Научная статья на тему 'Конструкция миметического парадокса как условие событийности телесности'

Конструкция миметического парадокса как условие событийности телесности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс тела / дискурс телесности / телесность / человеческая воплощенность

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Детенюк М. М.

Сегодня, дискурс тела и телесности и утверждение достаточности этого дискурса в качестве речи о человеке воспринимается как возможная научная позиция. В настоящее время стерто различие между духом и телом и признано, что человеческая жизнь «всегда опирается на тело». Человеческая воплощенность это телесная воплощенность. Поэтому, определив условия телесности, мы определяем и самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, the body and corporality discourse and the statement of sufficiency of this discourse as a speech about a personality are perceived as a possible scientific position. Nowadays there is no distinction between mind and body, but a human life is recognised to «base always upon the body». Human personality is corporal personality therefore a person is defined by means of the same conditions as corporality.

Текст научной работы на тему «Конструкция миметического парадокса как условие событийности телесности»

М. М. Детенюк

КОНСТРУКЦИЯ МИМЕТИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА КАК УСЛОВИЕ СОБЫТИЙНОСТИ ТЕЛЕСНОСТИ

Работа представлена кафедрой философии и философской антропологии МГУ им. Г. И. Невельского.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. А. Сакутин

Сегодня, дискурс тела и телесности и утверждение достаточности этого дискурса в качестве речи о человеке воспринимается как возможная научная позиция. В настоящее время стерто различие между духом и телом и признано, что человеческая жизнь «всегда опирается на тело». Человеческая воплощенность - это телесная воплощенность. Поэтому, определив условия телесности, мы определяем и самого человека.

Today, the body and corporality discourse and the statement of sufficiency of this discourse as a speech about a personality are perceived as a possible scientific position. Nowadays there is no distinction between mind and body, but a human life is recognised to «base always upon the body». Human personality is corporal personality; therefore a person is defined by means of the same conditions as corporality.

Телесность является базисной структурой человеческого бытия. Однако сам термин не имеет однозначного толкования,что всякий раз ведет к необходимости уточнения его содержания. Во-первых, телесность не определяется исходя из физического присутствия и физиологического состояния. «Мы не столько имеем тело или обладаем им, - пишет В. А. Подорога, - сколько им наделяемся, и пытаемся его освоить, как будто оно чужое» . Телесность - это сложнейшая живая, открытая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся структура с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости. Это отмечено в трудах М. Фуко, М. Мерло-Понти, В. А. Подороги и других авторов. Во-вторых, телесность отсылает к целостности человека: это «вид его целостности... именно в ней человек

выходит к другому существу и к миру в це-

2 „

лом» . Телесность выступает основой человеческого мира. Вещь и мир даны человеку вместе с восприятием своего тела в живом соединении, соответственно, определенная форма внешнего опыта предполагает и вызывает определенное состояние собственного тела. «Обретая контакт с телом

и с миром, мы обретаем и самих себя, поскольку если я воспринимаю при помощи тела, то тело - это субъект восприятия», -

3

заключает М. Мерло-Понти .

Телесность является нам и как «сфера исполнения человеческого существования» (М. Босс). М. Босс рассматривает телесность как один из способов бытия-в-мире. Она есть проявление человеческой экзистенции и имеет смысловой характер. Отношение человека к миру всегда находит свое отражение в его отношении к своему телу, границы тела совпадают с границами открытости миру.

Указанные стратегии в понимании телесности (экзистенциальная аналитика телесности М. Босса и феноменология телесности М. Мерло- Понти) сопряжены: человек телесно воплощен в мире и мир телесно затрагивает человека. В целом телесность можно представить в виде живой формы, самовоспроизводимой и одновременно открытой миру. Такая форма фиксирует абсолютную феноменальную полноту и бесконечный горизонт модусов экзистенциальной осуществимости. В этом ракурсе такая форма -суть онтологически укорененное событие.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Открытость позволяет телу и миру касаться друг друга и в этом касании схватывать себя целостно. Это живое касание-схватывание выражается гаптической {греч. haptikos) форме чувственности (термин В. А. Подороги). Она фиксирует чувственную полноту касания, обретаемую благодаря целостному опыту жизни и действий в пространстве: это «воображаемый физический контакт» с частями пространства и объектами, которые мы расположили и упорядочили относительно себя благодаря множеству прошлых неосознаваемых касаний. Например, слушая музыку с закрытыми глазами, я могу видеть ее и то пространство, которое она мне раскрывает. Об этом же говорит М. Мерло-Понти: «Я всегда чувствую, что есть еще что-то за

пределами того, что я вижу в данный мо-4

мент» . Таким образом, гаптическая функция выступает способом, каким наше тело вписывает себя в мир. не разрушая ни себя, ни мира. Такое телесное видение - видение через касание - проецируется в пространственный образ и одновременно рождает ощущение нового опыта тела. Видение в своей гаптической функции невозможно без опоры на внутренний образ телесности, который как раз и формируется из этих невидимых нитей прошлых касаний. В связи с этим телесный образ всегда динамичен и процессуален. По существу, нет одного образа телесности - это всегда смена, поток образов, преодолевающий различные пороги (В. Подорога). Телесная смена образов -это переход к линейно-бесконечному пространству события. Каждый человек телесно распростерт по всему пространству и по всему времени своей жизни и событие обращает поле телесного пребывания в мире в поле множественности и пребывания во многом. И стратегией поведения в этом поле является постоянная смена собственной размерности, новый «раскрой» самого себя, выступающий как смена образов. Мы располагаем жизненным опытом не в смысле системы отношений, которые

целиком детерминируют каждое событие, но в смысле открытой целостности, синтез которой не может быть завершен.

Событийность телесности выражается, таким образом, в ее изменяемости: телесные образы сменяют друг друга, каждый предшествующий исчезает бесповоротно. Но из этой «пустоты» межобразного пространства и рождается полнота телесности. Причем во всяком дискурсивном своем проявлении феноменальная полнота телесности являет себя модусами отсутствия.

Оформление телесности в терминах отсутствия - это сущностная размерность событийности, где телесность предстает как «среда чистой интенсивности», желание или тело без органов. Хаос становится фактором самоконструирования телесности (И. Пригожий, И. Стенгерс). Желание в данном случае - это моделирующая хаос целостность или «постоянно созидающая себя среда» (Ж. Делез, Ф. Гваттари).

Итак, в философском ракурсе событие телесности являет себя амбивалентно: телесность выступает как конкретная форма, заполняемая содержанием - культурным, социальным, антропологическим. Либо протоформой, удерживающей всякую конкретику на расстоянии. Это всегда мое тело, тождественное самому себе, и одновременно оно сводится к иному. Это и определяет возможность возникновения и изменения самой телесности. Она выступает как открытая целостность, синтез которой не может быть завершен.

Сказанное дает возможность полагать, что становление телесной формы предполагает ситуацию постоянного балансирования в поле напряжения между Бытием и Ничто. Помещая телесность между двумя полюсами - Бытием и Ничто, мы пытаемся сопоставить два принципа познания мира, два предела философии - «приведение к присутствию» и «приведение к отсутствию», которые предстают как интуитивно схватываемое Единство. Одновременный режим тождественности и инаковости,

мыслимого и немыслимого, присутствия и отсутствия схватывается миметическим парадоксом (Ф. Л аку-Л абарт). Mimesis - это не подобие («imitatio»), а игра уподобления сущего самому себе; игра, рождающая «попятное движение», которое «подобно "маске Януса"»: Янус смотрит и подает знак назад и вперед - и в направлении постижения (arraisonnement) и в направлении будущего, по направлению к Ereignis (Событию)» . В миметической структуре все в любой момент может обратиться в ничто, вывернуться наизнанку, и ничто может стать всем. Мимезис собирает множественность дискурсов в одном: я есть мое тело / не-мое и одновременно мое тело есть я / не-я. Это попытка в одно и то же время представить то, что взаимоисключает друг друга. Негативность превращается в порождающую матрицу: отвергать нечто - значит способствовать существованию чего-то другого.

Телесность выступает как парадоксальная структура: с одной стороны, благодаря гаптической форме ее структура заполняется образами и символикой и определяется в представлении. С другой стороны, она обнаруживает свою изнанку: желание определяется как «бытие в качестве естественного и чувственного объекта» (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Распаковка событий реальной телесной жизни не всегда происходит в строго зеркальном отражении, между упакованным смыслом и тем, что распаковывается, возникает отношение расстояния. Это не пустота вообще, не метафизический или экзистенциально-онтологический знак бытия, но структура восприятия. В. Изер замечает: «Между тем, что наше тело сообщает нам, и тем, что нам следует знать для того,

чтобы функционировать, существует ваку-

6

ум, который мы сами должны заполнять» . Пустота - здесь перцептивная ловушка, указывающая на телесное пространство, в котором соединяются имя и вещь. Например, смех является гетеротопическим пространством, языковой пустотой, смех утверждает реальность посредством ее разрушения.

Таким образом, в рамках миметической конструкции телесность выступает как гете-ротопическое пространство совмещения несовместимого, и оно «дает место» другим вещам. Само телесное пространство образуется как раз из совмещаемого: попытка соединить тождественное и иное оборачивается событием телесного осуществления. Визуальное (видимое в качестве образа) и высказываемое не совпадают в одном пространстве означивания, так как настоящее тело всегда Другое, которое отсутствует, но без него невозможно ни называние, ни образ. Любое описание телесности есть вымышленная завершенность этого незавершенного и незаконченного создания. Телесность появляется из конститутивной пустоты, т. е. она вырастает не из какой-то данности, но скорее из трансформации того, что дано. В результате создается бесконечное колебание, где каждый образ отражает себя в отсылке к другому, создавая миметическую игру подобия. Как говорит М. Фуко, «подобие возвращается к самому себе, развернувшись, оно вновь свертывается» . Таким образом, раскрывается пустота между первоначальным событием и образом, и неспособность преодоления этой пустоты оказывается движущей силой, которая генерирует человеческую телесность. Телесность замыкается на себя, пресекая возможность семантической новизны, а новизна, по мнению М. Фуко, как раз и заключается не в том, что сказано, а в «событии его возвращения».

Миметическая игра раскручивается в условиях нескончаемой рекурсии, которая превращает телесность (желание) в культурный артефакт. Для того чтобы отсутствие стало наличным, оно нуждается в образе, в котором может предстать, иначе присутствие отсутствия нельзя постичь. Обратное движение является основой понимания. В заключение скажем, что «понимаемое никогда не совпадает с моей жизнью, и я никогда не составляю единства с самим собой. Такова участь рожденного существа, т. е. того, кто

раз и навсегда дан себе как то, что требуется 8

понять» .

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подорога В. А. Полное и рассеченное // Психология телесности между душой и телом. М.: ACT: МОСКВА, 2005. С. 68.

г

Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 146.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999. С. 65. "Там же. С. 258.

Лаку-Лабарт Ф. Хайдеггер: поэтика и политика // Логос. 1999. № 2. С. 137. ЬИзерВ. Что такое литературная антропология//Логос. 1999. № 2. С. 192.

7

Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал, 1999. С. 66.

Мамардашвили М. О сознании / Мамардашвили М. Необходимость себя. Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. С. 443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.