Научная статья на тему 'КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭМОТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В РАССКАЗЕ Т. КАПОТЕ «ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ОДНОМ РОЖДЕСТВЕ»'

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭМОТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В РАССКАЗЕ Т. КАПОТЕ «ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ОДНОМ РОЖДЕСТВЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ДЕНОТАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / КОННОТАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ЭМОТИВНАЯ ОКРАСКА / МИКРОКОНТЕКСТ / МАКРОКОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камышева Ольга Сергеевна

Цель данной статьи - исследовать эмотивный потенциал музыкальных метафор в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве». Особое внимание уделяется анализу эмоциональной окраски метафор в микроконтекстах. В результате исследования было обнаружено, что в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве» эмотивный потенциал музыкальных метафор передает необыкновенное ощущение главных героев праздника и счастья. Несмотря на лишения и трудности они умеют видеть красоту и гармонию в обыденных окружающих вещах: замерших ягодах, бое часов, свете звезд, даже укорах близких. Данная эмотивная окраска раскрывается шаг за шагом в микроконтекстах, выстраиваясь постепенно в единый эмотивный потенциал макроконтекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL EMOTIVENESS OF MUSICAL METAPHORS IN T. CAPOTE'S STORY “A CHRISTMAS MEMORY”

The purpose of this article is to explore the emotive potential of musical metaphors in T. Capote's short story “A Christmas Memory”. Special attention is paid to the analysis of emotional coloring in macro contexts. As a result of the study, it was found that in T. Capote’s story “A Christmas Memory” the emotive potential of the musical metaphors conveys an extraordinary sense of holiday and happiness. The main characters are able to see beauty and harmony in everyday things despite the hardships and difficulties: frozen berries, the struck of the clock, the light of stars, even the reproaches of their relatives. This emotive coloring is revealed step by step in microcontexts, gradually building up into a single emotiveness of the macrocontext.

Текст научной работы на тему «КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭМОТИВНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МЕТАФОР В РАССКАЗЕ Т. КАПОТЕ «ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ОДНОМ РОЖДЕСТВЕ»»

REFERENCES

1. Kapote T. Lugovaya arfa. Zavtrak u Tiffani [Meadow harp. Breakfast at Tiffany's ]. Moscow: Progress, 1974. 224 p.

2. Moskvin V.P. Russkaya metafora: ocherk semiot. teorii [Russian metaphor:essay on semiotic theory]. Moscow: Le-nand, 2006. 184 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.С. Камышева, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5430-3371.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.S. Kamysheva, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of the German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5430-3371.

УДК 821.111

Ольга Сергеевна Камышева

г. Шадринск

Контекстуальная эмотивность музыкальных метафор в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве»

Цель данной статьи - исследовать эмотивный потенциал музыкальных метафор в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве». Особое внимание уделяется анализу эмоциональной окраски метафор в микроконтекстах. В результате исследования было обнаружено, что в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве» эмотивный потенциал музыкальных метафор передает необыкновенное ощущение главных героев праздника и счастья. Несмотря на лишения и трудности они умеют видеть красоту и гармонию в обыденных окружающих вещах: замерших ягодах, бое часов, свете звезд, даже укорах близких. Данная эмотивная окраска раскрывается шаг за шагом в микроконтекстах, выстраиваясь постепенно в единый эмотивный потенциал макроконтекста.

Ключевые слова: музыкальная метафора, денотативное значение, коннотативное значение, эмотивная окраска, микроконтекст, макроконтекст.

Olga Sergeevna Kamysheva

Shadrinsk

Contextual Emotiveness of Musical Metaphors in T. Capote's Story

"A Christmas Memory"

The purpose of this article is to explore the emotive potential of musical metaphors in T. Capote's short story "A Christmas Memory". Special attention is paid to the analysis of emotional coloring in macro contexts. As a result of the study, it was found that in T. Capote's story "A Christmas Memory" the emotive potential of the musical metaphors conveys an extraordinary sense of holiday and happiness. The main characters are able to see beauty and harmony in everyday things despite the hardships and difficulties: frozen berries, the struck of the clock, the light of stars, even the reproaches of their relatives. This emotive coloring is revealed step by step in microcontexts, gradually building up into a single emotiveness of the macrocontext.

Keywords: musical metaphor, denotative meaning, connotative meaning, emotive coloring, microcontext, macrocontext.

Введение

В настоящее время метафора часто рассматривается как когнитивный механизм передачи информации. При этом метафора сохраняет эмотивную коннотацию, поскольку выступает в качестве средства выражения эмоций и душевных состояний. Следовательно, метафора одновременно содержит в себе денотативные и коннотативные значения.

Наиболее сложное взаимодействие денотативного и коннотативного значений метафоры происходит в художественном тексте. Как отмечает В.И. Шаховский, «художественная литература отражает жизнь как картину мира в субъективно-эмоциональном преломлении конкретного автора» [1, С. 255]. Безусловно, в сравнении с денотативным значением, эмоциональная составляющая ме-

тафоры менее дифференцирована. По мнению Н.В. Шелеповой, «эмоции являются одной из форм отражения действительности, при этом они отражают не свойства предметов и явлений, а их значение для жизни человека», и в этом случае «происходит кодирование эмоциональной информации, причем оно носит эмотивно-эстетический характер» [2, С. 9]. Для того, чтобы раскрыть замысел автора в том или ином художественном произведении, необходимо раскодировать эмотивный потенциал метафор, который часто зависит от контекста.

В рамках художественного произведения эмотивная окраска метафор может проявляться по-разному. В некоторых случаях доминирующая метафорическая модель развертывается на протяжении всего произведения, тем самым играя важ-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 112_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_ 2542-0291

PHILOLOGICAL SCIENCES

ную роль в раскрытия сюжета. В других случаях метафоры выступают как некоторые штрихи, которые лишь подчеркивают детали. Таким образом, эмотивный потенциал метафоры реализуется в зависимости от ее функционирования в макро-или микро-контекстах.

В данной статье проводится попытка исследовать эмотивную окраску музыкальных метафор в рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве».

Полагаем, что музыкальные метафоры обладают сильным эмотивным потенциалом, поскольку музыка как символ гармонии, положительных эмоций, эстетической значимости, чаще всего передает ощущение искренней радости, душевного покоя и счастья.

Исследовательская часть Рассказ Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве» является для писателя автобиографичным. Главные герои - семилетний мальчик-сирота и его шестидесятилетняя двоюродная сестра, страдающая слабоумием. Несмотря на разницу в возрасте, их связывает крепкая дружба. Они живут у родственников ради милости, но не унывают и стараются радоваться тому, что у них есть.

Мальчик трогательно вспоминает о том, как они отмечали Рождество. Подготовка к празднику начиналась в ноябре, когда доносившийся звон колокола на здании суда кажется героям «холодным» и «чистым», а «пение» птиц не слышно. Ср.: The courthouse bell sounded so cold and clear. And there were no birds singing; they've gone to warmer country, yes indeed [3, С. 142].

Подобные метафоры, несмотря на то, что являются стертыми, употребляются в данном контексте не совсем традиционно. Синестетическая метафора холода не имеет негативную коннотацию, а характеристика «чистый» не относится к тембру колокольного звона. Метафоры холодного и чистого звона, а также отсутствия «пения» птиц позволяют сфокусировать внимание на зимней погоде, которая устанавливается в это время. Для ребенка и женщины с детским мышлением это знак, указывающий на то, что нужно готовиться к Рождеству: начинается время предпраздничной суеты и приподнятого настроения.

Для приготовления рождественских пирожных мальчик и пожилая женщина собирают в лесу ягоды, которые сверкают на морозе как китайские колокольчики. Полагаем, что в данном контексте метафора ярких китайских колокольчиков передает также атмосферу предстоящего праздника и радости. Ср.:

Red berries shiny as Chinese bells: black crows swoop upon them screaming [3, С. 151].

Ребенок чувствует праздник во всем, что его окружает: в свете звезд, отраженном в окне, он «слышит» рождественский хорал. Ср.:

The candle burns too short to hold. Out it goes, exposing the starlight, the stars spinning at the win-

dow like a visible caroling that slowly, slowly daybreak silences [3, С. 154].

Пожилая женщина позволила ребенку попробовать алкогольный напиток, оставшийся после приготовления рождественских пирожных, чем вызвала порицание родственников, с которыми жили главные герои. На первый взгляд, кажется, что гнев должен вызывать отрицательные эмоции в душе ребенка. Однако мальчик воспринимает их как «мелодию». Вероятно, в данном микроконтексте наблюдается расхождение рациональной и эмоциональной информации: гневные слова наделяются положительным эмотивным потенциалом, более того, эстетической значимостью. Ср.:

Listen to what they have to say, the words tumbling together into a wrathful tune: "A child of seven! whiskey on his breath! are you out of your mind? [3, С. 149].

Такое расхождение не кажется неестественным и странным, поскольку схождение деннота-ции и коннотации происходит на уровне макроконтекста: в канун Рождества ребенок пребывает в состоянии эйфории, и даже гнев взрослых не воспринимается им отрицательно.

Бой часов в доме рассматривается как звон колоколов. Ср.:

Long after the town has gone to sleep and the house is silent except for the chimings of clocks and the sputter offading fires, she is weeping into a pillow already as wet as a widow's handkerchief [3, С. 150].

Несмотря на то, что такая метафора является традиционной в англоязычной литературе, в данном рассказе она также обладает положительным эмотивным потенциалом и гармонично вписывается в общую эмотивную окраску произведения: «колокольный звон» часов успокаивает расстроенную женщину.

Теплые воспоминания последнего Рождества в доме родственников с другом детства и любимой собакой сохраняются в памяти мальчика. На следующий год его отправляют учиться в военную школу, пожилая женщина умирает от болезни, а собака гибнет под копытами лошади. Меняется эмотивный потенциал музыкальной метафоры. Военная школа ассоциируется с тюрьмой, которая метафорически играет на горне. Вероятно, пронизывающий тембр горна передает строгий режим и суровые условия жизни. Ср.:

Those who Know Best decide that I belong in a military school. And so follows a miserable succession of bugle-blowing prisons, grim reveille-ridden summer camps [3, С. 156].

Таким образом, эмотивность музыкальных метафор в небольших контекстах рассказа позволяет передать праздничную атмосферу Рождества, ощущение радости и счастья в душе главных героев.

Заключение

В рассказе Т. Капоте «Воспоминание об одном Рождестве» повествуется об обделенных

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

113

судьбой людях, скромно отмечающих Рождество. Однако эмотивный потенциал музыкальных метафор передает их необыкновенное ощущение праздника и счастья. Они видят красоту и гармонию в обыденных окружающих вещах: замерших

ягодах, бое часов, свете звезд, даже укорах близких. Данная эмотивная окраска раскрывается шаг за шагом в микроконтекстах, выстраиваясь постепенно в единый эмотивный потенциал макроконтекста произведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шаховский, В.И. Лингвистическая теория эмоций : монография / В.И. Шаховский. - Москва : Гнозис, 2008. -416 с. - Текст : непосредственный.

2. Шелепова, Н.В. Контекстуальная эмотивность единиц лексико-фразеологического поля "цвет" (на материале англоязычной художественной прозы ХХ века) / Н.В. Шелепова. - Волгоград, 2007. - 21 с. - Текст : непосредственный.

3. Capote, T. Breakfast at Tiffany's / T. Capote. - Great Britain : Penguin Books, 2017. - 160 p. - Text : direct. REFERENCES

1. Shahovskiy V.I. Lingvisticheskaya teoriya emotsiy: monografiya [Linguistic theory of emotions]. Moscow: Gnozis, 2008. 416 p.

2. Shelepova N.V. Kontekstualnaya emotivnost edinits leksiko-frazeologicheskogo polya "tsvet" (na materiale an-gloyazyichnoy hudozhestvennoy prozyi HH veka) [Contextual emotiveness of units of the lexical-phraseological field "color" (based on the material of the English-language prose of the twentieth century)]. Volgograd, 2007. 21 p.

3. Capote T. Breakfast at Tiffany's. Great Britain: Penguin Books. 160 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.С. Камышева, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5430-3371. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.S. Kamysheva, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Practice of the German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olga.kamysheva.79@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5430-3371.

УДК 821.161.1

Елена Григорьевна Колыханова

г. Орел

Особенности употребления синтаксических конструкций со значением уточнения в творчестве И.С. Тургенева (на материале романов «Накануне» и

«Отцы и дети»)

В данной статье рассматриваются структурно-семантические особенности обособленных синтаксических конструкций со значением уточнения, зафиксированных в романах И.С. Тургенева. При исследовании фактического материала использовались следующие методы: 1. Метод сплошной выборки фактов языка, который позволил выявить все случаи употребления анализируемых конструкций; 2. Метод лингвистического наблюдения и описания, который построен на индукции: от анализа фактов к обобщениям и выводам. На основе анализа фактического материала и изучения научной литературы по теме исследования, в работе выделены различные группы уточняющих конструкций, которые отличаются морфологическим выражением, лексико-синтаксическими признаками и выступают в тексте произведений в различных смысловых модификациях, что свидетельствует об индивидуальных особенностях стиля писателя.

Ключевые слова: уточняющие конструкции, конкретизация, анализ, структура, семантические особенности, романы.

Elena Grigorievna Kolyhanova

Oryol

Specific features of the use of syntactic structures of elaboration in the works of I.S. Turgenev (based on the novels "On the Eve" and "Fathers and sons")

This article examines the structural and semantic features of isolated syntactic constructions with the meaning of elaboration, singled out in the novels of I. S. Turgenev. The following methods were used in the study of the actual material: 1. The method of continuous sampling of the facts of the language, which helped to identify all occurrences of the analyzed structures; 2. Method of linguistic observation and description, which is based on induction: from facts to generalizations and conclusions. Based on the analysis of factual material and the study of scientific literature on the subject of the research, the paper identifies various groups of clarifying constructions that differ in morphological expression, lexical and syntactic features and appear in the text of works in various sense modifications, which indicates the individual characteristics of the writer's style.

Keywords: clarifying constructions, concretization, analysis, structure, semantic features, novels.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 114_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_ 2M2-U291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.