КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫРАЖЕНИЯ НЕСОГЛАСИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Н.С. Лопатин, магистрант
Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11271
Аннотация. Данная статья делает попытку определить понятие конструктивного протеста, рассматривая его как инструмент выражения мирного несогласия с решениями или действиями (бездействиями) публичных органов власти и предложения конкретного варианта решения определенной социально-значимой проблемы. Понятие конструктивного протеста раскрывается через конституционное право граждан на участие в управлении делами государства в его содержательном (неэлекторальном) проявлении, в совокупности с другими конституционными правами и свободами. Автор противопоставляет конструктивный протест народным восстаниям и массовым беспорядкам, считая их незаконными. Проанализированы регламентированные законодательством способы выражения конструктивного протеста.
Ключевые слова: конструктивный протест, участие в управлении делами государства, выражение несогласия, Конституция РФ, мирный протест, собрания граждан, свобода слова.
В последнее время на постсоветском пространстве наблюдается рост протест-ных настроений населения. Массовые протесты охватили Белоруссию, насильственные акции протеста произошли в республике Кыргызстан, демонстрации против власти наблюдаются в Грузии, боевые действия в Нагорном Карабахе. Указанные события, неизменно проходили на фоне политической мобилизации населения и роста массовой политической активности, обусловленные несогласием с решениями, действиями или бездействиями публичных органов власти. Протестная активность в соседних странах, несомненно, оказывает влияние на общественное сознание граждан России. Массовые протестные акции с применением насилия неправомерны и незаконны, так как нарушают общественный порядок и права и свободы других лиц, в связи с чем, преследуются законом. Про-тестная активность, в большинстве случаев, обусловлена несогласием с решениями или действиями публичных органов власти. Для поддержания протестных акций в мирном русле, необходимы инструменты, позволяющие выразить несогласие мирными способами. Мы предлагаем в каче-
стве такого инструмента конструктивный протест.
С нашей точки зрения как инструмент мирного выражения несогласия с решениями или действиями публичных органов власти можно рассматривать конструктивный протес. Термин конструктивный протест не входит в понятийный аппарат науки конституционного права, однако основывается на системных положениях Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет многонациональный народ как исключительный источник власти, при этом запрещая захват власти и присвоение властных полномочий, одновременно содержит право на участие граждан в управлении делами государства и неразрывно связанных с ним прав, регламентирующих возможность выражения конструктивного несогласия с действиями (бездействиями) или решениями действующей публичной власти.
Мы рассматриваем категорию конструктивный протест с позиции конституционного права граждан на участие в управлении делами государства в его содержательном (неэлекторальном) проявлении, через призму возможности выражения конструктивного несогласия с решениями
и/или действиями (бездействиями) публичных органов власти, деятельность которых напрямую влияет на решение конкретных социально-значимых вопросов и обязательного выдвижения требованиями или предложением варианта решения конкретной социально-значимой проблемы.
Автор предлагает следующее определение конструктивного протеста. Конструктивный протест - заявленное, в рамках законодательства страны, при соблюдении регламентированных законом процедур, активное выражение недовольства решениями и/или действиями (бездействиями) публичных органов власти, деятельность которых напрямую влияет на решение конкретных социально-значимых вопросов, содержащее конкретно-определенные предложения по совершенствованию решений и/или действий (бездействий).
Конструктивный протест реализуется посредством использования права на участие в управлении делами государства в совокупности с правами и свободами граждан, таких как свобода слова, право на объединение, право на обращение в органы государственной власти, право на мирные собрания и др. С нашей точки зрения конструктивный протест необходимо рассматривать, выделяя различные степени недовольства граждан решениями и/или действиями (бездействиями) публичных органов власти. Сначала недовольство решениями и/или действиями (бездействиями) органов публичной власти возникает у граждан, затем напряжение нарастает, накапливается и перерастает в возмущение и наконец, недовольство выливается в массовый протест. В случае достижения последней степени недовольства, правовая система государства обязана обеспечить эффективное разрешение накалившейся ситуации, предоставить конструктивные механизмы решения проблемы. Конструктивность протеста зависит от реализации возможности участия народа в управлении делами государства.
Конструктивный протест рассматривается как мирный акт, противопоставленный народным восстаниям и массовым беспорядкам, без применения насилия. Любые правонарушения допущенные в
процессе выражения протеста, неприемлемы и неправомерны. Для недопущения трансформации протеста в акты насильственных действий, преследуемыми законом, необходимо наличие форм и способов гарантирующие обеспечение прав человека, закрепленные на конституционном уровне, регламентирующие действия сторон протеста, позволяющие выражать протест в мирной «конструктивной» форме. Законодательством Российской Федерации предусмотрены инструменты, посредством которых российские граждане имеют право выражать конструктивный протест, не нарушая законодательство Российской Федерации. Формы протеста, являясь объективным выражением содержательного участия в управлении делами государства, соотносятся с конкретным правом человека: правом на мирные собрания, правом на объединение, правом на свободу слова, правом на обращение в органы публичной власти и др.
Право проводить публичные мероприятия является одной из форм участия граждан в управлении делами государства, реализация данного права является показателем политической активности гражданина. Право на публичные мероприятия регламентируется ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Используя вышеуказанное право, граждане заявляют коллективное мнение по важным вопросам общественной и государственной жизни, обращают на них внимание населения, публичных органов власти и управления, общественных объединений, выдвигают к ним определенные требования, защищают или поддерживают различные важные социальные инициативы. В соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических
партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе, с использованием транспортных средств. Цель публичного мероприятия основывается на свободном высказывании и формировании мнений, выражение требований по важным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, вопросам внешней политики. Особый интерес вызывают публичные мероприятия, так как раскрывают природу деятельного участия общества, в управлении государством, посредством самоорганизации для решения социально-значимых вопросов. С помощью публичных мероприятий население выражает свое отношение к деятельности публичных органов власти и к совершающимся процессам на территории муниципального образования. С помощью механизма реализации права на публичные мероприятия раскрывается степень развитости гражданского общества, которое следит за действиями органов власти, не допуская нарушения интересов общества и законодательства государства. Публичные мероприятия по вопросам местного значения, имеют гражданско-правовой характер, избегая политической составляющей, но в случае отсутствия внимания, со стороны власти, к требованиям населения, то требования приобретают политический характер. Статья 31 Конституции РФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий: 1) собрание; 2) митинг; 3) демонстрация; 4) шествие;
5) пикетирование.
Центральной формой общественного обсуждения коллективных проблем, как инструмент выражения несогласия, является собрание. Невзирая на узкий формат, собрание, однако обладает важным преимуществом - отсутствует уведомительный характер о проведении публичного мероприятия. Собрание проводиться в короткие сроки, не зависимо от места его проведения. Актуальность собрания обусловлена ужесточением наказания за нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий.
Демонстрации, шествия, митинги являются традиционными и невероятно мощ-
ными средствами обозначения общественного мнения по отношению к решениям и/или действиям (бездействиям) публичных органов власти. Перечисленные формы общественной активности представляют собой инструменты, при умелом использовании которых, можно оказывать серьезное влияние на политический режим.
Пикетирование - это тип протеста, когда граждане собираются в общественном месте и привлекают внимание общественности на особенно значимые обстоятельства, источник их недовольства. То есть протестующие формулируют свои требования, яркие лозунги или жалобы, и демонстрируют их для привлечения внимания общества, на заранее подготовленных плакатах или баннерах. Участники пикета не передвигаются по населенному пункту, а находятся в публичном месте с большой проходимостью граждан.
Пикет обладает одиночной и массовой формами, которые имеют следующие характеристики:
1. Одиночный пикет. Когда один гражданин призывает внимание к какой либо проблеме. В западных странах одиночное пикетирование - является одним из основных гражданских прав и свобод, о котором необходимо уведомлять публичные органы власти.
2. Массовое пикетирование. Собрание граждан для выражения недовольства и привлечения внимания общественности. О проведении массового пикета необходимо уведомлять органы публичной власти, для обеспечения последним безопасности его проведения.
Общественное объединение - это объединение граждан, на основании общих интересов, формирующиеся при наличии общей проблемы для разрешения общих значимых вопросов. Общественным объединением являются политические партии, профсоюзы, женские, ветеранские, молодежные и детские организации, научно-технические, культурно-просветительные, физкультурно-спортивные и иные общества, различного рода ассоциации, фонды и др. Вышеперечисленные формы объединения граждан существенно отличаются
друг от друга. Законодательство отдельно регламентирует принципы организации и функционирования партий, профсоюзов, массовых общественных движений. Важно понимать отличие общественного движения от общественной организации. Общественное движение отличается совместной деятельностью участников, имеющих собственные цели, однако у них отсутствует структура и фиксированное членство. Общественная организация является добровольным объединением граждан с четкой организационной структурой, фиксированным членством. Общественные объединения выполняют важную политическую функцию, где некоторые их них обладают политическими чертами, другие же напротив аполитичны. Политическая роль общественных объединений состоит не столько в борьбе за власть, сколько в оказании давления на публичные органы власти в целях реализации своих интересов. Общественные объединения в состоянии значительно влиять на политическое направление государства. При грамотном использовании политических инструментов, общественные движения, осуществляя пропаганду идей и настроений, собирая подписи, проводя забастовки, митинги и иные публичные мероприятия имеют высокие шансы к принуждению публичных органов власти к реализации своих требований.
«Свобода слова» рассматривается нами в широком смысле, то есть включает в себя свободу слова, право искать, получать и распространять информацию и идеи, право беспрепятственно придерживаться своих убеждений, и свободу средств массовой информации. По нашему мнению свобода слова представляет собой многогранное понятие, то есть включает в себя не только личную свободу как ключевой элемент демократического общества, обеспечивающий реализацию всех других политических прав и свобод, но и форму выражения конструктивного протеста. Особенность использования свободы слова в том, что возможность ее использования появляется только тогда, когда она закреплена в публично-правовой сфере государства. Необходимо различать выражение мнения
по публичным вопросам от публикации сведений о частной жизни граждан, так как частная информация остается в гражданско-правовой сфере. Общественное обсуждение событий и фактов политической жизни государства, по мнению ЕСПЧ, являются «дебатами, представляющими общественный интерес», тем самым общественность выражает свое мнение по отношению к «общественным делам» [1]. В Замечании общего порядка № 34 Комитет ООН по правам человека отмечает необходимость наличия свободы выражения, мнений которые относятся к участию в ведении публичных дел [2]. Получая полный отчет о деятельности публичных органов власти, общество может наиболее точно формулировать и развивать собственное отношение к происходящим политическим изменениям. Таким образом, происходит трансформация свободы слова в политический инструмент выражения конструктивного протеста, посредством которого граждане высказывают свое несогласие с решения публичной власти. Важность такой трансформации заключается в том, что граждане реагируют на незаконные решения власти и обращают на них мнение общественности, предлагая иное решение, отвечающее требованиям законности и нуждам граждан. Для реализации такой трансформации свободы слова, требуется выполнить два условия:
1) решение с которым несогласны протестующие имеет общественную значимость;
2) протестующие граждане обязаны предлагать решение проблемы и ожидаемый результат.
Однако свобода выражения конструктивного мнения может быть ограничена страхом преследования, за критику публичных органов власти. Таким образом, свободная критика политики государства и/или отдельных субъектов публичных органов, должна гарантироваться на конституционном уровне.
Государство, обеспечивая диалог с гражданами, строит устойчивые и эффективные отношения, необходимые для нормального функционирования демократического общества. Диалог между публич-
ными органами власти и гражданами, реализуется посредством обращений и обоснованным ответом на них, тем самым создается эффективный инструмент участия граждан в управлении делами государства. Используя такой диалог в форме обращений, государство может выяснить отношение населения к какой-либо политической ситуации. Право граждан на обращения, в совокупности с иными элементами правового статуса личности, раскрывается Конституционным Судом РФ, «право граждан на обращения в государственные органы, позволяет обществу выразить свое отношение к деятельности публичных органов власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения -способом оптимизации деятельности органов публичной власти». Право на обращение в публичные органы государственной власти гарантированно Конституцией РФ и является одной из форм участия в управлении делами государства. Данное право также относиться и к объединениям граждан, так как они являются формой реализации механизма защиты прав и свобод граждан. Право обращения граждан в органы публичной власти, позиционируется как своеобразная консолидация отдельных прав и свобод гражданина, которые трансформируются в право на участие в управлении делами государства. Для того, чтобы реализация права на участие в управлении делами государства «была не иллюзорной, а реально действующей и эффективной» [3], Конституционный суд России отметил, что возможность «вступления в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти», является необходимостью которое государство должно обеспечить.
Публичные слушания являются одной из форм участия в реализации местного самоуправления [4]. Публичные слушания носят консультативный характер, по вопросам местного самоуправления, и проводятся по инициативе органов власти или
населения. Такие вопросы местного значения, как обсуждение изменений устава муниципального образования, местного бюджета, возможности отклонения от предельно допустимых параметров строительства, планов реорганизации границ и территории муниципалитета, или программ развития муниципального образования предполагают обязательное проведение публичных слушаний. Органы МСУ обязаны предоставить гражданам возможность участия в публичных слушаниях, для чего в уставе муниципального образования закреплены требования к процедуре проведения публичных слушаний. Публичные слушания также являются формой общественного контроля. Как форма общественного контроля общественные слушания являются: «собранием граждан, организуемым субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» [5]. Органы публичной власти обязаны предоставить гражданам соответствующие материалы для более полного изучения обсуждаемого вопроса. При проведении публичного обсуждения какие-либо замечания и имеющиеся предложения должны подлежать фиксированию в протоколе. Уполномоченное лицо органа публичной власти, компетентное в области принятия итогового решения по обсуждаемому вопросу, должно либо одобрить решения, либо отклонить и направить на доработку. По общему правилу общественные слушания должны быть проведены в срок не менее месяца и не более трех месяцев со дня объявлении об их проведе-
нии. При обсуждении вопросов, связанных с отдельными объектами строительства, предусмотрено проведения слушаний в сокращенные сроки. Рассматривая общественные слушания в контексте механизма конструктивного протеста, можем предположить, что они обладают дуалистичным характером:
- в первую очередь, публичные слушания являются способом выражения конструктивного протеста.
- во вторую очередь, они являются гарантией механизма конструктивного протеста, так как являются формой общественного контроля за деятельностью публичных органов власти.
Таким образом, выражение конструктивного протеста мы представляем как комплекс законодательных норм, регулирующих возможность реализации конструктивного протеста, при разумных закон-
злоупотреблением гражданско-
политическими правами, с помощью которых граждане, не нарушая интересы других лиц, могут выразить несогласие с решениями и/или действиями (бездействиями) публичных органов власти в целях реализации права на участие в управлении делами государства. Механизм конструктивного протеста позволяет использовать законодательно закрепленные нормы в качестве инструментов участия в управлении делами государства. Конструктивный протест реализуется в государственно-общественной сфере правоотношений, то есть при пересечении прав и свобод гражданского общества и императивного государственного регулирования. При выражении конструктивного протеста, политические взгляды отдельного гражданина трансформируются в политическое общественное сознание.
ных ограничениях прав граждан, и запрета
Библиографический список
1. Постановление ЕСПЧ от 11.02.2010 «Дело «Федченко (Fedchenko) против Российской Федерации» (жалоба N 48195/06) // СПС Консультант Плюс.
2. Комитет ООН по правам человека, Замечание общего порядка к Международному пакту о гражданских и политических правах № 34. Ст. 19: Свобода мнений и их выражения. 12 сентября 2011. Документы ООН ССРКУС^С/34, текст документа на английском языке воспроизведен на официальном сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.оhchr.оrg/english/bоdies/hrc/dоcs/gc34.pdf, ст. 20.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) ст. 28 // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», ст. 25 // СПС Консультант Плюс.
CONSTRUCTION PROTEST AS A TOOL FOR EXPRESSING DISAGREE
WITH AUTHORITIES
N.S. Lopatin, Graduate Student Saratov State Law Academy (Russia, Saratov)
Abstract. This article attempts to define the concept of constructive protest, considering it as a tool for expressing peaceful disagreement with decisions or actions (inaction) of public authorities and proposing a specific solution to a certain socially significant problem. The concept of constructive protest is revealed through the constitutional right of citizens to participate in the management of state affairs in its substantive (non-electoral) manifestation, in conjunction with other constitutional rights and freedoms. The author opposes constructive protest to popular uprisings and mass riots, considering them illegal. The ways of expressing constructive protest regulated by the legislation are analyzed.
Keywords: constructive protest, participation in the management of state affairs, expression of disagreement, the Constitution of the Russian Federation, peaceful protest, meetings of citizens, freedom of speech.