Экономика, право и приграничное сотрудничество Economics, Law and Cross-Border Cooperation
УДК 341:346.548
Консьюмеристское движение: опыт России и Китая
С.И. Мухаметова
Северо-Кавказский федеральный университет,
г. Ставрополь, Российская Федерация
О.А. Маркова
Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Российская Федерация
Дата поступления: 24.09.2018
Дата принятия к печати: 06.11.2018
Аннотация. Целью настоящего исследования явилось изучение процесса становления и развития российского и китайского консьюмеризма на основе сравнительного анализа для выявления возможностей совершенствования правового регулирования отношений, использования положительного правового опыта обоих государств в этой сфере. Рассмотрены этапы эволюции движения в защиту прав потребителей в России и Китае, выявлены его отличительные особенности, в том числе на современном этапе, определены тенденции его развития с учетом имеющихся положительных и отрицательных сторон, исследованы основы нормативно-правовой системы регулирования отношений в сфере охраны прав потребителей в России и Китае, выявлены их общие черты и особенности. Сделан вывод о том, что небольшой опыт существования общественных объединений по защите прав потребителей в России и Китае, тем не менее, существенно влияет на законотворческую деятельность и правоприменительную практику. Благодаря работе подобных организаций на рынок поступают качественные товары, прошедшие соответствующий контроль. Консьюмеристское движение России и Китая имеет общие черты в организации своей деятельности. В Китае, так же как и в России, существуют местные организации по защите прав потребителей, которые объединены в региональные и в более крупные организации в масштабах всего государства. Движение в защиту прав потребителей выступает следствием формирования гражданского общества и развития правосознания граждан.
Ключевые слова. Россия, Китай, потребитель, консью-меризм, общественные объединения.
© Мухаметова С.И., Маркова О.А., 2018
119
S.I. Mukhametova
ж-пшлтх^,
O.A. Markova
2018^9^240 2018^11^60
шт -.шпшттттъттшшпт^
шштштштишт^.тпттш^тт тш^жш^тштшття.т^имт^
шт^ть^туштйлтт^лшш
¿МРШй^Г^ТШ^Ш^оШШ^ШЯйтШ
ашй^шт^^алшйо^шрфтй^
т&штш.&^тптштшрт^.шш
шт
л4-
Consumerism in Russia and China
S.I. Mukhametova
North-Caucasus Federal University, Stavropol, the Russian Federation
O.A. Markova
Chita Institute of Baikal
State University,
Chita, the Russian Federation
Received: September 24, 2018 Аccepted: November 06, 2018
Abstract. The purpose of this research was to study the process of formation and development of Russian and Chinese consumerism on the basis of comparative analysis to identify opportunities to improve the legal regulation of relations, the use of positive legal experience of both states in this area. The article deals with the history of consumerism in Russia and China at various stages, its distinctive features including the present stage, the tendencies of its development, its positive and negative sides, the basics of legislation regulating relations in the sphere of consumer rights protection in Russia and China, some common features and characteristics are revealed. The author comes to the conclusion that despite the fact that Russia and China have relatively few public associations for the consumer rights protection, however, their activities significantly affect the legislation as well as law enforcement practice. Thanks to the activities of such organizations, high-quality products that have passed the appropriate control enter the market. The consumer movement of Russia and China has common features in the organization of its activities. In China, as well as in Russia, there are local consumer protection organizations, which are combined into regional and larger organizations throughout the state. The consumer rights movement is a manifestation and consequence of the formation of civil society and the development of legal consciousness of citizens.
Keywords. Russia, China, consumer, consumerism, public associations.
Защита прав потребителей является одной из приоритетных задач государства. При любом политическом режиме независимо от уровня развития экономики в стране люди приобретают различные товары, результаты работ и услуги, а следовательно, нуждаются в защите своих прав. Проблемы защиты потребителя широко исследованы как зарубежными [1-7], так и отечественными [8-13] учеными, а также международными организациями, объединяющими национальные организации потребителей1. Довольно часто нарушение прав потребителей связано с китайскими товарами, качество которых стало темой международной политики. Причем почва для международных скандалов весьма существенная — нередко китайские товары угрожают жизням их покупателей. Особых иллюзий относительно китайского качества ни в мире, ни в России не питают. С другой стороны, российские потребители терпимо относятся к низкому качеству китайских товаров — все окупается их дешевизной. Секреты китайского качества кроются в сложившейся экономической модели присутствия на рынках. Средний китайский производитель основную ставку в конкурентной борьбе делает на дешевизну продукции.
В связи с этим возникает вопрос, борются ли за качество товаров сами китайские потребители, объединяются ли они для совместной защиты своих прав. Поскольку общественные организации по защите прав потребителей в Китае существуют, необходимо определить место, которое они занимают в общей системе защиты прав потребителей, сравнить их с российскими общественными объединениями. Сравнительное исследование потребительских объединений двух соседних государств необходимо, чтобы выявить общие и отличительные позиции по вопросам правомочий и структур подобных организаций, осуществить мониторинг деятельности общественных объединений России и Китая с целью прогнозирования их сотрудничества в сфере защиты прав российских и китайских потребителей. Для того чтобы достичь цели работы — показать широкие возможности, заложенные в данном институте гражданского общества, необходимо сначала проанализировать зарождение и развитие потребительского движения.
Исторический период становления и развития движения в защиту прав потребителей (consumerism) составляет более 100 лет. Его на-
1 Consumers International. 2018. URL: https://www. consumersinternational.org.
чалом в литературе принято считать выступления в защиту прав потребителей в 60-80-е гг. XIX в. в Соединенных Штатах Америки. Потребители выступили против железнодорожных компаний, произвольно завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате этой борьбы был установлен государственный контроль над железнодорожными тарифами. В начале XX в. развернулась крупная общественная кампания, активисты которой получили название «разгребатели грязи». В то время у американских потребителей не было уверенности, что приобретаемые ими продовольственные товары и лекарственные средства безопасны и эффективны, поэтому они боролись за то, чтобы государство взяло на себя функции по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. В 1899 г. возникла Национальная лига потребителей, в 1935 г. был создан Союз потребителей, главная функция которого — доведение полученной информации до потребителей [14, с. 118].
После Второй мировой войны в связи с восстановлением и развитием экономики консью-меристские движения отмечаются во многих промышленно развитых странах. В Великобритании в 1957 г. была создана Британская ассоциация потребителей. Ежемесячный журнал ассоциации Which? специализируется на публикации тестов, проводимых независимыми исследовательскими организациями. Во Франции около 20 организаций национального уровня вошло в созданный в 1960 г. Национальный комитет потребителей, в котором на паритетных началах представлены организации, защищающие права потребителей, и органы власти. В Японии создано несколько десятков крупных общенациональных организаций и множество местных потребительских организаций. Наиболее крупные среди общенациональных — Ассоциация домохозяек, Ассоциация потребителей, Центр по научным проблемам потребления.
В настоящее время самым крупным общественным объединением считается Consumers International. Членами данной организации являются более 200 потребительских организаций из 120 стран мира.
В России движение потребителей зародилось только во второй половине 80-х гг. XX в. на волне перестройки как проявление начавшегося формирования гражданского общества и развития правосознания граждан. Возникшие на местах в 1987-1988 гг. клубы, общества, ассоциации образовали в 1989 г. Федерацию обществ по-
требителей. В начале 1992 г. она была преобразована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП).
Общественные организации по защите прав потребителей чаще всего имеют форму общественных объединений. Общественное объединение — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, которое создается в результате объединения инициативных граждан для реализации общих целей, указанных в уставе организации.
Российские общественные объединения можно классифицировать по различным критериям. Одним из критериев является территориальный принцип, в соответствии с которым можно выделить многозвенные общественные объединения потребителей, имеющие структурные подразделения, и местные общественные объединения [15, с. 371].
Примером такого многоступенчатого объединения служит Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), в который входит свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений потребителей из всех субъектов Федерации. Забайкальская региональная общественная организация «Забайкальское общество защиты прав потребителей «ЗаЩИТа», осуществляющая деятельность на территории Забайкальского края, является членом Союза потребителей и представляет низовой уровень движения потребителей.
Другим критерием классификации потребительских общественных объединений выступает сфера интересов, которые они представляют и защищают. Это, например, общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг», общественная организация по защите прав потребителей в сфере туризма «Клуб защиты прав туристов», Общество потребителей автотехники России.
При всех различиях организации потребителей в разных странах имеют много общего. Их главные функции — систематическое проведение товарных тестов, большая просветительская работа. Многие организации местного уровня возникли по инициативе самих граждан. Согласно п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные организации вправе участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования, совместно с органами государственного управления могут осуществлять
контроль за применением регулируемых цен. В связи с этим члены общественных организаций входят в различные комиссии по контролю за качеством товаров и услуг, создаваемых на разных уровнях власти — муниципальном, региональном, федеральном. Общественные организации сами могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности продукции и товаров и представлять ее результаты в государственные надзорные органы. Они также наделены правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях. Еще одно право, предоставляемое законом, — это право предъявлять иски в суд в интересах потребителей в случае нарушения их прав, что дает возможность осуществлять судебную защиту как конкретного потребителя и их групп, так и неопределенного круга лиц. Таким образом, общественные объединения потребителей в соответствии с действующим законодательством наделены полномочиями осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и интересов потребителей.
Следует отметить, что общества защиты потребителей активно сотрудничают с государственными органами. Так, Забайкальское общество защиты прав потребителей «ЗаЩИТа» постоянно сотрудничает с Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, проводя совместные мероприятия, взаимные консультации. Основной целью работы организации является просвещение граждан. Наряду с информационной деятельностью большое внимание она уделяет юридической защите их прав. Со времени создания (с 2006 г.) по настоящее время «ЗаЩИТа» провела десятки общественных массовых мероприятий, направленных на просвещение потребителей, ежегодно рассматривает сотни жалоб потребителей, связанных с нарушением их прав, защищает интересы потребителей в суде.
Сегодня ядро общественных организаций составляют деятельные энтузиасты, зачастую ведущие работу на общественных началах. Заинтересовано ли наше государство в поддержке организаций, защищающих права потребителей? Положения Закона РФ «О защите прав потребителей», касающиеся возможности общественных объединений выступать в защи-
ту отдельного потребителя, а также взыскания штрафов в пользу общественных объединений позволяют говорить о том, что государство поддерживает деятельность общественных объединений и делится с ними ими же заработанными штрафами. Тем самым создаются условия для создания и функционирования таких организаций. Еще одним подтверждением признания государством данных организаций является активное стимулирование их деятельности путем включения представителей организаций в состав комиссий по защите прав потребителей, которые создаются на всех уровнях управления.
В Китае долгое время отсутствовал закон о защите прав потребителей. Ученые на уровне теоретических исследований призывали разработать и усовершенствовать законодательство о защите потребителя, особенно это касалось закона об ответственности за произведенную продукцию [16, с. 42]. Однако, несмотря на отсутствие соответствующего законодательства, организации по защите прав потребителей в Китае были созданы задолго до появления подобных организаций в России. Наиболее массовой организацией потребителей является Союз китайских потребителей, который действует с 1984 г. Также функционируют первичные, региональные и окружные организации потребителей.
Союз китайских потребителей в целях охраны прав и интересов потребителей оказывает помощь компетентным правительственным органам в решении таких вопросов, как разработка регламентов и надзор за их принятием; сбор, обработка и предоставление информации потребителям; проведение обсуждений и испытаний по товарам и услугам, явившимся объектами рекламации, с обнародованием выводов; издание еженедельника «Журнал китайских потребителей»; проведение теоретических исследований по вопросам, представляющим интерес для потребителей. Ассоциацию китайских потребителей возглавляет совет, состоящий из представителей общественных организаций, правительственных учреждений, автономных районов и муниципалитетов, а также объединений работников промышленности и сельского хозяйства, интеллигенции, молодежи, юристов. В руководящие органы совета входят представители Правительства КНР. Деятельность Союза китайских потребителей имеет высокую результативность. Совместно с различными государственными и исследовательскими центрами он проводит испытания, связанные с качеством продукции. Как отмечает И.В. Руженцев,
к 1988 г. Союз китайских потребителей проверил свыше 3 тыс. наименований продуктов питания, химических изделий и продуктов фармацевтической промышленности, в 25 городах страны проконтролировал случаи неисправности бытовых приборов. Специалисты Союза проводят специальные исследования в области ведения семейного бюджета молодоженами с ограниченными финансовыми возможностями [17, с. 59]. В 2015 г. Союз потребителей Китая рассмотрел уже 639 тыс. жалоб от китайских граждан, 85 % из них было полностью удовлетворено, общий объем возмещенного потребителям ущерба составил 1,05 млрд юаней (161 млн дол.) [18].
В 1993 г. в Китае был принят Закон о защите прав и интересов потребителей, в котором установлено, что потребители имеют право на безопасность, информационный доступ, самостоятельный выбор, справедливую сделку, обращение за компенсацией, уважительный подход к национальным обычаям и ритуалам, контроль и надзор. Вместе с тем были зафиксированы и обязанности изготовителей и продавцов товаров, а также предоставителей услуг. В случае их недобросовестности в ходе предоставления товаров или услуг они обязаны выплатить потребителям компенсацию, которая в два раза превосходит цену товаров или услуг. Кроме того, в местностях Китая также были разработаны нормативно-правовые акты по защите прав и интересов потребителей. Союз регулярно публикует предупреждения для потребителей и с помощью СМИ разоблачает и критикует действия, наносящие ущерб правам и интересам потребителей. Центральное телевидение Китая и другие ведущие СМИ также регулярно организуют вечера для пропаганды и распространения юридических знаний и разоблачения недобросовестных предоставителей товаров и услуг, которые нарушают права и интересы китайских и иностранных потребителей. Административно-процессуальным кодексом общественным организациям вменено в обязанность содействие гражданам, желающим обратиться в суд. Общественные организации могут выступать в суде представителями от имени граждан [там же, с. 92].
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Главное отличие общественной организации потребителей от государственных органов, наделенных соответствующими
полномочиями, — это их независимость от государства и предпринимательского сообщества. Общественные объединения потребителей, на наш взгляд, являются самыми доступными для граждан в плане обращения к ним за помощью.
2. Анализ консьюмеристского движения показал, что оно имеет богатую историю. Зародившись в США, движение охватило практически все европейские страны, послужило причиной признания и закрепления в международных актах основных прав потребителей, а также наличия прогрессивного потребительского законодательства во многих государствах.
3. Россия и Китай имеют сравнительно небольшой опыт существования общественных объединений по защите прав потребителей. Консьюмеристское движение в России и Китае обладает общими чертами в организации своей деятельности. В Китае, так же как и в России, существуют местные организации по защите прав потребителей, которые объединены в региональные и в более крупные организации в масштабах всего государства. В деятельности общественных объединений также есть общие черты. Это проведение большинством крупных организаций тестирования товаров с последующей публикацией результатов в специальных печатных органах, наличие печатного органа,
большая просветительская деятельность, связанная с обучением потребителей, контроль на общественных началах за деятельностью торговых и обслуживающих предприятий.
4. В настоящее время ощущается заметное влияние консьюмеризма на российский и китайский рынок товаров, работ и услуг. Потребители, особенно китайские, заинтересованы в приобретении полезных для здоровья товаров, поэтому многие товары стали подвергать контролю с целью выявления свойств, опасных для жизни и здоровья потребителей.
5. Общность целей общественных потребительских объединений двух соседних государств, сходные методы и приемы их достижения позволяют говорить о возможности сотрудничества в сфере соблюдения прав потребителей не только на государственном уровне, но и, что очень важно, на уровне общественных потребительских организаций. Действия российских и китайских организаций потребителей могли бы быть взаимодополняющими по ряду направлений, особенно в приграничных зонах.
6. Движение в защиту прав потребителей представляет собой следствие формирования гражданского общества и развития правосознания граждан. В итоге можно утверждать, что в России и Китае складывается цивилизованная правовая среда консьюмеризма.
Список использованной литературы
1. Warne C.E. The consumer movement : lectures / C.E. Warne, R.L.D. Morse. — Manhattan, Kan : Family Economics Trust Press, 1993. — 346 р.
2. Brobeck S. The modern consumer movement : references and resources / S. Brobeck. — Boston : G.K. Hall, 1990. — 270 p.
3. Mayer R.N. The consumer movement : Guardians of the Marketplace / R.N. Mayer. — Boston : Twayne Publishers, 1989. — 197 p.
4. Sim F.G. IOCU on record: a documentary history of the International Organization of Consumers Unions, 1960-1990 / F.G. Sim. — New York : Consumers Union, 1991. — 176 p.
5. Филдер А. Consumers International и национальные потребительские движения / А. Фил-дер // Материалы республиканского семинара, Брест, 3-4 июня 1998 г. — Минск : БОЗП, 1998. — С. 23-25.
6. Хикин В. Законодательство США и правовая система США в защиту прав потребителя / В. Хи-кин // Материалы республиканского семинара, Брест, 3-4 июня 1998 г. — Минск : БОЗП, 1998. — С. 17-19.
7. Хикман Н. Юридическая практика защиты прав потребителей в США / Н. Хикман // Материалы республиканского семинара, Гродно, 7-8 октября 1998 г. — Минск : БОЗП, 1998. — С. 26-29
8. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей / Г.Р. Гафарова. — М. : Юстицинформ, 2015. — 408 c.
9. Безрукова Д.Д. формирование института защиты интересов и прав потребителей в России с использованием мирового опыта : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Д.Д. Безрукова. — М., 2005. — 234 с.
10. Райлян А.А. Потребительское право России: основные положения / А.А. Райлян. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005. — 453 с.
11. Дворецкий В.Н. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / В.Н. Дворецкий. — М. : ГроссМедиа, 2009. — 192 с.
12. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] / Я.Е. Парций // СПС «КонсультантПлюс».
13. Селянин А.В. Защита прав потребителей / А.В. Селянин. — М. : Юстицинформ, 2006. — 248 с.
14. Городецкая И. Консьюмеристское движение на Западе / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 5. — С. 117-131.
15. Булатецкий Ю.Е. Потребительское право. Курс лекций / Ю.Е. Булатецкий. — М. : Норма, 2008. — 416 с.
16. Юридическая жизнь в Китае / отв. ред. Л.М. Гудошников. — М. : Юрид. лит., 1990. — 376 с.
17. Руженцев И.В. Защита интересов и прав потребителей за рубежом / И.В. Руженцев. — М. : Изд-во стандартов, 1989. — 80 с.
18. Юй Лимэй. Пакты о правах человека и их имплементация в КНР : дис. ... канд. юрид. наук : 12.0010 / Юй Лимэй. — М., 2004. — 203 с.
References
1. Warne C.E., Morse R.L.D. The consumer movement: lectures. Manhattan, Kan, Family Economics Trust Press, 1993. 346 р.
2. Brobeck S. The modern consumer movement: references and resources. Boston, G.K. Hall, 1990. 270 p.
3. Mayer R.N. The consumer movement: Guardians of the Marketplace. Boston, Twayne Publishers, 1989. 197 p.
4. Sim F.G. IOCU on record: a documentary history of the International Organization of Consumers Unions, 1960-1990. New York, Consumers Union, 1991. 176 p.
5. Filder A. International and National Consumer Movements. Materialy respublikanskogo seminara, Brest, 3-4 iyunya 1998 g. [Materials of the Republican Seminar, Brest, June 3-4, 1998]. Minsk, BOSP Publ., 1998, pp. 23-25. (In Russian).
6. Khikin V. The USA Legislation and the USA Legal System in Defense of Consumer Rights. Materialy respublikanskogo seminara, Brest, 3-4 iyunya 1998 g. [Materials of the Republican Seminar, Brest, June 3-4, 1998]. Minsk, BOSP Publ., 1998, pp. 17-19. (In Russian).
7. Khikman N. Legal Practice of Consumer Rights Defense in the USA. Materialy respublikanskogo seminara, Grodno, 7-8 oktyabrya 1998 g. [Materials of the Republican Seminar, Grodno, October 7-8, 1998]. Minsk, BOSP Publ., 1998, pp. 26-29. (In Russian).
8. Gafarova G.R. Zashchita prav potrebitelei [Consumer protection]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2015. 408 p.
9. Bezrukova D.D. Formirovanie instituta zashchity interesov i prav potrebitelei v Rossii s ispol'zo-vaniem mirovogo opyta. Kand. Diss. [Formation of Consumer Rights and Interests Protection Institute in Russia Based on Global Experience. Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 234 p.
10. Railyan A.A. Potrebitel'skoe pravo Rossii: osnovnye polozheniya [Consumer's Law in Russia: Basic Provisions]. Saint Petersburg, Juridicheskii tsentr Press Publ., 2005. 453 p.
11. Dvoretskii V.N. Postateinyi kommentarii k Zakonu RF «O zashchite prav potrebitelei» [Paragraph-to-paragraph Commentary on the RF Law "On the Consumer Rights Protection"]. Moscow, GrossMedia Publ., 2009. 192 p.
12. Partsii Ya.E. Kommentarii k Zakonu RF «O zashchite prav potrebitelei» [Commentary on the RF Law "On the Consumer Rights Protection"]. Available at: http:// www.consultant.ru. (In Russian).
13. Selyanin A.V. Zashchita prav potrebitelei [Consumer protection]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2006. 248 p.
14. Gorodetskaya I. Consumer Movement in the West. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 1993, no. 5, pp. 117-131. (In Russian).
15. Bulatetskii Y.E. Potrebitel'skoe pravo. Kurs lektsii [Consumer law. Course of Lectures]. Moscow, Norma Publ., 2008. 416 p.
16. Gudoshnikov L.M. (ed.). Yuridicheskaya zhizn' v Kitae [Legal Life in China]. Moscow, Yuridich-eskaya literatura Publ., 1990. 376 p.
17. Ruzhentsev I.V. Zashchita interesov i prav potrebitelei za rubezhom [Consumer Interests and Rights Protection Abroad]. Moscow, Standart Publ., 1989. 80 p.
18. Yui Limei. Pakty o pravakh cheloveka i ikh implementatsiya v KNR. Kand. Diss. [Human Rights Pacts and Their Implementation in PRC. Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 203 p.
Информация об авторах
Мухаметова Светлана Ильинична — старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, судья в отставке, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, строение 2, e-mail: msud@mail.ru.
Маркова Ольга Александровна — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и уголовного права и процесса, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672007, г. Чита, ул. Нерчинская, 17, e-mail: markova2007@bk.ru.
Svetlana I. Mukhametova —
Olga A. Markova —
Authors
Svetlana I. Mukhametova — Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, Law Institute of the North-Caucasus Federal University, retired judge, 1 Pushkin St., building 2, 355009, Stavropol, the Russian Federation, e-mail: msud@mail.ru.
Olga A. Markova — PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil and Criminal Law and Process, Chita Institute of Baikal State University, 17 Nerchinskaya St., 672007, Chita, the Russian Federation, e-mail: markova2007@bk.ru.
Для цитирования
Мухаметова С.И. Консьюмеристское движение: опыт России и Китая / С.И. Мухаметова, О.А. Маркова // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 3-4 (3). — С. 119-126.
For Citation
Mukhametova S.I., Markova O.A. Consumerism in Russia and China. Rossiisko-Kitaiskie Issledo-vaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 3-4 (3), pp. 119-126. (In Russian).