Научная статья на тему 'Конструктивный патриотизм Индии в условиях глобализации'

Конструктивный патриотизм Индии в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индийский патриотизм / конструктивный патриотизм / просвещенный патриотизм / глобализация

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баталин Р. А.

Цель исследования – анализ взглядов современных философов Индии на проблему конструктивного, разумного, просвещенного патриотизма в современных условиях глобализации. Методологическая база исследования – анализ и обобщение источников по теме, проблемно сфокусированное сравнение подходов современных российских и индийских мыслителей. Результаты исследования. Основной тезис статьи заключается в том, что глобализация и патриотизм не антагонистичны. Ведь ощущение себя частью некого социокультурного единства − одна из базовых потребностей человека. А конструктивный патриотизм так раз и помогает такому роду самоидентификации через знакомство с мировым культурным разнообразием и формирование доброжелательного интереса к тому, что отличает нас друг от друга. Кроме того, исследование показало, что интеллектуальное сообщество в Индии также, как и отечественные исследователи, к глобализационным процессам относятся двояко. По их мнению, глобализация – это естественный закономерный процесс, который может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Перспективы исследования состоят в последующем изучении проблемы конструктивного, просвещенного патриотизма в философских дискурсах различных регионов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструктивный патриотизм Индии в условиях глобализации»

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

0 УДК 172.15

$ DOI 10.18522/2227-8656.2024.5.15 EDNWANKFO

Научная статья

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПАТРИОТИЗМ ИНДИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

CONSTRUCTIVE PATRIOTISM OF INDIA IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

P. А. Баталии *

ORCID: 0009-0001-4942-1848

RuslanA. Batalin*

*Донецкий государственный педагогический университет имени В. Ф. Шаталова, Горловка,Донецкая Народная Республика, Россия

* Shatalov Donetsk State Pedagogical University, Gorlovka, Donetsk People's Republic, Russia

Цель исследования - анализ взглядов современных философов Индии на проблему конструктивного, разумного, просвещенного патриотизма в современных условиях глобализации.

Методологическая база исследования -анализ и обобщение источников по теме, проблемно сфокусированное сравнение подходов современных российских и индийских мыслителей.

Результаты исследования. Основной тезис статьи заключается в том, что глобализация и патриотизм не антагонистичны. Ведь ощущение себя частью некого социокультурного единства - одна из базовых потребностей человека. А конструктивный патриотизм так раз и помогает такому роду самоидентификации через знакомство с мировым культурным разнообразием и формирование доброжелательного интереса к тому, что отличает нас друг от друга. Кроме того, исследование показало, что интеллектуальное сообщество

© Баталии Р. А., 2024

Objective of the study is analysis of the views of modern philosophers of India on the problem of constructive, reasonable, enlightened patriotism in modern conditions of globalization.

The methodological basis of the research -analysis and generalizationof sources on the topic, problem-focused comparison of approaches of modern Russian and Indian thinkers.

The results of the study. The main thesis of the article is that globalization and patriotism are not antagonistic. After all, the feeling of being a part of some socio-cultural unity is one of the basic human needs. And constructive patriotism helps this kind of self-identification through acquaintance with the world cultural diversity and formation of benevolent interest in what distinguishes us from each other. In addition, the study revealed that the intellectual community in India as well as the domestic researchers have a twofold attitude towards globalization processes.

в Индии так же, как и отечественные исследователи, к глобализационным процессам относятся двояко. По их мнению, глобализация - это естественный закономерный процесс, который может иметь как созидательный, так и разрушительный характер.

Перспективы исследования состоят в последующем изучении проблемы конструктивного, просвещенного патриотизма в философских дискурсах различных регионов мира.

Ключевые слова: индийский патриотизм, конструктивный патриотизм, просвещенный патриотизм, глобализация

Введение

В последние годы проблема соотношения феноменов патриотизма и глобализации исследовалась отечественными авторами достаточно активно. В частности, данный вопрос затрагивался в работах А. Н. Вырщикова, Т. С. Гу-зенковой, М. Б. Кусмарцева, Ф. X. Кессиди, Ю. Я. Киршина, С. Ю. Ивановой,

B. К. Левашова, В. И. Лутовинова, И. В. Наливайченко, М. В. Салтыковой, Ю. Н. Трифонова.

Красной нитью, проходящей через труды данных исследователей, является мысль о том, что сегодня патриотизм невозможно рассматривать, не учитывая глобализационные процессы - закономерные, объективно-исторические тенденции современности. При этом они одновременно могут иметь как созидательный, так и разрушительный характер (Вырщиков, Кусмарцев, 2006; Вырщиков, Табатадзе, 1997; Лутовинов, 2013). Более того, ряд авторов (см.: Иванова, 2004; Киршин, 2014; Наливайченко, 2011; Патриотизм как идеология... 2014; Трифонов, 2014) акцентируют, что не следует ставить знак равенства между глобализацией и космополитизмом. Глобализация, в отличие от последнего, актуализирует патриотические чувства, а не критикует их. Согласимся с данным утверждением, ведь «для устойчивой идентификации человек нуждается в ощущении себя частью культурного сообщества, должен идентифицировать себя с местом своего проживания» (Баталии, 2023.

C. 121). Конструктивный же патриотизм так раз и помогает самоидентификации по месту рождения и проживания через знакомство с мировым культурным разнообразием; формирует не просто толерантное, в значении индифферентное, равнодушно-нейтральное отношение к другим людям, народам и странам, а способствует нашему доброжелательному интересу к тому, что отличает нас друг от друга.

In their opinion, globalization is a natural and natural process that can be both creative and destructive.

Prospects of the study consist in the subsequent study of the problem of constructive, enlightened patriotism in the philosophical discourses of various regions of the world.

Keywords: Indian patriotism, constructive patriotism, enlightened patriotism, globalization

Основные положения

Современное правительство Индии во главе с премьер-министром На-рендрой Моди находится у власти с 2014 г. уже третий срок подряд. Эти годы характеризуются не только значительным объективным подъемом уровня жизни1, но и особым вниманием политической элиты к вопросам патриотизма и возрождением концепции «свадеши» (из санскрита «сва» - «свой, собственный», «деш» - «страна»), что одновременно предусматривает как активизацию внутриполитической работы по единению индийских граждан, так и усиление роли Индии в мировой экономике и политике.

Индийский философ и второй президент Индии И. Радхакришнан еще в середине XX века проявлял глубокую озабоченность по поводу тех изменений, которые происходят в мире под влиянием научно-технического прогресса и глобальных экономических, социальных и политических факторов. Он подчеркивал, что уничтожение в человеке его человеческой сути происходит давно и планомерно, материальные блага вытесняют все другие людские желания и стремления, а религия и мораль, бывшие веками фундаментом цивилизации, играют все меньшую роль. Однако в условиях повсеместного ускорения темпов жизни силы, высвобожденные научными технологиями и подкрепляемые человеческой алчностью, значительно форсируют данный процесс: «Сейчас нет ничего святого. Геополитические порывы и безумное стремление как развитых, так и развивающихся стран присвоить себе все, что они могут достать, напоминает нам о спешке и беспокойстве, наблюдаемых у ночных воров, стремящихся полностью разграбить дом и сбежать с добычей до того, как кто-либо проснется в доме. Похоже, что своего рода колониальный инстинкт также руководит современным человеком во всех его действиях. Меняется только этикетка, бутылка и отвар остаются прежними» (Radhakrishnan).

М. Ганди предупреждал человечество об этой ситуации еще раньше, в 1909 году, когда указал в своем основополагающем труде «Хинд Сварадж, или Индийское самоуправление», что беспринципный рост потребления поставит человечество на грань катастрофы. И только глобальный, а не региональный, можно сказать, холистический взгляд на проблему поможет ее решить. Однако на тот момент даже близкие ученики индийского философа не были согласны с таким утверждением. Приведем его достаточно обширную, но максимально отражающую данную позицию цитату.

«Зло, с которым мы должны бороться, находится внутри нас, и то, что мы не осознаем этого, является основной проблемой. Такие мотивы, как давать и

1 По данным UNDP, в 2005 году в Индии жило в бедности 55 % населения, а в 2021-м это число составило 16,4 %. В этом же году число людей, живущих на средства в размере 2,15 долл. в день, уменьшилось до 10 % населения страны. - URL: https ://www.ng.ru/world/2023-07-18/6_8776_ india.html?ysclid=mlu7wkhjms40307116 (дата обращения: 08.09.2024).

брать, жить и позволять жить другим, любить и быть любимым, стали клише в новом словаре, составленном сторонниками неограниченного роста. Это может быть возможно только в том случае, если мы примем целостное видение жизни и обеспечим равенство и справедливость, которые предполагают простую истину о том, что каждый человек уникален, и мы должны уважать его индивидуальность и позволять ему сохранять свою уникальность, и то, что применимо к отдельному человеку, должно применяться к нации или на глобальном уровне. Моя миссия - не просто братство индийского человечества. Моя миссия - не просто свобода Индии, хотя сегодня это, несомненно, занимает практически всю мою жизнь и все мое время. Я надеюсь, что истинное осознание свободы Индии позволит реализовать миссию братства людей и продолжить ее. Мой патриотизм - это не что-то исключительное. Это всеобъемлюще, и я должен отвергнуть патриотизм, который стремится усилить бедствие или эксплуатацию других национальностей. Я хочу осознать братство или идентичность не только с существом, называемым человеком, но я хочу осознать идентичность со всей жизнью, даже с таким существом, как это пресмыкающееся по земле» (цит. по: РаёкакизИпап).

Р. К. Эредиа, цитируя Ашис Нанди и акцентируя проблемные моменты Индии, приходит к закономерному выводу, что объединение людей необходимо не ради прав меньшинств в своей собственной общине, но ради общих прав человека, закрепленных в Конституции. Однако важно не забывать и об обязанностях. И здесь ведущую роль играют семья и фидуциарные институты (Неге&а, 2018).

Исследователь отмечает, что сегодня неолиберализм, развязанный глобальным свободным рынком, обещает свободу и равенство, но приводит к доминированию высшего класса и подчинению низшего. Кроме того, с шафра-низацией кастовая иерархия и классовое расслоение еще сильнее укрепляют подобную субординацию и неравенство. Мажоритаризм претендует на то, чтобы преследовать демократические идеалы, но маргинализирует меньшинства и повсеместно угнетает обездоленных. А национализм - это идеология, используемая для легитимации гегемонии и объединения разнообразных и неравноправных сообществ и классов в мажоритарное культурно-политическое единство. Негативные эмоции и интеллектуальные предрассудки могут быть мощными массовыми мобилизаторами, но они очень часто плохие советчики. В итоге это может привести только к раздорам и борьбе не только между нациями, но и внутри национального сообщества, стать угрозой национальному сознанию. Человеческая цена за такую опасную глупость неисчислима, и Индийский субконтинент является шокирующим свидетелем этого.

Решение проблемы Р. К. Эредиа видит «в балансе единства и разнообразия, в гарантированном признании как равноправия всех людей, так и уни-

кальной самобытности каждого отдельного человека, в основе которой лежит самобытность отдельных культурных групп» (Неге&а, 2018).

3. 3. Ахсан считает, что глобализация и патриотизм не антонимы: «Любовь к нашей нации может проявляться различными способами, относящимися к глобализации. Индийские изделия ручной работы, текстиль, чай, кофе, джут, сахар и другие изделия высочайшего качества, и если эти вещи можно выставлять в самом красивом виде, кто может помешать нам лидировать в мировой экономике. Есть так много других неизведанных вещей, которые присущи нашей нации, и если им дать шанс быть представленными на международном рынке, разве мы тем самым не проявим патриотизм?» (АЬзап). И отмечает, что национальная идентичность и патриотизм - действительно тонкие понятия, с ними нужно быть очень осторожным. Но сочетание этих понятий с международной повесткой действительно может помочь так или иначе противостоять неблагоприятным условиям бедности и голода.

А. Бандопадхьяй также считает, что понятия глобализации и патриотизма не антагонистичны. Более того, глобализация объединяет людей, устраняя религиозные, культурные и языковые границы и позволяя человеку испытывать чувство гордости за свою страну и культуру (ВапёораёЬуау). Он убежден, что человек, поддерживающий идеи глобализации, должен помнить, что глобальная концепция включает в себя и место проживания. Так же тот, кто утверждает, что любит свою родину, должен помнить, что любовь к чему-то усиливает любовь и к другим вещам. Мы должны осознать, что глобализация и патриотизм - это две концепции, которые имеют равное значение в нашем современном мире. Глобализация объединяет нас, несмотря на границы. Наши мысли и идеи разбавляются информацией из внешнего мира, мы многому учимся. Благо глобализации в Индии проявилось в отмене пратха «Сатидаха». Были разрешены браки вдов, отменены детские браки. С этими инициативами были согласны Раджа Раммохан Рой, Ишварчандра Видьяса-гар и многие другие известные борцы Индии за свободу.

Но в то же время А. Бандопадхьяй выделяет среди своих соотечественников как негативное восприятие глобализации, так и позитивное. В негативном восприятии представляется угроза национальной целостности, размывается культура из-за иммиграции людей из разных частей света, видится дискредитация региональных, культурных чувств. В позитивном восприятии видится модернизация мышления, развитие технологий благодаря обмену идеями между разными странами, представляются возможности торговли, бизнеса, импорта и экспорта.

Заключение

Таким образом, мы видим, что ведущие тезисы наших отечественных исследователей, кратко перечисленные нами во введении к статье, просматриваются и в интеллектуальном сообществе Индии. В частности, это отсут-

ствие антагонизма в понятиях «глобализация»/«патриотизм» и необходимость в ненасильственном, разумном, рациональном подходе к проблеме единства и разнообразия, основанном на универсумной философии общности человечества.

Решение проблем, вызванных негативной глобализацией в Индии, видится в развитии национальной идентичности и конструктивного сотрудничества с другими странами на основе равноправия всех людей, поддержания уникальной самобытности каждого отдельного человека и каждого человеческого сообщества.

Список источников

Баталии Р. А. Просвещенный патриотизм Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации / Р. А. Баталин // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2023. - Т. 6, № 3. -С. 118-127.-DOI 10.32326/2618-9267-20236-3-118-127. - EDN CUGPXU.

Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 140 с.

Вырщиков А. Н. Концепция городской программы формирования гражданского патриотизма / А. Н. Вырщиков, Г. С. Табатад-зе. - Волгоград: КДМ, 1997. - 15 с.

Патриотизм как идеология возрождения России: сборник статей и докладов. -Москва: Российский институт стратегических исследований, 2014. - 260 с. - ISBN 978-5-7893-0181-4. - EDN WYMFHJ.

Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: специальность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Иванова Светлана Юрьевна. -Ставрополь, 2004. -46 с,- EDN LZFKEC.

Киршин Ю. Я. Единство патриотизма и космополитизма / Ю. Я. Киршин // Независимое военное обозрение. - 30.05.2014. - URL: https://nvo.ng.ru/concepts/2014-05-30/10_ edinstvo.html (дата обращения: 20.09.2024).

Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления / В. И. Лутовинов // Studia Humanitatis. - 2013. - № 2. - С. 18. -EDN RSVZFX.

References

Batalin R. A. Enlightened Patriotism of Latin America and the Caribbean in the Context of Globalization. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa = Digital Scientist: Philosopher's Laboratory. 2023; 6(3): 118-127. DOI 10.32326/26189267-2023-6-3-118-127 (InRuss.).

VyrshchikovA. N., KusmartsevM. B. Patriotic Education of Youth in Modern Russian Society. Monograph. 'Volgograd: Nekommercheskoe partnerstvo Izdatel 'sko-poligraficheskij dom «Avtorskoe Pero» = Volgograd: Non-profit partnership publishing and printing house "Author's Pen", 2006; 140 (InRuss.).

VyrshchikovA. N., Tabatadze G. S. The Concept of the City Program for the Formation of Civil Patriotism. Volgograd: KDM. 1997; 15 (In Russ.).

Patriotism as an Ideology of Russia's Revival: A Collection of Articles and Reports. Moskva: Rossiyskiy institut strategicheskikh issledo-vaniy = Moscow: Russian Institute for Strategic Studies. 2014; 260. ISBN 978-5-7893-0181-4 (InRuss.).

Ivanovo S. Yu. Patriotism in the Culture of Modern Russia: specialty 09.00.13 "Philosophical Anthropology, Philosophy of Culture": abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Philosophy / Ivanova Svetlana Yuryevna. Stavropol. 2004; 46 (InRuss.).

Kirshin Yu. Ya. The Unity of Patriotism and Cosmopolitanism. Nezavisimoye voyennoye obozreniye = Independent Military Review. 2014. Available from: https://nvo.ng.ru/con-cepts/2014-05-30/10_edinstvo.html. [Assecced 20 September 2024] (In Russ.).

Lutovinov V. I. Modern Russian Patriotism: Essence, Features, Main Directions. Studia Humanitatis. 2013; 2: 18 (InRuss.).

Налиеайченко И. В. Специфика патриотизма в условиях глобализации культуры / И. В. Наливайчеико // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 2. -С. 27. - EDN OFXOYJ.

Трифонов Ю. Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги / Ю. Н. Трифонов // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. - 2014. - № 2(8). - С. 3-11. -EDN TQSRZJ.

Ahsan Z. Z. In these times of globalization, is National Identity and Patriotism important? -URL: https://www.careerride.com/view/

in-these-times-of-globalisation-is-national-identity-and-patriotism-important-14569. aspx (дата обращения: 08.09.2024).

Bandopadhyay A. In these times of globalization, is National Identity and Patriotism important? - URL: https:// civilserviceindia.com/subject/Essay/in-these-times-of-globalizationis2.html (дата обращения: 08.09.2024).

HerediaR. С. Can India's Patriotism Be Built on Accepting Differences? / R. C. Heredia // New Delhi. - 2018. - Vol. 53.-No. 29.-P.21.

Radhakrishnan N. Gandhi in the Globalised Context. - URL: https://www.mkgandhi.org/ articles/Radhakrishnanphp (дата обращения: 08.09.2024).

Для цитирования: Баталин Р. А. Конструктивный патриотизм в Индии в условиях глобализации // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. - № 5 (69). -С. 227-233.

DOI 10.18522/2227-8656.2024.5.15 EDN WANKFO

Сведения об авторе

Баталин Руслан Александрович

Аспирант кафедры философии и истории Донецкого государственного педагогического университета имени В. Ф. Шаталова

rusbat79@yandex.ru

Nalivaichenko I. V. Specifics of Patriotism in the Context of Cultural Globalization. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2011; 2: 27 (InRuss.).

Trifonov Yu. N. Globalization and Patriotism: Allies or Enemies. Politicheskoye upravleniye: nauchnyy informatsionno-obrazovatel'nyy elek-tronnyy zhurnal = Political Management: Scientific Information and Educational Electronic Journal. 2014; 2(8): 3-11 (InRuss.).

Ahsan Z. Z. In these times of globalization, is National Identity and Patriotism important? Available from: https://www.careerride.com/ view/in-these-times-of-globalisation-is-nation-al-identity-and-patriotism-important-14569. aspx [Accessed 8 September2024],

Bandopadhyay A. In these times of globalization, is National Identity and Patriotism important? Available from: https://civilservicein-dia.com/subject/Essay/in-these-times-of-glo-balizationis2.html [Accessed 8 September 2024].

Heredia R. C. Can India's Patriotism Be Built on Accepting Differences? New Delhi. 2018; 53(29): 21.

Radhakrishnan N. Gandhi in the Globalised Context. Available from: https://www.mkgan-dhi.org/articles/Radhakrishnan.php [Accessed 8 September 2024].

История статьи:

Поступила в редакцию - 29.08.2024 Одобрена после рецензирования -01.10.2024

Принята к публикации - 04.10.2024

Information about author

Ruslan A. Batalin

Postgraduate Student of the Department of Philosophy and History of the Shatalov Donetsk State Pedagogical University

rusbat79@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.