo razvitiya lichnosti v obrazovatelnom protsesse: dis. ... d-ra psikhol. nauk [Psychologycal Basics of Musical and Creative Development of Personality in the Process of Education. Dr. psychol. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2011. 453 p.

5. Leshchenko A.M. Sotsialnye seti kak mekhanizm konstruirovaniya kommunikatsii v sovremennom obshchestve: dis. ... kand. filos. nauk [Cultural Identification in the Age of Globalization: the Case of Social Networks. Cand. philos. sci. diss.]. Pyatigorsk, 2011. 158 p.

6. Marchenko N.G. Sotsialnaya set «VKontakte»: lingvopragmaticheskiy aspekt: dis. ... kand. filol. nauk [Social Network "V kontakte": Linguopragmatic Aspect. Cand. filol. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2013. 160 p.

7. Matrekhina N.V. Sotsialnaya set cheloveka v kontekste ego zhiznennykh situatsiy: dis. ... kand. psikhol. nauk [A Person's Social Network in the Context of His Life Situations. Cand. psychol. sci. diss.]. Saint Petersburg, 2006. 243 p.

8. Pocheptsov G.G. Kommunikativnye tekhnologii XXveka [Communicative Technologies of the 20th Century]. Moscow, Refl-buk Publ., 2000. 352 p.

9. Ryzhov V.V. Informatsionnye tekhnologii i lichnost [Information Technologies and Personality]. Gumanizm i dukhovnost v obrazovanii: nauchnye trudy Tretyey Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Humanism and Spirituality in Education: Scientific Proceedings of the Third International Scientific Conference]. Nizhniy Novgorod, 2005, pp. 123-129.

10. Terelyanskaya I.V., Kurysheva I.V. Psikhologicheskie podkhody k ponyatiyu

konkurentosposobnosti lichnosti [Psychological Approaches to the Concept of Competitiveness Personality]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2012, no. 2 (33), pp. 236-238.

11. Chernyaeva K.O. Kulturnaya identifikatsiya v usloviyakh globalizatsii: sluchay sotsialnykh setey: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Cultural Identification in the Age of Globalization: the Case of Social Networks. Cand. sociol. sci. diss.]. Saratov, 2010. 141 p.

12. Aneshensel C.S., Frerichs R.R. Stress, Support, and Depression: A Longitudinal Causal Model. The Journal of Community Psychology, 1982, vol. 10, no. 4, pp. 363-376.

13. Barrera M. Jr., Ainlay S.L. The Structure of Social Support: A Conceptual and Empirical Analysis. The Journal of Community Psychology, 1983, vol. 1, no. 2, pp. 133-143.

14. Burnett R., Marshall D. Web theory: An introduction Text. E., N.Y., Routledge, 2003. 242 p.

15. Cohen S., Wills T.A. Stress, Social Support, and the Buffering Hypothesis. Psychological Bulletin, 1985, vol. 98, no. 2, pp. 310-357.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Crystal D. Language and Internet Text. N.Y., 2006. 316 p.

17. Hobfoll S.E., Nadler A., Leiberman J. Satisfaction with Social Support During Crisis: Intimacy and Self-Esteem as Critical Determinants. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, vol. 51, no. 2, pp. 296-304.

18. Sarason B.R., Shearin E.N., Pierce G.R., Sarason I.G. Interrelations of Social Support Measures: Theoretical and Practical Implications. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, vol. 52, no. 4, pp. 813-832.

19. Carthy H.Mc., Miller P., Skidmore P., eds. Network Logic Who governs in an interconnected world? London, Demos, 2004. 63 p.

20. Rantanen T. A man behind scapes: An interview with Arjun Appadurai. Global Media and Communication, 2006, vol. 2, pp. 7-19.

21. Rook K.S., Dooley D. Applying Social Support Research: Theoretical Problems and Future Directions. Journal of Social Issues, 1985, vol. 41, no. l, pp. 5-28.

22. Vaux A., Athanassopulou M. Social Support Appraisals and Network Resources. The Journal of Community Psychology, 1987, vol. 15, no. 4, pp. 537-556.

CONTENT ANALYSIS OF PAGES OF ACTIVE USERS OF THE VKONTAKTE SOCIAL NETWORK

Irina Valeryanovna Cheremisova

Doctor of Psychological Sciences, Head of Department of Psychology, Volgograd State University irinarusa@inbox.ru, psi@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article presents the results of the study of psycologycal characteristics of active users of the social network Vkontakte. This social network is the largest one and presents a lot of various opportunities for self-expression, self-presentation, exchange of ideas, exchange of audio- and video-materials. A content analysis of 100 pages of active users of this social network was conducted. Those were personal pages of 50 men and 50 women aged from 15 to 50 years old. Results of the study showed that the majority of active users of the social network Vkontakte regardless of gender, age, education or profession have specific psychological characteristics indicative of psychological problems. The conclusions based on this study prove critical importance and practical relevance of psychological preventive measures for optimization of communication in cyberspace. Such measures are especially important for teenagers and young people. Materials of the study can be used by psychological and social services, in educational process of a university or refresher courses for teachers.

Key words: social network, self-presentation, cyberspace, socializing, content analysis, psychological preventive measures, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.