Научная статья на тему 'Контекстное обучение в решении задач учебной дисциплины «Маркетинг территорий»'

Контекстное обучение в решении задач учебной дисциплины «Маркетинг территорий» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONTEXTUAL TRAINING / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / MARKETING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL ADMINISTRATION / РЕГИОН / REGION / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / MUNICIPAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин В.Я.

В статье рассмотрен опыт применения контекстного обучения в преподавании дисциплины «Маркетинг территорий» в процессе подготовки бакалавров менеджмента по направлению «Государственное и муниципальное управление». Раскрыта технология контекстного обучения студентов как средства решения задач освоения учебной дисциплины. В частности, автор подчеркивает необходимость организации процесса познания в форме исследования, когда преподаватель и студенты объединены в одну исследовательскую группу. В статье также приведены примеры ситуационного моделирования предметного и социального содержания некоторых аспектов будущей профессиональной деятельности по маркетинговому управлению регионом и муниципальным образованием. Доказывается возможность и необходимость при проведении занятий по дисциплине «Маркетинг территорий» использования научных работ, раскрывающих маркетинговые аспекты территориального развития. Приведены примеры адаптации таких работ для решения образовательных задач. Автор приходит к выводу о том, что благодаря повышению интереса студентов к преподавателю, изучаемому предмету, получению личного имитационного опыта будущей трудовой деятельности контекстное обучение позволяет повысить превентивную адаптацию выпускника к будущим реальным условиям работы и таким образом повысить эффективность процесса обучения и качество образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокин В.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Context education in solving problems of the subject «Marketing of territories»

This article considers an experience of context education application in teaching subject «Marketing of territories» in the process of training management bachelors with specialty «State and municipal management». The author discovers the technology of context education as means of solving problems of subject’s mastering. In particular, the author underlines the necessity to make mastering process organization in the form of investigation, when lecturer and student are connected in one research group. This article also contains the examples of situational modeling of subjective and social content of some aspects of future professional activity in marketing management of region and municipal formation. The work proves opportunity and necessity during carrying out lessons of the subject «Marketing of territories» application of scientific works, which discover marketing aspects of territorial development. There are some examples of these works’ adaptation for solving educational problems. The author makes a conclusion that due to students’ interest to lecturer, subject, and getting personal imitational experience for future labor activity, the context education allows growing preventive adaptation of graduate for further real conditions of work, and by these means to raise efficiency of educational process and quality of education in general.

Текст научной работы на тему «Контекстное обучение в решении задач учебной дисциплины «Маркетинг территорий»»

В.Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, vlad-f62@yandex.ru

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ»

В статье рассмотрен опыт применения контекстного обучения в преподавании дисциплины «Маркетинг территорий» в процессе подготовки бакалавров менеджмента по направлению «Государственное и муниципальное управление». Раскрыта технология контекстного обучения студентов как средства решения задач освоения учебной дисциплины. В частности, автор подчеркивает необходимость организации процесса познания в форме исследования, когда преподаватель и студенты объединены в одну исследовательскую группу. В статье также приведены примеры ситуационного моделирования предметного и социального содержания некоторых аспектов будущей профессиональной деятельности по маркетинговому управлению регионом и муниципальным образованием. Доказывается возможность и необходимость при проведении занятий по дисциплине «Маркетинг территорий» использования научных работ, раскрывающих маркетинговые аспекты территориального развития. Приведены примеры адаптации таких работ для решения образовательных задач. Автор приходит к выводу о том, что благодаря повышению интереса студентов к преподавателю, изучаемому предмету, получению личного имитационного опыта будущей трудовой деятельности контекстное обучение позволяет повысить превентивную адаптацию выпускника к будущим реальным условиям работы и таким образом повысить эффективность процесса обучения и качество образования в целом.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, контекстное обучение, маркетинг территорий, государственное управление, муниципальное управление, регион, муниципальный район.

Одной из приоритетных задач вуза является подготовка выпускников, будущая трудовая деятельность которых не потребует длительного и затратного адаптационного периода вхождения в профессию. Благодаря решению этой задачи достигаются цели студентов как потребителей услуг вуза, получающих высшее профессиональное образование; государства, заинтересованного в качественной подготовке специалистов; работодателей, удовлетворяющих потребности в квалифицированном персонале, и, таким образом, общества в целом.

Качественные аспекты профессиональной подготовки такого выпускника харак-

теризуются тем, что его уровень владения компетенциями должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, регламентирующего квалификационные характеристики в соответствующей профессиональной сфере; быть достаточным для успешного выполнения обязанностей и адекватным реальностям той социальной среды, в которой выпускнику придется работать.

В данной статье рассматривается опыт педагогической деятельности по преподаванию дисциплины «Маркетинг территорий» в процессе освоения основной образовательной программы ВПО по направлению

дискуссия

журнал научных публикаций

081100.62 «Государственное и муниципальное управление» студентами Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (ЧФ ПНИПУ), контингент которых составляют выпускники школ южных территорий Пермского края.

Необходимость подготовки компетентных менеджеров — специалистов в области государственного и муниципального управления — обусловлена законодательным расширением полномочий органов местного самоуправления, возрастанием их роли в повышении уровня и качества жизни жителей территориальных образований, таких как регионы, входящие в состав регионов муниципальные районы и городские округа, объединяющие расположенные на их территориях городские и сельские поселения.

Исходя из определения профессиональной деятельности как определенного вида деятельности, «требующей для выполнения специальных знаний, компетенций и качеств»1 и в соответствии с государственным образовательным стандартом третьего поколения автором разработана рабочая программа дисциплины «Маркетинг территорий», задачами освоения которой являются:

1. Изучение базовых терминов маркетинга территорий, субъектов маркетинга территорий, их целей и интересов, инструментов разработки стратегий маркетинга территорий, методик оценки потенциала территорий, методов продвижения территорий.

2. Формирование умения создавать и актуализировать информационные базы данных для разработки программ действий, направленных на повышение привлекательности и обеспечение конкурентных преимуществ территорий в глазах внешних и внутренних целевых аудиторий, являющихся объектами информационного воздействия.

3. Формирование навыков применения инструментов анализа и планирования со-

Необходимость подготовки компетентных менеджеров -специалистов в области государственного и муниципального управления - обусловлена законодательным расширением полномочий органов местного самоуправления, возрастанием их роли в повышении уровня и качества жизни жителей территориальных образований.

циально-экономического развития территорий; методик формирования и улучшения имиджа территорий, их деловой и социальной конкурентоспособности; методов проведения маркетинговых исследований; поиска эксклюзивных объектов визуализации территориального имиджа; методов вовлечения бизнеса и общественности в процесс развития территорий; методик создания брендов территорий.

Следует учитывать, что в условиях современных реалий усилия педагогов, направленные на решение любых учебных задач, в том числе и перечисленных выше задач освоения дисциплины «Маркетинг территорий», не всегда приводят к запланированным результатам в связи с возникновением проблемы снижения роли преподавателя как источника информации. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса 980 студентов, проведенного в 2010 году в Пермском государственном политехническом университете. По данным В.Н. Стегния, среди главных постоянных источников информации опрошенных — это их личный опыт (54%), друзья (49%) и родители (45%). На четвертом месте — Интернет (41%). При этом только 20% респондентов к постоянному источнику информации отнесли книгу. Всего для 3—6% опрошенных студентов таким источником информации на момент опроса являлся преподаватель вуза2.

Для повышения роли преподавателя в решении учебных задач, с целью повышения качества образования, автором используются методы контекстного обучения, в котором, как пишет А.А. Вербицкий, «на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов»3.

Для этого в рамках контекстного обучения, в процессе проведения лекционных занятий по дисциплине «Маркетинг тер-

риторий» автор статьи активно использует графические, динамические описательные, математические и другие модели социально-экономической среды, социально-экономических систем или элементов этих систем, являющихся реальными административными территориями Пермского края. Применение моделирования социально-экономических систем позволяет организовать процесс познания в форме исследования, превратить преподавателя и студентов в исследовательскую группу, дает возможность рассматривать каждый элемент и процесс социально-экономической деятельности моделируемых территориальных образований достаточно подробно и при этом интенсифицировать процесс усвоения знаний по сравнению с традици- =

онной лекцией посредством использования системного подхода к изложению материала, использовать привязку теории к практике управления территориальными образованиями.

Контекстное обуче- :

ние применяется и в процессе выполнения практических работ посредством реализации технологий обучения, направленных на повышение уровня адаптации студен-

Применение моделирования социально-экономических систем позволяет организовать процесс познания в форме исследования,

превратить преподавателя и студентов в исследовательскую группу.

тов к основным сферам их будущей профессиональной деятельности. В результате выполнения практических работ студенты учатся решать будущие профессиональные задачи, занимаясь поиском, накапливанием и систематизацией статистической информации, анализируя затем специфику региональных особенностей Пермского края, уровень и динамику развития его муниципальных образований, а так же роль и место Пермского края в России и Приволжском федеральном округе (ПФО).

В качестве примера контекстного моделирования предметного и социального содержания маркетинговой деятельности студентов — будущих сотрудников администраций муниципальных образований = Пермского края — можно привести учебную деятельность по выявлению причин миграционной убыли населения Пермского края. Для этого используется одна из применяемых автором практических = работ, трансформированных из научной статьи по миграционной тематике, опубликованной в журнале «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» под заголовком

дискуссия

журнал научных публикаций

«Территориальная мобильность населения в контексте поисков счастья»3.

Эта практическая работа предусматривает выполнение алгоритма действий, позволяющего рассчитать рейтинговые значения факторов привлекательности регионов для проживания в сопоставлении с динамикой миграционных потоков сравниваемых территорий и на этой базе обосновать конкретные маркетинговые мероприятия по работе с проблемными факторами, влияющими на интенсивность миграционной убыли населения Пермского края.

На первом этапе исследования студентами на основе самостоятельного сбора и структурирования статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ проводится анализ динамики миграционных потоков в республиках и областях ПФО и определяются рейтинговые значения этих показателей за длительный временной период.

На втором этапе выполнения практической работы студенты проводят расчеты, итогом которых является результат, позволяющий сделать вывод о влиянии динамики социального и экономического развития регионов на направленность и количественные показатели миграционных потоков в сравниваемых регионах ПФО. Проводя эти расчеты, студенты видят, что убыль населения наблюдается в регионах с высоким уровнем безработицы, низкой покупательской способностью населения и из тех регионов, в которых наибольшие различия между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения, а также низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни. И наоборот, -успешные регионы характеризуются ростом числа населения, проживающего на их территориях.

Итогом выполнения практической работы являются предложения студентов, направленные на преодоление выявленных проблем и для повышения привлекательности Пермского края в глазах населения, проживающего на его территории, и населения сопредельных субъектов РФ.

Контекстное обучение применяется и в процессе выполнения практических работ посредством реализации технологий обучения, направленных на повышение уровня адаптации студентов к основным сферам их будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в рамках применения контекстного подхода в процессе выполнения практических работ по предмету «Маркетинг территорий» используются также научные статьи, являющиеся описательными моделями ситуации с развитием Пермского края и позволяющие позиционировать его среди других субъектов РФ. Например, изучению подлежит статья Л.А. Фадеевой на тему «Борьба за конструирование региональной идентичности: Пермский случай», так как в этой статье приводятся примеры того, как региональная идентичность широко используется в маркетинговых стратегиях, включающих поиск новых брендов и лозунгов, логотипов и символов Пермского края, того, как региональными властями проводится активная имиджевая политика, заключающаяся в воплощении идеи превратить Пермь в культурную столицу России, привлечь таким образом к краю внимание со стороны государства, общества, инвесторов, и в конечном итоге повысить конкурентоспособность4.

Что касается моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности на муниципальном уровне, то в рамках освоения программы «Маркетинг территорий» предусмотрено изучение теоретических аспектов типологии городских стратегий с учетом сегментирования целевых аудиторий. Затем студенты выполняют практическую работу, направленную на выявление возможностей для формирования брендов территориальных образований Пермского края. При этом используются статистические данные, характеризующие уровень развития муниципальных районов и городских округов Пермского края, информация, размещенная на официальных сайтах органов управления территориями.

Например, Министерством регионального развития Пермского края ежегодно подводятся итоги конкурса муниципальных районов и городских округов по достижению наиболее результативных значений

В рамках применения контекстного подхода в процессе выполнения практических работ по предмету «Маркетинг территорий» используются также научные статьи, являющиеся описательными моделями ситуации с развитием Пермского края и позволяющие позиционировать его среди других субъектов РФ.

— повышению интереса студентов к процессу профессиональной подготовки, к изучаемому предмету и к преподавателю как источнику информации;

= — позволяет направить в нужное — учебное — русло уже сформированные в процессе виртуального общения в социальных сетях совершение покупок, оплату счетов, поиск курсовых и другие действия, мастер -ские навыки студентов по работе в сети Интернет;

— приводит к получению пусть имитационного, но личного опыта будущей трудовой деятельности.

В конечном итоге контекстное обучение позволяет решить задачи освоения дисциплины «Маркетинг территорий», повысить превентивную адаптацию выпускника к будущим реальным условиям работы в органах государственно и муниципального управления административных образований

Пермского края. ^

показателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Пермского края. Изучение этого документа позволяет увидеть рейтинговые значения муниципальных образований, проанализировать совокупность индикаторов, характеризующих их социально-экономическое состояние на определенный год, предложить направления преодоления проблем.

В качестве информационной основы разработки маркетинговых стратегий для муниципальных образований, как и в случае с региональным уровнем маркетингового управления территориями, также используются научные статьи по соответствующей тематике.

Например, методические разработки, представленные в статье А.В. Попова «Культурно--имиджевый потенциал поселений Пермского края: методика и оценка», в которой предлагается система оценки этого потенциала, проанализированы результаты применения методики в отношении заявок поселений Пермского края на участие в региональной программе «Пермский край — территория культуры». По результатам оценки предложены рекомендации по развитию культурно-имиджевого потенциала Пермского края5.

Анализ инновационного потенциала городов, в том числе ресурсного компонента инновационного потенциала населения городов Пермского края как фактора их конкурентоспособности, проводится с использованием работы пермских социологов И.А. Германова и Е.Б. Плотниковой6.

Автор считает, что использование контекстного обучения в освоении дисциплины «Маркетинг территорий» посредством «погружения» студентов в конкретные, смоделированные преподавателем, а также описанные пермскими учеными ситуации маркетингового управления Пермским краем и его территориальными образованиями способствует достижению некоторых промежуточных целей профессионального образования:

Литература

1. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122.

2. Стегний В.Н. Информированность студента как показатель его культуры // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 114.

3. Фокин В.Я. Территориальная мобильность населения в контексте поисков счастья // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4. С. 70-81.

4. Фадеева Л.А. Борьба за конструирование региональной идентичности: Пермский случай // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2011. № 2. С. 43-51.

5. Попов А.В. Культурно-имиджевый потенциал поселений Пермского края: методика и оценка // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т 1. № 1. С. 98-10.

6. Германов И.А., Плотникова Е.Б. Инновационный потенциал населения малых городов // Вестник Пермского университета. 2013. № 2. С. 147-154.

CONTEXT EDUCATION IN SOLVING PROBLEMS OF THE SUBJECT «MARKETING OF TERRITORIES»

V. Y. Fokin, Candidate of economics, Docent, the department of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, vlad-f62@yandex.ru

This article considers an experience of context education application in teaching subject «Marketing of territories» in the process of training management bachelors with specialty «State and municipal management». The author discovers the technology of context education as means of solving problems of subject's mastering. In particular, the author underlines the necessity to make mastering process organization in the form of investigation, when lecturer and student are connected in one research group. This article also contains the examples of situational modeling of subjective and social content of some aspects of future professional activity in marketing management of region and municipal formation. The work proves opportunity and necessity during carrying out lessons of the subject «Marketing of territories» application of scientific works, which discover marketing aspects of territorial development. There are some examples of these works' adaptation for solving educational problems. The author makes a conclusion that due to students' interest to lecturer, subject, and getting personal imitational experience for future labor activity, the context education allows growing preventive adaptation of graduate for further real conditions of work, and by these means to raise efficiency of educational process and quality of education in general.

Key words: higher education, contextual training, marketing, public administration, municipal administration, region, municipal district.

References

1. Zeer E.F. Kontseptsiia professional'nogo razvitiia che-loveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [The concept of professional development of man in the system of continuous education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical education in Russia, 2012, no. 5, pp. 122-127.

2. Stegnii V.N. Informirovannost' studenta kak pokaza-tel' ego kul'tury [Awareness of the student as an indicator of its culture]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2013, no. 3, pp. 114-118.

3. Fokin V.Ia. Territorial'naia mobil'nost' naseleniia v kontekste poiskov schast'ia [Territorial mobility of the population in the context of seeking happiness]. Eko-nomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prog-noz — Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2013, no. 4, pp. 70-81.

4. Fadeeva L.A. Bor'ba za konstruirovanie regional'noi identichnosti: Permskii sluchai [The struggle for the construction of a regional identity: Perm case]. Vestnik Perm-skogo universiteta. Seriia «Politologiia» — Perm University Herald. Series In Political Science, 2011, no. 2, pp. 43-51.

5. Popov A.V. Kul'turno-imidzhevyi potentsial posele-nii Permskogo kraia: metodika i otsenka [Cultural image potential settlements of the Perm region: methodology and evaluation]. Kul'turnaia igumanitarnaia geografiia — Cultural and humanitarian geography, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 98-10.

6. Germanov I.A. , Plotnikova E.B. Innovatsionnyi potentsial naseleniia malykh gorodov [The innovative potential of the population of small towns]. Vestnik Permskogo universiteta — Perm University Herald, 2013, no. 2, pp. 147-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.