СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.В. Гарас, студент факультета иностранных языков, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2492-4868.
Н.Н. Евтугова, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков и культур, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», г. Омск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2238-4653.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.V. Garas, Student of the Foreign Languages Department, Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2492-4868.
N.N. Evtugova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Romano-Germanic Languages and Cultures, Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00022238-4653.
УДК 80
Ольга Сергеевна Камышева
г. Шадринск
Функции музыкальных метафор (на материале стихотворения Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор»)
Проблематика статьи связана с исследованием функций метафор в художественной литературе. Были впервые выделены функции, присущие музыкальной метафоре. Материалом исследования послужило небольшое стихотворение Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор». В данном поэтическом произведении проанализирована развернутая метафорическая модель «Осенний город - музыкальный концерт». Использовался метод контекстуального анализа. В результате исследования были выявлены основные функции: кодирующая, когнитивная (моделирующая), образная, прагматическая (эмотивная, побудительная), эстетическая, текстообразующая. При этом было обнаружено, что их важным аспектом становится взаимодействие и взаимоусиление, что позволяет музыкальной метафоре произвести наиболее сильный эффект на читателя.
Ключевые слова: музыкальная метафора, функция метафоры, метафорическая модель.
Olga Sergeyevna Kamysheva
Shadrinsk
Functions of musical metaphors (based on the material of E. Ryzhova's poem "Wind. Concerto in A Minor")
The problems of the article are connected with the study of the functions of metaphors in fiction. The functions of the musical metaphor were first identified. The study material was a small poem by E. Ryzhova "Wind. Concerto in A minor". In this poetic work the detailed metaphorical model "Autumn City - Musical Concert" is analyzed. The method of contextual analysis is used. As a result of the study, the main functions were identified: coding, cognitive (modeling), figurative, pragmatic (emotive, incentive), aesthetic, text-forming. At the same time, it was found that interaction and mutual reinforcement become their important aspect, which allows the musical metaphor to produce the most powerful effect on the reader.
Keywords: musical metaphor, metaphor function, metaphorical model.
Введение
Многие ученые занимались изучением функций метафор (Н.Д. Арутюнова [1], В.Г. Гак [3], В.Н. Телия [3], В.К. Харченко [4], А.П. Чудинов [5; 6]). Предложено несколько классификаций и типологий. При этом, ни одна из них до сих пор не является общепризнанной. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, определение роли метафоры в том или ином виде дискурса является довольно субъективным, и отчасти зависит от понимания самой сущности метафоры. Во-вторых, функции метафоры напрямую зависят от стилистических особенностей текста и специфики самой метафоры.
В данной статье впервые предпринимается попытка определить основные функции, присущие
музыкальной метафоре в поэтическом тексте. Для этого рассмотрено и проанализировано стихотворение Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор» [2].
Таким образом, цель исследования - изучить и выделить основные функции музыкальной метафоры на материале стихотворения Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор».
Задачи исследования:
1. Проанализировать развернутую музыкальную метафору в поэтическом произведении Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор».
2. Выявить и объяснить функции, которые наиболее применимы к музыкальной метафоре в данном стихотворении.
Практическая значимость данной статьи обусловлена тем, что полученные результаты могут
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 218_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_ 2542-0291
PHILOLOGICAL SCIENCE
быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по стилистике и лингвокуль-турологии.
Исследовательская часть
В самом названии поэтического произведения «Ветер. Концерт ля-минор» содержится метафора: стихотворение уподобляется музыкальной пьесе, в которой «исполнителем» является природное явление. Данная метафора в сжатом виде передает основную мысль стихотворения, привлекая внимание читателя. Следовательно, можно выделить кодирующую функцию метафоры.
Развернутую метафору в данном поэтическом произведении можно рассмотреть с точки зрения когнитивной лингвистики. В этом случае метафора представлена как способ категоризации мира: человек мыслит метафорами и «создает при помощи метафор свой мир, в котором живет» [5, С.3]. В результате, на унылый осенний пейзаж проецируется сфера-источник «Музыкальный концерт»: ветер, как источник звука, одновременно поет и исполняет музыку, телеграфные провода становятся метафорически струнами музыкального инструмента, привокзальная площадь напоминает поэтессе оперный театр, а прохожие - зрителей. Ср.:
Сверху Ветер скликает народ, / пробует голос, берет аккорд, / тронув струну телеграфной линии, - / не проходите, пожалуйста, мимо! / Интеллигенты, снимите шляпы - /здесь пред вами почти Шаляпин! / Голос его безупречней кристалла, / а привокзальная площадь - Ла Скала.
Таким образом, можно выделить коррелятивную метафорическую модель «Осенний город -музыкальный концерт», что позволяет говорить о когнитивной функции метафоры и ее моделирующей разновидности [6, С.59-60].
К когнитивной функции близка образная [1], которая позволяет преодолеть стереотипность в языке и представить новое видение того или иного явления. В результате, перед читателем возникает необычная авторская картина мира.
Полагаем, что музыкальной метафоре также свойственна прагматическая функция и, в частности, ее эмотивная разновидность [6, С.63-64]. Ветер, подобно настоящему артисту, «старается» петь изо всех сил, но «публика», в роли которой выступают прохожие, игнорирует его. Он, метафорически тяжело переживая, терпит провал. Такой оригинальный метафорический образ не может не вызвать сочувствие и определенный душевный отклик у читателя. Ср.:
Публика ежится, спины горбатит, / думает только о мягких кроватях, / об одеялах и жарких каминах, / каждый мечтает о чае с малиной. / По одному, с напускной неохотой, / люди ныряют в рукав подворотни. / Слепит глаза неоновый свет -/Ветер поет, а зрителя нет... /После концерта
в унылых кулисах / он уничтожен, раздавлен, освистан... / С горя напился и горе постиг, /лег в оркестровую яму и стих.
Другая разновидность прагматической функции - побудительная (или апеллятивная). Она проявляется в том, чтобы побудить к восприятию информации, оказать воздействие на интеллектуальную или эмоционально-волевую стороны психики читателя. Музыкальная метафора наделяет прохладную и ветреную погоду положительной коннотацией, призывая людей уловить в неприятном пейзаже прекрасное. Ср.:
«Браво!» кричите, дарите букеты - / эти последние прелести лета...
Одна из основных функций метафор в художественном тексте - эстетическая. Ее сущность заключается в способности доставить адресату эстетическое удовольствие. Для музыкальной метафоры эта функция оказывается чрезвычайно важной. Имена известных музыкантов (Шаляпин, Моцарт, Бах, Бетховен), музыкальная терминология (ля минор, аккорд, концерт, репертуар), лексические единицы темы «Концерт» (Ла Скала, «браво», зрители, оркестровая яма, освистан, кулисы), вплетаясь в метафорическую канву, украшают стихотворение. Ср.:
Музыка Моцарта, Баха, Бетховена - / репертуар для души очарованной.
Метафорическая модель «Осенний город -музыкальный концерт» развивается на протяжении всего стихотворения, обеспечивая связность и целостность текста. В этом случае метафора становится неким стержнем произведения, что позволяет говорить об ее текстообразующей функции.
Заключение
При анализе поэтического произведения Е. Рыжовой «Ветер. Концерт ля-минор» была выделена основная метафорическая модель «Осенний город - музыкальный концерт». При исследовании данной метафоры были обнаружены следующие функции: кодирующая, когнитивная (моделирующая), образная, прагматическая (эмотивная, побудительная), эстетическая, текстообразующая. При этом, полагаем, что подобные функции музыкальной метафоры действуют не изолировано, они находятся в отношениях взаимоусиления и взаимоиндукции, что позволяет метафоре произвести наибольшее воздействие на адресата.
Как было отмечено в начале статьи, исследование функций метафор имеет ряд особенностей, что позволяет представить подобное изучение крайне субъективным. Можно выделить и другие функции музыкальных метафор на материале художественных произведений других авторов, что является темой для новых лингвистических исследований.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020
219
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. - М. : Прогресс, 1990. - С. 5-33.
2. Ветер. Концерт ля-минор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://webplus.info/getres.php?CardsSectionWishes=308&wish=3344#read. - 12.05.2020.
3. Метафора в языке и тексте [Текст] / В.Г. Гак, В.Н. Телия, Е.М. Вольф [и др.] ; отв. ред. В.Н. Телия ; АН СССР, Ин-т языкознания. - М. : Наука, 1988. - 174 с.
4. Харченко, В.К. Функции метафоры [Текст] / В.К. Харченко. - Воронеж : Либроком, 2016. - 104 c.
5. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (19912000) [Текст] / А.П. Чудинов. - Екатеринбург, 2001. - 238 с.
6. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации [Текст] : монография / А.П. Чудинов. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 248 с.
REFERENCES
1. Arutjunova N.D. Metafora i diskurs [[Metaphor and discourse]. Teorija metafory [Theory of metaphor]. Moscow: Progress, 1990, pp. 5-33.
2. Veter. Koncert lja-minor [Elektronnyi resurs] [Wind. Concerto in A minor]. URL: https://webplus.info/getres.php?CardsSectionWishes=308&wish=3344#read (Accessed 12.05.2020).
3. Gak V.G., et al. Metafora v jazyke i tekste [Metaphor in language and text]. Telija V.N. (ed.). Moscow: Nauka, 1988. 174 p.
4. Harchenko V.K. Funkcii metafory [Functions of a metaphor]. Voronezh: Librokom, 2016. 104 p.
5. Chudinov A.P. Rossija v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoj metafory (1991-2000) [Russia in a metaphorical mirror: a cognitive study of political metaphor (1991 -2000)]. Ekaterinburg, 2001. 238 p.
6. Chudinov A.P. Metaforicheskaja mozaika v sovremennoj politicheskoj kommunikacii: monografija [Metaphorical mosaic in modern political communication]. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2003. 248 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
О.С. Камышева, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5430-3371. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
O.S. Kamysheva, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000001-5430-3371.
УДК 821.161.1
Сергей Анатольевич Никаноров
г. Шадринск
Энциклопедическая зона концепта «Женщина» в творчестве Ф.М. Достоевского
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме концепта. Цель исследования - выявление и описание некоторых особенностей энциклопедической зоны концепта «Женщина» в произведениях Ф.М. Достоевского. На основании анализа произведений Ф.М. Достоевского устанавливается, что концепт «Женщина» в идиолекте отличается от его вербализации в общеязыковой картине мира. В работе достаточно подробно представлены особенности именно энциклопедической зоны, так как, по мнению автора, обозначенная зона - одна из самых «разветвлённых» (широко представленных) у писателя. Анализируя богатый фактологический материал, автор приходит к выводу, что исследование энциклопедической зоны во многом углубляет содержание концепта «Женщина» в идиолекте Ф.М. Достоевского.
Ключевые слова: концепт, энциклопедическая зона концепта, идиолект, языковая картина мира.
Sergey Anatolievich Nikanorov
Shadrinsk
Encyclopedia zone of the concept "Woman" in the works of F.M. Dostoevsky
The article is devoted to the urgent problem of the concept. The purpose of the research is to identify and describe some features of the encyclopedic zone of the concept "Woman" in the works of F. M. Dostoevsky. Based on the analysis of the works of F. M. Dostoevsky, it is established that the concept of "Woman" in the idiolect differs from its verbalization in the general language picture of the world. The paper presents in detail the features of the encyclopedic zone, since, according to the author, the designated zone is one of the most "branched" (widely represented) in the writer. Analyzing the rich factual material, the author concludes that the study of the encyclopedic zone largely deepens on the content of the concept of "Woman" in the idiolect of F. M. Dostoevsky.
Keywords: concept, encyclopedic zone of the concept, idiolect, language picture of the world.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 220_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-029l