Научная статья на тему 'Консультант информационно-консультационного центра специалист высшей квалификации'

Консультант информационно-консультационного центра специалист высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Справочные бюро»

CC BY
606
23
Поделиться
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию, автор научной работы — Салахи Ольга Анатольевна

При переходе России от административно-командной системы к рыночным отношениям были изменены принципы управления сельхозпроизводством. У товаропроизводителей возникла необходимость принимать большое количество эффективных и своевременных управленческих решений. В данных условиях проблемой для них стал поиск информации. В статье рассматривается роль информационно-консультационных служб в повышении уровня информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Похожие темы научных работ по жилищно-коммунальному хозяйству, домоводству и бытовому обслуживанию , автор научной работы — Салахи Ольга Анатольевна,

The consultant of informativeconsultative centre is a specialist of the highest qualification

During Russia's shift from administrative-command economy to market relations the principles of management of agricultural production have been changed. Commodity producers faced the necessity to make a large amount of efficient and timely management decisions. Under the existing conditions the search for information has become the problem for them. The article studies the role of informational and consulting services in raising the level of providing agricultural commodity producers with information.

Текст научной работы на тему «Консультант информационно-консультационного центра специалист высшей квалификации»

тельно. Основная сложность заключается в том, что большинство данных предприятий не котирует свои акции на фондовом рынке. Это, в свою очередь, затрудняет расчет цены собственного капитала, необходимой для определения WACC. Кроме того, в России пока не ведется статистика по показателю EVA, что делает невозможным сравнительный анализ. По мере развития фондовых рынков, распространения стои-мостно-ориентированной модели планирования и повышения эффективности деятельности предприятий значение использования EVA в качестве планово-контрольного показателя будет повышаться.

Состав и удельный вес показателей, характеризующих интересы потенциальных инвесторов, могут изменяться в зависимости от вида инвестора и конкретизироваться при взаимодействии предприятия с инвесторами. В общем случае данные показатели должны характеризовать риски и эффективность предполагаемых инвестиций. При выборе конкретных показателей рекомендуется воспользоваться Приложением № 11 к Постановлению ФКЦБ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс. Данное приложение содержит перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность эмитента, ликвидность и результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Установленный перечень рекомендуется до-

полнить такими показателями, как прибыль на акцию и коэффициент соответствия принципам Кодекса корпоративного поведения.

Одним из важнейших показателей, влияющих на решение потенциальных инвесторов вкладывать средства в предприятие, является уровень соответствия Кодексу корпоративного поведения3. Нарушение предприятием требований данного документа резко повышает риски по его ценным бумагам (в этом случае ценным бумагам не присваивается рейтинг А)4.

Предложенные в данной статье показатели, отражающие интересы стейкхолдеров, должны лежать в основе формирования системы стратегических и тактических внутрифирменных планов и плановых показателей машиностроительных и приборостроительных предприятий.

Примечания

1 Российский статистический ежегодник. 2006; То же. 2005.

2 Хан Д. Планирование и контроль: стоимост-но-ориентированные концепции контроллинга. М., 2005.

3 Кодекс корпоративного поведения: утв. распоряжением Федер. комис. по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. № 03-1169/р.

4 Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения.

О.А. САЛАХИ

соискатель Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

КОНСУЛЬТАНТ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА — СПЕЦИАЛИСТ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

При переходе России от административно-командной системы к рыночным отношениям были изменены принципы управления сельхозпроизводством. Функции органов управления АПК из командно-распорядительных постепенно трансформировались в экономические и консультационные. Товаропроизводители должны были научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие. В данных условиях проблемой для сельскохозяйственных товаропроизводите-

лей стал поиск источников информации, необходимой для разработки эффективных и своевременных управленческих решений. Одним из источников информации и фактором повышения уровня информационного обеспечения товаропроизводителей является информационно-консультационная служба (ИКС). Растущий интерес ученых и практиков к проблемам создания и развития такой службы для сельхозтоваропроизводителей не случаен. История зарождения подобных служб практически

© ОА. Салахи, 2007

во всех странах мира говорит, что данный процесс, как правило, начинался в периоды экономических кризисов или депрессий, когда с их созданием связывались надежды на стабилизацию аграрного сектора и его постепенное эволюционное развитие. И в основном эти надежды оправдывались, целесообразность и выгодность создания службы для развития агропромышленного комплекса подтверждались значительным эффектом.

В 1990-х гг. началось реформирование агропромышленного комплекса, органы управления АПК предприняли первые попытки по созданию рыночных механизмов поддержки сельхозтоваропроизводителей. Этот период характеризовался отсутствием какой-либо ясной концепции государственной аграрной политики. Несмотря на то что с 1991 г. в России было принято большое количество нормативно-правовых актов, направленных на реформирование АПК, большинство из них касалось лишь изменения функций и положения органов управления в аграрном секторе экономики и создания новых субъектов рыночного типа технической и материальной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Однако в сельском хозяйстве правовая база для перехода к рынку и многоукладной экономике создана не была. Кроме того, одной из причин снижения эффективности производства в АПК стала тенденция к оттоку квалифицированных кадров, проявившаяся во многих регионах России, в том числе в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Именно в таких условиях, на первоначальном этапе разрастающегося кризиса в АПК, Министерство сельского хозяйства России в 1993 г. приступило к созданию информационно-консультационных служб. Толчок к развитию отечественной ИКС дал инвестиционный проект по поддержке осуществления сельскохозяйственных реформ (АРИС). Определенную роль в становлении региональных ИКС сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие нашей стране.

На сегодняшний день ИКС созданы в 65 регионах и 265 районах, в том числе и в Иркутской области. Различный подход реги-

ональных органов управления АПК к задачам таких служб обусловил многообразие их организационно-правовых форм. Так, службы функционируют в качестве структурных подразделений органов управления АПК, в форме государственных предприятий и учреждений, некоммерческих организаций, в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования, вузов и НИИ, частных структур.

Иркутская область — развитый промышленный регион, занимающий по объемам производства четвертое место в Сибири. По климатическим условиям область относится к зоне рискованного земледелия. Ежегодно здесь от стихийных факторов полностью гибнет от 50 до 150 тыс. га (или треть) посевов сельскохозяйственных культур. В настоящее время сохраняется тенденция к сокращению численности скота, и к уровню 1995 г. сокращение поголовья составило: КРС — на 36,4%, овец и коз — на 32,2%, свиней — на 31,0%. Валовые сборы зерновых культур уменьшаются за счет снижения урожайности и сокращения посевных площадей. Вложение финансовых средств в развитие АПК области осуществляется в недостаточном объеме и поэтому остается низкоэффективным.

Чтобы восстановить сельскохозяйственное производство, усовершенствовать экономические и земельные отношения, была разработана Программа развития сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2002-2005 гг., одной из основных целей которой было создание и поддержание устойчивого функционирования в регионе единой аграрной информационной системы для обеспечения информацией принимаемых управленческих решений. В основе информатизации АПК лежала разработка проекта АРИС. Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач, таких как создание глобальной распределенной компьютерной сети АПК, внедрение средств автоматизации управления и информационного обеспечения АПК, организация обучения (переподготовки) работников АПК, использующих в своей деятельности информационные технологии. В соответствии с намеченными задачами планировалось провести ряд мероприятий, однако они были осуществлены лишь частично.

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2008 гг. в части развития сельского хозяйства в качестве одной из основных задач ставит повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Одним из путей решения этой задачи является научное обеспечение — содействие в проведении научно-исследовательских работ по наиболее актуальным проблемам развития сельского хозяйства, а также информатизация отрасли.

С решением поставленных программами задач могла бы справиться ИКС региона, потребность в этом назрела, однако непосредственно создание подобной службы не было предусмотрено ни одной из программ.

Только в 2003 г. физическими лицами была образована ИКС Иркутской области и УОБАО. Она существует в форме общества с ограниченной ответственностью «Информационно-консультационный центр» (ООО «ИКЦ»). На момент создания ООО «ИКЦ» (г. Иркутск) среди ИКС России было лишь три организации, в уставных капиталах которых государство не принимало участия. На данный момент ООО «ИКЦ» является, пожалуй, единственной частной фирмой среди региональных ИКС России. За три года существования ИКЦ в 26 раз увеличилось количество хозяйств и других организаций АПК, обратившихся хотя бы однажды за информацией или консультацией, в 2 раза возросло и число хозяйств, пожелавших работать с центром на постоянной основе. Расширению перечня оказываемых организацией услуг способствовала издательская деятельность ИКЦ — выпуск информационных бюллетеней «Вестник ИКЦ» и «Мониторинг бухгалтерского и налогового законодательства». С 2006 г. с учетом потребностей обслуживаемых хозяйств учреждено дополнительное издание — ежемесячник «Помощник бухгалтера». Безусловно, необходимыми мероприятиями являются проводимые ИКЦ в различных районах области семинары по актуальным для хозяйств темам: бухгалтерский учет, налогообложение, оплата труда, земельные вопросы. Однако, несмотря на положительную тенденцию развития ИКС региона, существуют определенные трудности, негативно влияющие на ее работу. Одна из причин данных трудностей заключается в

отсутствии нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, определяющей основы, принципы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, принципы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с информационно-консультационными службами, подбора кадров для ИКС, а также в отсутствии финансовой поддержки информационно-консультационной деятельности со стороны государства.

Отсутствие федерального закона, регулирующего информационно-консультационную деятельность в сфере АПК, отрицательно влияет на ее развитие. Для повышения качества оказываемых ИКС услуг необходимо установить обязательные требования к уровню квалификации консультантов служб. На наш взгляд, такими требованиями должны быть следующие:

- высшее специальное образование и стаж работы в агропромышленном производстве на должности главного специалиста не менее пяти лет. Жесткость этого требования обусловлена тем, что выдаваемые консультации могут вызывать серьезные последствия для курируемых хозяйств;

- знание английского языка для оперативной связи с консультантами из ведущих стран в области информационно-консультационной деятельности АПК;

- владение навыками работы в нормативных базах программ в целях выдачи обслуживаемым хозяйствам оптимальных вариантов;

- коммуникабельность;

- владение ораторским искусством и искусством проведения семинарских занятий со слушателями;

- знание смежных профессий. Так, например, агроном-консультант должен знать специфику работы зоотехника и инженера-механика, поскольку от правильного использования кормов и применения техники зависит работа отрасли животноводства и т.д. Все отраслевые консультанты должны в совершенстве знать основы экономики и организации производства и труда, расчета экономической эффективности от предлагаемых мероприятий;

- владение используемыми в сельском хозяйстве тракторами, комбайнами, доильным, перерабатывающим оборудованием,

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

знание отличий, преимуществ и недостатков различных марок техники.

Эти и другие требования сделают консультантов настоящими профессионалами

в области сельскохозяйственного производства и позволят консультируемым хозяйствам быть уверенными в том, что получили профессиональную консультацию.

С.А. КОПАЦКАЯ

кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ)

По признанию многих зарубежных и отечественных исследователей, культура занимает одну из ключевых позиций в жизни общества. Выбор культуры как одного из средств экономического развития объясняется следующими причинами1:

- инвестиции в культуру возможно осуществлять на всех уровнях — местном, национальном и международном;

- культура требует расширения интеллектуальных знаний, которые позволяют осуществлять инвестиции в другие сферы деятельности;

- динамический аспект культуры связан с взаимодействием различных субъектов в определенный момент времени.

С этой точки зрения культура не является наследием, которое получают пассивно. Культура созидается динамически, отвечая на запросы различных социальных групп, поэтому при разработке региональной культурной политики необходимо учитывать специфическую природу культурных благ, которые отличаются от обычных товаров и услуг.

Одним из главных направлений государственной политики России, вступающей в мировое сообщество как открытое, социальное и демократическое государство, является обеспечение для потребителей равных возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности. В связи с этим вопрос о национальной культурной политике для России приобретает сегодня особую актуальность и требует концептуального изучения.

Исходное условие разработки современной региональной политики в сфере культуры заключается в достижении согла-

сия между органами управления различных уровней, разными организациями и населением по вопросу приоритетов и целей культурного развития. Целью региональной политики является сведение к минимуму тех региональных неравенств, которые препятствуют социально-экономическому развитию страны2. Конечно, в условиях рыночной экономики достижение социального равенства всех граждан невозможно, поскольку сама природа рыночных отношений основана на принципе неравенства субъектов. Однако следует подчеркнуть, что при проведении региональной культурной политики «в качестве целевой установки должно сохраниться равенство социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни», должны быть созданы необходимые условия «для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инф-раструктуры»3.

Процессы глобализации и регионализации в экономике и вытекающая из них конкуренция территорий вынуждают регионы искать новый подход к использованию имеющегося экономического и культурного потенциала, создавать свой собственный имидж. Кроме того, развитие новых информационных технологий изменяет традиционные экономико-географические связи и создает конкуренцию в области освоения территорий.

В настоящее время Россия переходит от единой федеральной модели культурной политики к региональной. В рамках современного бюджетного процесса центр тяжести переносится на региональный и в значительной степени на муниципальный уровни. В этой ситуации встает вопрос о координации

© СА. Копацкая, 2007