Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук
^ Категория педагога-психолога
• распространяется на должность педагога или и как педагог надо аттестоваться?
Малышева
Должность педагога в настоящее время не применяется. См. приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
^ Нормы СаНПиН. Может ли госу-
• дарственное учреждение дополнительного образования детей организовать платные семейные группы для родителей с детьми старше
14 лет в поздневечернее время, с началом занятий с 20 или 21 часа? Группы физкультурно-спортивной направленности. Ирина
Нет, не может. Дополнительные занятия для детей организуются только до 20.00. Согласно п. 8.2.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпи-
демиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание — не позднее 20.00 ч.
^ В соответствии с новым По-• рядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования не прописаны виды дошкольных учреждений (детский сад, центр развития ребёнка, детский сад комбинированного вида и др.). Следует ли, что все учреждения будут называться (по виду) детские сады и в них могут открываться группы общеразвивающей направленности, компенсирующие и т.д.? Пюбовь
Все учреждения именуются согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ». Название учреждения формируется по правилам согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 23 указанного Закона. Какие группы открывать, сад решает самостоятельно. Группы могут иметь общеразвиваю-щую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Напомним, что приказ Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» вступил в силу с 3 ноября 2013 г. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобрнауки РФ 27 октября 2011 г. № 2562,
утратило силу.
^ Может ли школа обучать детей по информатике только по рабочим тетрадям? Мой ребёнок часто болеет и много пропускает. Без учебника я не могу её подготовить к контрольной. И ещё, могут ли учителя проводить контрольные работы в первые уроки после каникул? Валентина
График контрольных работ утверждается школой самостоятельно, по этому вопросу рекомендуем вам обратиться к директору школы. В отношении обучения только по учебным тетрадям отметим, что каждый учитель имеет право на реализацию педагогически оправданных методов обучения, однако это не означает, что ученик не может пользоваться учебниками по предмету. Вам надо обсудить Вашу проблему с учителем информатики
и классным руководителем. В подобной ситуации ученик имеет право не только на помощь со стороны родителей, а непосредственно со стороны учителя. Родители не должны подменять учителей, если обучение осуществляется в организации.
^ У меня несколько вопросов: • 1. Необходимо ли в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности указывать наименование образовательной программы или достаточно прописать вид программы — основная общеобразовательная программа дошкольного образования (и (или) дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования)? 2. В учебном плане прописаны часы, отведённые на проведение кружковой работы в школе, например — « Кройки и шитья», «Юный математик» и др. Необходимо ли получение лицензии на данный вид? 3. Школы организуют работу лагерей дневного пребывания в каникулярный период. Необходимо ли получение лицензии на данную программу отдыха детей? С
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензии, то есть специального разрешения на ведение образовательной деятельности. Процедура лицензирования направлена на установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в конкретном учебном заведении тем требованиям, которые устанавливаются Положением о лицензировании образовательной деятельности. 1) Достаточно указать вид программы. 2) Нет, это могут быть
программы дополнительного образования. 3) В уставе школы должна быть указана деятельность по организации отдыха и развлечений как элемент программы дополнительного образования детей. Специальная лицензия на организацию отдыха детей не требуется (см. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
^ На последнем совещании мето-• дист CAO сообщила логопедам и дефектологам, что на основании нового Закона об образовании рабочая неделя теперь составляет не 20 часов, а 36. Изучив этот Закон, я не нашла никаких правовых оснований для увеличения продолжительности рабочей недели. Помогите разобраться, на основе каких законов, приказов определяется рабочее время логопеда. Галина
Рабочая неделя логопеда-педагога, учителя-дефектолога с 2002 года составляет не 20 часов, а 36 часов (см. ст. 333 ТК РФ). Не надо путать норму рабочего времени и продолжительность рабочей недели. Норма рабочего времени для вас представлена в приказе Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»; приказе Минобрнауки РФ
от 27.03.2006 № 69 «Об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и ч. 6, ч. 7 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
^ Что делать, если класс
• неделимый?
Наталья Андреевна
Каждый класс можно делить, были бы возможности (финансовые, кадровые, аудиторные). Никаких запретов по этому поводу федеральное законодательство не содержит.
^ В типовом положении записа-
• но (п. 32), что вторая ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет). В уставе и лицензии срок освоения второй ступени указан 5 лет. Органы прокуратуры требуют привести устав в соответствие с типовым положением. Насколько они правы?
B.C.
Органы прокуратуры правы, устав надо приводить в соответствие с Законом об образовании. Во-первых, Закон не содержит термин «ступени». Во-вторых, нормативный срок обучения регулируется приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и ФГОС. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Согласно приказу Минобрнауки
РФ от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.
Типовое положение было составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992). В настоящее время готовятся документы, позволяющие полностью отменить нормы Типового положения об общеобразовательном учреждении.
^ Я работаю в школе при больнице.
• В нашей больнице проходят реабилитацию дети с заболеваниями опорно-двигательной системы в течение 30-45 дней. Школа более 15 лет работала без лицензии на образовательную деятельность. Была попытка получить лицензию (были собраны все документы). Но лицензию нам не выдали, так как мы не проводим итоговую аттестацию учащихся и не выдаём документ об образовании. В этом году обращались в юридическую контору, которая дала нам заключение по нашему вопросу и объяснила, что по существующим законам (в том числе и Закону об образовании) лицензию нам не выдадут. Но через суд получить её возможно. Наш главный врач был не против, если мы обратимся в суд и в судебном порядке получим лицензию. Но сейчас у нас проходит реорганизация. Нашу больницу объединяют с 3 другими больни-
цами. Мы будем филиалом. Пока о судьбе школы ничего не известно. Штатное расписание будет только 30 декабря. Секретарь сказала, что уже отпечатаны заявления на всех сотрудников на увольнение. Сначала всех увольняют (по собственному желанию). А потом будут принимать на работу. Но все волнуются. Так как могут уволить (по собственному), а потом на работу не принять. Чтобы не проводить процедуру сокращения штатов со всеми последующими выплатами. У нас к вам вопросы: 1) Каковы перспективы, что школу при нашей больнице оставят? Или, так как у нас нет лицензии, её могут закрыть? От чего зависит решение этого вопроса? 2) Если в штатном расписании не будет учителей, то это трактуется как «сокращение штатов»? Выплата каких пособий определена Законом в таком случае? 3) Если учителя останутся, то есть ли возможность нам получить лицензию? Если да, то каким образом? Как это согласуется с законом об образовании? Если мы не проводим итоговую аттестацию учащихся и не вьщаём документ об образовании, то это является основанием для признания нашей деятельности не образовательной? Светлана
1) В вашем случае важно, чтобы в уставе больницы был указан раздел, посвящённый образовательной деятельности. В настоящее время образовательную деятельность может осуществлять любое юридическое лицо. Всё зависит от вида образовательной программы. Больница относится к тем юридическим лицам, которым разрешено проводить обучение (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании
в РФ»). На такие организации, на их учащихся, на педагогических работников распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций.
Следовательно, общие правила организации обучения детей в больнице будут такие же, как в обычной школе. Согласно ч. 3 ст. 31 указанного Закона организации, осуществляющие лечение, оздоровление, вправе вести образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения. Таким образом, школа в больнице может обучать детей с 1-го по 11-й класс. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона для проведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в её структуре создаётся специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, проводящей обучение. В уставе больнице должно быть указано на наличие в ней структурного подразделения в виде школы, которая осуществляет образовательный процесс, например, по основной программе общего образования. Далее больница должна получить лицензию на реализацию указанной программы (ст. 91 Закона). После этого можно принимать на работу педагогов, создавать необходимый материально-технический фонд такой школы и принимать на обучение детей. Согласно ч. 3 ст. 34
Закона лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. В соответствии с ч. 21 ст. 92 при ликвидации, прекращении деятельности организации, проводящей обучение, в результате реорганизации в форме слияния, разделения или присоединения действие государственной аккредитации прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации. Таким образом, Ваша школа может прекратить своё существование после того, как будет аннулирована запись о ней в Реестре юридических лиц или запись о больнице, при которой существовала такая школа как структурное подразделение. В новой ситуации при подготовке к реорганизации учреждений следует предусмотреть в структуре больницы подразделение, которое будет проводить обучение детей по основной программе общего образования, и получить лицензию не только на реализацию медицинской деятельности и услуг, но и образовательной деятельности по указанной программе. В таком случае школа будет сохранена, а педагоги и дети не останутся без необходимой сферы их деятельности.
2) Реорганизация юридического лица может и не предполагать прекращение трудовых от-
ношений с работниками, если их должности не сокращаются. В подобной ситуации не требуется проведения процедуры увольнения и последующего приёма на работу, так как не меняются место работы и выполняемая функция. В трудовых книжках работников указывают только факт реорганизации учреждения, структурного подразделения.
Если же в новом штатном расписании должность работника сокращена, то работодатель ему обязан предложить любую другую вакансию. Только после предъявления письменного отказа от новой работы работник может быть уволен в связи с сокращением штатного расписания. Когда работники сами пишут заявление об увольнении по собственному желанию, трудно доказать в суде, что они были введены в заблуждение или их принуждали к увольнению. Рекомендуем вам обратиться за дополнительными разъяснениям в Гострудинспекцию по месту нахождения организации, в которой Вы работаете.
^ Я классный руководитель, учитель 3-го класса. В моём классе есть ребёнок, у которого проблемы с общением со своими сверстниками. Дело в том, что он очень часто пропускает школу (за 2-й класс пропустил более 65% учебного времени), а его мама не даёт сыну ни шагу ступить без её разрешения, контролирует любое его движение, слово и т.д. После уроков она тщательно расспрашивает ребёнка о каждом его шаге в школе и при малейшем подозрении на несправедливость
тут же требует разобраться в присутствии классного руководителя, соц. педагога и даже администрации. В результате мальчик иногда даже не знает, как подойти к однокласснику и начать общение, поэтому он находит свои доводы: может сбросить вещи, ткнуть ручкой, сказать обидное слово и даже толкнуть. Естественно, что дети отвечают так же. Тогда он бежит жаловаться маме, и опять начинаются разборки. Весь 2-й класс с мамой неоднократно беседовали классный руководитель, психолог, соц. педагог. Но мама слышит только себя, считает правым только своего сына, запрещает ему общаться с одноклассниками. Ежедневно мне приходится общаться с ней от 30 минут до 1,5 часов. Помогите, что можно сделать в этой ситуации? Наталья
Порекомендуйте маме перевод ребёнка на индивидуальный план обучения. В этом случае и её ребёнку будет лучше, и атмосфера в детском коллективе изменится. С мамой надо вести отдельную работу по педагогическому просвещению, при этом не обязательно концентрировать её внимание на её ребёнке. В данном случае беседы никакого эффекта не дадут, такую маму нужно привлекать к делам школы, в которых она может пройти личную социализацию и скорректировать собственную опеку над ребёнком. Возможно, у неё самой есть проблемы в коммуникации, имеет смысл говорить не о ребёнке, а о самой маме, о её участии в жизни школы. В данном случае это вопрос не только о правах. Это межличностные отношения. НО