Научная статья на тему 'КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "БУЛЛИНГ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "БУЛЛИНГ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / ЖЕРТВА / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева А.В.

В данной статье рассматривается понятие «буллинг» на основе анализа существующей сегодня психолого-педагогической литературы. Охарактеризовано данное явление как зарубежными, так и отечественными исследователями. Представлены результаты отечественного исследования данной проблемы среди современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "БУЛЛИНГ" В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.В. Зайцева

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «БУЛЛИНГ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В данной статье рассматривается понятие «буллинг» на основе анализа существующей сегодня психолого-педагогической литературы. Охарактеризовано данное явление как зарубежными, так и отечественными исследователями. Представлены результаты отечественного исследования данной проблемы среди современных подростков.

Ключевые слова: буллинг, школьный буллинг, жертва, агрессивное поведение.

Проблема буллинга достаточно давно присутствует в общеобразовательных организациях, однако только в последнее время на ней заостряется все большее внимание. В 2019 году, как только в нашей стране активно заговорили о проблеме «буллинга» было проведено исследование среди молодых людей от десяти до восемнадцати лет в 52 регионах РФ. Всего было опрошено 1057 респондентов. Представим результаты проведенного мониторинга. «О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет - в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). По мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками» [4].

© А.В. Зайцева, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) Федеральный Университет, Россия.

Буллинг характеризуется тем, что агрессор, в основном, чувствует безнаказанность, поэтому проблема носит социально-опасный характер, ведь «жертва» становится запугана угрозами, отчего происходит блокировка обратной связи, и узнать о проблеме от «жертвы» становится практически невозможным. «Столкнувшись с агрессией в школе, 63% подростков расскажут об этом родителям, 29,9% — друзьям, 19,2% — учителю, а 15,2% предпочтут не говорить о произошедшем. В полицию обратятся только 0,5% российских школьников» [4].

Если говорить о буллинге в целом, то можно отметить, что в последнее время растет интерес относительно этой проблемы. Это может быть связано с тем, что достаточно быстро развивается тенденция к проявлению гуманности, лояльности и тактичности. В современном мире большинство людей придерживаются принципа равенства, уважают чувства, мнение и выбор другого.

Понятие «буллинг» все чаще появляется в современной речи и психо лого-педагогической литературе. Возможно, «буллинг» это и достаточно новый термин, но явление он обозначает старое и всем известное - травля. Поскольку данная проблема еще недостаточно исследована, сложно найти точное определение этого понятия.

Травля в школе получила название «школьный буллинг» - <«Лоо1ЬиИу^». В 1905 году были опубликованы первые исследования о проблеме школьной травли. Это были работы К. Дьюкса. В западной психологии исследователями данной проблемы посвящали свои работы такие авторы как Д. Олвеус, А. Пикас и П. Хайнеманн. Также проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д. Лэйн. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных данной тематике.

Д. Олвеус в 1993 году предложил свое видение данного негативного явления: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [4].

С точки зрения Апога: «Буллинг - это форма насилия, которая имеет место в школе» [5]. В своих исследованиях, автор пришел к выводу, что «буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между детьми в школе, которые являются причиной появления чувств обиды или стресса»

[5].

Анализируя существующие подходы исследователей к проблеме «буллинга» можно выделить общие характеристики данной проблемы, а именно: существующие проблемы современного общества: социальные, психологические, педагогические, которые являются причинами проявления физического и психического насилия по отношению к человеку или группе людей длительное по проявлению и неспособностью защититься перед обидчиками и агрессорами. «Буллинг не является поведением в классическом понимании, а представляет собой особенную форму деструктивного взаимодействия, включающего в себя множество специфических типов и подтипов агрессивного поведения» [3].

Несмотря на то, что и в нашей стране данное явление начало набирать обороты, стоит отметить, что исследований еще недостаточно, что позволяет судить и актуальности данного явления. Одним из первых, кто заговорил о «буллинге» в нашей стране, Был Игорь Кон в своей статье «Что такое буллинг и как с ним бороться». «Булли применяют силу не спонтанно, в связи с обычными детскими конфликтами, а сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными (Рубин, Буковски и Паркер, 2006). При этом они часто не встречают сопротивления, поскольку дети, которые чаще других подвергаются буллингу, отличаются социальной отрешенностью, склонностью уклоняться от конфликтов, либо, напротив, повышенной агрессивностью» [1].

Исследователь С.В. Кривцова отмечает, что С.В.: «Буллингом называется агрессия одних детей против других, когда именно неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил, повторяемость - два существенных признака буллинга» [2].

Следовательно, под буллингом понимают: это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими).

Данная проблема нашла свое отражение в нормативно-правовой базе. В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. №2 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка [2].

Частью 3 статьи 43 Ф3-273 (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается [3].

Рассматриваемая нами проблема весьма актуальна и в последнее время на ней заостряется все большее внимание. К сожалению, можно сказать, что иерархия «сильных над слабыми» либо «дедовщина» идет еще издревле, и не так просто избавиться от уже устоявшихся порядков. Поэтому еще многое надо изучить для того, что организовать эффективную профилактическую и коррекционно-развивающую деятельность.

Библиографический список

1Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://valery-159.narod.ru/mnd/bullying_kon.htm (дата обращения: 08.10.2022).

2Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Текст]/ И. С. Кон // Семья и школа. - 2006. -№ 11. - С.15-18

3Ломов, Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 2010. - № 7. - С. 8-20.

4Рамблер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://news.rambler.ru/sociology/43085636-statistika-dnya-52-podrostkov-stalkivayutsya-s-travley-v-shkolah/ (дата обращения: 08.10.2022).

5Сластихина О.А, Желонкина Ю.Н., Южакова И.О. Буллинг в школьной среде и его профилактика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41194829 (дата обращения: 08.10.2022).

ЗАЙЦЕВА АННА ВИКТОРОВНА - студентка кафедры педагогики и психологии детства, специальность: 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.