Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИСГРАФИЯ»'

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИСГРАФИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисграфия / аграмматическая дисграфия / оптическая дисграфия / образовательное учреждение / интеллектуальная недостаточность / специальные коррекционно-образовательная работа / педагог / родители / dysgraphy / agrammatic dysgraphy / optical dysgraphy / educational institution / int

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стороженко Снежана Викторовна, Ильминская Полина Алексеевна

в настоящее время, научить детей читать и писать – задача не из легких. Ребенок может пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино – окно и т. п. Многие родители относят эти ошибки к невнимательности. Учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стороженко Снежана Викторовна, Ильминская Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTATION FOR RELATIVES ON THE TOPIC: "DYSGRAPHY"

currently, teaching children to read and write is not an easy task. Many parents attribute these mistakes to inattention. The teacher recommends that parents write more dictation with their child. The child has a negative attitude to writing, to the subject, to school. To avoid this, analyze the child's mistakes. If such "ridiculous" mistakes are repeated regularly, then the child needs to consult a speech therapist.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИСГРАФИЯ»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИСГРАФИЯ».

1 2 Стороженко С.В. , Ильминская П.А.

1Стороженко Снежана Викторовна - учитель-логопед;

2Ильминская Полина Алексеевна - воспитатель, Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, Белгородская область, Алексеевский городской округ.

Аннотация: в настоящее время, научить детей читать и писать — задача не из легких. Ребенок может пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п. Многие родители относят эти ошибки к невнимательности. Учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Ключевые слова: основные понятия рассматриваемые в статье: дисграфия, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия, образовательное учреждение, интеллектуальная недостаточность, специальные коррекционно-образовательная работа, педагог, родители.

CONSULTATION FOR RELATIVES ON THE TOPIC: "DYSGRAPHY".

12 Storozhenko S.V. , Ilminskaya P.A.

1Storozhenko Snezhana Viktorovna - teacher-speech therapist; 2Ilminskaya Polina Alekseevna - educator, ALEKSEEVSKAYA COMPREHENSIVE BOARDING SCHOOL, BELGOROD REGION, ALEKSEEVSKY CITY DISTRICT.

Abstract: currently, teaching children to read and write is not an easy task. A child can skip letters: chs — hours; write all words or prepositions with words together; make two out of one word: okino — window, etc. Many parents attribute these mistakes to inattention. The teacher recommends that parents write more dictation with their child. The child has a negative attitude to writing, to the subject, to school. To avoid this, analyze the child's mistakes. If such "ridiculous" mistakes are repeated regularly, then the child needs to consult a speech therapist.

Keywords: the main concepts discussed in the article: dysgraphia, agrammatic dysgraphia, optical dysgraphia, educational institution, intellectual disability, special correctional and educational work, teacher, parents.

УДК 376.112.4

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

- воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия. Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?

Для начала необходимо знать, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок :

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

- пропуски гласных букв: комнта — комната;

- пропуски согласных букв: комата — комната;

- пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

- замена гласных: пище — пищу;

- замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай;

- перестановки букв и слогов: онко — окно;

- недописывание букв и слогов: чере — через;

- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети;

- искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

- слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся;

- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

- нарушение смягчения согласных: болшой—большой, мач — мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

- нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки;

- нарушения управления: с ветка — с ветки;

- замена слов по звуковому сходству;

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще;

- пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

- зеркальное написание букв: с, э, ю; — пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб;

- обозначение смягчения согласных;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

Выделяют различную классификацию дисграфии, но вся она основывается на причинах возникновения нарушений.

Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

1. Дисграфические : они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит.

3. Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие

4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; — раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.

5. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями. 6. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв.

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Список литературы /References

1. Асташина И.В. Почему ребенок путает буквы, или оптическая дисграфия:профилактика нарушений письма у школьников/ Ростов н/д: Феникс, 2022.-95, (1)с.:ил.-(Развитие речи)

2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998. 21. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М

3. Пушкарская Н.Д., Стороженко С.В., Фоменко С.А. «Социализация детей с ОВЗ в условиях школы-интернат»// Наука, образование и культура- 2018 №7 [31]

4. Психолого-медико педагогический консилиум. Технология организации диагностической и корекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. Под. ред. Т. Г. Зубаревой. - Курск, 2009

5. Стороженко С.В., Ильминская П.А. Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя с детьми УО в коррекционно-педагогическом процессе в условиях школы- интернат.// Вестник науки и образования 2021 № 16 (119) часть 1/ научно методический журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.