В .А. СИДОРКИН
КОНСТРУКТИВИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ОПАСНОСТИ ПОЖАРА
Проблемы безопасности существовали всегда, однако именно сегодня эти проблемы особо обострились и оказались в центре общественного внимания.
Безопасность и здоровье человека - значимый социальный индикатор развития общества, и важнейшей потребностью для его функционирования является обеспечение безопасности человека.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) - аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, пожаров [5].
В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Деятельность человека на производстве и в быту приводит к возникновению более 200 тыс. пожаров ежегодно, на которых погибает свыше 18 тыс. человек, в том числе 700 детей.
За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров, ими причинен материальный ущерб в размере более 140 млн рублей. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей.
7 апреля 2003 г. в средней школе с. Сыдыбыл Вилюйского района Республики Саха (Якутия) произошёл пожар. В деревянном двухэтажном здании (1985 года постройки) в момент пожара находились 192 ученика. Тушение производилось подручными средствами населением села, на территории которого не было ни одного противопожарного водопровода.
К моменту прибытия боевых расчётов из райцентра г. Вилюйск, который находится в 22 км, школа практически сгорела. В огне погибло 22 ученика, 39 детей получили ожоги разной степени тяжести.
Аналогичная трагедия случилась 10 апреля 2003 г. в интернате для слабослышащих детей г. Махачкала Республики Дагестан. При пожаре погибло 28 детей.
События, произошедшие в апреле 2003 г. в Якутии и Дагестане, заставляют наше общество кардинальным образом изменить взгляды на безопасность детей и проводить мероприятия, направленные на профилактику подобных трагических случаев, составляющей которых является огонь.
Более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Около 65% пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различного звена образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности, а уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действенных мер по обучению населения правилам пожарной безопасности не предпринимают.
Характерными нарушениями требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях по-прежнему являются:
- недостаточные знания требований пожарной безопасности и отсутствие достаточных навыков поведения обучающихся и преподавательского состава при пожарах и чрезвычайных ситуациях;
- отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты;
- невыполнение работ по огнезащите чердачных перекрытий;
- отсутствие наружных источников противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Потребность общества в подготовке населения, учащихся образовательных учреждений к действиям в ЧС является первоочередной. В то же время учителя образовательных учреждений, преподающие предмет ОБЖ в частности, недостаточно ориентированы на изучение, исследование эмоционального состояния школьников при наличии опасности. Не используется потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей в случае опасности и формировании у них конструктивного отношения к опасности пожара, чрезвычайным ситуациям [4]. Недоработка программ обучения и недостаточность времени, отводимого на изучение вопросов пожарной безопасности в базисном учебном плане, отсутствие в основной массе образовательных учреждений оборудованных классов пожарной безопасности, неинформированность родителей - все это снижает уровень формирования готовности детей к опасности.
Всё, с чем сталкивается школьник в повседневной жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства [3]. Чувства - это одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Одни явления, ситуации нравятся ему, радуют, другие же, наоборот, беспокоят, настораживают, создавая чувство дискомфорта.
Мир чувств детей разнообразен. Повседневно находясь в школьных кабинетах, учителя, а тем более дети не задумываются, не обращают внимания на окружающую угрозу пожарной опасности. Это ветхая, провисающая электропроводка и незакрепленные электророзетки, горючий отделочный материал на стенах, металлические решетки, наглухо вмонтированные в оконные проемы, мебель, расставленная на путях эвакуации из помещений. И в домашних условиях мамы, развешивая над газовой плитой белье для сушки, пользуясь неисправными бытовыми электроприборами, оставляя детей без присмотра, подводят их к опасной черте. А опасность, которая затаилась, и, дождавшись момента, когда человек теряет бдительность, застает его врасплох. Потеря осторожности, отсутствие чувства опасности к возможности возникновения пожара и непредвиденных последствий, как правило, приводят к непоправимым ошибкам.
Человеческие чувства являются положительной ценностью, и жизнь человека невозможна без переживаний. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные с беспокойством.
К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он назвал их, «фундаментальные» эмоции, определяющие все остальные (интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, презрение), которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию или, наоборот, дезорганизуют, тормозят действия, в частности поведение человека в целом.
Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить информацию, которая бы устранила противоречие и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
Эмоциональные состояния определяются имеющимися у школьника желанием или силой актуальной потребности, с одной стороны, и оценкой, которую
он дает вероятности ее удовлетворения, - с другой. Эту оценку вероятности он производит на основе врожденного и ранее приобретенного им опыта. Причем эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. Например, обжигаясь огнем от спички или видя, как горит тополиный пух, а затем пламя охватывает все, что способно гореть, ребенок задумывается о силе и мощи огня, непоправимых последствиях, которые он может принести.
То есть он постоянно вольно или невольно сопоставляет необходимую ему информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая требуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у него в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты в случае пожара в доме, если не знаешь, кто находится там, имеется ли в доме газ или там хранятся легковоспламеняющиеся, горючие жидкости.
На этой основе психофизиологом П.В. Симоновым была разработана формула эмоций, согласно которой
Э = - П (Ин - Ис),
где Э - эмоция (ее сила и качество); П - потребность ( в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Ин - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.
Таким образом, внутри человека как бы находится барометр, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем он располагает, в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции.
Ситуативность чувств проявляется также в том, что одно и то же чувство человек переживет по-разному в зависимости от обстоятельств. Так, ученик, информированный об опасности, идущей от технической неисправности электрооборудования, наличия препятствий на путях эвакуации или брошенного взрослыми окурка на горючий материал (трава, пух, бумага), ощутит беспокойство, дискомфорт и мобилизует себя для дальнейших действий. То ли предупредит взрослых и своих товарищей об опасности, то ли попытается уйти подальше от возникшей угрозы. Другой же, менее информированный, не обратит внимания на создавшуюся ситуацию и спокойно продолжит начатую деятельность, не чувствуя беды.
Оценочная (отражательная) и сигнальная функции чувств непосредственно связаны с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в случае пожара, при отсутствии полной информации человек испытывает страх и двигается от него. Что побудило его так поступить? Вероятно, именно эмоция страха, неизвестность, боязнь получить термический ожог. Чувства как бы определяют направление поиска, способное привести к положительному решению задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к
действию. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов его осуществления.
Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство».
Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Находясь в определенной жизненной ситуации, субъект решает, что ему делать, как и когда, в итоге любого поведенческого акта он получает конкретный результат, характеризующий эффективность данного способа поведения [2].
Согласно А. Маслоу, подобно тому, как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь, точно так же неудовлетворение определенных базовых потребностей приводит к неврозу и психологической неприспособленности [3]. Примером фундаментальных базовых потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда, потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей ведет к болезни, которая может быть излечима только их удовлетворением. Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение и постоянное изменение, и только; фундаментальные, базовые потребности остаются неизменными. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться и определенные психологические потребности.
Потребность в безопасности, стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса. Подобно физиологическим, эти желания тоже могут доминировать в организме. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет философию будущего, философию ценностей. Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.
Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, упорядочению повседневной жизни. Ребенку явно комфортнее, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны одноклассников, родителей, учителей, опасность возникновения пожара вызывают у ребенка тревогу, беспокойство, словом, дискомфорт.
Реакция испуга часто возникает у детей в ответ на столкновение с новыми, незнакомыми, неуправляемыми стимулами и ситуациями. Например, вследствие любознательности ребенка и притягательной силы, еще с древних времен для человека, огня, из-за отсутствия информации и неумелого разведения огня в доме (квартире) возникает неконтролируемое распространение огня, что зачастую приводит к трагическим последствиям.
Потребность редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой [1].
Можно привести сотни и тысячи случаев, когда дети, находясь дома без родителей, в случае пожара берут ответственность на себя, в течение секунд принимают решение и спасают младших по возрасту, находящихся в очаге пожара. Но опять следует заметить, что не каждый ребенок адекватно отреагирует на данную ситуацию.
Мы, взрослые, определенными условиями и средствами, своим поведением, примером реакции на опасность должны учить детей незамедлительно реагировать на ситуацию опасности. Более того, необходимо знать, понимать са-
мим и доводить до сведения детей информацию о физико-химических явлениях, происходящих в процессе горения, скорости распространения и опасных факторах пожара (задымление, повышенная температура, возможность обрушения конструкций, недостаток кислорода), средствах пожаротушения, знаках безопасности и главное, действиях в случае возникновения пожара. Организуя шефство за детскими садами, яслями учащихся средних и старших классов образовательных учреждений в период Новогодних праздников, мы даем возможность старшим детям реализовать самостоятельность, а также чувство ответственности за безопасность младших и передачу последним знаний по отношению к опасности пожара.
Неоценимую помощь школе в обучении учащихся мерам пожарной безопасности, их конструктивному отношению к опасности пожара и воспитанию, становлению личности, профессиональной ориентации (в часы классного руководства, на родительских собраниях, на уроках курса оБж раздела «Пожарная безопасность», на занятиях в учреждениях дополнительного образования) могут оказать действующие сотрудники и ветераны пожарной охраны, спортсмены пожарно-спасательного спорта, курсанты образовательных учреждений пожарно-технического профиля, которые профессионально расскажут об истории, традициях и достижениях пожарной охраны, смелых героических поступках граждан, детей и пожарных в борьбе с огнем и спасении людей.
Мы, взрослые, несем ответственность за воспитание и безопасность ребенка. Имея представление об эмоциональном состоянии детей при возникновении опасности и профессионально подготавливая их, мы сбережем их судьбы.
Литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т. 1. 496 с.: ил.
2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
3. Рогов Е.И. Эмоция и воля. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.: ил. (Азбука психологии).
4. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003. 210 с.: ил.
5. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатом-издат, 1997. 396 с.
СИДОРКИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ старший инспектор отдела Центра обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы МЧС России.