Научная статья на тему 'Контекстное обучение в подготовке специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы'

Контекстное обучение в подготовке специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА / КОНТЕКСТ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / EXPERT IN THE FIELD OF SUPERVISION / CONTEXT / CONTEXTUAL LEARNING / PRACTICE-ORIENTED MODEL / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Андрей Иванович, Вайсман Евгений Александрович

В статье аргументируется необходимость использования контекстного обучения при подготовке специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы исполняющих наказания в виде лишения свободы; обосновывается практико-ориентированная модель контекстного обучения и представляется описание использования данной модели в образовательном процессе Самарского юридического института ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Андрей Иванович, Вайсман Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL LEARNING IN TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SUPERVISION IN THE PENAL SYSTEM OF IMPRISONMENT

The article discusses the need for the use of contextual learning in training specialists in the field of supervision in the penal system of imprisonment; it grounds practice-oriented model of contextual training and describes the use of this model in the educational process of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Контекстное обучение в подготовке специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы»

УДК 378

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2015 А.И.Козлов, Е.А.Вайсман

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья поступила в редакцию 04.05.2015

В статье аргументируется необходимость использования контекстного обучения при подготовке специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы исполняющих наказания в виде лишения свободы; обосновывается практико-ориентированная модель контекстного обучения и представляется описание использования данной модели в образовательном процессе Самарского юридического института ФСИН России.

Ключевые слова: специалист в сфере осуществления надзора, контекст, контекстное обучение, практико-ориентированная модель, профессиональная деятельность, компетенция.

Проблема подготовки специалиста для учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) - важная социально-педагогическая проблема, так как от качества подготовки такого специалиста напрямую зависит соблюдения законности и правопорядка в исправительных учреждениях (далее - ИУ) УИС. Однако при решении данной проблемы возникает противоречие -с одной стороны, образовательные учреждения ФСИН России, которые и готовят специалистов для УИС, не относятся к учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, и имеют другие цели и задачи, с другой стороны, учреждения исполняющие наказание в виде лишения свободы имеют специфику, о которой образовательные учреждения не всегда осведомлены в полном объеме. Тем самым можно утверждать, что образовательные учреждения ФСИН России испытывают определенные трудности, связанные с получением, использованием и передачей обучаемым, при их подготовке к профессиональной деятельности, определенного рода информации, связанной с практической деятельностью учреждений исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Пути и способы преодоления подобного рода трудностей в определенной мере представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образова-

о

Козлов Андрей Иванович, заместитель начальника кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе. E-mail: pednauka@mail.ru Вайсман Евгений Александрович, курсант 4 курса, специальность «Правоохранительная деятельность». E-mail: hard-rom@yandex.ru

ния по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация / степень / «специалист») (далее ФГОС), в содержании которого прослеживается переноса акцентов преподавания из общепрофессиональных теоретических сфер в плоскость практического выполнения профессиональных задач. Указанный ФГОС предоставляет высшему учебному заведению характеристику профессиональной деятельности специалиста, а также требования к результатам освоения обучаемым основных образовательных программ при его подготовке (компетенции выпускника-специалиста). Иными словами ФГОС реализует компетентност-ный подход к обучению специалистов.

Компетенция, на примере сотрудника УИС, -это способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях профессиональной (служебной) деятельности - как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам1.

Осуществив анализ научной литературы, ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность, а также опыта образовательных учреждений ФСИН России, мы пришли к выводу, что эффективное формирование компетенций будущего специалиста возможно при реализации контекстного обучения.

Ключевым понятием контекстного обучения является термин «контекст». Контекст представ-

1 О порядке формирования основной образовательной программы высших учебных заведений на основе государственных образовательных стандартов // Инструктивное письмо Министерства образования и науки России от 19.05.2000 № 14-52-357 ин/13

ляет собой систему внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, обуславливающую смысл и значение для него этой ситуации как целого, а так же ее компонентов. В рамках контекстного обучения учебная информация, наложенная на канву будущей профессиональной деятельности, усваивается в ее контексте как средство осуществления, и поэтому превращается из абстрактной знаковой системы в знание будущего специалиста, как одну из подструктур его личности2.

Подготовка в образовательных учреждениях ФСИН России высококвалифицированных специалистов по осуществлению надзора в учреждениях УИС возможна, с нашей точки зрения, в рамках практико-ориентированной модели контекстного обучения, которую мы рассматриваем, как ключевую форму подготовки специалиста, отвечающего требованиям ФГОС третьего поколения по направлению «Правоохранительная деятельность».

Реализация контекстного обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся3.

Практико-ориентированная модель контекстного обучения специалистов в сфере осуществления надзора в ИУ УИС исполняющих наказание в виде лишения свободы предполагает, что интегрированный образовательный результат обучения достигается путем увеличения сегмента узкой специализации во всех компонентах общепрофессиональной подготовки. Модель является полезной методикой и относится к средствам обучения, которые могут быть использованы в учебных заведениях ФСИН России.

Основная идея, реализуемая в практико-ориентированной модели контекстного обучения

2 Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с. — С. 125.

3 Методические рекомендации по проведению учеб-

ных занятий в активных и интерактивных формах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://apu-fsin.ru

специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях УИС, заключается в том, чтобы максимально приблизить уровень профессиональной подготовленности сотрудников служб безопасности и режима к организации служебной деятельности этих подразделений, осуществить положительную динамику развития у обучаемых качеств, необходимых для осуществления такого вида деятельности. Осуществляется модель путем постоянного «приращения» элементов профессиональных компетенций в рамках учебной деятельности, реализуется в течение всех пяти лет обучения и связана с последовательным освоением уровней выполнения должностных функций сначала младшего, а затем среднего начальствующего состава.

С этих позиций цель обучаемого - будущего специалиста ФСИН состоит не только в усвоении знаний и умений (они необходимы, но недостаточны), но и в овладении целостным содержанием профессиональной деятельности специалиста осуществляющего надзор в учреждениях УИС, профессионализм которого определяет безопасность внутри учреждения. Контекстное обучение позволяет моделировать такое содержание, что создает условия для наполнения познавательной деятельности курсанта личностным смыслом, для формирования его общих и профессиональных способностей, для приобретения им опыта будущей профессиональной деятельности. Иными словами, контекстное обучение есть моделирование в процессе учебной деятельности предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Контекстное обучение специалистов в сфере осуществления надзора в учреждениях УИС исполняющих наказания в виде лишения свободы предполагает сопряжение учебной информации с канвой профессиональной деятельности сотрудника учреждения ФСИН, а так же создание условий для усвоения будущими специалистами данной информации в контексте профессиональной деятельности как средства ее осуществления. Такое обучение, порождаемое потребностями практики (профессиональными компетенциями) и направляемое на удовлетворение запросов учреждений ФСИН в высококвалифицированных специалистах, определяет формы и методы повышения эффективности профессионально-личностного становления специалистов в ведомственных вузах ФСИН России4.

4 База учебных и учебно-методических материалов для образовательных учреждений ФСИН России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://omumr.apu-fsin.ru

Перечислим профессионально-специализированные компетенции (далее - ПСК) выпускника образовательных учреждений ФСИН России по специальности 031001 «Правоохранительная деятельность» в обеспечение режима и надзора в исправительных учреждениях: ПСК 1. Способен (специалист) обеспечивать установленный порядок отбывания наказания и пребывание под стражей; ПСК 2. Способен применять при выполнении профессиональных задач установленный режим содержания осужденных и лиц содержащихся под стражей; ПСК 3. Способен организовывать выполнение осужденными и лицами, содержащимися под стражей распорядка дня с использованием выделенных сил и средств; ПСК 4. Способен организовывать и проводить профессиональную подготовку с личным составом; ПСК 5. Способен действовать по обеспечению правопорядка в учреждении при чрезвычайных ситуациях; ПСК 6. Способен осуществлять мероприятия по надзору на различных объектах исправительного учреждения и следственного изолятора; ПСК 7. Способен управлять силами надзора; ПСК 8. Способен применять и использовать технические и инженерные средства надзора и контроля.

Для каждой ПСК есть четкая регламентация деятельности курсанта, свидетельствующая о сформированности специальной компетенции (при условии ее выполнения в соответствии со служебными инструкциями и регламентами). К примеру, для ПСК 1 - это способность излагать правила и требования законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания (содержания под стражей) в отношении осужденных, лиц, содержащихся под стражей и иных лиц, находящихся на территории учреждения и т.д.

Контекст профессиональной деятельности сотрудника ФСИН - это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности сотрудника отдела безопасности (режима) в конкретной ситуации, складывающейся в служебной деятельности, обуславливающая для сотрудника смысл и значение этой ситуации для эффективного обеспечения им надзора за осужденными в учреждениях УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Такой контекст позволяет сотруднику прогнозировать как штатные, так и внештатные ситуации в учреждении УИС исполняющем наказания в виде лишения свободы и быть готовым эффективно действовать в любой ситуации. Профессионально важным качеством (профессиональной компетенцией) специалиста в осуществлении надзора в учреждениях УИС является также его способность к совместной деятельности с другими специалистами.

В рамках практико-ориентированной модели контекстного обучения, подготовка специалистов в Самарском юридическом институте ФСИН России строится по трем основным направлениям.

1. Проведение практических занятий на площадках в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Самарской области. Данный вид занятий происходит в рамках учебного расписания. Взвод учебно-строевого подразделения после утренних мероприятий в институте, выдвигается к месту проведения занятий (ИК, СИЗО). Обучение строится в форме дублирования постов дежурной смены согласно специализации «организации режима в УИС». Курсанты распределяются на посты надзора младшего и среднего начальствующего состава. Время обучения в таком виде занятий составляет не менее 6 учебных часов.

Кроме самих ИУ в качестве площадки для проведения подобного рода обучающих занятий может использоваться запатентованный СЮИ ФСИН России, учебно-тренировочный комплекс (далее - УТК). Он служит для отработки теоретических вопросов на практике. Так же сюда относится ситуационный центр, на базе которого курсанты с помощью мультимедийной аппаратуры и макетов мнемосхем разных видов учреждений отрабатывают порядок своих действий, а также порядок взаимодействия с сотрудниками других отделов и служб при чрезвычайных ситуациях и введения режима особых условий (происходит моделирование квазиреальности).

2. Внеучебная работа на практических площадках ИУ ГУФСИН России по Самарской области в течение работы дневной смены учреждения. Происходит ежедневное распределение курсантов 5, 4 и 3 курсов в различного рода и вида режимов учреждения группами по 5 человек. В таких условиях курсанты могут полноценно ознакомится с особенностями осуществления служебной деятельности и применением в учреждениях нормативной базы регламентирующей правовое положение осужденных и лиц, находящихся под стражей. Во время несения службы, курсанты задают возникающие у них вопросы непосредственно лицу, выполняющему ту или иную должностную обязанность.

3. Организация практических занятий с курсантами СЮИ ФСИН России методом погружения в профессиональную среду посредством 3-х дневного выезда в ИУ ГУФСИН России по Самарской области и выполнения служебных обязанностей согласно должностным инструкциям младшего и среднего начальствующего состава, лиц дневной смены. В данном случае, курсанты полностью погружаются в процесс познания, посредством заступления на службу с дежурной сменой постоян-

ного состава СИЗО (дублирование постов дежурной смены).

Для моделирования в процессе контекстного обучения в вузе ФСИН России содержания профессиональной деятельности специалиста осуществляющего надзор в учреждениях УИС могут использоваться все известные формы и методы обучения, в том числе и создаваемые самим образовательным учреждением. Методология контекстного обучения позволяет эффективно сочетать формы, методы, приемы, средства, обоснованные в рамках других видов обучения. Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и курсанта, направленной на решение конкретной ситуации. Форма обучения - это внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая, когда, где, кто и как обучается. Если методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Грамотное сочетание методов и форм обучения в рамках контекстного обучения позволит достичь требований (компетенций) ФГОС третьего поколения.

Таким образом, внедрение практико-ориен-тированной модели контекстного обучения в процесс подготовки специалистов для УИС в образовательных учреждениях ФСИН России является необходимым для подготовки высококвалифицированного специалиста в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и запросами работодателя в лице ФСИН России. Логика реализации такой модели диктует необходимость максимального увеличения доли сегмента узкой специализации во всех формах и видах учебной и учебно-методической работы курсантов. Основное внимание при этом, как представляется, должно быть уделено формулировке образовательных результатов (компетенций), созданию адекватных средств оценки их сформированности и внедрению профессионально ориентированных материалов в традиционные формы методического обеспечения учебного процесса. Данная модель может быть успешно использована как для подготовки специалистов в вузах ФСИН России, так и для проведения непосредственной (первоначальной) подготовки сотрудников исправительных учреждений с целью повышения их профессионального уровня.

CONTEXTUAL LEARNING IN TRAINING PROFESSIONALS IN THE FIELD OF SUPERVISION

IN THE PENAL SYSTEM OF IMPRISONMENT

© 2015 A.I.Kozlov, E.A.Vaisman°

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article discusses the need for the use of contextual learning in training specialists in the field of supervision in the penal system of imprisonment; it grounds practice-oriented model of contextual training and describes the use of this model in the educational process of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: expert in the field of supervision, context, contextual learning, practice-oriented model, professional activity, competence.

° Andrey Ivanovich Kozlov, Deputy head of Department of security and protection in the penal enforcement system. E-mail: pednauka@mail. ru Eugeniy Aleksandrovich Vaisman, 4th year student of specialty «Law enforcement». E-mail: hard-rom@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.