Научная статья на тему 'КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТАНОВЯЩЕМСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ'

КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТАНОВЯЩЕМСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / CONSUMERIZATION / HUMAN BEING / CONSUMPTION / CONSUMERISM / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сабиров Аскадула Галимзянович, Сабирова Лиля Андреевна

Цель исследования - разработать механизмы преодоления негативных последствий консьюмеризации как приоритетного процесса развития человека в становящемся постиндустриальном обществе. В статье выявлена объективная основа процесса консьюмеризации, проанализированы ее позитивные и негативные стороны, предложены рекомендации по преодолению негативного влияния консьюмеризации на человека. Научная новизна заключается в обосновании глобальности и направляемости консьюмеризации в становящемся постиндустриальном обществе, в выявлении ее сущностных свойств и особенностей проявления. В результате обосновано, что консьюмеризация в современном обществе обуславливает развитие преимущественно потребительской сферы жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMERIZATION AS DOMINANT TENDENCY IN POST-INDUSTRIAL SOCIETY

The paper aims to develop mechanisms for overcoming negative consequences of consumerization as a dominant tendency in the forming post-industrial society. The article identifies objective causes of consumerization, analyses its positive and negative aspects, suggests recommendations to overcome negative influence of consumerization on a human being. The authors justify the thesis on global nature and controllability of the consumerization process; reveal its essential features and specificity of manifestation, which constitutes scientific originality of the study. Relying on the findings, the researchers conclude that the modern post-industrial society focuses on consumerism.

Текст научной работы на тему «КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТАНОВЯЩЕМСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

rparnoTQi Манускрипт • Manuscript

2020. Том 13. Выпуск 12. С. 214-218 | 2020. Volume 13. Issue 12. P. 214-218

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Консьюмеризация как приоритетный процесс развития человека в становящемся постиндустриальном обществе

Сабиров А. Г., Сабирова Л. А.

Аннотация. Цель исследования - разработать механизмы преодоления негативных последствий консьюмеризации как приоритетного процесса развития человека в становящемся постиндустриальном обществе. В статье выявлена объективная основа процесса консьюмеризации, проанализированы ее позитивные и негативные стороны, предложены рекомендации по преодолению негативного влияния консьюмеризации на человека. Научная новизна заключается в обосновании глобальности и направляемости консьюмеризации в становящемся постиндустриальном обществе, в выявлении ее сущностных свойств и особенностей проявления. В результате обосновано, что консьюмеризация в современном обществе обуславливает развитие преимущественно потребительской сферы жизнедеятельности человека.

Consumerization as Dominant Tendency in Post-Industrial Society

Sabirov A. G., Sabirova L. A.

Abstract. The paper aims to develop mechanisms for overcoming negative consequences of consumerization as a dominant tendency in the forming post-industrial society. The article identifies objective causes of consumerization, analyses its positive and negative aspects, suggests recommendations to overcome negative influence of consumerization on a human being. The authors justify the thesis on global nature and controllability of the consumerization process; reveal its essential features and specificity of manifestation, which constitutes scientific originality of the study. Relying on the findings, the researchers conclude that the modern post-industrial society focuses on consumerism.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что консьюмеризация становится в настоящее время всеобщим и глобальным процессом развития человека в становящемся постиндустриальном обществе. Она приводит к тому, что человек в значительной мере развивается, прежде всего, как потребитель материальных благ, проявляет себя преимущественно в потребительской сфере. В его жизнедеятельности все меньшую роль начинают играть экономическая, социальная, политическая, духовная, семейно-бытовая и рекреационная сферы. Консьюмеризация поддерживается и направляется определенными элитами развитых стран и руководством транснациональных компаний. Она способствует определенным негативным последствиям в развитии общества и человека. Данные обстоятельства предопределили возрастающий интерес многих философов к проблемам консьюмеризации. Консьюмеризации стала предметом исследования в социальной философии. Мнения, высказываемые о консьюмеризации, являются неоднозначными и противоречивыми, в связи с чем она представляет исследовательский интерес как для отечественных, так и для зарубежных философов. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, выявить сущность и своеобразие консьюмеризации как процесса развития человека; во-вторых, рассмотреть позитивные и негативные последствия консьюмеризации для развития человека; в-третьих, разработать практические рекомендации преодоления негативного влияния консьюмеризации на человека в современном обществе. Для решения данных задач в статье применяются следующие методы исследования: метод библиометрического анализа, метод «экспертных панелей», метод экстраполяции, метод разработки сценариев, метод SWOT-анализа. Метод библиометрического анализа позволил изучить существующие в литературе экспертные мнения по сущности консьюмеризации. Метод «экспертных панелей» помог исследовать поставленную проблему с помощью сопоставления мнений различных экспертов. Метод экстраполяции позволил распространить представления о тенденциях реализации консьюмеризации в будущем. Метод разработки сценариев позволил выработать картины возможных путей развития консьюмеризации. Метод

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200578

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

SWOT-анализа помог сопоставить как strengths (сильные стороны), так и weaknesses (слабые стороны) консьюмеризации как процесса развития человека.

Теоретической базой исследования послужили публикации российских и зарубежных авторов, в которых были рассмотрены сущность и специфика консьюмеризации как приоритетного процесса развития человека в современном обществе. В работах Д. Ванна, Б. М. Генкина, Д. де Граафа, В. К. Иванова, С. Майлза, Г. Марку-зе, А. В. Овруцкого, П. И. Рысаковой, Т. Нэйлора, Э. Фромма рассмотрены многие сущностные свойства консьюмеризации, выявлены причины, обстоятельства и факторы, способствующие данному процессу, описаны возможные негативные явления в развитии человека, которые могут возникнуть в результате приобретения ею глобального масштаба распространения. В трудах Т. Веблена, Д. де Граафа, Д. Ванна, Т. Нэйлора, А. Н. Ильина, С. Майлза, Г. Маркузе, Э. Фромма исследована сущность потребительства, выявлены его позитивные и негативные свойства. В работах С. Б. Бахитова и С. А. Юриковой рассмотрены особенности понимания консьюмеризации в концепциях Т. Веблена, Г. Маркузе и Э. Фромма [1; 14]. В работе В. К. Иванова изучены особенности политической консьюмеризации [5], в работе П. И. Рысаковой - проявление консьюмеризации в сфере досуга [9], в работе А. В. Овруцкого - онтология консьюмеризма [8]. Некоторые проблемы потребительства в целом и особенности потребительской психологии русского человека были изучены нами в работах, опубликованных ранее [11]. Вместе с тем в современной социально-философской литературе в недостаточной степени выявлены возможные направления развития данного процесса в становящемся постиндустриальном обществе, исследовано сочетание позитивных и негативных сторон консьюмеризации, разработаны механизмы научно-рационального управления консьюмеризацией человека в современном обществе. В данной статье нами предпринята попытка решения указанных проблем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в статье способы и формы научной рационализации потребительской культуры, разработанные рекомендации по преодолению негативного влияния консьюмеризации на человека в современном обществе могут быть использованы в управленческой, образовательной и воспитательной деятельности государственных и общественных организаций.

Консьюмеризация как процесс развития человека

Консьюмеризация является предметом исследования многих наук: социальной философии, философской антропологии, политологии, экономики и т.д. В этих науках по-разному трактуется понятие «консьюмеризация». Консьюмеризация понимается как потребление, потребительство, практика защиты интереса потребителя, проникновение пользовательских технологий в корпоративную среду AT-технологий, удовольствие потреблением и т.д. По-нашему мнению, в данных трактовках понятия «консьюмеризация» отражены преимущественно отдельные стороны глобального процесса изменения форм жизнедеятельности человека в современном мире, называемого консьюмеризацией. Нами предлагается следующее определение данного понятия.

Консьюмеризация (от английского слова "consumer": потребитель) - это глобальный и направляемый процесс возрастания значимости и роли материального потребления в системе сфер жизнедеятельности современного человека. Человек в обществе реализуется в таких основных сферах жизнедеятельности, как производственная (труд), социально-политическая (общение), духовная (познание), потребительская (потребление), рекреационная (игра, отдых). В сфере труда он выступает как работник, в сфере общения - как гражданин, в сфере познания - как субъект, в сфере потребления - как потребитель, в сфере игры - как игрок, в сфера отдыха - как рекреационер. В индустриальном обществе (прежде всего, в западном) ведущую роль в жизнедеятельности человека играла производственная сфера. Наиболее значимыми свойствами человека признавались его свойства как работника, как производительной силы. Имелись в виду следующие его характеристики: профессионализм, наличие специального образования, склонность к творчеству в отношении к труду, инициативность, активность, приверженность к изобретательству и рационализаторству, наличие экономических знаний, культурность, готовность соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, потребность в труде и т.д. Данные свойства ему были необходимы для производства продуктов потребления, которые в последующем им потреблялись. К середине XX века производственная сфера жизнедеятельности человека начала утрачивать свое первостепенное значение. Этот процесс еще в большей степени стал проявляться в связи со становлением постиндустриального общества. Процессы автоматизации, глобализации и цифро-визации производства привели к тому, что человек стал вытесняться из материального производства в сферу услуг, быта и потребления. Развитие материального производства позволило решить многие потребительские проблемы человека. Человек стал уделять большое внимание удовлетворению своих, в первую очередь, материальных потребностей. Роль материально-производственной сферы жизнедеятельности человека снизилась, роль потребительской сферы резко возросла. Человек в большей мере стал оцениваться не как человек-работник, а как человек-потребитель. Начался процесс, названный впоследствии консьюмеризацией.

Консьюмеризация представляет собой процесс существенного возрастания в современном обществе роли потребления в жизнедеятельности человека по отношению к другим сферам жизнедеятельности (экономической, социальной, политической, духовной, рекреационной). Сфера потребления играет важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности человека. Потребности присутствуют во всех сферах жизни человека (потребность в труде, в общении, познании, игре и т.д.). Особую роль они начинают играть в постиндустриальном обществе. Основная задача потребления - восполнить силы и ресурсы, потраченные человеком в процессе осуществления своей жизнедеятельности. Оно доставляет человеку наслаждение, радость и удовольствие. В связи с этим человек начинает уделять все больше внимания потреблению. Потребление начинает перерастать в потребительство. Перераспределение жизненных сил в сторону потребления товаров,

как утверждал Б. Стиглер, закономерно ведет к беспрерывному потреблению и гиперпотреблению [12]. Эту точку зрения разделял и А. В. Овруцкий. Он отмечал, что консьюмеризм - это «система потребительских дискурсов, главным образом, маркетинговых, в которых интегрированы научные представления о потреблении, а главной ее функцией становится общественная легитимизация потребностей и интенсификация потребительской деятельности» [8, с. 254]. Далее он писал, что консьюмеризм приводит к тому, что удовольствие от потребления начинает составлять мораль современного человека [Там же, с. 258].

Потребление рассматривается и как совокупность материально-социальных практик по удовлетворению потребностей, и как символический обмен, который проникает во все сферы жизнедеятельности человека и приобретает брендовый характер потребительской мифологии, созданной современными маркетологами. Потребление становится потребительством. Как отметил А. Г. Сабиров, «потребительство - это явление, когда потребление (особенно материальных благ) рассматривается как самоцель, как высшая ценность, является негативной чертой человека и может проявляться в таких явлениях, как собственничество, накопительство, праздный стиль жизни, вещизм» [10, с. 96]. Потребительство представляет собой процесс возрастания роли потребления, которое становится главной целью человека в жизни. На это обратил внимание, прежде всего, С. Майлз. Он отметил, что в настоящее время «люди начинают воспринимать потребительство как единственный способ самовыражения и вообще как единственно возможный и оправданный образ жизни» [15]. В связи с этим человек в основном сосредотачивается на удовлетворении своих все возрастающих потребностей. Он попадает в зависимость от них. Впервые о повышении значимости потребления у праздного класса заявил Т. Веблен. В своей работе «Теория праздного класса» он обосновал закономерность появления у праздного класса стремления к повышенному и демонстративному потреблению [3, с. 109]. Со временем эта тенденция распространилась и на другие слои населения. Многие идеи Т. Веблена были развиты Г. Мар-кузе в работе «Одномерный человек» [7]. Впоследствии об этом много писали Д. де Грааф, Д. Ванн и Т. Нэй-лор. Они назвали потребительство потреблятством, отметив его привлекательный характер для людей. Они отметили, что данное явление приобретает «болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обремененности долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми и новыми приобретениями» [4, с. 2].

Консьюмеризация представляет собой процесс возрастания в жизнедеятельности человека роли, в первую очередь, материальных потребностей. Материальное потребление начинает превалировать над духовным потреблением. Человек потребляет, прежде всего, такие произведенные продукты, как еда, питье, одежда, автомобили, дома и т.д. Его интерес к духовным потребностям (познание, творчество, саморазвитие) снижается. Консьюмеризация меняет главную целевую установку человека в сфере потребления. Ранее человек потреблял в первую очередь с целью восстановить, развить, поддержать свои жизненные силы для дальнейшей производительной деятельности. В современном же обществе он потребляет в первую очередь с целью получить от такого потребления наслаждение, удовольствие, радость.

Консьюмеризация способствует показному потреблению человеком таких товаров или услуг, которые потребляются группами людей, обладающих высоким положением и статусом в обществе. При таком потреблении человек начинает придавать особое значение коммерческим брендам и статусным символам. Он с помощью потребления специфических продуктов, услуг и благ стремится показать свою причастность к высокостатусным группам людей. По мнению П. И. Рысаковой, «особенность потребления в нынешнем обществе заключается в том, что оно имеет избыточный характер и не нацелено на первостепенное удовлетворение основных потребностей индивида. Потребляемые вещи наделяются особыми значениями, и сам процесс потребления превращается в способ коммуникации индивида с другими о себе» [9].

Позитивные и негативные последствия консьюмеризации

Консьюмеризация обладает как позитивными, так и негативными свойствами. К ее позитивным свойствам можно отнести следующие. Консьюмеризация обеспечивает удовлетворение возрастающих потребностей человека, создает условия для развития человека. В связи с этим можно оценивать положительным образом существование консьюмеризации как социального движения по обеспечению всех витальных потребностей человека, а также защиты уровня и качества его потребления. Э. Фромм отмечал, что именно потребление «способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано» [13, с. 214]. Консьюмеризация создает определенные условия для перехода человека после удовлетворения материальных потребностей к реализации духовных потребностей (это подтверждает теория иерархии потребностей А. Маслоу). Консьюмеризация доставляет человеку удовлетворение, наслаждение, радость потребления. Человек ощущает себя счастливым и значимым человеком, так как может позволить себе такой уровень потребления. Вместе с тем консьюмеризации присущи и многочисленные негативные свойства. Консьюмеризация обуславливает сосредоточение человека только на потреблении, что ограничивает его гармоничное развитие. Он в меньшей мере начинает реализовывать себя в трудовой, социальной, политической и духовной деятельности. Потребление становится самоцелью для человека. Он начинает все больше зависеть от потребления. Потребление, по мнению Э. Фромма, «вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие» [Там же]. Консьюмеризация проявляется в особых формах поведения человека, которые приобретают массовый характер. Речь идет о таких формах поведения, как маниакальный шопинг, демонстративное потребление, накопительство, вещизм, подверженность рекламе, приверженность к китчевой культуре.

Человек становится человеком-консьюмеристом. Человек-консьюмерист проявляет себя, прежде всего, как человек-потребитель. Проблему «иметь» или «быть» он однозначным образом решает в пользу «иметь», т.е. предпочитает стремиться приобретать, владеть, извлекать пользу. Человек следует, как отметил, Э. Фромм формуле: «я есть то, чем я обладаю и что я потребляю» (курсив Э. Фромма. - А. С., Л. С.) [Там же]. Потребление он считает наиболее важной сферой жизнедеятельности. В потреблении он ориентируется преимущественно на материальное, а не на духовное потребление. Потребление им рассматривается как процесс, доставляющий ему наслаждение, удовольствие, радость. Человек-консьюмерист в процессе потребления придает первостепенное значение престижному и модному потреблению, демонстрирует другим людям свою принадлежность к статусному потреблению. Многие в современном обществе ориентируются на цель «иметь». Это приводит к еще большей консьюмеризации. Человек-консьюмерист во все большей мере потребляемую вещь оценивает не как значимый для жизнедеятельности продукт, а как символ причастности к определенной общественной группе, которая обладает социальным превосходством. Счастье видится ему в статусном потреблении, поэтому его смыслом и целью жизни выступает достижение этого статусного потребления, т.е. потребительство.

Консьюмеризация в настоящее время стала массовым и типичным явлением. Как считал Э. Фромм, она проявилась в полной мере в середине XX века, после Второй мировой войны, когда промышленное производство смогло обеспечить удовлетворение основных потребностей человека [13]. К этому времени в индустриальном (преимущественно западном) обществе развитие материального производства позволило решить многие потребительские проблемы человека. Позднее консьюмеризация стала распространяться и на другие страны, став впоследствии общемировым и приоритетным явлением. Консьюмеризация прибрела управляемый, глобализирующий и массовый характер. Она была поддержана глобальными мировыми элитами, ТНК, СМИ и рекламой. Основными причинами данной поддержки явились цели извлечения дополнительной прибыли, отвлечения населения от политико-управленческих проблем и сохранения своего привилегированного положения в иерархии различных социальных слоев населения. Современные элиты, как отметил Г. Маркузе, укрепляли свое господство посредством стимулирования расширенного производства и потребления, навязывания ложных потребностей [7, с. 270-275]. В российском обществе также после перехода от административно-командной (социалистической) системы к рыночной экономике потребительство было заимствовано со всеми его недостатками и распространилось в полной мере.

Консьюмеризация закономерно привела к появлению противоположного явления - антиконсьюмеризма. Антиконсьюмеризм представляет собой специфическую теорию, доказывающую ошибочность главной установки консьюмеризма - приравнивания уровня личного счастья человека к уровню приобретения и потребления им материальных благ. В основу антиконсьюмеризма положены критика избыточного потребления и отрицание понимания потребления как источника счастья человека. Данная критика прозвучала в первую очередь со стороны многих представителей мыслящей интеллигенции, прежде всего представителей некоторых религиозных течений и экологических активистов. На закономерности появления антиконсьюмериз-ма в обществе потребления указали Е. А. Василовская [2] и А. Н. Ильин [6]. Главные негативные последствия консьюмеризма выявил, прежде всего, Б. Стиглер [12]. Он отметил, что с распространением консьюмеризма у человека появляются такие проблемы, как ониомания (болезненная зависимость от покупок), прогрессирующее ухудшение экологической обстановки и неравенство в потреблении.

Рекомендации по преодолению негативного влияния консьюмеризации на человека

Многие философы (А. Н. Ильин, Г. Маркузе, А. В. Овруцкий, Б. Стиглер, Э. Фромм и другие) предложили определенные способы уменьшения негативного влияния консьюмеризации на человека. Они подчеркнули, что необходимо, прежде всего, развернуть во всем мире философско-просветительскую работу с мыслящими людьми с целью объяснения им научно-рациональных норм материального и духовного потребления, важности таких показателей потребления, как комплексность, целостность (наличие системы потребностей в труде, общении, познании, самоутверждении и т.д.), рационализированность, научная обоснованность, гармоничность материального и духовного потребления, приоритет качественного потребления над количественным, его облагораживание (наполнение потребления духовностью, гуманностью, нравственностью). Важно разъяснить людям, что именно такое потребление позволит им обеспечить сохранение своего здоровья в течение всей жизни. Потребление является нормальным, если оно ограничено двумя обстоятельствами: во-первых, соблюдением меры, во-вторых, не является высшей самоцелью. Если эти обстоятельства не учитываются, то человек склоняется к вещизму, безудержному потребительству, к бездуховности. Философы призывали показать все негативные последствия, к которым ведет консьюмеризация. Они считали, что кон-сьюмеризация ведет к ухудшению экологической обстановки в мире, обострению конфликтов в процессе потребления в ситуации ограничения ресурсов, возрастанию бездуховности человека и т.д. Преодоление негативных аспектов консьюмеризации невозможно без воспитания нового человека. Новый человек, как отметил Э. Фромм, должен приобрести такие свойства, как сознательный отказ от установки на обладание и ориентация на установку «быть»; осознание человеком того, что только он сам может придать своей жизни смысл и что он не должен заключаться в стремлении к все большему материальному благополучию, что смыслом жизни может быть плодотворная деятельность, направленная на служение и приносящая пользу другим людям; способность получать радость не от того, что ты имеешь, а от того, насколько ты сделал жизнь других людей радостней и счастливей [13, с. 174-175].

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Консьюмеризация представляет собой процесс возрастания роли преимущественно материального потребления в жизни человека по отношению к другим сферам его жизнедеятельности (труд, общение, познание, отдых). Она обладает как позитивными (доставляет удовлетворение статусным потреблением), так и негативными (способствует формированию частичного человека - человека-консьюмериста) последствиями для человека. Негативное влияние консьюмеризации на современного человека возможно уменьшить за счет реализации следующих рекомендаций: стремиться к научной рационализации потребления, обеспечить гармонизацию материального и духовного, качественного и количественного в потреблении, ориентироваться в потреблении на принцип «потребление является не только целью для человека, но и средством для реализации всех его жизненных сил» и т.д.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении системы объективных и субъективных причин, факторов и обстоятельств, способствующих глобализации консьюме-ризации человека в становящемся постиндустриальном обществе, составлении всестороннего социального портрета человека-консьюмериста как особого типа человека, выявлении особенностей консьюмеризации человека в современном российском обществе.

Список источников

1. Бахитов С. Б. Отчуждение труда в зеркале психоанализа Э. Фромма [Электронный ресурс]. URL: http://www.uzknastu. ru/files/pdf/20/2/Бахитов ^.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

2. Василовская Е. А. Антиконсюмеризм как феномен общества потребления: дисс. ... к. филос. н. Томск, 2017. 132 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

4. Грааф Д. де, Ванн Д., Нэйлор Т. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: Алгоритм, 2016. 390 с.

5. Иванов В. К. Особенности политической консьюмеризации [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/ articles/2012/polit9.html (дата обращения: 08.07.2020).

6. Ильин А. Н. Общество потребления и его сущностные особенности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obschestvo-potrebleniya-i-ego-suschnostnye-osobennosti (дата обращения: 08.09.2020).

7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. 526 с.

8. Овруцкий А. В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 2012. 394 с.

9. Рысакова П. И. Консьюмеризация и медиация сферы досуга [Электронный ресурс] // Журналистика сферы досуга: учеб. пособие. СПб.: Высш. школа журналистики и массовых коммуникаций, 2012. URL: http://jf.spbu.ru/ upload/files/file_1350843991_0259.pdf (дата обращения: 08.07.2020).

10. Сабиров А. Г. Человек в современной философской антропологии: монография. Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. 167 с.

11. Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Русский человек: сущность, своеобразие и перспективы развития: монография. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2014. 155 с.

12. Стиглер Б. Упраздненный индивид [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-111877082_1332 (дата обращения: 12.11.2020).

13. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

14. Юрикова С. А. «Быть» как духовное совершенство и единственная альтернатива современного человечества у Э. Фромма [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byt-kak-duhovnoe-sovershenstvo-i-edinstvennaya-alternativa-sovremennogo-chelovechestva-u-e-fromma (дата обращения: 14.10.2020).

15. Miles St. Consumerism as a way of life. L.: Sage, 1998. VIII+174 p.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сабиров Аскадула Галимзянович1, д. филос. н., проф. Сабирова Лиля Андреевна2, к. филос. н.

1 2 Елабужский институт Казанского федерального университета

Sabirov Askadula Galimzyanovich1, Dr Sabirova Lilya Andreyevna2, PhD

1 2 Elabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University

1 agsabir@list.ru, 2 slilja2006@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 14.11.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): консьюмеризация; человек; потребление; потребительство; постиндустриальное общество; consumerization; human being; consumption; consumerism; post-industrial society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.