Научная статья на тему 'Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации'

Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов Министерство финансов Российской Федерации»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Авиакомпания приобретает воздушные суда с рассрочкой платежа на ряд лет. Цена самолетов фиксируется в условных единицах, оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день осуществления платежа. Возможно ли изменение порядка учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль отрицательных суммовых разниц, так как многие авиакомпании попали в ситуацию, когда при увеличении платежей за самолет ухудшается их финансовое положение и возрастают начисления по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 ноября 1999 года № 04-02-05/1

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо авиакомпании по вопросу учета при налогообложении суммовых разниц и сообщает следующее.

Вопросы, касающиеся порядка учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль положительных и отрицательных суммовых разниц по сделкам, заключенным в условных единицах, нашли отражение в проекте гл.гл. 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятого в 1998 году Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. В гл. 30 проекта части второй данного Кодекса предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль принимать к вычету из полученных доходов все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с ведением предпринимательской деятельности, в том числе и отрицательные суммовые разницы.

По указанному законопроекту были проведены парламентские слушания 28 октября 1999 года. В ходе обсуждения было внесено предложение продолжить работу по подготовке проекта гл.гл. 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ко второму чтению с учетом рекомендаций.

До принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на прибыль исчисляется в порядке, определяемом действующим законодательством. В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными ст. 2 названного Закона. Валовая прибыль

представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, скорректированной с учетом требований вышеуказанного Закона.

Суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц, включаются в состав доходов и расходов от внереализационных операций. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 1995 года № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" впредь до принятия федерального закона, устанавливающего перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Состав внереализационных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении, определен п.п. 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552. В соответствии с указанным нормативным правовым актом в составе внереализационных расходов для целей налогообложения суммовые разницы не учитываются.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.95 № 227-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (принят ГД ФС РФ 05.12.95)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

Вопрос: Внешнеэкономическое объединение (ОАО) направляет за рубеж своих специалистов для работы в своих торгово-коммерческих центрах. Работники арендуют для проживания квартиры и платят арендную плату. Объединение компенсирует работникам расходы по арендной плате. Пребывание работников за границей связано с производственной деятельностью. Просим разъяснить, считается ли факт нахождения сотрудника за границей долгосрочной командировкой или работой за границей?

Каков порядок исчисления налогооблагаемого дохода таких работников?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 11 ноября 1999 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письма ОАО и по существу вопросов сообщает следующее.

Вопрос о признании факта нахождения сотрудника организации за рубежом с целью выполнения им определенных функции, связанных с производственной деятельностью, долгосрочной служебной командировкой или работой за границей относится к компетенции Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Для ответа по существу необходимо уточнить, какие функции выполняет торгово-коммерческий центр ОАО, имеется или нет постоянный штат в этих центрах и каким образом он комплектуется, на каких условиях командируются работники ОАО, какова продолжительности нахождения работников ОАО за границей, а также с какой целью командирован работник (например, с целью обслуживания экспортируемой из России техники), так как от этой информации в соответствии с разд. I (п. 1) Постановления Госкомтруда СССР от 25.12.74 № 365 "Об утверждении Правил об условиях труда советских работников за границей" зависят условия труда и оплаты командированных.

Так, например, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.93 № 1261 в случае пребывания работника в краткосрочной командировке за границей более 60 дней выплаты суточных начиная с 61 дня производятся в размерах, установленных для работников заг-ранучреждений Российской Федерации при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение.

Предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки при краткосрочных командировках на территории иностранных государств были разработаны Минфином России по согласованию с МИД России в соответствии с поручением Правительства Российской Федера-

ции (п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.93 № 1261).

Данные нормы были сообщены Письмом Минфина России от 26.04.93 № 52 "О нормах возмещения расходов при краткосрочных загранкомандировках" (с учетом последующих изменений и дополнений).

В соответствии с пп. "д" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений) в состав совокупного налогооблагаемого дохода физического лица не включаются суммы компенсационных выплат в пределах норм, утвержденных законодательством Российской Федерации, связанных с возмещением командировочных расходов.

При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределами в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, а также расходы по найму жилого помещения.

Однако действующим российским налоговым законодательством не предусмотрено невключение в совокупный доход, полученный физическим лицом за налогооблагаемый период, суммы компенсации расходов в части оплаты жилой и нежилой площади арендуемой квартиры при долгосрочных командировках физических лиц, направляемых за рубеж негосударственными предприятиями и организациями.

Учитывая это, сообщаем, что дать более конкретный ответ на поставленные Вами вопросы в рамках представленной Вами информации не представляется возможным и вопросы могут быть рассмотрены дополнительно после получения соответствующей информации.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР от 25.12.74 № 365 (ред. от 20.08.92)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.12.93 № 1261

(ред. от 21.03.98)

"О РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ"

ПИСЬМО Минфина РФ от 26.04.93 № 52 (ред. от 13.02.97)

Вопрос: ЗАО занимается оптовой торговлей лесопродукцией со странами дальнего зарубежья (экспорт). Контрактом установлена цена на условиях БАР. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом. Оплату транспортных услуг, согласно контракту, производит ЗАО. Имеет ли право ЗАО относить расходы по транспортировке на сн. 41 "Товары"?

"О НОРМАХ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ ЗАГРАНКОМАНДИРОВКАХ"

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 04.05.99)

"О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 декабря 1999 года № 04-02-05/1

В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле и согласованными с Министерством финансов Российской Федерации 20.04.95 № 1-550/32-2, транспортные расходы включаются в состав издержек обращения, учитываемых в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на счете 44 "Издержки обращения".

Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Министерства финансов СССР 1 ноября 1991 года № 56 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете должно обеспечивать единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"

(утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 10.05.95 № ЮБ-6-17/256

"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА, И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ" (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ от 20.04.95 № 1-550/32-2)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98) "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

Вопрос: Освобождаются ли от уплаты НДС авансовые платежи, получаемые российским предприятием, осуществляющим экспортные поставки товаров (работ, услуг) в счет долгов РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 ноября 1999 года № 04-03-05

В связи с Вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении авансовых платежей, получаемых российским предприятием, осуществляющим экспортные поставки товаров (работ, услуг) в счет долгов Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг), облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключений из указанной нормы для авансовых платежей, получаемых российским предприятием, осуществляющим экспортные поставки товаров (работ, услуг) в счет долгов Российской Федерации, действующим порядком применения налога на добавленную стоимость не предусмотрено.

В связи с изложенным авансовые платежи, получаемые; Вашим предприятием, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. .

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О на-

логе на добавленную стоимость", принятым Государственной Думой 5 ноября 1999 года и одобренным Советом Федерации 11 ноября 1999 года, предусмотрена норма об освобождении от налога на добавленную стоимость авансовых и других платежей, полученных предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), длительность производственного цикла которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Организация сдает в аренду помещения иностранному юридическому лицу. Расходы по оплате коммунальных и других платежей за помещение, сданное в аренду, в сумме арендной платы не учтены. Распространяется ли льгота по НДС, предусмотренная подп. "ш" п. 1 ст. 5 Закона № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", на услуги арендодателя при перечислении этих платежей соответствующим организациям? Как решается этот вопрос по договору субаренды, то есть в случае, если арендодателем выступает не собственник здания, а арендатор?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 ноября 1999 года № 04-03-11

В связи с Вашим письмом о порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость при сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и юридическим лицам Департамент налоговой политики сообщает.

Пунктом 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендной платой является плата за пользование имуществом. Согласно п. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей. При этом в перечне составных частей имущества, по которым арендная плата может устанавливаться отдельно, затраты по оплате коммунальных и других платежей за помещение, сданное в аренду, не предусмотрены. Поэтому в случае, если расходы по оплате коммунальных и других платежей в общей сумме арендной платы не учтены, льгота по налогу на добавленную стоимость, предусмотренная подп. "ш" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), на услуги арендодателя при перечислении этих платежей соответствующим организациям не распространяется.

Одновременно сообщается, что в соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к догово-

рам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 24.10.97)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: В соответствии с п. 25 Инструкции № 39 при реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за инвалюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу банка России, действующему на день уплаты налога. В связи с изменением курса иностранной валюты возникает разница. Будет ли данная разница являться курсовой и относиться на счет прибылей и убытков?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 декабря 1999 года № 04-03-08

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает.

Как Вы правильно отмечаете в своем письме, согласно п. 25 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога. В связи с этим задолженность организации перед бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 "Расчеты с бюджетом" в рублях в сумме, исчисленной исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) или иного объекта налогообложения (суммы авансовых и иных платежей и т.д.) в иностранной валюте, пересчитанной по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения. По дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" отражается уплата налога на добавленную стоимость в бюджет в рублях по курсу Банка России, действующему на день уплаты налога. Возникающая в связи с этим разница на счете 68 "Расчеты с бюджетом" списывается на финансовые результаты организации (счет 80 "Прибыли и убытки").

Следует отметить, что определение курсовой разницы для целей бухгалтерского учета дано в Положении по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте",

утвержденном Приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 50.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

Ссылки на нормативные акты:

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97) (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.95 № 50 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/95"

Вопрос: Как в соответствии с ПБУ 6/97 при исчислении налога на прибыль и на имущество отражаются результаты переоценки основных средств, проведенной в 1999 году по решению организации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 9 декабря 1999 года № 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу учета для целей налогообложения результатов переоценки основных средств, проводимой по решению организации, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.97 № 65н, организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация может произвести переоценку основных средств по состоянию на 1 января 1999 года с

отражением результатов в первом квартале 1999 года в графе "На начало года". При этом, если организацией была произведена переоценка основных средств, остаточная стоимость этих средств определяется исходя из восстановительной стоимости и начисленного износа.

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 (с учетом дополнений и изменений), предусмотрено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке.

Нормы амортизационных отчислений были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация, осуществив переоценку основных средств по состоянию на начало отчетного года, в соответствии с указанным выше Положением по бухгалтерскому учету имеет право учесть результаты переоценки при начислении амортизации основных средств в целях определения налогооблагаемой прибыли начиная с первого квартала 1999 года.

Обращаем внимание, что результаты проведенной на начало отчетного года переоценки должны учитываться в дальнейшем при определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Одновременно сообщаем, что, по мнению Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, при начислении амортизации, учитываемой для целей налогообложения, основные средства должны учитываться по первоначальной (восстановительной) стоимости без учета переоценки, проводимой в добровольном порядке.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 № 65н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ6/97"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 12.07.99)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ 3

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 22.10.90 № 1072 "О ЕДИНЫХ НОРМАХ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ПОЛНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛОГАМ И СБОРАМ

Ответ: В соответствии с подп. "э" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) от этого налога освобождены обороты по реализации печатной продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.

При этом данным пунктом Закона Российской Федерации не предусмотрено исключение по печатной продукции средств массовой информации, реализуемой российскими предприятиями на территории России, которая произведена зарубежными издательствами средств массовой информации.

Таким образом, реализация на территории России российскими оптовыми или розничными предприятиями (организациями) газет и журналов, относящихся в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (с учетом изменений и дополнений) к печатной продукции средств массовой информации (нерекламного и неэротического характера), не облагается налогом на добавленную стоимость вне зависимости от того, что данная печатная продукция произведена зарубежными издательствами средств массовой информации.

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2124-1 (ред. от 02.03.98) "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"

ПО

Вопрос: Облагается ли НДС реализация на территории России российскими предприятиями газет и журналов, произведенных зарубежными издательствами?

Вопрос: Российская редакция печатает журнал за рубежом. Предоставляется ли льгота по налогу на добавленную стоимость при реализации этого журнала на территории России?

Ответ: В соответствии с подп. "э" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) от этого налога освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.

Российская редакция, реализующая на территории Рос-

сии журнал, являющийся печатной продукцией средств массовой информации нерекламного и неэротического характера, подлежит освобождению от НДС вне зависимости от того, что полиграфические работы по изданию данного журнала выполнены за пределами территории России.

И.Е. Муравьева

Советник налоговой службы I ранга 29.11.99

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Вопрос: Банк просит разъяснить, облагаются ли налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, операции по приобретению физическими лицами дорожных чеков международных компаний за безналичные рубли?

Ответ: Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций: по покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли, по покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, по выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов, по покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов. Налоговая база по вышеуказанным операциям в виде безналичных рублей не определена.

На основании вышеизложенного операции по приобретению физическими лицами платежных документов в иностранной валюте (в частности, дорожные чеки международных компаний) за безналичные рубли налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, не облагаются.

М.В. Масленников

Советник налоговой службы III ранга 15.11.99

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 09.07.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 № 120-ФЗ (ред. от 16.07.98)

"О НАЛОГЕ НА ПОКУПКУ ИНОСТРАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" (принят ГД ФС РФ 13.06.97)

Вопрос: Между двумя учредителями-акционерами закрытого акционерного общества заключен договор купли-продажи акций (один из учредителей - российская организация, другой - иностранное юридическое лицо), при этом сделка совершена с нарушением российского законодательства. Это установлено при проведении расследования по делу о нарушении иностранным участником таможенных правил при ввозе оборудования, предназначенного для оплаты акций общества. Таможенный орган заявил в арбитражный суд иск о признании договора купли-продажи акций недействительным. Российский акционер считает, что претензии необоснованны, а такой иск не подлежит рассмотрению, т.к. заявлен ненадлежащим лицом, которое не вправе предъявлять подобные иски. Так ли это?

Ответ: В соответствии со ст. 367 Таможенного кодекса РФ должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в случае выявления в ходе производства по делу данных о противоправном характере сделок вправе предъявлять в суд иски о признании таких сделок недействительными. Факт нарушения законодательства при совершении сделки, о признании которой недействительной заявлен иск, был установлен таможенным органом во время проведения проверки соблюдения таможенных правил при ввозе иностранным участником оборудования, предназначенного для оплаты акций учрежденного совместно с российской стороной общества. В связи с этим заявление ответчика об отсутствии у таможенного органа права на обращение в суд с указанным иском не соответствует закону.

М. Александрова

Советник налоговой службы III ранга 01.12.99

Ссылки на нормативные акты:

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 10.02.99)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Номер какого счета должен быть указан в графе "Номер счета" ПСи, если платеж по импортному контракту осуществляется со специального транзитного валютного счета?

Ответ: В случае, если Исполняющий банк одновременно ведет Досье (Импорт) резидента на основании Инструкции № 30, в соответствии с абз. 3 п. 15 Указания № 383-У копии договоров (импортных контрактов), являющихся обоснованием покупки резидентом иностранной валюты, в Досье специального транзитного валютного счета не помещаются. Копии иных документов, в том числе копия ПСи, помещаются в Досье в порядке, предусмотренном п. 15 Указания № 383-У.

В случае осуществления резидентом расчетов полностью или частично по ПСи со специального транзитного валютного счета в графе "Особые отметки" ПСи рекомендуется указывать номер специального транзитного валютного счета. При

этом в связи с открытием резиденту специального транзитного валютного счета в ПСи изменения не вносятся. В графе "Номер счета" ПСи следует указывать номер текущего валютного счета резидента.

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 18.06.99)

"О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ- РЕЗИДЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ ПОКУПКИ И ОБРАТНОЙ ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.95 (ред. от 14.01.98)

"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ПЛАТЕЖЕЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ЗА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ"

Вопрос: Какой из документов Паспорт импортной сделки или им портный контракт - является до кументом, обосновывающим покуп ку иностранной валюты на валют ном рынке?

Ответ: Паспорт импортной сделки (далее - ПСи), оформляемый в соответствии с совместной Инструкцией Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" № 30 и № 01-20/10538 (соответственно) от 26.07.95, является документом, обосновывающим покупку иностранной валюты на валютном рынке, представляемым резидентом в Исполняющий банк одновременно с Поручением на покупку, а также оригиналом (заверенной выпиской из оригинала) договора (импортного контракта).

Таким образом, в случае представления резидентом в уполномоченный банк Поручения на покупку на цели оплаты импорта товаров в Российскую Федерацию оформление ПСи необходимо до осуществления резидентом операций по покупке иностранной валюты. В указанном случае в Поручении на покупку необходимо указывать одновременно номер импортного контракта и номер ПСи (п. 5 Указания № 383-У).

Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России 02.07.99

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 18.06.99) "О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ

ЛИЦАМИ- РЕЗИДЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ ПОКУПКИ И ОБРАТНОЙ ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.95 (ред. от 14.01.98)

"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ПЛАТЕЖЕЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ЗА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ"

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вопрос: Российской организацией заключен договор о совместной деятельности с инофирмой. Ведение бухгалтерского учета возложено на инофирму. Как следует российской организации отражать передачу имущества в качестве вклада по такому договору - через счет 74 или счет 48? Облагается ли НДС передача имущества в совместную деятельность?

Ответ: Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, регламентирован Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (утв. приказом Минфина РФ от 24.12.98 № 68н).

Из представленного вопроса следует, что российское предприятие не является товарищем, ведущим общие дела, следовательно, все операции, связанные с осуществлением договора простого товарищества, отражаются им в учете в соответствии с разд. 2 Указаний. Счета 46, 47, 48 используются организацией - товарищем, согласно п. 4 Указаний, для отражения операций по передаче имущества в качестве вкладов участника в совместную деятельность, а счет 74, в соответствии с п.п. 5, 6 Указаний - для отражения прибыли, убытков и других результатов от совместной деятельности, подлежащих получению и распределению между участниками, а также результатов раздела имущества при прекращении договора простого товарищества.

В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады по договору простого товарищества), не признается реализацией.

Таким образом, несмотря на то, что передача имущества в данном случае отражается в бухгалтерском учете с использованием счетов реализации (46, 47, 48), НДС по данной операции не начисляется.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" № 1992-1 от 06.12.91 (с изменениями и дополнениями) в случае использования материальных ценностей на непроизводственные нужды НДС, фактически уп-

лаченный поставщикам при их приобретении, возмещению из бюджета не подлежит, а покрывается за счет собственных источников.

Передача материальных ценностей в качестве вкладов в совместную деятельность носит инвестиционный (следовательно, непроизводственный) характер. Поэтому надо иметь в виду, что на основании п. 3 Письма Минфина России от 12.11.96 № 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" при передаче на непроизводственные нужды материальных ценностей после отнесения НДС, уплаченного при их приобретении, на расчеты с бюджетом производится восстановление соответствующих сумм налога по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции со счетами учета источников их покрытия (финансирования).

В.А. Остояч

Центр исследований проблем налогообложения 07.12.99

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.12.98 № 68н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И УКАЗАНИЙ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 04.05.99) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 12.11.96 № 96 "О ПОРЯДКЕ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И АКЦИЗАМИ"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 09.07.99)

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97) (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.