Научная статья на тему 'Конструктивный концепт библиотеки нового типа'

Конструктивный концепт библиотеки нового типа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рубанова Т.Д.

Сокольская Л. В. Библиотека нового типа: компоненты конструкции : монография / Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск : ЧГИК, 2019. 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction concept for library of a new type

Sokolskaya L. V. Biblioteka novogo tipa: komponenty konstruktsii [Library of a new type: construction elements] : monograph. Chelyabinsk, Chelyabinsk State inst. of Culture, 2019. 179 p. (In Russ.)

Текст научной работы на тему «Конструктивный концепт библиотеки нового типа»

РЕЦЕНЗИИ

Сокольская Л. В. Библиотека нового типа: компоненты конструкции : монография / Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск : ЧГИК, 2019. 179 с.

Sokolskaya L. V. Biblioteka novogo tipa: komponenty konstruktsii [Library of a new type: construction elements] : monograph. Chelyabinsk, Chelyabinsk State inst. of Culture, 2019. 179 p. (In Russ.)

КОНСТРУКТИВНЫМ КОНЦЕПТ БИБЛИОТЕКИ НОВОГО ТИПА CONSTRUCTION CONCEPT FOR LIBRARY OF A NEW TYPE

Общедоступная библиотека... О ней сегодня высказываются самые полярные мнения: у нее нет будущего и она обречена по постепенное угасание; она по-прежнему остается единственным доступным для многих пользователей информационным центром; книжные фонды в условиях нынешнего режима финансирования безнадежно устарели; библиотеки ищут и находят новые очень интересные и современные формы деятельности. Этот перечень можно продолжать еще долго. Можно ли в условиях такой поляризации мнений в профессиональной среде предложить конструкцию библиотеки нового типа? Нет, речь идет не о футурологическом прогнозе, а о попытке обозначить компоненты этой конструкции, опираясь на те контуры, которые уже проявились на практике и могут быть названы «трендами».

Монография кандидата педагогических наук доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры Лэси Васильевны Сокольской подтверждает, что это возможно.

Компоненты конструкции новой модели публичной библиотеки автор создает, комбинируя две модели научного осмысления материала: восхождение от абстрактного к конкретному и восхождение от конкретного к абстрактному.

В первой главе - «Библиотека нового типа: поиск новых смыслов» - Л. В. Сокольская идет от уже известной канонической модели публичной библиотеки и, выявляя и анализируя актуальные факторы влияния, вызовы времени, фиксирует необходимость поиска новых смыслов. Эта глава получилась очень информационно-емкой и на удивление оригинальной (хотя трудно сделать оригинальный текст по теме, на которую не писал только ленивый).

В третьей главе - «Новая библиотека как новое пространство», - напротив, по крупицам выявляя отечественный и зарубежный опыт деятельности библиотек в новых условиях меняющейся действительности, Л. В. Сокольская складывает мозаику нового видения библиотеки. При этом профессиональная «зоркость» позволяет рассмотреть даже то, что «многими специалистами воспринималось как неактуальное, несущественное, мелкое», и понять, что некоторые из этих деталей могут иметь «большое потенциальное значение» (с. 8).

Вполне логично, что в первом случае автор опирается на собственный, годами наработанный научный опыт анализа теоретической модели публичной библиотеки, а во втором случае - дает образец поиска, осмысления и интерпретации практических наработок библиотекарей и новых примет библиотечного пространства. Автор препарирует трансформирующуюся «библиотечную идентичность» в попытке понять ее дальнейшие перспективы и проложить вслед за первопроходцами оптимальный маршрут движения к будущему.

Наибольшие возражения (скорее эмоционального плана) вызывают материалы второй главы - «Клиентоориентированность современной библиотеки». Понимая все отсылки автора к основополагающим документам вроде «Руководства ИФЛА по работе публичных библиотек», даже принимая (хотя бы частично) аргументы Л. В. Сокольской и цитируемых ею уважаемых авторов, сложно безоговорочно принять термин «клиент» применительно к деятельности публичной библиотеки.

Критиковать позицию автора сложно, так как многие из приведенных в тексте аргументов имеют право на существование в рамках

со

X

ш ^

ш

CL

Т. D. Rubanova, 2019, по. 4, рр. 113-115

ОТ

ш

>

ш

ос

маркетингового подхода. Пожалуй, только один пассаж содержит смысловую неточность, повлекшую за собой неточный вывод. Лэся Васильевна пишет: «Почти двадцать лет мы именуем тех, кого обслуживаем, пользователями. Задумаемся: контекст слова по его употреблению в русском языке изначально предполагает, что тот, кем "пользуются", испытывает, скорее, чувство подавленности и отторжения пользователя; слово "пользователь" не содержит аспектов сотрудничества, равенства» (с. 39). Но ведь контекст здесь совершенно иной: пользователь - это не человек, которым пользуется библиотека (как это звучит в цитате), а человек, который использует книгу / документ! А такое прочтение начисто лишено оттенков подавленности и отторжения (как, впрочем, и аспектов сотрудничества и равенства).

Думается, укоренение терминов «клиент библиотеки», «клиентоориентированность библиотеки», «библиотечный клиентинг» -это результат мутаций нашего общественного сознания 1990-х гг. Мы слепо приняли на вооружение многое из рыночной модели экономики Запада, без оглядки стали пересматривать и переоценивать наше прошлое (выбрасывая, образно говоря, вместе с водой ребенка - отказывались от позитивных наработок советского периода), возвели в абсолют на волне отказа от идейности / партийности советской библиотеки возможность наличия у общественных институтов (в том числе и библиотеки) ценностных установок. В итоге, как отмечает автор, ссылаясь на С. А. Басова, «библиотечная наука ... [добавлю - и библиотечная практика] ... "упала" в объятия общества потребления, стала проводником технократической идеологии в сфере библиотечного дела».

Нельзя не отметить и тот факт, что в современной профессиональной терминологии, закрепленной в ГОСТ Р 7.0.103-2018 «Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения»1, используется именно понятие «пользователь».

Кстати, в тексте монографии чаще всего используется термин «читатель». Многие фрагменты книги просто иначе бы воспринимались, если бы мы провели автоматическую замену слова «читатель» на «клиент».

Про стиль изложения в рецензиях на наши профессиональные издания писать почему-то не принято. А жаль. У автора рецензируемого издания есть свой стиль. Возможно, повлиял многолетний интерес Л. В. Сокольской к библиотечной журналистике. Когда-то давно

ГОСТ Р 7.0.103-2018 Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Москва : Стандарт-информ, 2018. 30 с.

она инициировала преподавание у нас в вузе такого курса, разработала его авторскую модель и много лет успешно преподает его студентам.

Все наработки в этой области блестяще воплощены в книге «Библиотека нового типа». Книга имеет двойную адресацию: она предназначена не только сформировавшимся специалистам, работающим в библиотеках, но и тем, кто еще овладевает библиотечной специальностью. Вид издания можно было бы обозначить как «популярная монография». А для такого издания очень важен стиль подачи материала.

Стиль Л. В. Сокольской не похож на все еще часто встречающиеся в нашем профессиональном поле наукообразные тексты. Он сложен и вместе с тем ясен и понятен. Автор логично излагает свои идеи, четко проговаривает аргументы того или иного положения, делает обоснованные выводы. В тексте много цитат, и они виртуозно вписаны в ткань повествования. Есть в тексте и определенный эмоциональный заряд, полемический настрой.

Приведу несколько образчиков авторского стиля:

«"жалобы" на вынужденность досуговой деятельности библиотек, ратования за "стерильную библиотеку" -... симптомы профессионального диагноза» (с. 56-57).

«В логике таких рассуждений совершенно в другой оптике видятся знакомые и активно "эксплуатируемые" [.] стихи Д. Быкова "И я иду в библиотеку и там сижу до десяти. Порядочному человеку в России есть куда пойти". К популярному четверостишию следует отнестись более прагматично: чтобы "до десяти" просидеть в библиотеке, в ней, помимо интересной книги или любопытного мероприятия, должны быть вода, еда, туалет, мебель, удобная для сидения, а может быть, и расслабленного отдыха. Более того, для некоторых людей очередность перечисленного может быть такой, что "книга и интересное мероприятие" окажутся не на первом, а на последнем месте, т. е. не причиной, а уже следствием» (с. 37-38).

«Библиотека должна сделать все, чтобы в нее пришли люди. А потом надо сделать все, чтобы они в ней остались: в качестве читателей, посетителей мероприятий, студий, сопровождающих детей и др.» (с. 54).

Очень удачны и названия разделов книги: они не тривиальны и всегда адекватно отражают авторское видение: «Кофе как инструмент ребрен-динга библиотеки», «Библиотечное окно - символ и инструмент», «Прийти в библиотеку: информационные и неинформационные поводы» и др.

Подводя итоги, следует констатировать, что перед нами - зрелая и оригинальная работа. Она состоялась не только потому, что за плечами автора почти 40-летний опыт научно-

Т. Д. Рубанова 2019, № 4, с. 113-115

преподавательской деятельности, но и потому, что все это время Л. В. Сокольская находилась в гуще профессиональных коммуникаций разного рода: она активно публиковалась и внимательно следила за публикациями коллег, тесно общалась с библиотекарями-практиками, участвуя в системе профессиональной переподго-

товки, очень вдумчиво и углубленно работала со студентами. Все это дало автору возможность «многое видеть, наблюдать, анализировать, обсуждать» (с. 7); абстрагироваться от реально происходящего, видеть одновременный срез картины по разным библиотекам разных регионов, сочетать взгляд практика и ученого.

Т. Д. Рубанова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры документо-ведения и издательского дела Челябинского государственного института культуры

T. D. Rubanova, doctor of sciences (pedagogic), professor, chair of documentation and publishing, Chelyabinsk State Institute of Culture

« x

Ш ^

Ш CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.