Научная статья на тему 'Конструктивный и деструктивный потенциал женских социальных сетей и сообществ в решении проблем современной социальной политики в российской Федерации'

Конструктивный и деструктивный потенциал женских социальных сетей и сообществ в решении проблем современной социальной политики в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
384
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЖЕНСКИЕ ONLINE-СООБЩЕСТВА / WOMEN''S ONLINE-COMMUNITY / SOCIAL NETWORKS / ONLINE COMMUNITIES / SOCIAL POLICY / GENDER ISSUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гнедаш Анна Александровна

Рассматриваются примеры того, как в современных информационно-коммуникативных условиях и условиях электронной демократии социальные сети и сетевые сообщества становятся инновационными и конструктивными агентами перемен в поле социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides examples of how social networks and online communities become innovative and constructive actors of changes in the field of social policy in modern information and communication terms and conditions of e-democracy.

Текст научной работы на тему «Конструктивный и деструктивный потенциал женских социальных сетей и сообществ в решении проблем современной социальной политики в российской Федерации»

А. А. Гнедаш

КОНСТРУКТИВНЫЙ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖЕНСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СООБЩЕСТВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современные социальные сети и сетевые сообщества можно рассматривать как инновационных агентов перемен и агентов внесения «диссонанса» (конструктивного или деструктивного) в поле публичной политики как России, так и других стран. В условиях создания электронной демократии мы можем говорить о возрастании роли социальных сетей и сетевых сообществ в жизни всего общества посредством мобилизации социального капитала online- и offline-сетевых структур [5, с. 38].

Социальная сеть — сетевая структура, основой которой являются социальные объекты (люди или организации) и связи между ними. В online-пространстве примером такой сети может служить «Facebook», «ВКонтакте» и др. Структурным элементом социальной сети (узлом) является сетевое сообщество.

Сетевое сообщество — это совокупность горизонтальных связей между людьми, имеющими что-то определенно общее (цели, интересы, взгляды, занятия, хобби, место жительства, пол, национальность, проблемы, обстоятельства и др.). Основой сообщества является общение между людьми и решение определенных задач, ради которых создается сообщество, или решение тех задач, которые возникают в процессе горизонтального взаимодействия членов сообщества. Горизонтальность связей сетевых сообществ объясняется характером их кооперации, а не иерархической власти и зависимости как в вертикальном взаимодействии. Примерами online-сетевых сообществ являются вики-проекты, форумы, чаты [1, с. 39].

Роль сетевых структур в современном обществе сложно переоценить: в день теракта в Домодедово ведущие телеканала «Вести-24» зачитывали в прямом эфире твиты людей, ставших свидетелями взрыва и его последствий, сразу после теракта в Интернете появилась шутка про то, что Д. А. Медведев узнал о теракте из Твиттера.

На сегодняшний день Рунет является элитарной и стратифицированной средой [6], в которой доминируют городские и образованные пользователи с большим разрывом между крупными городами и пригородными районами; 37 млн российских интернет-пользователей составляют менее 40 % населения; те, кто выходит в Интернет, делают это довольно часто и весьма неравнодуш-

© Гнедаш А. А., 2012

Исследование выполнено в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 6-1134-2011 «Сетевой ландшафт российской публичной политики: проблемы развития и безопасность» (АВЦП, 2012).

ны к социальным медиа. На самом деле, если верить статистическим данным [7], доля активных пользователей Интернета, которые постоянно пользуются блогами и online-социальными сетями, в России выше, чем в США. Кроме того, те, кто используют сайты online-социальных сетей, гораздо больше вовлечены в это, чем пользователи в других странах [8].

Рассматривая практики решения проблемных вопросов современной российской социальной политики, можно выделить индивидуальные и коллективные действия сетевых структур в offline- и online-среде, причем репертуар данных действий и инструментов очень обширен — от информационно-просветительской до политической мобилизации и конкретной помощи отдельным людям и семьям.

В апреле 2010 г. женщины Санкт-Петербурга создали общественное движение «Молодые мамы — за справедливый закон», цель которого — добиться принятия закона о страховании материнства с целью защиты работающих матерей в период беременности, родов и отпуска по уходу за ребенком. Все участницы движения были либо уволены в период беременности, декретного отпуска, либо не получили от работодателей пособия по беременности и родам и уходу за ребенком. В декабре 2010 г. в ряде городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Солнечногорск, Саратов, Брянск, Ижевск, Иркутск, Пермь, Владимир, Архангельск, Вологда, Омск и др.) подобные движения и общественные организации провели протестные акции беременных женщин, которым, согласно поправкам в Закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», изменили систему расчета декретных и больничных выплат. Благодаря согласованию действий в сети и проведению акций протеста, будущим мамам удалось создать прецедент. В результате политическое вмешательство президента и премьер-министра потушило разгоревшийся в обществе конфликт и фактически отодвинуло перспективу снижения декретных выплат на два года. Вопрос об изменении декретных выплат остается открытым, и власти придется вернуться к его решению уже в конце 2012 г.

Политическая мобилизация такого рода организаций и движений приводит и к конкретным результатам для отдельных лиц: Санкт-Петербургская общественная организация «Общество содействия социальной защите граждан “Петербургская эгида”», созданная в 2002 г. [4], оказывает юридическую и просветительскую помощь гражданам, пострадавшим от трудовой дискриминации, в том числе беременным и женщинам с малолетними детьми, женщинам, незаконно уволенным и оставшимся без пособий на детей. В 2010 г. «Петербургская эгида» вела 1б судебных дел о восстановлении на работе незаконно уволенных женщин и взыскании причитающихся пособий.

Сетевые сообщества, сформированные в offline-среде, для расширения участников гражданской сети и позиционирования собственной гражданской деятельности активно выходят в online-пространство. Примером может служить РОО «Московский центр гендерных исследований» (МЦГИ), который был создан в 1991 г. и является сетью научных экспертов, специализирующихся на проблематике гендерных исследований [3]. С 2008 г. МЦГИ начал реализацию проекта «Создание сети экспертов по правам женщин в регионах России и подготовка рекомендаций для развития региональных структур национально-

го механизма по гендерному равенству». В рамках проекта шла работа, направленная на предоставление информационной и ресурсной поддержки работающим в регионах активистам женских НПО, преподавателям высшей школы и исследователям для проведения экспертной работы в области прав женщин и гендерного равенства, также осуществлялся мониторинг оценки соблюдения прав женщин в российских регионах.

Расширение институциональных возможностей деятельности экспертной сети МЦГИ связано с ее выходом в опНпе-пространство и формированием оп-Нпе-сообщества на основе женских политических и феминистских интересов: «Forum.gender.ru» — информационно-просветительский форум научного женского опНпе-сообщества, являющийся ответвлением сайта «Gender.ru» (работает с 1999 г.) РОО «Московский центр гендерных исследований». Данный сайт и форум осуществляют информационное сопровождение offline-деятельности МЦГИ. Подобного рода опН^-социальные сети, как правило, обладают достаточными интеллектуальными, финансовыми и административными ресурсами. Основные направления деятельности сообществ данного типа — поддержка социальной активности женщин и женского движения; проведение исследований по правам женщин; экспертиза законодательства и социальной политики государства; развитие гендерного просвещения и образования.

В Краснодарском крае (как и в ряде других регионов РФ) с 2002 г. на интернет-форуме «www.kuban.ru» существует сеть «Родительство», где участники обмениваются информацией, связанной с воспитанием детей, решают вопросы, связанные с благотворительностью и материальной помощью нуждающимся семьям и детям. С течением времени опИ^-контакты были перенесены в реальную жизнь, упорядочены и выстроены на системной основе. Например, на форуме была актуализирована проблема нехватки мест в детских садах. Впоследствии усилиями родителей-чиновников была инициирована, разработана и реализована в рамках социального партнерства бизнеса и власти краевая программа «Поддержка частных детских садов в Краснодарском крае». Обсуждение на форуме тем о брошенных детях и ситуациях в детских домах переросло в создание Краснодарской региональной общественной организации «Вторая мама», одним из проектов которой стало открытие первой в Краснодарском крае «Школы приемных родителей», целью которой были подготовка и обучение будущих приемных родителей, а также поддержка семей, уже имеющих приемного ребенка. В дальнейшем, используя опыт организации и методические материалы, разработанные специалистами Школы, Департамент семейной политики Краснодарского края открыл 40 подобных школ. Гражданская структура на данный момент включена во всероссийскую сеть НКО, деятельность которых направлена на защиту прав материнства и детства, и функционирует на основе грантовой поддержки Общественной палаты РФ [2, с. 60].

Таким образом, сетевые сообщества и социальные сети создают площадки для дальнейшего эффективного сотрудничества с региональными и местными политико-административными структурами по проблемам, опыт в решении которых имеется только у самих сетевых структур.

ОпН^-граждане РФ посредством социальных сетей могут формировать новую политическую повестку: один из постоянных блогеров «Живого журна-

ла» описал в своем «ЖЖ» историю того, как его жене пришлось в одной из московских больниц провести две недели на стуле рядом с кроватью больного ребенка, и предложил президенту Медведеву «самому поспать на стуле». Ссылка на пост дотоле никому не известного человека стремительно разнеслась по социальным сетям, тему также поддержали СМИ, впоследствии на блоговолну отреагировал и сам Д. А. Медведев, в результате началась проверка имущества целого ряда медицинских учреждений по всей России.

Еще одним каналом успешного решения проблемных социальных вопросов является публичное обсуждение законопроектов. Например, Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вызвал широкий резонанс в обществе, в родительских социальных сетях и среди специалистов. В Государственную думу в течение 2011 г. были направлены тысячи писем с конкретными требованиями и предложениями, разными организациями были проведены десятки мероприятий по всей стране: круглые столы, пресс-конференции, форумы, пикеты и митинги, написано множество статей и аналитических материалов. Активно использовалась возможность давать и оценивать комментарии к законопроекту на сайте общественного обсуждения законопроекта, например, на сайте «Democrator.ru» были собраны тысячи подписей. Очень много претензий к законопроекту предъявили и медицинские эксперты. Критика закона была настолько очевидна, что президент Д. Медведев в июле 2011 г. на специальном совещании перенес запланированное принятие закона на осеннюю сессию. Более того, под давлением общественности и экспертов из первоначального текста были исключены наиболее опасные нормы, но за два дня до второго чтения эти нормы внезапно были возвращены в закон, и в итоге закон был принят.

Примеров того, как сетевые сообщества становятся реально действующими политическими субъектами и начинают влиять на власть, множество. Так, в 2009 г. решение уволить директора дома престарелых в г. Ямме было принято губернатором Псковской области А. Турчаком по результатам проверки, проведенной по инициативе блогеров — активистов общественной организации «Старость в радость». Они предоставили псковским властям документальные свидетельства о ситуации в доме престарелых. В результате была создана специальная комиссия по расследованию ситуации в Ямме во главе с руководителем аппарата администрации области М. Жаворонковым. Другие примеры. В мае 2009 г. Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по факту ДТП в Москве, в результате которого погибла беременная женщина. Значительную роль в возбуждении дела сыграл муж погибшей, написавший о происшедшем в «ЖЖ» и получивший значительную волну поддержки в сети. Только благодаря мобилизации сетевых структур в июле 2012 г. удалось оперативно предоставить гуманитарную помощь жителям г. Крымска и Крымского района, пострадавшим в результате наводнения.

Сетевые сообщества и социальные сети, встраиваясь в политический процесс, выступают механизмом донесения до государства основных социальных проблем, с которыми сталкиваются как женщины, так и мужчины, и другие социально-демографические группы. Женские традиционные («неполитические») опііпе-сообщества (сетевые структуры, основными точками соприкосновения которых являются гендерно-стереотипизированные темы: красота, досуг, мода

и т. д.) замыкаются на внутреннем тематическом цикле и обсуждают только приватные темы, не выходят в offline-пространство для решения социальных проблем. Необходимо отметить, что женские «политические» online-сообщества имеют больше ресурсов и каналов для взаимодействия с органами власти, НКО, НПО. Данные сети выходят на более высокий уровень — от обсуждения проблемы непосредственно к ее решению.

Конструктивными практиками женских социальных сетей и сообществ в решении проблем современной социальной политики в Российской Федерации можно назвать такие действия, как: политическая мобилизация в решении индивидуальных и коллективных проблем; расширение offline-сообщества и его позиционирование в online-среде через создание тематических сетевых структур и объединение (модерирование) в этой сети/этом сообществе привлеченных членов; создание online и offline-площадок для сотрудничества с региональными и местными политико-административными структурами по проблемам, опыт в решении которых имеется только у самих сетевых структур; формирование новой политической повестки дня; публичное обсуждение законопроектов.

Библиографический список

1. Гнедаш А. А. Особенности формирования российской гендерной политики в online-пространстве: социальные сети и блоги // Женщина в рос. о-ве. 2011. № 3. С. 39—44.

2. Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. «Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // Полит. исслед. 2009. № 2. С. 60—76.

3. Московский центр гендерных исследований. URL: http://www.gender.ru/index.php?id= 1&subid=1 (дата обращения: 21.06.2012).

4. Общество содействия социальной защите граждан «Петербургская эгида». URL: http://spb-egida.ru/ (дата обращения: 25.06.2012).

5. Рябченко Н. А. Online-социальные сети в публичной политике: семь мостов Египта // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 4. С. 38—53.

6. Onliner Atlas 2008. URL: http://old.initiatived21.de/fileadmin/files/08_N0A/

N0NLINER2008.pdf (дата обращения: 20.06.2012).

7. Russia Has World’s Most Engaged Social Networking Audience. URL: http://www.comscore.eom/Press_Events/Press_Releases/2009/7/Russia_has_World_s_Most _Engaged_Social_Networking_Audience (дата обращения: 28.06.2012).

8. Soldatova G. Russian Schoolchildren as Internet Users: Types and Risk Groups. URL: http://pewInternet.org/Reports/2010/Social-Media-and-Young-Adults/Summary-of-Findings. aspx?r=1 (дата обращения: 18.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.