Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Власенко Виктория Аркадьевна

Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений средствами мультимедиаоборудования и возможности применения его в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Власенко Виктория Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультант Виктория Аркадьевна Власенко,

начальник информационно-компьютерного отдела департамента образования Владимирской области

^ Здравствуйте! Можно ли исполь-

• зовать интерактивную доску без проектора, заменив монитор компьютера на доску? Как это сделать, какой кабель для этого необходим? Татьяна Ивановна

В инструкции к вашей доске описаны все возможные режимы её использования. Вы говорите о режиме маркерной доски, насколько мы поняли. Большинство досок имеют такой режим. Инструкцию на русском языке обязан предоставить поставщик. Кабель — скорее всего USB.

^ Интерактивная доска работает

• замечательно. Но проблема

в том, что на ней можно рисовать, но на перемещение рукой не реагирует. На компьютере все предметы двигаются, а на доске нет. Только рисует с помощью специальных карандашей. Что делать? Ольга

Если у вас в школе нет специалиста (учителя информатики или его помощника), который разобрался бы в проблеме, придётся обращаться в ту компанию, которая делала поставку или которая занимается досками этой марки.

^ Можно ли вешать интерактивную доску в кабинете рядом с обычной классной доской? Разве

меловая пыль не портит это оборудование?

Марина Александровна

Меловая пыль не может её испортить. Практика использования интерактивных досок в школах это подтверждает.

^ Открытые уроки MIMIO.

• Где найти готовые материалы по русскому языку и литературе

с применением Mimio?

Наталья Сергеевна

Проекты, созданные российскими учителями, можно найти на http://www.mimio-edu.ru/projects, а проконсультироваться в Центре информационных технологий и учебного оборудования.

^ Установка Mimio: недоступен

• интерактивный режим.

Анна Леонидовна

Если вы соблюдали порядок установки, описанный в инструкции, и это не привело к желаемому результату, обращайтесь к поставщикам оборудования.

^ Какова технология использования Mimio?

В.П.

Приставка Mimio делает проекцию интерактивным экра-

ном (к компьютеру подключают проектор, на доску крепят Mimio, которая взаимодействует с компьютером по проводу или WiFi). Система Mimio-комп-проек-тор позволяет работать в любом софте, управляя стилусом-мышью (входит в комплект) непосредственно с проекционного экрана (в частности, набор текста можно делать с помощью экранной клавиатуры). Экраном может служить любая светлая (лучше белая, конечно) гладкая поверхность: доска, стена и пр. Кроме того, поставляемый в комплекте софт Mimio Studio имеет большой набор функций и шаблонов, позволяющих создавать собственные уроки и презентации. Создан сайт, на котором учителя выкладывают свои уроки (в Mimio Studio), там уже много работ учителей России, удобный поиск по предметам и классам, смотрите http://www.mimioconnect.com/ ru/lessons/all/74/ all/new?. У Mimio есть режим работы с маркерной доской (проектор и компьютер не используются) — обычные маркеры одеваются в электронные пеналы, и Mimio сохраняет записи или рисунки в виде графических

файлов. Это режим копи-доски. Комплект называется MimioCapture.

Выпускаются устройства, дополняющие Mimio: система для голосования (комплект кнопочных пультов), документ-камера (настольная видеокамера). Сайт с полезной информацией: http://mimio.dymo.com/, справа вверху — переключение на русскоязычную версию, если ваш браузер её не видит, можно попробовать набрать http://mimio.dymo.com/ ru-EM. aspx. Посмотрите также http://www.mimio-edu.ru/ и http://intmedia.ru/announce.asp

?ob_no=14074.

^ Хотелось бы подробнее узнать • о Вики-сайте. Какие возможности есть у такого сайта по сравнению с обычными сайтами? Как его создать и как можно использовать его в учебном процессе? C.B. Попова

На традиционных сайтах возможности для совместной деятельности ограничены. Каждая страница или сообщение на таком сайте имеет своего автора, читатели в лучшем случае имеют возможность прокомментировать прочитанное. Новый подход — создание коллективного гипертекста — реализован в среде Wiki Wiki. Изначально Уорд Каннингэм, разработчик первой вики-системы WikiWikiWeb, называл созданное приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия, но потом в качестве названия прижился термин wiki-wki, что на гавайском языке означает «быстро-быстро».

Вики (англ. wiki) — вебсайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. (по материалам Википедии). Основные идеи, реализуемые wiki-технологией:

• возможность редактирования содержимого страниц сайта или создания новых страниц на Вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений непосредственно в окне веб-браузера за два шага (редактировать, сохранить);

• возможность редактирования wiki-статей в зависимости от установленных настроек — любым желающим, зарегистрированным пользователям или только с разрешения администратора сайта;

• автоматизированная поддержка связей между разными страницами за счёт интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы

и отображения того, существуют данные страницы или нет;

• сохранение всех версий страниц сайта (история правок) в базе данных с возможностью возврата к любой предыдущей;

• использование для оформления текста упрощённой разметки (вместо HTML);

• возможность для посетителей сайта принимать участие в непрерывном процессе создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Преимущества использования Вики-технологий для организации совместной деятельности были оценены и в образовательной среде в качестве сетевой образовательной среды, среды для организации учебных проектов, для организации интернет-практик и т.п.

Примеры использования Вики технологий в образовательной практике:

Всемирная ВикиПедия — http://en.wikipedia.org/wiki/ Education Проект открытой всемирной энциклопедии, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира.

ВикиПедия на русском языке — http://ru.wikipedia.org/ Общероссийский образовательный проект Летопи-си.ру — http://letopisi.ru.

Для создания собственного вики-проекта можно воспользоваться несколькими способами, например:

• Создать собственную автономную вики-систему, установив один из вики-движков. Подробную информацию

о существующих движках можно найти на странице: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Вики-движок.

• Воспользоваться одной из российских площадок,

на которых развёрнуты образовательные вики-проекты:

> http://letopisi.ru — Общероссийский образовательный проект Летописи.ру;

> http://www.socobraz.ru — сообщество Соцобраз;

> http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru — Ресурс Владимирского ИПКиПРО;

КОНСУЛЬТАЦИИ

> http://wiki.pskovedu.ru — Псковская региональная образовательная Вики;

> http://wiki.saripkro.ru — Вики Саратовского ИПКиПРО;

> http://wiki.syktsu.ru — поддерживается Сыктывкарским государственным университетом;

> и др.

^ Предъявляются ли какие-либо

• требования к параметрам экрана для получения качественного изображения от проектора?

Сергей Иванович Федин

От качества экрана во многом зависит и качество получаемого изображения, поэтому при выборе экрана следует определить желаемые параметры:

• тип экрана (переносной или стационарный );

• размер экрана;

• формат экрана (отношение ширины к высоте);

• качество полотна экрана;

• характеристики проектора.

Тип экрана зависит от режима его эксплуатации. При определении размера следует придерживаться следующего правила: минимальное расстояние от экрана до зрителей должно быть равно полуторной ширине экрана (Ш X 1,5), а максимальное расстояние — шестикратной ширине экрана (Ш X 6). Конечно, это примерные рекомендации, но если учащиеся будут сидеть рядом с большим экраном, то им придётся всё время поворачивать голову, рассматривая изображение, а если слишком далеко — напрягать зрение, чтобы рассмотреть это изображение. Для разных способов проецирования изображения необходимы экраны разных форматов

(с разным соотношением ширины и высоты). Для выбора размера экрана следует знать размеры помещения, расположение и количество мест и используемые проекционные технологии.

Экраны различаются также по типу проекции. Чаще всего в классах применяются экраны для фронтальной проекции, но существуют и экраны, работающие на просвет (экраны обратной проекции). Преимущество просветных экранов по сравнению с фронтальными — проектор находится за экраном, поэтому выступающий (или проходящий мимо) не заслоняет собой световой поток и не попадёт под луч проектора.

Особое внимание необходимо обратить на отражательные свойства поверхности экрана. Величина, характеризующая отражательные свойства экрана — коэффициент усиления. Коэффициент усиления показывает, во сколько раз более ярким получается изображение на данном экране по сравнению с эталонной матовой белой поверхностью. Усиливающие проекционные экраны позволяют экономить средства, так как делают возможным приобретение проектора с меньшим световым потоком, а значит менее дорогого.

Следует также обращать внимание на возможность работать с экраном при наличии внешних источников света (отсутствие бликов, чувствительность к засветке). Необ-

ходимо отметить, что экраны обратной проекции менее чувствительны к засветке (снижению контрастности изображения под влиянием внешних источников света), их рекомендуется применять в случае высокого уровня окружающего освещения.

^ Для реализации требований к условиям обучения в соответствии с ФГОС в кабинеты начальных классов нашей школы установили интерактивные доски и компьютеры. Сейчас планируем оснастить кабинеты и ноутбуками. Какое количество ноутбуков на класс оптимально? Что ещё нужно учесть, приобретая ноутбуки для начальной школы? Должны ли они обладать какими-то специальными характеристиками? И.П. Ленкова

Самым оптимальным с точки зрения достижения современных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является использование каждым учащимся и учителем индивидуальных портативных компьютеров — модель электронного обучения «1 ученик — 1 компьютер». Главное предназначение среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» состоит в возможности организации повсеместного обучения — везде (школа, дом, библиотека и т.д.) и всегда. Подобный вариант, конечно, является дорогостоящим. Можно внедрять эту модель постепенно, начав с приобретения мобильного класса с нетбуками, который можно использовать поочерёдно в начальных классах школы в зависимости

от потребности в оборудовании при проведении конкретного урока. Есть специальные мобильные компьютерные классы (например, для начальной школы ICLab Mini), в состав которых входят тележка-сейф, ноутбук преподавателя, до 30 нет-буков для учащихся, точка беспроводного доступа, источник бесперебойного питания и специальное программное обеспечение для организации коллективной работы.

Можно купить компьютеры для класса отдельно, например по 1 компьютеру на парту. Таким образом, можно организовать парную работу учащихся на уроке, но при создании такой среды электронного обучения очень важно правильно подобрать сами компьютеры. В настоящее время существует широкий ассортимент компьютерной техники, и, конечно, сложно определиться с выбором. При оснащении класса следует руководствоваться следующими соображениями:

• Выбор характеристик компьютера зависит от возраста учащегося. Для младших школьников требуется достаточно простой, но обязательно прочный компьютер, а для учащихся старших классов нужна уже более мощная модель.

• Стоит обратить внимание на возможность беспроводного подключения приобретаемого оборудования к локальной сети и Интернету. Отсутствие проводов исключает возможность зацепиться

за провод во время урока и повредить оборудование.

• Важно также при выборе время работы компьютера без подзарядки. Лучше, если подзарядка компьютеров будет происходить во внеучебное время в специально отведённом месте. Это опять же позволит убрать из класса провода во время проведения урока, а кроме того способность компьютеров достаточно продолжительно работать без подзарядки позволяет организовать работу с ними

не только в учебном классе, но и на экскурсии, в экспедиции и т.п.

• Выбирая компьютер, стоит по возможности при прочих равных условиях отдавать предпочтение моделям с наиболее продвинутыми характеристиками (быстродействие, объём жёсткого диска, оперативная память и т.д.).

• Важен предустановленный пакет программного обеспечения, который поставляется вместе с компьютером, поскольку одного только оборудования недостаточно для превращения компьютера

в полноценный инструмент обучения.

Представляют интерес решения, специально спроектированные для использования в сфере образования, например, школьные нетбуки Classmate PC типа «Clamshell» или RAYbookBi 149 на базе процессоров Intel, разработанные в рамках программы Intel Learning Series. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.