Научная статья на тему 'Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант'

Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов подборка по материалам Правового консалтинга Гарант»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Подборка по материалам Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Преподаватели иностранного языка направляются в командировку за границу (в Германию) на пять дней для сопровождения детей или для повышения квалификации.

По какой ставке (13% или 30 %) облагается их доход за эти пять дней, рассчитываемый из средней зарплаты?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: средний заработок, полученный за время заграничной командировки, облагается НДФЛ с применением ставок в размере 13 % в отношении физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, и 30 % для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Обоснование вывода

Статьей 166 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) установлено, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом ст. 167 ТК РФ гарантирует при направлении работников в служебные командировки сохранение им среднего заработка.

Средняя заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации и подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях с применением ставок 13 % в отношении физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации и 30 % для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (письмаФНС России от 17.03.2006 № 04-1-04/158, Минфина России от08.06.2007 № 03-04-06-01/178, от23.12.2008 № 03-04-06-01/379).

Рассмотрим подробнее, от каких обстоятельств зависит налоговый статус физического лица. Пунктом 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ

(НК РФ) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

При этом 183 дня пребывания в Российской Федерации исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 указанных следующих подряд месяцев.

Например, если в рассматриваемом случае заграничная командировка учителей иностранного языка сроком на пять дней являлась разовой в течение 12-месячного периода, то средний заработок, начисленный им за период командировки, подлежит обложению НДФЛ по ставке в размере 13 %.

Ставка в размере 30 % должна применяться только в том случае, если заграничные командировки для конкретного лица являются постоянной практикой и в результате в течение 12-месячного периода, предшествующего получению дохода, оно находилось за пределами страны 183 и более дней.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Семенюк, М. Золотых

Вопрос. В2009г. произошла переплата ГСНпо страховым взносам на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Имеется акт сверки с ИФНСРоссии, где числится переплата.

В какой орган в 2010г. обратиться организации за возвратом переплаты по страховым взносам на страховую и накопительную части?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: с 01.01.2010 возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен производить территориальный орган ПФР.

Обоснование вывода

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации «правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст. 59 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что после проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе представленных налогоплательщиками деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 212-ФЗ суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 212-ФЗ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Частью 11 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого

заявления. Форма такого заявления (23-ПФР) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н.

В том случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного ч. 11 ст. 26 Федерального закона№ 212-ФЗ, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата (ч. 17 ст. 26 Федерального закона№ 212-ФЗ).

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в ПФР не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом РФ на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 22ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ).

Подпунктом 5 ч. Зет. 29 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством прямо установлено: с 01.01.2010 возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен производить территориальный орган ПФР. Следовательно, в рассматриваемой ситуации плательщику взносов достаточно представить в территориальный орган ПФР заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ПФР).

В то же время на практике в 2010 г. возврат излишне уплаченных страховых взносов не всегда осуществляется в приведенном порядке.

Это связано прежде всего с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЭ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, является ФНС России. При этом согласно п. 2ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет принимает администратор доходов бюджета.

Таким образом, соответствующее поручение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Федеральное казначейство, как правило, направляет налоговый орган. Именно поэтому отдельные территориальные органы ПФР ссылаются на письмо ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/873 «О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», в соответствии с которым обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на налоговый орган. При этом возврат осуществляется на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом ПФР.

В то же время прямые нормы Федерального за-кона№ 212-ФЗ не обязывают плательщика взносов обращаться с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в какой-либо другой орган, кроме территориального органа ПФР. При этом отсутствие должного взаимодействия (обмена информацией) между налоговыми органами, органами ПФР и Федерального казначейства не может являться основанием для неисполнения прямых норм Федерального закона № 212-ФЗ.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации плательщик взносов должен представить в территориальный орган ПФР заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ПФР). После этого в течение одного месяца денежные средства должны быть возвращены на указанный в заявлении расчетный счет.

Не исключаем, что отстаивать такую позицию придется в суде. При этом экспертам известно судебное решение, подтверждающее приведенную позицию (см. постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 по делу

№ А82-9649/2009-20 по ссылке: ЪПр://ка± агЬНг. ги/ 'М=6АСЕ6В16-4629-45АЕ-А8АС-С4ВГ5С2В5934).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Л. Ананьева, В. Пименов

Вопрос. В январе 2010 г. организации А (Российская Федерация) были начислены дивиденды от организации Б (Российская Федерация) в сумме 100 ООО руб. Перечислены на расчетный счет организации А в мае в сумме 91 743руб. (за минусом удержанного налога — 9 %).

Кроме того, в январе 2010 г. организация А начислила дивиденды иностранной компании В в сумме 10 000руб. В апреле организация А перечислила компании В дивиденды в сумме 9 524руб., удержала и заплатила в бюджет 476руб. в качестве налогового агента (организация А использует пониженную ставку вразмере 5 %).

Какие проводки необходимо сделать в учете организации А? Как необходимо отразить данные операции в декларации по налогу на прибыль за I квартал и полугодие 2010г?

Ответ. По существу вопроса сообщаем следующее. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Об этом говорится в письме УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 № 1615/063489.

В общем случае организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками в следующих случаях,:

— если оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у него в результате выплаты дивидендов;

— если на момент выплаты стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты и т. д.

Бухгалтерский учет. Пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, предусматривает, что доходы, в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Пункт 7 ПБУ 9/99 устанавливает, что прочими доходами являются, в частности, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций. В этой связи полагаем, что сумму полученных организацией дивидендов целесообразно учесть в составе прочих доходов.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), указывает, что расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам учитываются на субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

При этом следует учитывать, что, по мнению сотрудников Минфина России, изложенному в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 г. (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302), поступления в виде дивидендов признаются доходами в сумме за минусом суммы налога, удерживаемого налоговым агентом.

Полагаем, что при получении дивидендов в учете организации будут сделаны следующие записи:

Д-т сч. 16, субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» К-т сч. 91, субсчет «Прочие доходы» — 91 743 руб. — отражены причитающиеся к получению дивиденды;

Д-т сч. 51 (52) К-т сч. 16, субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» — 91 743 руб. — получены дивиденды [100 000 руб. - (100 000 руб. /109 % х 9 %)].

В отношении выплачиваемых дивидендов сообщаем, что согласно Инструкции для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В соответствии с Инструкцией направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Представляется, что в рассматриваемом случае начисление дивидендов к уплате будет отражаться следующим образом:

Д-т сч. 84 К-т сч. 15, субсчет «Расчеты по выплате доходов» — 10 000 руб. — начислены дивиденды участнику (акционеру);

Д-т сч. 15, субсчет «Расчеты по выплате доходов» К-тсч. 68, субсчет «Налог на прибыль» — 500 руб. — удержан налог с дивидендов (10 000 руб. х 5 %);

Д-т сч. 15, субсчет «Расчеты по выплате доходов» К-т сч. 51 (52) — 9 500 руб. — выплачены дивиденды участнику (акционеру).

Налог на прибыль. Пункт 2 ст. 287 НК РФ устанавливает, что российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Таким образом, обязанность по удержанию из дохода иностранной организации и уплате в бюджет налога возникает у организации в апреле 2010г.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль, а также порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н.

В соответствии с п. 1.1 разд. 1 Порядка лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» включается в состав декларации и представляется в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, подлежащие отражению в указанном листе, а также является налоговым агентом.

В рассматриваемой ситуации организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль, поэтому у нее возникает обязанность по заполнению листа 03 при заполнении декларации за полугодие 2010 г. Данную точку зрения подтверждает письмо Минфина России от 05.10.2005 № 03-03-04/2/71.

Раздел XI Порядка разъясняет заполнение листа 03 декларации. Так, на основании п. 11.2 Порядка сумма дивидендов, начисленных иностранным организациям, отражается по строке 020 листа 03.

Затем сумма начисленных иностранной организации дивидендов в рассматриваемом случае отражается и по строке 032 листа 03. При этом сумма удержанного налога в декларации по налогу на прибыль организаций не отражается.

В отношении полученной суммы дивидендов сообщаем, что при перечислении организации дивидендов налог с них был удержан источником выплаты.

На основании п. 5.3 Порядка по строке 070 листа 02 декларации указывается общая сумма

доходов, исключаемых из прибыли, отраженной по строке 060 листа 02. Ктаким доходам относятся, в частности, доходы от долевого участия в других организациях, налоге которых удержан налоговым агентом (источником выплаты дохода).

Следовательно, сумма дивидендов, полученных организацией от российской организации, отражается по строке 070 листа 02.

К сведению. При выплате дивидендов иностранной компании организации также необходимо заполнить и представить в налоговый орган налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@.

Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ К. Завьялов, В. Горностаев

Вопрос. Кассовый аппарат зарегистрирован в 2003г. Головной офис и арендованное помещение (созданы рабочие места), в котором фактически используется аппарат, находятся в разных административ-ныхокругахг. Москвы. 17июляистексрокрегистрации аппарата (по карточке), но чеки пробивались до 26 июля. Перерегистрировать аппарат нельзя, так как данная модель исключена изреестра.

Является ли это нарушением и какие санкции за это налагаются? Надо ли снимать кассовый аппарат с учета самостоятельно, или ИФНСРоссии сама должна известить налогоплательщика об этом, и в какой срок все это должно произойти?

Как правильно зарегистрировать новый кассовый аппарат: по адресу регистрации организации или по фактическому адресу? Нужно ли регистрировать в этом случае обособленное подразделение?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: организация должна представить заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. При этом в налоговый орган по месту нахождения головной организации необходимо письменно сообщить о создании обособленного подразделения. За нарушение сроков постановки обособленного подразделения предусмотрена налоговая ответственность.

Кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в той налоговой инспекции, на подведомс-

твенной территории которой находится созданное обособленное подразделение.

В отношении решения организации о продлении срока использования контрольно-кассовой техники (ККТ) допускаем, что налоговый орган может применить санкции по п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), мотивируя тем, что нарушены установленные законодательством Российской Федерации порядок и условия применения ККТ.

Обоснование вывода

Регистрация ККТ. В соответствии с п. 1 ст. 4

Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ, применяемая организацией, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту ее учета в качестве налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленного подразделения.

Согласно п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение о регистрации), пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения юридического лица заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения ККТ.

При этом заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.

Таким образом, если у организации в соответствии с НК РФ существует обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и в этом обособленном подразделении будет использоваться ККТ, то ККТ подлежит регистрации в той налоговой инспекции, на подведомственной территории которой находится обособленное подразделение.

К сведению. Пункт 2ст. 11НКРФ определяет три существенных критерия, наличие которых приводит к образованию обособленного подразделения:

— территориальная обособленность;

— наличие оборудованных рабочих мест. При этом рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

— осуществление деятельности через обособленное подразделение.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

В силу подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.

Таким образом, в том случае, когда подразделение организации расположено вне территории, подведомственной налоговому органу, где организация состоит на учете по какому-либо из предусмотренных НК РФ оснований, при отсутствии условий, предусмотренныхабз. 3 п. 4ст. 83 НКРФ, и по месту нахождения данного подразделения оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, организация должна представить в налоговый орган по месту нахождения такого подразделения заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Следует отметить, что НК РФ не регламентирует ситуацию, когда и организация, и обособленные подразделения находятся в одном и том же городе федерального значения, но на территории различных муниципальных образований.

Однако УФНС России по г. Москве придерживается позиции, что организация, зарегистрированная в одном административном округе г. Москвы, подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в другом административном округе г. Москвы (письмо от22.02.2006 № 18-11/3/13506).

По мнению экспертов, исходя из ситуации, изложенной в запросе, организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, подав заявление в соответствующий налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, исходя

из того, что головная организация и обособленное подразделение расположены на территории разных муниципальных образований (п. 4ст. 83 НК РФ).

За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 5 ООО руб. (а за нарушение срока более чем на 90 дней — 10 ООО руб.) на основании ст. 116 НК РФ, а руководитель организации одновременно может быть привлечен к административной ответственности за указанное правонарушение в виде штрафа в размере от 500 до 1 ООО руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ. Одновременно руководитель организации может быть привлечен к административному штрафу за указанное правонарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 300 до 500 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снятие ККТ с учета. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ модели ККТ, исключенные из Государственного реестра, могут эксплуатироваться только до истечения нормативного срока их амортизации. Следовательно, при исключении модели ККТ из Государственного реестра ее дальнейшая эксплуатация в пределах нормативного срока амортизации является правомерной (письмо Минфина России от 15.08.2006 № 03-01-15/7-213). Поэтому нарушением будет считаться эксплуатация тех моделей ККТ, которые исключены из Государственного реестра и по которым истек нормативный срок их амортизации.

Использование ККТ, исключенной из Государственного реестра, срок амортизации которой истек, квалифицируется как неприменение ККТ, что влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП в виде штрафа: на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», ККТ относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно. Учитывая, что рассматриваемый кассовый аппарат был зарегистрирован в 2003 г., в 2010 г. срок его полезного использования истекает.

В связи с этим допускаем, что налоговый орган можетприменитьв отношении организации санкции по п. 2ст. 14.5 КоАП РФ, мотивируя тем, что нарушены установленные законодательством Российской

Федерации порядок и условия применения ККТ, выразившиеся в превышении сроков использования ККТ, по которой истек срок регистрации.

Снятие ККТ с регистрации, согласно п. 16 Положения о регистрации, осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента представления пользователем заявления в налоговый орган. К заявлению необходимо приложить:

— паспорт ККТ;

— карточку регистрации.

Обращаем внимание, что снятие ККТ с регистрации непосредственно налоговым органом осуществляется только по истечении нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра (п. 19 Положения о регистрации; п. 53 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н).

При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Е. Титова, А. Барсегян

Вопрос. В отчетном периоде у организации отсутствовала выручка. При этом имеются управленческие расходы, которые в соответствии с учетной политикой организации в целях налогообложения прибыли являются косвенными.

Можно ли отнести к расходам будущих периодов управленческие расходы, которые произошли в отчетном периоде?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: в рассматриваемой ситуации управленческие расходы в целях налогообложения прибыли могут быть признаны только в расходах текущего отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском учете организация самостоятельно должна определить порядок признания указанных расходов и отразить его в учетной политике.

Обоснование вывода

Налоговый учет. В целях налогового учета расходы подразделяются на прямые и косвенные.

При этом состав прямых расходов (на основании примерного перечня, приведенного в п. 1ст. 318 НК РФ), связанных непосредственно с процессом производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также порядок их распределения на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) налогоплательщик определяет самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 319 НКРФ).

Все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, отнесены к косвенным расходам.

В отличие от прямых расходов, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований НК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ). В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Отметим, что гл. 25 НК РФ предусматривает только одну специальную норму, согласно которой налогоплательщик может самостоятельно распределять расходы с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Данная норма определена абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ для случая, когда условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг).

Однако управленческие расходы, под которыми понимаются расходы на содержание руководящих органов предприятия и центральных функциональных служб (бухгалтерии, отделов маркетинга, управления финансами, кадрового и т. д.), не могут быть отнесены на счет производства конкретной продукции, т. е. сделки, как правило, не содержат условий осуществления управленческих расходов.

Таким образом, связь между этим видом расходов и доходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Поэтому, по мнению экспертов, к управленческим расходам нельзя применить норму абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации управленческие расходы в соответствии с учетной политикой организации являются косвенными. Сумма этих расходов может быть признана в целях налогообложения прибыли только в текущем отчетном (налоговом) периоде в соответствии с п. 2ст. 318 НКРФ.

Отметим, что организация могла бы управленческие расходы относить к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, но только в том случае, если в учетной политике будет изменена квалификация управленческих расходов, т. е. если они будут отнесены к прямым расходам и учтены в стоимости реализуемой продукции, работ, услуг в соответствии со ст. 319 НК РФ. Для рассматриваемого случая отметим, что порядок переноса убытков на будущее регламентирован ст. 283 НК РФ.

Так, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток (п. 2 ст. 283 НК РФ). Из данной нормы следует, что сумма полученного в налоговом периоде убытка должна быть исчислена и зафиксирована в налоговом учете, а также в налоговой декларации в целях его учета в расходах в предстоящих налоговых периодах.

Бухгалтерский учет. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн, для целей бухгалтерского учета расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Управленческие расходы формируются из расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Таким образом, управленческие расходы (счет 25 «Общепроизводственные расходы» и счет 26 «Общехозяйственные расходы») можно учесть двумя способами:

— ежемесячным списанием в дебет счета 20 «Основное производство» (т. е. формированием незавершенного производства и себестоимости готовой продукции);

— ежемесячным списанием непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».

Вместе с тем в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов (счет 97) и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

По мнению экспертов, учет управленческих расходов с применением счета 97 «Продажи» целесообразен в период приостановки организацией своей деятельности (выпуска продукции), когда единовременное признание затрат может оказать негативное влияние на распределение финансового результата по отчетным периодам.

Таким образом, организация при разработке учетной политики имеет право самостоятельно установить порядок учета управленческих расходов текущего отчетного периода: признавая их в данном отчетном периоде либо перенося их в расходы будущих периодов.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ В. Молчанов, С. Родюшкин

Вопрос. Организация является плательщиком НДС. Иногда товар возвращается контрагентами по разным причинам (брак, несоответствие цвету, размеру и т. п.) после принятия к учету. При этом некоторые клиенты не являются плательщиками НДС.

Если они возвращают организации товар без счета-фактуры, может ли организация самаучесть «входящий» НДСпо возвращенному товару?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: порядок регистрации счетов-фактур в книге покупок при возврате товаров у продавца не зависит от причин возврата товара, а зависит от того, предоставляет покупатель или нет счет-фактуру на возвращаемый товар.

Если вместе с документами на возврат товара покупатель предоставил свой счет-фактуру, то в книге покупок, соответствующей периоду возврата товара, регистрируется этот счет-фактура.

Если покупатель счет-фактуру не предоставляет, то в книге покупок, соответствующей

периоду возврата товара, регистрируется тот счет-фактура, который организация оформила при отгрузке данного товара покупателю и зарегистрировала в книге продаж, соответствующей периоду отгрузки.

Указанный счет-фактура регистрируется в книге покупок в части стоимости возращенных товаров после внесения в него исправлений, причем необходимо исправить оба экземпляра счета-фактуры, включая экземпляр покупателя.

Обоснование вывода

В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

По мнению экспертов, следует принимать во внимание, что в п. 5 ст. 171 НК РФ право на вычет не поставлено в зависимость от гражданско-правовых оснований возврата товара. При этом случай отказа покупателя от товара указан в п. 5 ст. 171 НК РФ отдельно. Тем не менее рекомендуем предусмотреть в договоре возможности возврата товара не только как некачественного, но и как нереализованного. Можно, например, предусмотреть предельный срок реализации, после которого покупатель может вернуть товар.

Согласно п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Порядок учета НДС при возврате товара разъяснен в письме Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/29 (далее - Письмо № 03-07-15/29), которым руководствуются и контролирующие органы (письмо УФНС России по г. Москве от 10.09.2007 № 19-11/085977). Такой порядок применяется независимо от того, по какой причине возвращен товар.

В соответствии с этими разъяснениями (пп. 1, 2 Письма № 03-07-15/29):

— при возврате продавцу не принятых на учет покупателем товаров в экземпляры счетов-фактур продавца и покупателя, выставленные при отгрузке товаров, продавцу на дату принятия на учет товаров необходимо внести исправления, предусматривающие корректировку количества и стоимости отгруженных товаров, а также дополнительно указать количество и стоимость возвращенных товаров;

— если же товар был принят (случай «обратной реализации»), покупатель при отгрузке возвращаемых товаров обязан выставить продавцу этих товаров соответствующий счет-фактуру и второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж. Продавец регистрирует полученный от покупателя счет-фактуру в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты.

В п. 3 Письма № 03-07-15/29 прописан порядок применения НДС при возврате продавцу товаров физическими лицами и другими лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС. Разъяснено, что лица, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН), не признаются плательщиками НДС. В связи с этим указанные лица счета-фактуры при отгрузке товаров (работ, услуг) не выставляют.

Таким образом, из Письма № 03-07-15/29 следует, что порядок регистрации счетов-фактур в книге покупок при возврате товаров зависит от того, предоставляет покупатель или нет счет-фактуру на возвращаемый товар.

Если вместе с документами на возврат товара покупатель предоставил свой счет-фактуру, то в книге покупок, соответствующей периоду возврата товара, регистрируется этот счет-фактура.

Если покупатель счет-фактуру не предоставляет, то в книге покупок, соответствующей периоду возврата товара, регистрируется тот счет-фактура, который организация оформила при отгрузке данного товара покупателю и зарегистрировала в книге продаж, соответствующей периоду отгрузки. Указанный счет-фактура регистрируется в книге покупок в части стоимости возращенных товаров после внесения в него исправлений. Характер и порядок внесения исправлений в данный счет-фактуру подробно изложены в Письме № 03-07-15/29. При этом необходимо исправить оба экземпляра счета-фактуры, включая экземпляр поставщика.

Таким образом, при возврате покупателем товаров у продавца не возникает необходимость внесения уточнений в налоговую декларацию по НДС за налоговый период, в котором возвращенные товары были отгружены покупателю.

Обращаем внимание, что согласно п. 4 Письма № 03-07-15/29в том случае, если возвращенный товар впоследствии в какой-то своей части не будет использован для облагаемых НДС операций, организация будет обязана восстановить и уплатить в бюджет «входной» НДС, приходящийся на эту часть товара, причем восстанавливать НДС Минфин России предписывает в том налоговом периоде, в котором зафиксирован возврат товаров.

Способы применения счетов-фактур при возврате товаров, предлагаемые Минфином России в

письме № 03-07-15/29, подтверждены к использованию и более поздним письмом от 12.08.2008 № 03-07-09/23.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Т. Сосновская, С. Родюшкин

Вопрос. Как правильно отразить в справке 2-НДФЛ социальный вычет на сумму взносов в негосударственный пенсионный фонд?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения в справке 2-НДФЛ за 2009 г. не отражается.

Отражение указанного социального вычета в справке 2-НДФЛ, начиная с 2010г., станет возможно только после внесения ФНС России соответствующих изменений в форму справки и рекомендации по ее заполнению.

Обоснование вывода

Федеральный закон от 19.07.2009 № 202-ФЗ (далее — Федеральный закон № 202-ФЗ) дополнил п. 2ст. 219 НК РФ новым абзацем. Так, социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) на себя и (или) в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов, предусмотренный в подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

В связи с этим справочник «Коды вычетов» приложения № 2 к форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_год» был дополнен соответствующим кодом вычета — 319 (см. приказ ФНС России от 22.12.2009 № ММ-7-3/708@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@»),

Положения п. 2 ст. 219 НК РФ вступили в силу с 01.01.2010 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 (пп. 2, 6 ст. 6 Федерального закона № 202-ФЗ).

Таким образом, с 01.01.2010 физическое лицо вправе обратиться до окончания налогового периода к работодателю за получением социального налогового вычета по НДФЛ в сумме взносов, уплаченных по договорам НПО, при условии представления документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика, и при условии, что взносы по указанным договорам удержаны и перечислены работодателем в соответствующие фонды.

Необходимо учитывать, что налоговый период (2009г.) окончен. Кроме того, в настоящее время механизм реализации нормы о предоставлении в 2010 г. работодателем указанного налогового вычета работнику за 2009 г. никакими нормативными правовыми актами не установлен. Поэтому работодателю следует рекомендовать работникам, которые обратились к нему с заявлением о предоставлении указанного социального налогового вычета за 2009 г., воспользоваться этим правом при подаче соответствующей налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства в соответствии с абз. 1 п. 2ст. 219 НК РФ. При этом в сведениях о доходах физических лиц (справка 2-НДФЛ) за 2009 г. социальный вычет в сумме взносов на НПО (код 319) отражению не подлежит (см. письмо УФНС России по г. Москве от 11.02.2010 № 20-15/3/014372).

Рекомендации по заполнению справки 2-НДФЛ утверждены приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@. Отражение социальных налоговых вычетов ни в одном разделе справки 2-НДФЛ не предусмотрено. Тем не менее вновь введенный код 319 должен применяться к доходам, начиная с 2010 г. Поэтому, по мнению экспертов, отражение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) НПО в справке 2-НДФЛ станет возможным после внесения ФНС России соответствующих изменений в форму справки и рекомендации по ее заполнению.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Семенюк, С. Родюшкин

Вопрос. Организация выступает в качестве инвестора и основного застройщика при строитель -стве объекта подрядным способом. Учредителем (доля в уставном капитале организации — более 50 %) внесен взнос для финансирования строительства. Договор соинвестирования с учредителем не заключен, возврат средств не предполагается.

Как (на каком счете) отражается в бухгалтерском учете взнос учредителя для финансирования строительства?

Ответ. Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу: в данных обстоятельствах денежные средства, полученные от учредителя, следует учитывать в составе прочих доходов в виде безвозмездно полученных средств.

Обоснование вывода

Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Федеральный закон № 39-Ф3) определяет, что инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт бет. 4 Федерального закона № 39-Ф3 предусматривает, что субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

В рассматриваемом случае организация выступает также и в качестве основного застройщика.

Подпункт «г» п. 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160, определяет, что долевые средства на строительство объекта, полученные основным застройщиком, отражаются в его учете в виде дополнительных целевых средств для финансирования капитального строительства.

В этой связи полагаем, что полученные от соинвесторов денежные средства организация-застройщик, в зависимости от принятой методики учета, отражает в составе целевого финансирования записью:Д-т сч. 51 К-т сч. 86 (76).

При этом, как следует из норм п. 1ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», у застройщика возникает обязанность после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства. Однако в рассматриваемой ситуации договор долевого участия в строительстве сторонами (организацией и учредителем) подписан не был, поэтому обязанность

по передаче объекта соинвестору (учредителю) у организации не возникает. Таким образом, для учета данной суммы в составе целевого финансирования оснований не имеется.

В данной ситуации следует также принимать во внимание, что у организации отсутствует обязанность и по возврату полученной суммы.

В свою очередь, в силу п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами являются и активы, полученные безвозмездно.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, сообщает, что на субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления» учитывается стоимость активов, полученных организацией безвозмездно.

При таких обстоятельствах считаем, что в рассматриваемой ситуации в учете целесообразно сделать следующие записи:

Д-т сч. 50 (51) К-т сч. 98, субсчет «Безвозмездные поступления» — отражена сумма безвозмездно полученных денежных средств;

Д-т сч. 98, субсчет «Безвозмездные поступления» К-т сч. 91, субсчет «Прочие доходы» — указанные средства признаны прочим доходом.

Необходимо также учитывать, что полученная сумма в целях налогообложения прибыли не учитывается (подп. 1 п. 1 ст. 251 НКРФ). Тогда, согласно п. 4 и 7 Положения по бухглтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденному приказом Минфина России от19.11.2002 № 114н, в учете подлежит отражению отложенный налоговый актив.

В таком случае, если организация применяет ПБУ 18/02, в учете, наряду с указанными ранее проводками, делается запись:

Д-т сч. 68, субсчет «Налог на прибыль» К-т сч. 99, субсчет «Постоянный налоговый актив».

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ КЗавъялов, В. Горностаев

Вопрос. Организация (общая система налогообложения) передает материалы на переработку на давальческих условиях. Материалы передаются переработчику в день получения от поставщика. Готовая продукция по договору хранения находится на складе переработчика. С этого же склада она отгружается покупателям. При отгрузке готовой продукции организацией составляется форма ТОРГ-12. При сдаче готовой продукции на склад хранителя составляется форма МХ-17.

Достаточно ли оформить указанные докумен-ты?Как отразить это в бухгалтерскомучете?

Ответ. Пункт 157 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, устанавливает, что организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусматривает, что движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий, учитывается на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Представляется, что в данной ситуации в учете организации целесообразно сделать следующие записи:

Д-т сч. 10, субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» К-т сч. 10 — материалы переданы в переработку;

Д-т сч. 20 К-т сч. 60— отражены услуги сторонней организации по изготовлению готовой продукции;

Д-т сч. 19К-т сч. 60— выделен НДС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д-т сч. 68, субсчет «НДС» К-т сч. 19— принят НДС к вычету;

Д-т сч. 20 К-т сч. 10, субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» — списаны материалы на изготовление готовой продукции;

Д-тсч. 43К-тсч. 20— принята к учету готовая продукция;

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — оплачены услуги по изготовлению готовой продукции;

Д-т сч. 62К-т сч. 90, субсчет «Выручка» — реализована готовая продукция;

Д-т сч. 90, субсчет «Себестоимость продаж» К-тсч. 43— списана себестоимость реализованной готовой продукции;

Д-т сч. 90, субсчет «НДС» К-т сч. 68, субсчет «НДС» — начислен НДС;

Д-т сч. 50 (51) К-т сч. 62 — получены денежные средства от покупателя.

В части первичных документов сообщаем, что в момент передачи материалов на переработку организации-давальцу следует оформить накладную на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма № М-15, утвержденная

постановлением Госкомстата России от30.10.1997 № 71а) с пометкой «давальческое сырье».

Списание переданных в переработку материалов осуществляется организацией-давальцем на основании отчета о расходовании сырья, предоставленного организацией-переработчиком в силу п. 1 ст.713 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ по факту изготовления продукции стороны подписывают акт приема-передачи выполненных работ с указанием видов и стоимости выполненных работ.

Обращаем внимание, что в настоящее время формы отчета о расходовании сырья и акт приема-передачи выполненных работ законодательно не утверждены. Поэтому организация должна разработать их форму самостоятельно и закрепить этот факт в учетной политике. Напоминаем, что при разработке форм документов необходимо учитывать положения п. 2ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Непосредственно получение готовой продукции, по мнению экспертов, оформляется с использованием накладной на передачу готовой продукции в места хранения (унифицированная форма № МХ-18, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66).

Передача готовой продукции на ответственное хранение переработчику сопровождается составлением представителями организации-хранителя и организации-поклажедателя акта о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (унифицированная форма № МХ-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66).

При отгрузке готовой продукции покупателю, полагаем, что помимо товарной накладной ТОРГ-12, выписываемой организацией покупателю, целесообразно составить акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (унифицированная форма № МХ-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66).

В части налогового учета сообщаем, что в общем случае в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на стоимость экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов.

Полагаем, что расходы на приобретение материалов, переданных в переработку, а также расходы по их переработке учитываются в составе материальных расходов на основании подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Доходы от реализации включаются в налоговую базу на общих основаниях (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ К. Завьялов, С. Мягкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.