Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российская внешнеэкономическая организация оказывает техническое содействие иностранным государствам в создании мелиоративных сооружений. До сдачи объекта в эксплуатацию иностранному заказчику объект длительное время находится на балансе организации и увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на имущество столь значительно, что у организации нет средств для уплаты налога на имущество. В связи с этим возможно ли при расчете налога на имущество внешнеэкономической организацией по контрактам, заключенным для исполнения межправительственных соглашений, не включать в налогооблагаемую базу незавершенное строительство?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 октября 2001 года № 04-05-06/82

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

При этом налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из данных бухгалтерского учета.

Пунктом 4 инструкции Госналогслужбы Ррссии от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», с учетом вышеназванной нормы Закона, предусмотрено, что для определения налоговой базы по налогу на имущество предприятий принимаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета, в частности, в налогооблагаемую базу включаются остатки на соответствующую дату по счету 20 «Основное производство».

Вышеуказанный Закон устанавливает единый порядок определения налоговой базы и не предусматривает возможности его изменения для отдельных плательщиков.

Одновременно сообщаем, что согласно Изменениям и дополнениям № 6 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», утвержденным приказом МНС России от 20.08.2001 № БГ-3-21/292 и вступающим в действие с 1 января 2002 года, предусмотрено исключение из перечня счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налоговую базу по налогу на имущество предприятий, счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» (счет 36 - по старому Плану счетов).

Учитывая изложенное, возможность решения поставленного в Вашем письме вопроса следует рассматривать в рамках заключаемых договоров на строительство.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссылки на нормативные акты

«ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

(утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с «ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»)

ЗАКОН РФ от 13.12.91 № 2030-1 (ред. от 04.05.99)

«О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 08.06.95 № 33 (ред. от 15.11.2000)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 29.06.95 № 890)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

ПРИКАЗ МНС РФ от 20.08.2001 № БГ-3-21/292 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 8 ИЮНЯ 1995 ГОДА № 33 «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ»

(вместе с «ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ № 6...») (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.09.2001 № 2938)

Вопрос. Финляндская компания имеет на территории РФ строительную площадку, которая не образует постоянного представительства на территории РФ в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов. Является ли данная компания плательщиком единого социального налога в РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 октября 2001 года № 04-06-05/2/30

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ (часть 1) установлен приоритет норм международных договоров над нормами национального законодательства РФ.

В соответствии с положениями ст. 13 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Финляндской

Вопрос. Российская организация командирует своих работников за границу для работы в представительствах и по контрактам. Подлежат ли обложению единым социальным налогом выплаты в рублях и в иностранной валюте, производимые организацией в пользу данных сотрудников?

Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87 лицо - резидент одного государства, действующее на территории другого государства без образования постоянного представительства и выступающее в качестве работодателя, освобождается от уплаты налогов, взимаемых с заработной платы, а также от уплаты взносов на социальное страхование, которые приравниваются к налогам в соответствии с законодательством государства осуществления деятельности.

Соответственно, если строительная площадка, на которой работает Ваша компания, не образует постоянное представительство исходя из п. 2 ст. 4 рассматриваемого Соглашения, то к Вашей компании применяется освобождение, закрепленное положениями ст. 13.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята всенародным голосованием 12.12.93)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87 «ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 24.03.2001)

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 15 октября 2001 года № 04-04-07/175

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога (взноса) на оплату труда специалистов, направленных на длительные сроки за границу для работы в представительствах и по контрактам, и сообщает следующее.

Единый социальный налог (взнос) распространяется на отношения занятости на территории РФ. При этом в соответствии со ст. 238 гл. 24 части второй Налогового кодекса

РФ «Единый социальный налог (взнос)» работающие за границей сотрудники финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений и организаций заняты в основном на объектах экстерриториального характера и получают заработную плату в рублях и в иностранной валюте в размерах, устанавливаемых Правительством РФ. Поэтому их рублевое содержание является объектом обложения единым социальным налогом в РФ, а инвалютная зарплата ввиду их статуса не может быть объектом аналогичных отчислений за границей.

Заграничные сотрудники (как граждане РФ, так и местный персонал) российских коммерческих структур, в том числе и государственных предприятий, являются, прежде всего, лицами, занятыми на территории соответствующего иностранного государства, и их доходы могут подлежать социальным отчислениям по его законодательству. В этом случае такие сотрудники вправе претендовать в этом иностранном государстве на пенсионное, медицинское и прочее социальное обеспечение.

Таким образом, единый социальный налог (взнос) не начисляется на выплаты, производимые в пользу Ваших работников, направленных для работы за границу.

Ссылки на нормативные акты

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Сотрудники российской организации направляются в командировки за рубеж для выполнения контрактных проектно-изыска-тельских работ. Подлежит ли налогообложению в РФ зарплата данных сотрудников если:

• сотрудник на 1 января 2001 года находился в РФ, а затем командирован за рубеж в длительную командировку (сроком более 183 дней);

• сотрудник в течение года периодически выезжает в краткосрочные командировки (сроком менее 60 дней), общая продолжительность которых более 183 дней?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 октября 2001 года № 04-04-06/450

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ сотрудники Вашей организации, направленные на работу за рубеж, с учетом того, что время их нахождения на территории РФ составит менее 183 дней в календарном году, не будут являться налоговыми резидентами РФ. Следовательно, в соответствии со ст. 207 Налогового кодекса они будут признаны налогоплательщиками налога на доходы физических лиц лишь в случае получения ими доходов от источников в РФ.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или

иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Таким образом, на основании вышеизложенного у перечисленных в Вашем письме категорий физических лиц, при условии, что они не являются налоговыми резидентами РФ и не имеют доходов от источников в РФ, объект налогообложения отсутствует. Следовательно, доходы этих физических лиц должны облагаться налогом в соответствии с законодательством иностранного государства.

Вместе с тем по окончании налогового периода (года) необходимо уточнить налоговые обязательства указанных в Вашем письме сотрудников (как тех, кто был направлен в длительную командировку продолжительностью более 183 дней, так и тех сотрудников, которые в течение года неоднократно направлялись в краткосрочные командировки за рубеж).

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 07.08.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 24.03.2001)

Вопрос. Может ли финская компания, осуществляющая в РФ строительно-монтажные работы (ремонт и обслуживание оборудования), получить предварительное освобождение от налога на доходы, если специалисты данной компании находятся на территории РФ менее 30 дней в году?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 8 ноября 2001 года № 04-06-05/2/23

Департамент налоговой политики на Ваш запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87 прибыль лица с постоянным местопребыванием в Финляндии облагается налогами только в этом государстве, если это лицо не осуществляет коммерческую деятельность в России через свое постоянное представительство.

Если лицо с постоянным местопребыванием в Финляндии осуществляет коммерческую деятельность вышеуказанным образом, прибыль этого лица может облагаться налогами в России лишь в той части, которая относится к постоянному представительству.

Если деятельность иностранной компании на территории России привела к образованию постоянного представительства в соответствии с вышеназванным Соглашением, то компания становится самостоятельным плательщиком налога на прибыль согласно российскому налоговому законодательству. Когда деятельность компании на территории России не приводит к образованию постоянного представительства, то налогообложение данной компании происходит в стране инкорпорации.

В соответствии с разд. 5 инструкции ГНС от 16.06.95 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» получение предварительного освобождения от налога на доходы производится компаниями, деятельность которых не связана с деятельностью через постоянное представительство на территории РФ.

Из Вашего письма следует, что финская компания на территории России производила строительно-монтажные работы. Данный вид работ относится к активному источнику получения доходов, и, соответственно, получение предварительного освобождения от налога на доходы за выполненные работы не производится.

По нашему мнению, деятельность финской компании на территории РФ не может рассматриваться как место регулярного осуществления деятельности, приводящего к образованию постоянного представительства этой компании на территории России, и, соответственно, подлежит налогообложению только в государстве постоянного местопребывания (резидентства) данной компании.

Ссылки на нормативные акты

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики от 06.10.87 «ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДОХОДНЫХ НАЛОГОВ»

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)

«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)

Вопрос. Подлежат ли включению в доход физического лица для целей налогообложения суммы НДС, возвращаемые по чекам Tax Free, в странах, где был приобретен товар, при вывозе товара за пределы этих стран?

Ответ,

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 12 ноября 2001 года № 04-04-06/468

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

По отношению к косвенным налогам или налогам на потребление физическое лицо выступает в качестве носителя налога, то есть лица, несущего в конечном итоге тяжесть налогообложения. Оплачивая стоимость товара, физическое лицо уплачивает и налог (например, НДС), включенный в цену данного товара. Оплата товара производится физическим лицом за счет собственных средств, с которых ранее был удержан налог на доходы. Следовательно, при возврате НДС, ранее уплаченного физическим лицом как носителем налога при покупке товара, указанному лицу фактически производится возврат части его собственных средств, которые в виде налога включались в стоимость товара.

На основании вышеизложенного полагаем, что возвращаемый физическому лицу НДС по чекам Tax Free не является доходом и поэтому в случае включения этих сумм для целей налогообложения в налоговую базу покупателя будет иметь место двойное налогообложение.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Немецкая компания имеет на территории РФ представительство, выполняющее исключительно функции, связанные с рекламой, представлением товара (в рекламных целях без реализации и иного использования), сбором информации. Подлежит ли движимое имущество, принадлежащее представительству, обложению налогом на имущество в РФ в соответствии с п. 2 ст. 22 Соглашения между Правительством РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 ноября 2001 года № 04-06-05/2/25

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с положениями Соглашения между Правительством РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество обязанность иностранного лица по уплате налога на имущество в РФ возникает в случае, если на территории России находится принадлежащее иностранному лицу недвижимое имущество и / или иностранное лицо осуществляет деятельность на территории России через постоянное представительство, обладающее движимым имуществом. В соответствии с Вашим письмом представительство немецкой компании в России выполняет функции, связанные исключительно с рекламой, представлением товара (в рекламных целях без реализации и иного ис-

пользования), сбором информации. Такая деятельность подпадает под подп. 4 ст. 5 Соглашения, то есть не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Поскольку п. 2 ст. 22 Соглашения регулирует налогообложение движимого имущества, относящегося к постоянному представительству (постоянной базе), Вам следует руководствоваться п. 4 ст. 22 Соглашения.

Ссылки на нормативные акты

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Немецкая фирма по контракту с российской организацией выполняет на территории РФ ремонтно-строительные работы, замену инженерных сетей и переоснащение современным медицинским оборудованием. Работы выполняются в два этапа. Первый этап работ длится 8 месяцев, второй этап начинается через 2 месяца и длится 9 месяцев. Рассматривается ли деятельность немецкой фирмы как образующая строительную площадку или монтажный объект в целях налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и ФРГ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 16 ноября 2001 года № 04-06-05

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо касательно деятельности немецкой фирмы на территории РФ и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В целях соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества под «строительной площадкой» понимается строительство, реконструкция, сооружение и монтаж объектов, связанных с существенными капитальными вложениями и существующими в течение достаточно длительного периода времени, что подтверждается комментариями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к типовой модели конвенции по налогам на доход и капитал, на основе которой РФ ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. Строительно-монтажные работы, монтаж оборудования могут относиться к «строительной площадке» в том случае, если в результате таких работ смонтированные конструкции и / или оборудование образуют объект недвижимости.

Не относятся к «строительной площадке», например, специальные работы, связанные с ремонтом или отделкой помещений, ремонтом или установкой водопроводных систем, систем отопления, вентиляции, установкой перегородок, дверей, подвесных потолков, работы по монтажу телефон-

ных линий и другие подобные работы, выполняемые по отдельным договорам, хотя и являющиеся сами по себе строительными.

Учитывая изложенное, считаем, что деятельность немецкой фирмы (ремонтно-строительные работы, замена инженерных сетей, переоснащение современным медицинским оборудованием) не может рассматриваться как образующая строительную площадку или монтажный объект в смысле п. 3 ст. 5 российско-германского Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96, а прибыль немецкой фирмы от такой деятельности будет облагаться налогом РФ в соответствии со ст. 7 указанного Соглашения.

Ссылки на нормативные акты

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

«ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Иностранный инвестор собирается приобрести контрольную долю в российском ООО. В планы инвестора входит замена директора ООО на управляющую компанию, которая является резидентом Республики Кипр. Налоговым резидентом какой страны будет являться в данном случае ООО? Приведет ли деятельность управляющей компании к образованию постоянного представительства на территории РФ?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 20 ноября 2001 года № 04-06-05/2/26

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлен перечень критериев, позволяющих для налоговых целей определить, резидентом какого государства является лицо. В частности, для юридических лиц (и иных объединений) такими критериями являются: место управления, место регистрации или любой другой критерий аналогичного характера. При этом критерий места эффективного управления применяется в исключительном в случае, предусмотренном п. 3 ст. 4 Соглашения (на основании договоренности, достигнутой между компетентными органами обоих государств).

В Российской Федерации основополагающим критерием, используемым для определения налогового резидентства юридического лица, является критерий государственной реги-

страции. В соответствии со ст. 1 Закона от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, что соответствует ст. 11 и гл. 25 НК РФ, которая начнет применяться с 01.01.2002. Соответственно, несмотря на долю участия кипрского инвестора, российское ООО будет являться резидентом России со всеми вытекающими налоговыми обязательствами.

Исходя из того, что предпринимательская деятельность ООО будет осуществляться в соответствии с инструкциями кипрской компании, доход, который будет переводиться в ее пользу российской организацией, может рассматриваться как получаемый от деятельности через постоянное представительство.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 24.03.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

Вопрос. 1 июля 2000 года ду нашим предприятием и швейцарской компанией заключено сервисное соглашение, которое фиксирует в письменной форме положения устного договора, который стороны согласились выполнять начиная с 1 июля 1999 года. В соответствии с ним

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 ноября 2001 года № 04-06-05/2/20

Департамент налоговой политики, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

швейцарская компания оказывает консультационные и другие услуги нашему предприятию. Сотрудники швейцарской компании для оказания услуг приезжают в Россию на несколько дней и находятся на территории РФ в общей сложности менее 3 месяцев в году. Приводит ли деятельность швейцарской компании к образованию постоянного представительства в РФ для целей налогообложения ?

Согласно информации, указанной в Вашем вопросе, 1 июля 2000 года между Вашим предприятием и швейцарской компанией заключено сервисное соглашение, которое фиксирует в письменной форме положения устного договора, который стороны согласились выполнять начиная с 1 июля 1999 года. В соответствии с ним швейцарская фирма неоднократно оказывала консультационные и другие услуги Вашему предприятию.

В данном случае деятельность швейцарской компании может приводить к образованию постоянного представительства по следующим причинам:

• оказание консультационных услуг является одним из основных видов деятельности фирмы;

• подобная деятельность в России осуществляется в течение продолжительного периода времени (более двух лет);

• она ведется на постоянной основе (специалисты неоднократно приезжали в Россию из Швейцарии) и

• связана с определенной географической точкой (местоположением Вашей компании).

В соответствии с п. 5.1 комментариев к типовой модели Конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал, являвшейся основой для разработки действующего Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, эти условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы квалифицировать деятельность швейцарской компании как осуществляемую через постоянное представительство.

Отсутствие же собственных либо арендованных помещений, мебели, технической аппаратуры, компьютеров, телефонов и автомобилей в России, свидетельствующее, по мнению ряда иностранных компаний, о том, что отсутствие прав собственности на указанное имущество дает основание квалифицировать деятельность компании как осуществляемую не через постоянное представительство, также противоречат положениям ст. 5 комментариев к модели ОЭСР, в которой прямо указано, что место деятельности может существовать и без помещения, достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство. Не имеет значения, принадлежат или арендуются находящиеся в распоряжении предприятия помещения. Место деятельности может находиться на другом предприятии, например, там, где иностранное предприятие имеет постоянно в своем распоряжении некоторые помещения или их часть, принадлежащие другому предприятию.

То обстоятельство, что сотрудники швейцарской фирмы, приезжающие в Россию на несколько дней (видимо, менее недели), находятся на российской территории в общей сложности менее 3 месяцев в году и не являются сами по себе налоговыми резидентами России, свидетельствует о том, что число таких командировок достигает 10 - 15. Исходя из этого, правомерно говорить не об эпизодическом, а о

регулярном осуществлении консультационных и других услуг швейцарской фирмой в Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Подлежат ли налогообложению доходы иностранного физического лица, работающего в представительстве иностранного юридического лица в РФ, если представительство фирмы заработную плату такому лицу не начисляет и денежных средств на выплату ему заработной платы не получает? Рассматриваемое лицо постоянно проживает в России, является налоговым резидентом РФ. Заработная плата ему выплачивается иностранной организацией путем зачисления причитающихся сумм на счет в банке в стране нахождения фирмы.

Ответ. Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

При этом согласно п. 1 ст. 209 Кодекса для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный ими от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ относится к доходам от источников в РФ.

Поскольку рассматриваемое иностранное физическое лицо получает вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей на территории России, то на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в РФ, и подлежат налогообложению в РФ вне зависимости от места выплаты дохода.

E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 07.08.2001)

Вопрос. Должен ли уплачивать единый социальный налог иностранный гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем?

Ответ. Пунктом 2 ст. 239 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случаях если в соответствии с законодательством РФ иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.

В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 3 Закона РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (города без районного деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту постоянного жительства этого лица.

Выдача административным органом свидетельств лицам, не имеющим в паспорте отметки органа регистрационного учета (органа внутренних дел или органа местного самоуправления) о регистрации места жительства в зоне действия органа, осуществляющего регистрацию предпринимателей без образования юридического лица, является нарушением действующего законодательства.

Следовательно, на основании изложенного выше иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ только при наличии государственного свидетельства. Свидетельство о предпринимательской деятельности выдается гражданам, зарегистрированным по месту постоянного жительства. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, обладают правами на социальное обеспечение наравне с гражданами РФ. Таким образом, суммы, полученные от предпринимательской деятельности у иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) так же, как у предпринимателей - граждан РФ.

Л.В. КОНСТАНТИНОВА

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 15.05.2001)

ЗАКОН РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 «О РЕГИСТРАЦИОННОМ СБОРЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, И ПОРЯДКЕ ИХ РЕГИСТРАЦИИ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. В течение 1999 - 2000 годов организация импортировала товары из Украины в Россию, возмещая входной НДС на основании счетов-фактур украинских поставщиков. 05.02.2001 МНС России издало письмо № ВГ-6-03/100, согласно которому поставки товаров из Украины в Россию облагаются НДС по ставке 0%. Статья 5 НК РФ устанавливает принцип, согласно которому акты, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы. Не попадает ли данное Письмо в разряд таких актов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. В соответствии с п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», действующей до 01.01.2001, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженчес-ко-сбытовыми, оптовыми и другими организациями (предприятиями), занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 30.04.93 № 4912-1 «О внесении дополнений в постановление Верховного Совета Российской Федерации «О применении Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» при ввозе на территорию РФ товаров, происходящих с территории государств - участников СНГ, в том числе из Республики Беларусь и Украины, налог на добавленную стоимость не взимается.

Следует иметь в виду, что в связи с принятием Верховным Советом Украины постановления от 31.05.95 № 184-ВР «О неприменении ставок налога на добавленную стоимость при поставках товаров в страны СНГ из Украины» хозяйствующие субъекты Украины осуществляют расчеты за реализуемые в Россию товары по ценам без увеличения их на сумму НДС. Следовательно, налог на добавленную стоимость, выделенный украинскими партнерами в первичных документах на реализуемый российским хозяйствующим субъектам товар, при расчетах с бюджетом в 1999 - 2000 годах в РФ к зачету не должен был приниматься.

Налогообложение поставки товаров из Украины по ставке 0% действует с мая 1995 года. Письмо МНС России от 05.02.2001 № ВГ-6-03/100 не меняет действующего ранее порядка и, следовательно, не ухудшает положение налогоплательщика. К тому же положение ст. 5 НК РФ не применимо к действию данного письма, так как оно не является нормативным правовым актом.

E.H. КОЛДЫШЕВА

Ссылки на нормативные акты

<ПИСЬМО> МНС РФ от 05.02.2001 № ВГ-6-03/100 <0 ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ГОСУДАРСТВАХ -УЧАСТНИКАХ СНГ ТОВАРОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИК»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 24.03.2001)

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

«О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 30.04.93 № 4912-1 «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

Вопрос. Может ли российский филиал иностранного юридического лица вести бухгалтерский учет по правилам, действующим на территории регистрации юридического лица?

Ответ. В соответствии с п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000), филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.98 № 1598)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Как осуществляется определение размера уставного капитала (оценка вложений иностранного капитала) коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, для целей получения таможенных льгот, предусмотренных для предприятий с иностранными инвестициями?

Ответ. Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлено, что оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством РФ. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте РФ.

Создание (учреждение) коммерческих организаций с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью осуществляется в соответствии с вышеназванным Федеральным законом. Данное положение предусмотрено в Федеральных законах «Об акционерных обществах» (ст. 9) и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 11).

Согласно Федеральным законам «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 12) и «Об акционерных обществах» (ст. 11) в учредительных документах коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества, подлежат указанию сведения о размере уставного капитала общества, а также о размере номинальной стоимости доли, составе вкладов каждого участника общества с ограниченной ответственностью или размере номинальной стоимости акций, размещаемых акционерным обществом, соответственно.

Так, в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 14) непосредственно предусмотрено, что размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете», который распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях.

Согласно данному Федеральному закону бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодатель-

ством РФ. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Таким образом, определение размера уставного капитала (оценка вложений иностранного капитала) коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, должно производиться в соответствии с указанными федеральными законами. Величина уставного капитала, принимаемая к бухгалтерскому учету, должна соответствовать размеру (величине) уставного капитала, определенного в учредительных документах организации. Первичные учетные документы организации, представляемые в таможенные органы, должны отражать бухгалтерские операции, связанные с формированием уставного капитала.

КЛ. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. от 07.08.2001)

«ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» (принят ГД ФС РФ 24.11.95)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.02.98 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.98)

«ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

(принят ГД ФС РФ 14.01.98)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)

«О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» (принят ГД ФС РФ 23.02.96)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.